...Мне около десяти лет. Я возвращаюсь из магазина с трехлитровым бидоном молока и по пути домой захожу в «Промтовары», там я вижу на витрине симпатичную резиновую игрушку - то ли мышку, то ли хомячка и мне очень хочется ее купить. Сдачи, оставшейся после покупки молока на игрушку не хватает, но у меня дома хранится банка с медными копейками, я прихожу домой, добираю необходимую сумму и возвращаюсь в магазин, где вручаю девушке- продавщице горсть меди. Она долго пересчитывает копейки, наконец, небрежным движением ссыпает их в отделение для мелочи и отдает мне мышку.
В каждой семье есть определенная схема обращения с этим многозначным феноменом – деньгами и она напрямую связана с общим семейным сценарием, является его частью. На то как будет зарабатывать и расходовать деньги ребенок влияет отношение к этому процессу людей из его ближайшего окружения : родителей, бабушек, дедушек, друзей и приятелей ребенка.
Каждому из родителей хочется , чтобы в будущем ребенок был финансово состоятелен, имел достаточно денег, чтобы удовлетворять свои потребности и умел их,то есть деньги , зарабатывать.Стратегии для достижения этой цели выбираются самые разные и почему-то далеко не все приводят к желанной цели. Интересно, почему?
На пути к состоятельности . Желания.
Понятие «состоятельность» шире, чем финансовое положение человека. Финансы – это часть реальной состоятельности, которая означает динамическое равновесие между человеком и его окружающей средой. Состоятельный человек осознает свои потребности и знает, как необходимо взаимодействовать со средой, чтобы добиться их удовлетворения. Поэтому, воспитывая ребенка мы должны учить его прислушиваться к своим желаниям, чтобы в будущем он мог отличить их от желаний других людей.
Ребенку трудно выражать и защищать свое желание, если оно не согласуется с желаниями близких. Как- то я стала свидетелем такой сцены: бабушка и мальчик лет 10 стояли около прилавка с видеокассетами. Из разговора я поняла, что мальчику выделили деньги на покупку кассеты, и он хотел потратить их на «Ужастики». Бабушка же уговаривала внука купить что-нибудь более мирное и спокойное. Налицо был конфликт желаний. В конце концов бабушка «продавила» свое желание- мальчик отдал ей деньги и потерял интерес к прилавку с кассетами.
Иногда на консультации или в разговоре со знакомыми родители сетуют на сына или дочь: «Он ничего не хочет, ничем не интересуется!» Возможно, это именно тот случай, когда ребенок не чувствует собственных желаний, похороненных под грудой чужих – мамы, отца или приятелей.
Бывает, что заветные желания реализуются спустя много лет. В детстве моя подруга очень хотела иметь плюшевого мишку. На день рождения в 6 или 7 лет родители торжественно пообещали ей, что купят любую игрушку, которую она захочет.Наступил день рождения и вся семья отправилась в магазин. Это были 70-е годы и на полках отдела игрушек лежали, стояли и сидели мохнатые уродики непонятной прнадлежности вместе с пластмассовыми куклами. Подруга же хотела вполне конкретного мишку- такого, которого часто рисуют в детских книжках, например в книге стихов А. Барто. Девочка растерялась.
Родители заметили колебания дочери и начали наперебой убеждать ее купить что-нибудь полезное – например теплую кофту или платье. Девочка поняла, что мишки не будет, а если она хочет быть хорошей дочерью, то надо отказаться даже от мохнатых уродцев -«Чего деньги тратить зря!» В тот день семья ушла из магазина с пустыми руками, настроение было испорчено у всех. Подруга пронесла свое желание через всю жизнь и став взрослой все-таки приобрела «правильного» мишку который считается ее собственностью и на него не покушается даже ее дочь.
Наверняка вы знаете взрослых, которые дождавшись желанной самостоятельности реализуют свои детские желания – например покупают видеофильмы с «Ужасами», едят невообразимое количество сладкого, целыми днями не моют посуду... Эти люди помнят о своих желаниях из детства, но сколько бывших детей уступили взрослому натиску, «прогнулись» под желания родственников и выбрали институт, «в который мечтал поступить папа», или жениха, который нравился маме.
На пути к состоятельности. Возможности.
