Упражнение N 16. Выполняется в группах по трое. Партнер А выбирает в своем внутреннем опыте три любых отличающихся друг от друга переживания (именно отличающихся: если вы возьмете три разных формально, но одинаковых по существу переживания, то вашим партнерам будет трудно: поэтому не берите воспоминание о завтраке, обеде и ужине в качестве примера трех разных переживаний - здесь больше подходит, скажем, воспоминание о том, как бежал стометровку, как готовил обед, и как лежал на диване). Партнер А по очереди погружается в эти переживания, обозначая их, как "состояние N 1", "состояние N 2"и "состояние N 3". Партнеры Б и В внимательно наблюдают за тем, какая мимика, какое дыхание и какой глазодвигательный стереотип соответствуют каждому из этих трех состояний. На втором этапе упражнения партнер А вновь погружается в те же переживания по очереди, но в другом порядке (например, он может сначала погрузиться в переживание N 2,потом в переживание N 1, потом - в переживание N 3). Задача партнеров Б и В- определить, в каком порядке партнер А погружался в свои переживания на втором этапе упражнения, используя только сделанные на первом этапе наблюдения за мимикой, дыханием, глазодвигательным стереотипом.
С. Горин: Прекрасно, все справились с заданием. Намного легче наблюдать за каким-то процессом, заранее определив для себя опорные точки для наблюдения. Теперь потренируйтесь в постановке кинестетических якорей. Упражнение N 17. Выполняется в парах. Партнер А выбирает два переживания из своего жизненного опыта и сообщает их содержание партнеру Б.
Партнер Б словесно помогает партнеру А погрузиться в каждое из этих переживаний, закрепляя переживание N 1 каким-то кинестетическим якорем N 1 (прикосновение к правой руке, правому бедру), а переживание N 2 - якорем N 2, поставленным на симметричную сторону тела (прикосновение к левой руке, левому бедру). Задача партнера Б на этом первом этапе - помочь партнеру А достичь наилучшей погруженности в переживания, чтобы поставить каждый из якорей на высоте переживания.
Второй этап упражнения заключается в том, что партнер Б в нейтральной беседе "оживляет" периодически якоря NN 1 и 2, обращая внимание на максимальную точность их воспроизведения (прикосновение к той же точке, с той интенсивностью давления). Задача партнера Б на втором этапе - вызвать у партнера А все несловесные реакции (мимика, дыхание, глазодвигательный стереотип), которые соответствуют переживаниям NN 1 и 2, при оживлении якорей NN 1 и 2. После выполнения упражнения партнеры меняются ролями.
С. Горин: Существуют варианты якорной техники для работы с самим собой. Ну, самый простой пример, пожалуй, - это применение якорей для запоминания. Когда вы рисуете крестик на ладони или завязываете узелок на платке, вы тем самым создаете визуальный якорь для запоминания того, что вам предстоит сделать. Но применение собственных якорей более многообразно. Так, вы можете закрепить каким-то якорем нужное вам состояние. Если вы, скажем, привыкли получать чувство бодрости от чашки кофе, то в следующий раз, когда будете пить кофе, ущипните себя за мочку уха.
Повторите постановку такого якоря на чувство бодрости - и в будущем используйте его для получения бодрости без кофе. Аналогичным способом, с помощью якоря, поставленном на самом себе, вы можете получать доступ к любому нужному вам состоянию. В своей практике я рекомендую женщинам, имеющим проблему с достижением оргазма, закреплять каким-то собственным якорем любой достигнутый оргазм, и затем применять этот якорь для более легкого достижения оргазма в других половых актах. Я привел только два конкретных примера, хотя их значительно больше.
При занятиях самогипнозом вы можете быстро погрузиться в транс, закрепив якорем предыдущие состояния транса. Вы можете использовать якорь для засыпания, якорь для творческой активности, якорь для спокойствия... и для сотни других нужных вам состояний. Я не хотел бы на этом останавливаться, потому что интереснее все же применять якорную технику в манипуляциях с партнером. Очень изящно можно применить якорную технику, если вы еще и узнали внутреннюю стратегию партнера по решению какой-то проблемы.
Ну, предположим, что вы хотели бы, чтобы кто-то из партнеров больше доверял вам. Что тут нужно сделать? Вы просто подходите к этому человеку и говорите (подходит к Олегу): "А ты вообще когда-нибудь кому-нибудь доверял?". (Олег после паузы отвечает "Да", в этот момент С. Горин прикасается к правому плечу Олега). Затем вы спрашиваете: "А как ты узнаешь о том, что этому человеку ты доверяешь?" (Дождавшись изменений в мимике и дыхании, С. Горин вновь прикасается к правому плечу Олега).
