Альберту Машнину всего 23 года, и зарабатывает он $500 в месяц—сетевым маркетингом в родном Новомосковске под Тулой. Дочери Альберта три месяца, жена не работает. И все-таки он не пожалел суммы, равной его месячному доходу, на то, чтобы незнакомый человек в Минске составил для его семьи четкий финансовый план на много лет вперед. Мечтать не вредно, рассуждает Альберт, но пытаться приблизить мечту гораздо полезнее.
«Хочу уйти на пенсию в 35 лет и до конца дней своих гарантированно получать $800 в месяц»,—формулирует свой план Машнин. В осуществлении этого плана ему готов помочь бывший белорусский банкир Владимир Савенок. Согласно составленной им схеме, к 2017-му годовой доход семьи Машниных превысит $19 000, а в 2029 г.—$26 000. Впечатляет, особенно если учесть, что сейчас экономный Машнин тратит на жизнь только $350 в месяц—то есть $4200 в год.Планы Машнина многим покажутся по меньшей мере утопией. За последние бурные годы мы привыкли жить сегодняшним днем, не загадывать, тут же тратить все, что заработали. Планирование личных финансов? Это «для богатых». Действительно, московские финансовые компании не берутся давать советы людям со средним достатком.
Например, в управляющей компании «Уралсиб» личный финансовый план вам начнут составлять, только если у вас уже есть «живые» $500 000: деньги, которые вы, может быть, когда-нибудь заработаете, компанию не интересуют. Такой же порог для «персонализированного» обслуживания в инвестиционной компании «Ренессанс Капитал». Между тем именно для небогатого человека подобное планирование—иногда единственный способ обеспечить себе достойную старость. В этой истине смогла убедить американцев знаменитая Сьюзи Орман—бывшая официантка, бывший брокер, а ныне—автор шести бестселлеров о личном финансовом планировании и хозяйка бизнес-империи стоимостью в $40 млн. В России советы американских гуру тоже постепенно становятся актуальными. Хотя деньги теперь можно достаточно свободно вкладывать даже за пределами страны, о разных финансовых инструментах у нас знают до смешного мало: по оценкам брокеров, в акции, к примеру, инвестируют не больше 100 000 жителей России. Так что минчанин Савенок решил, что вполне сможет стать «постсоветской Сьюзи Орман».
Книг он пока не пишет, зато дает консультации и устраивает открытые семинары для тех, кто хочет рационально планировать свой семейный бюджет и благодаря этому заработать себе приличную пенсию в будущем. Савеноку—45. Почти все 90-е годы он проработал в Нацбанке Белоруссии: вырос там от главного экономиста до директора департамента и члена совета директоров. В 1998-м уехал работать на Кипр начальником казначейства в торговой компании, по возвращении поработал в Минске в коммерческом банке—и заскучал. Тут-то, пару лет назад, ему и пришла мысль превратить в бизнес свое хобби: планировать семейные бюджеты для знакомых. «Первый финансовый план я составил себе самому,—вспоминает Савенюк.—Хочу через десять лет выйти на пенсию и обеспечить себе $2000 в месяц. Этого вполне хватит для жизни в Минске». Бывший банкир открыл сайт в Интернете и предложил свои услуги всем желающим. Потом возникла небольшая фирма под названием «Личный капитал»: три штатных сотрудника, включая самого Савенка, плюс несколько консультантов на договоре.
Клиенты в основном из Москвы, так что Савенок в последнее время подумывает перебраться из Минска в российскую столицу: уже и квартиру присматривает.Консультант не отказывает в советах никому, даже тем, у кого, как у Альберта Машнина, почти нет денег. «Я давно составляю личные финансовые планы и убежден, что строить прогнозы на будущее гораздо проще тем, у кого сейчас ничего нет,—говорит Савенок.—Это все равно, что выйти в чисто поле и начать строить дом с нуля: легче, чем перестраивать что-то готовое». Взяв деньги за составление плана, Савенок обещает «вести» клиента и дальше—корректировать схему, предлагать новые варианты инвестиций в зависимости от изменения ситуации на рынках и благосостояния своих клиентов.
Причем все это уже бесплатно. Глядя на это, московские финансисты считают Савенока кто шарлатаном, кто бессребреником. «У нас в стране прогноз возможен только до 2010 года,—посмеивается глава департамента маркетинга компании “Ренессанс Капитал” Леонид Игнат.—А здесь предлагают составить план на 20–25 лет вперед. А как же риски, инфляция?» Начальник управления продаж и клиентского обслуживания УК “Уралсиб” Наталья Сусленникова уверена, что никто, кроме «совершенного альтруиста», не возьмется работать на нашем рынке с клиентом, располагающим меньше $100 000.Савенок не бессребреник: он берет с клиентов плату. Но упрекать его в шарлатанстве тоже вроде бы нет оснований: он же не обещает никаких чудес, просто предлагает варианты, основанные на дисциплине, здравом смысле и математических расчетах. Которые, кстати, учитывают возможность изменения процентных ставок на рынке и прогнозы инфляции. «Если люди умудряются жить на $250 в месяц, то они могут откладывать хотя бы 10% от своих доходов»,—говорит Савенок. Если инвестировать по $25 в месяц под 10% годовых, через 5 лет накопишь $5300.