Быть в контакте со своими истинными желаниями –это важная, но не единственная часть состоятельности. Хорошо, когда известно, чего хочется, но еще нужно понимать, как это достичь. На язык купли- продажи это переводится примерно так: «Как заработать средства для реализации своих желаний?» В раннем детстве ребенок еще не понимает смысла денег, да они ему и не нужны – все его желания выполняются непосредственно.
Становясь старше ребенок замечает, что для выполнения желания ему надо вести себя определенным образом – например, быть ласковым с бабушкой,когда хочется ее пирожков, или не ссориться с сестрой, надеясь на ее расположение. Вскоре ребенок замечает, что есть универсальный эквивалент, который помогает реализовать многие желания –деньги, и мне кажется, именно с момента этого открытия ребенок должен их получать.
Другими словами, как только ребенок научается производить покупку, очень важно, чтобы у него были собственные деньги. Конечно заработать в 5-6 лет он еще не может , и свои первые деньги ребенок получает от родителей.
Если же собственных финансов нет, то нет и ценного опыта обращения с ними, и позже, когда деньги все- же попадают в руки ребенка какое-то время он учится с ними обращаться – планировать траты, накапливать нужную сумму, разумно расходовать и т. д.
Невозможно научиться читать без книг, также невозможно научиться обращаться с деньгами без реальных денег. Важно так же, чтобы деньги ребенку выдавались вне зависимости от его хорошего поведения, успешной учебы и пр.
В первом случае вы рискуете воспитать удобного для окружающих человека -но насколько удобно быть таким ему?! Во втором - ребенку будет интересен не процесс учебы, получения знаний, а результат - деньги за хорошие оценки.
Не рекомендуется также давать деньги за выполнение домашней работы – это чревато неприятными последствиями. Моя подруга , стремясь подвигнуть детей к помощи по дому, составила реестр расценок на разные виды домашней работы. Через какое- то время она вынуждена была отказаться от этой идеи: «Это какой-то кошмар! По вечерам прихожу с работы – сын и дочь стоят со списком выполненных дел, требуют оплаты, спорят и ссорятся, кому выносить ведро – едва ли не на части его рвут(вынос помойного ведра, как неприятная процедура стоит дорого). Без оплаты , просто так пальцем не пошевелят, стали мелочными, словно порядок в доме, покупка продуктов только мне нужна!»
Какая именно сумма выдается ребенку – зависит от материальных возможностей семьи. Важно, чтобы ребенок все-же понимал ценность этой суммы, что на зарабатывание ее тратится энергия и время родителей и она является частью семейного бюджета.
Для постижения финансового опыта нужно, чтобы своими средствами ребенок распоряжался самостоятельно, родители могут советовать, на что потратить деньги, но окончательное решение – за ребенком, иначе профанируется вся идея приобретения опыта. Сумма должна быть постоянной, например, 50 рублей в неделю, и если она истрачена, до следующего срока выдачи ребенок ничего не получает.
Если ваше чадо тратит всю полученную на неделю сумму на жевачки или наклейки- не мешайте ему, он получает опыт как распоряжаться деньгами.
Когда ребенок вступает в подростковый возраст и много времени проводит со сверстниками,желательно выдавать ему сумму, соотносимую с «заработками» его приятелей.
Если у вашего ребенка денег будет существенно меньше, чем у приятелей – он будет чувствовать себя неловко, если же денег гораздо больше – ваш сын или дочь рискует стать «Дойной коровой» для менее обеспеченных детей, а также спровоцировать их на воровство.
Естественно, надо поощрять желание подростка заработать деньги, если это не вредит его здоровью и основной деятельности – учебе.Девочка-подросток вполне может посидеть с ребенком соседки за деньги, а мальчик – заработать выгуливая чужих собак или разнося пиццу - придумайте вместе с подростком те способы,которые подходят для вас обоих.
Стратегии финансовой состоятельности. Мир взрослых.
Психологи из Новосибирска Горлова М.Ф. и Ефимкина Р.П. описывают несколько стратегий финансовой состоятельности.Они проводят аналогию между процессами пищеварения и зарабатыванием – тратой денег.
«Родители вначале обучают ребенка есть пищу, а потом они должны обучить его ловить и есть пищу в «социальных джунглях», то есть уметь планировать, зарабатывать и оптимально тратить деньги. По тому,как проходит процесс пищеварения, можно понять, здоров ребенок или нет. Точно также по тому, как обходится с деньгами взрослый, можно понять, состоятелен он или нет.»