Олег: Ну, я это чувствую... С. Горин: Он осознает, что он это чувствует, но нас интересует несловесный ответ Олега, его внутренняя стратегия выработки доверия, и этот ответ был более развернутым: глазные яблоки сделали движение влево по горизонтали, затем - вправо вниз. Значит, настоящая стратегия у Олега - "слышу-чувствую". На следующем этапе я верну Олегу его стратегию вместе с якорем (обращается к Олегу): "Когда ты слышишь мой голос, ты можешь почувствовать расположение ко мне?" (Повторяет прикосновение к правому плечу Олега). Олег: (удивленно) Да-а-а... С. Горин:
Положено проверять качество работы... Послушай, Олег, дай мне взаймы пять тысяч! (Олег полез в карман). Спасибо, не надо! Аналогичная стратегия может применяться для выработки чувства симпатии или, если вы хотите, чтобы кто-нибудь обратил на вас внимание. Первый вопрос: "Ты когда-нибудь обращал на кого-то внимание?" - и ставите якорь. Второй вопрос: "А как ты узнаешь о том, что надо обратить внимание?" - и следите за глазодвигательным стереотипом, делая контрольную постановку якоря. Получив стратегию принятия решения о том, что на кого-то стоит обратить внимание (например, "вижу-чувствую"), вы оформляете свою фразу в соответствии с этой стратегией ("Если ты увидишь ля-ля-ля, можешь ли ты почувствовать бу-бу-бу?") и заканчиваете ее оживлением ранее наложенного якоря.
И партнер весь ваш. Я повторяю, что ставить якорь надо тогда, когда вы видите несловесный ответ партнера (на высоте переживания); желательно, чтобы якорь не осознавался партнером; и, наконец, воспроизводить якорь надо с максимальной точностью. И еще: вы можете закреплять какое-либо переживание у партнера сразу несколькими якорями. Вы можете говорить с партнером, повернув голову направо (визуальный якорь), повторяя при этом "так, так, так" или "хорошо, хорошо, хорошо" (аудиальный якорь), и как бы невзначай прикоснувшись к партнеру (кинестетический якорь). Когда вам нужно будет вызвать закрепленное таким способом переживание, вы повторите свое поведение, увеличив вероятность действия якорей просто тем, что их было три. И есть еще одна важная и интересная область применения якорной техники.
Представьте себе, что у вашего партнера есть какое-то отрицательное воспоминание, и вы закрепили его якорем N 1. И у партнера есть какое-то положительное воспоминание, вы закрепили его якорем N 2. Что произойдет, если вы оживите оба якоря одновременно? В жизни ведь невозможно одновременно получить и положительное и отрицательное впечатление, переживание? А происходит следующее: более слабое воспоминание стирается, исчезает, либо, не исчезая полностью, ослабевает еще больше. Это можно использовать для того, чтобы убрать у партнера какое-то неприятное воспоминание,
Правда, нужно позаботиться, чтобы положительное воспоминание было сильнее... Юра как-то жаловался, что он очень волнуется перед экзаменами. Эта ситуация хорошо подходит к технике совмещения якорей, и если Юра не против, мы сейчас поработаем с его волнением... Юра не против. (С. Горин садится напротив Юры, слегка поворачивает голову направо). Юра, вспомни, как именно ты волнуешься. Вот ты зашел в кабинет, где идут экзамены - ты уже начал волноваться? Вспомни последний экзамен, когда ты испытывал сильное волнение (после паузы С. Горин прикасается правой рукой к левому колену Юры). Так, так... Интересно, а можешь ли ты вспомнить первый экзамен, который натолкнул тебя на мысль о том, что на экзамене можно волноваться? (Повторяет прикосновение). Так, так... А ты уверен в том, что это именно волнение? (Повторяет прикосновение). Так... (Обращаясь к аудитории). Все увидели несловесный ответ Юры?
Он действительно переживал сейчас волнение, и мы закрепили его тремя якорями. Отдохни, Юра, встряхнись немного... Мне интересно, а какое чувство ты хотел бы испытывать во время экзамена? (С. Горин поворачивает голову влево). Юра: Я хотел бы быть уверенным. С. Горин: Ты был когда-нибудь уверенным? Ты знаешь, что это за чувство, ты его испытывал в своей жизни? (Юра кивает головой, меняется его поза, мимика; С. Горин прикасается левой рукой к правому колену Юры). Хорошо, хорошо... В какой ситуации ты себя чувствуешь уверенно? Можно об этом рассказать?