Этой суммы достаточно, чтобы в 60 лет заключить со страховой компанией договор о выплате пожизненной пенсии в $35 в месяц. Но если начать копить на 15 лет раньше—в 40 лет,—к 60-ти набежит $19 000, а это уже $125 в месяц. То есть половина нынешнего дохода. Идеальным возрастом для долгосрочного финансового планирования Савенок считает 30 лет.На таких же простых выкладках основаны и рекомендации американских гуру. Елена Агафонова, директор по маркетингу в одной из московских компаний, как раз собиралась выписать по Интернету книгу о планировании семейного бюджета: хотя они с мужем зарабатывают $3250 в месяц, денег не хватает. Ведь у них обширные планы на ближайшее будущее—менять машины каждые пять лет, накопить приличную сумму на образование ребенка (сейчас их сыну пять лет), улучшить свои жилищные условия. До сих пор попытки Елены и ее мужа Саши сделаться финансистами не увенчались успехом: их активы приносили не более $1000 в год. Но тут наткнулись на сайт Савенока. Заплатив $500, Елена получила подробный план действий, которого так и не смогла составить сама.
Со стороны, наверное, все как-то виднее. Суммарные активы семьи, подсчитал Савенок, составляют примерно $123 000: квартира, две машины, кое-какие сбережения в банке и страховка, которую Елена купила в западной компании два года назад. Но на все это не хватает. «Анализ ситуации я начинаю с того, насколько семья подвержена финансовым рискам,—говорит консультант.—В данном случае семья застрахована от рисков достаточно хорошо, хотя активы распределены не очень рационально». Другая проблема, на которую сразу указывает консультант,—Елена слишком много тратит. Ей надо сократить свои первоочередные расходы на $150–250 в месяц, чтобы к 50 годам—то есть через 13 лет—она и муж смогли бы обеспечить себе гарантированную пенсию по $500 в месяц. Савенок предложил урезать статью «лекарства и врачи», траты Елены на косметику, расходы на отпуск и гараж. Сэкономленное—$500 в месяц—предлагается вкладывать крайне осторожно: в апреле Елена открыла счет с возможностью ежемесячного пополнения в Росбанке—такой счет приносит 12% годовых. А ее муж обзавелся накопительным страховым счетом в лихтенштейнской компании Fortuna, куда должен каждый год перечислять $3500.
Этот актив позволит мужу Елены получать через несколько лет гарантированные выплаты. Так, по расчетам консультанта, получится и пенсию заработать, и машины менять раз в пять лет. Если Елена с мужем захотят экономить на $200 больше, то, может быть, даже к 2021 г. смогут обзавестись новой квартирой в Москве. Елена поначалу хотела действовать агрессивнее—да испугалась. «У нас были большие планы по вложению средств в ПИФы, но кризис ЮКОСа эти планы перечеркнул,—говорит Агафонова.—В принципе можно было закрыть глаза и не обращать внимания на то, как за один день акции российских компаний дешевели на несколько процентов, ведь мы планируем свои инвестиции надолго, а не на один год. И рано или поздно они опять начнут дорожать. Но при мысли, что мы теряем деньги, сердце кровью обливалось».
Столь же трепетное отношение к деньгам демонстрирует и начинающий бизнесмен Альберт Машнин. Его план предполагает постепенный рост его доходов, а значит, и отчислений на накопительные счета. «Я уже на год опережаю свой план»,—гордо заявляет Альберт. Скоро он сможет вложить деньги в более доходные активы—те же ПИФы, российские и иностранные. Савенок придумал для него сравнительно агрессивную стратегию—но все же не такую рискованную, как игра на фондовом рынке. Леонид Игнат из «Ренессанс Капитала» считает, что в Москве Савеноку ничего не светит: «Здесь его ждет жесткая конкурентная среда». Но сам минский консультант уверенно говорит, что прямых конкурентов у него нет: «Искал и до сих пор не нашел». Объявления о частных финансовых консультациях, которыми пестрит Интернет, действительно в основном предлагают налоговую оптимизацию, а не советы, как накопить себе прибавку к пенсии. Проблема, пожалуй, может возникнуть только одна: найдет ли он достаточно клиентов, способных, как Альберт и Елена, отказаться от лишней пары туфель или похода в ресторан ради гарантированных $500 в месяц через 13 лет.
Instagram: @alexandr__zubarev