Далее авторы выделяют восемь финансовых стратегий которые зависят от трех основных параметров : сколько человек планирует заработать, сколько он зарабатывает в реальности и сколько и на что тратит.
1 стратегия -«Горка»
Эта стратегия принадлежит человеку, который зарабатывает больше, чем планирует и при этом мало тратит. В метафоре еды это звучит так: «У меня плохой аппетит, я могу добыть много еды, но я голодаю».
Эти люди не осознают своих реальных возможностей , не верят в собственную высокую стоимость, и нуждаются в поддержке собственной значимости со стороны другого человека. Они привыкли обходится малым и не имеют доступа к своим реальным потребностям. Деньги которые зарабатывают «горки» уходят на людей, которые рядом с ними – это «ямки».
2 стратегия –«Ямка»
Это человек, который планирует заработать много, почти ничего не зарабатывает в реальности и при этом много тратит. В художественной литературе это Эллочка-людоедочка («Двенадцать стульев»), которая имеет высочайшие запросы, сама не работает и тратит весь оклад мужа – инженера.
Из мужских образов это Хлестаков («Ревизор» Н.В. Гоголя), который обладает непомерными запросами, живет за чужой счет и спускает деньги при первой возможности. Проблема «ямок» - неумение зарабатывать, а следовательно, материальная зависимость от партнера, которого они вынуждены эмоционально поддерживать, чтобы не умереть с голоду.
3 стратегия – «Дно»
Обладатели данной стратегии планируют заработать очень большую сумму денег, в реальности ничего не зарабатывают и ничего не тратят. Известная русская поговорка : «По усам текло, а в рот не попало» - это про них. Эти люди не умеют добывать пищу и не умеют есть, от чего испытывают сильный голод.
Как правило это яркие личности с неординарным характером, которые не сумели реализовать свой потенциал. Среди литературных героев это пушкинские Маша из « Дубровского» и Татьяна из «Евгения Онегина» - в конце произведений, вместо живых, полных энергии, страстных женщин мы наблюдаем замороженных существ, потерявших вкус к жизни, пожертвовавших собой во имя долга.
4 стратегия - « Спуск»
Эта стратегия похожа на предыдущую тем, что ее обладатели также планируют заработать много денег, в реальности зарабатывают примерно половину и мало тратят. Положительное отличие от «Дна» состоит в том, что люди «Спуска» все же умеют зарабатывать.
В первом случае « пациент скорее мертв, чем жив», во втором - «скорее жив, чем мертв». Сходство обеих стратегий в том, что их обладатели не способны есть, то есть тратить деньги на себя, поэтому испытывают сильный голод, то есть обладают высокими запросами.
Они отказывают себе в удовлетворении потребностей, надеясь на лучшее в будущем. Потребность же требует реализации в настоящем. Таким образом эти люди недовольны настоящим и испытывают страх перед будущим – вдруг мечта не осуществится никогда!?
5 стратегия – «Подьем»
Люди этой стратегии планируют заработать мало, в реальности зарабатывают вдвое больше, но тратят еще больше. Эта стратегия отражает феномен « нищенского» сознания, когда человек не видит своих реальных потребностей, занижает их и живет сегодняшним днем не беря на себя труд спланировать свое будущее.
В этой стратегии есть оттенок криминальности, так как тратить больше, чем у тебя есть можно только беря деньги в долг, а долги рано или поздно придется отдавать.
Такую стратегию могла иметь старуха из «Сказки о рыбаке и рыбке» - она плохо понимает про свои потребности, сначало думает, что для счастья ей достаточно корыта, потом ей и дворца не хватает. В метафоре еды это выглядит так : « Я не чувствую голода, но сьедаю свою еду и еду соседа».
6 стратегия «Равнина»
Обладатели этой стратегии зарабатывают ровно столько, сколько планируют и тратят все, что есть. Если они планируют заработать много, то если проводить аналогию с организмом – это «понос», «все, что я сьедаю, вылетает из моего организма не задерживаясь».
Такая стратегия не дает возможности накопления, развития и лишает человека страховки на « черный день». Если же человек планирует заработать мало, то это близко к утверждению - «мне ничего не надо, я ничего не зарабатываю и ничего не трачу», в метафоре еды это «голодание».
Оба варианта похожи тем, что такая стратегия ведет к разорению. И понос и голодание истощают организм в одинаковой степени.Среди литературных героев подобной стратегией обладал поздний Плюшкин из «Мертвых душ» Н.В.Гоголя.