Юра: Когда я за рулем автомобиля. С. Горин: (обращаясь к аудитории). Этот вопрос я мог бы и не задавать; можно было просто попросить подробно вспомнить ситуацию, связанную с чувством уверенности, (обращаясь к Юре, вновь поворачивает голову влево). Хорошо, Юра, вспомни свои ощущения за рулем автомобиля. Вспомни их хорошо... Стань уверенным, чтобы мы это поняли (повторяет прикосновение к правому колену Юры). Хорошо, молодец. Ладно, отвлекись. (Обращаясь к аудитории. )
Теперь и положительное переживание закреплено тремя якорями. Те из вас, кто был достаточно внимателен, могли заметить совершенно разные глазодвигательные стереотипы двух этих состояний: волнения и уверенности. Сейчас, пока я вам что-то объясняю, можно проверить, насколько прочно якоря связаны с переживаниями. (Поворачивает голову направо, прикасается к левому колену Юры. ) Пожалуйста, весь первый несловесный комплекс воспроизведен. Посмотри, Юра, как внимательны к тебе участники семинара, где еще ты получишь такое внимание? (Продолжая разговаривать, поворачивает голову влево, прикасается к правому колену Юры. )
Проверка закончена, якоря работают. Сейчас я их совмещу (голова расположена прямо, прикасается сразу к двум коленям Юры). Так, хорошо... Теперь просто посиди... Может быть, тебе будут интересны те изменения, которые уже начались... Давай подождем результата... Так, хорошо... (обращаясь к аудитории) То, что человек погружается в транс при совмещении якорей, совершенно естественно... Ему приходится очень сильно погружаться во внутренний опыт... Я говорю это для аудитории, но, как видите, моя поза остается прежней...
И я жду, когда установится какой-то другой глазодвигательный стереотип... который не соответствует первому состоянию... Все. Позже я прокомментирую подробнее то, что было сделано, а сейчас займусь проверкой качества работы. Юра, когда тебе предстоит сдавать очередной экзамен? Представь свое поведение в этой ситуации. Вот он, этот страшный кабинет со страшными экзаменаторами... (поворачивает голову влево, прикасается к правому колену Юры). Вообрази все это хорошо и подробно... Каким будет твое самочувствие? Юра (удивленно): Я буду спокоен и уверен.
С. Горин: Все, работа сделана качественно. Теперь перейдем к пояснениям. Итак, в ситуации экзамена Юра хотел чувствовать не волнение, а уверенность. Чувство уверенности мы взяли из другого контекста, из управления автомобилем, и перенесли его с помощью якорей в ситуацию экзамена. Для проверки эффективности работы и для продления этой эффективности в будущее мы предложили Юре вспомнить (представить) ситуацию экзамена при задействованном положительном якоре. Можно было и совмещение якорей провести таким же способом, как мы провели проверку. За чем следовало наблюдать?
После совмещения якорей (в случае, если отрицательное переживание ослабло или исчезло) глазодвигательный стереотип либо полностью соответствует второму, положительному переживанию, либо становится каким-то средним, не похожим ни на первый, ни на второй стереотипы. При проверке, подстройке к будущему, глазодвигательный стереотип также должен соответствовать либо положительному состоянию, либо быть каким-то средним. Человек представляет себе отрицательное переживание, но глазодвигательный стереотип выдает для положительного - это и означает, что работа сделана.
Если этого нет, работа нуждается в повторении (если и при повторении нужных изменений нет, следует выбрать другой метод для работы с такой проблемой). Техника совмещения якорей применима к любым ситуациям, которые можно описать формулой: "Проблема в том, что в ситуации М я испытываю чувство X. Вместо него я хотел бы испытывать чувство Y, которое у меня бывает в ситуации Н".
Следуя этой формуле, вы берете чувство Y из контекста Н и переносите его в контекст М, заменяя там чувство Х чувством Y. Помимо волнения перед экзаменом, предстартовой лихорадки, этой формуле соответствуют такие проблемы, как страх публичных выступлений, писчий спазм, необоснованная неприязнь к кому-либо... можно найти сотни примеров. Обратите внимание на то, что если проблема соответствует формуле, то содержанием проблемы можно не заниматься, работая только с процессом изменения. Этим я и предложу заняться в следующем упражнении.
Instagram: @alexandr__zubarev