7 стратегия «Обрыв»
Это люди, которые планируют заработать много денег, реально умеют это делать, но ни на что их не тратят. В метафоре еды это звучит так «Я не ем, хотя добываю много еды и имею хороший аппетит».
Но если присмотреться внимательно, хороший аппетит не у самого обладателя стратегии «обрыв», а у его нахлебников, то есть человек тратит деньги не на свои потребности, а на потребности близких или организации, которые не отделяет от себя, считает своими собственными.
8 стратегия «Норма»
Люди этой стратегии придерживаются следующего утверждения : «Я знаю, сколько мне надо – я зарабатываю столько, сколько мне надо, трачу я таким образом, что остается запас на непредвиденные обстоятельства».
Запросы такого человека реальны, он имеет представление о собственных возможностях и чувство меры в удовлетворении своих потребностей.
В поисках подходящей стратегии. Мир детей.
Очень интересно наблюдать, как распоряжаются деньгами дети в условиях психологической игры. Изначальные условия одинаковы для всех, но почему-то используют их дети совершенно по- разному, и как в кривом зеркале отражается финансовый опыт ребенка, приобретенный в семье...
Итак – есть отдельное государство со своей валютой, в котором существует несколько сособов заработать деньги. Можно занять государственную должность Редактора газеты и освещать события, происходящие в стране.
Можно стать директором магазина и зарабатывать деньги на разнице между оптовой ценой (той , по которой выдается товар Правителем страны) и розничной – по которой товар покупают жители государства.
Можно придумать множество собственных способов зарабатывания денег – аренда книг или игр, привезенных из дома; проведение уроков танца или спортивного мастерства, чтение лекций, продажа собственных рисунков и т. д. Заработанные деньги тратятся в государственном магазине, где можно купить столь любимые детьми чипсы, кока-колу, жевачки и пр.
В стране действует система штрафов –за нарушение Законов страны - например за драки, нанесение морального или материального ущерба жителям страны и т.д. В конце игры проводится Аукцион, где дети покупают различные амулеты, связанные с событиями происходящими в стране, или личные вещи граждан.
Финансовые стратегии, которые выбирают дети очень выпукло представляют их индивидуальные особенности, преломленные через опыт, полученный в семье и близком окружении.
Лариса 10 лет работает очень много, деньги почти не тратит – ее цель –купить на Аукционе понравившееся ожерелье. Девочка переживает, что может не хватить денег и старается работать все больше, а траты свести к нулю. Ее жизненное кредо – всех победить, Лариса не может позволить что бы ее кто-то обошел на Аукционе, для нее это равносильно поражению.
Для наблюдателя со стороны Лариса –трудоголик, но субьективно она не считает себя таковой и продолжает наращивать обороты.Возможно, причины такого поведения в том, что Ларисины родители предъявляют к ней очень высокие требования, напряженный труд считается нормой, а любая поблажка – ленью и недопустимым пороком.
Максим 13 лет зарабатывает мало, и при этом часто нарушает Законы страны. Выплатив штрафы, мальчик остается без денег. Какое-то время он пытается занимать деньги у более обеспеченных друзей, но долги не возвращает, и вскоре теряет доверие кредиторов.
Максим сильно завидует чужим деньгам, при этом не стремится заработать, а хочет «урвать кусок на халяву». Из личной беседы выясняется, что у него есть дедушка – сталинист , который оказывает сильное влияние на воспитание Максима.
Кирилу и Саше по 7 лет, но стратегии зарабатывания и траты у них совсем не похожи. Кирилл – старший брат в семье, кроме него еще есть годовалый малыш. В лагере Кирилл добросовестно трудится – рисует картинки (дома мальчик посещает изостудию), зарабатывает деньги участием в конкурсах. При этом Кирилл почти не расходует денег – не нарушает Законы страны и редко посещает магазин.
В результате к концу игры мальчик становится одним из самых богатых людей страны – наряду с 12 – 14 летними подростками, у которых ,конечно же, больше возможностей для зарабатывания.
Саша, в отличие от Кирилла – младший брат и его отношения с деньгами непоследовательны. С утра он одержим идеей копить деньги для Аукциона, но перед обедом тратит всю сумму в магазине. Мальчик также рисует картинки на продажу, но в отличии от Кирилла вкладывает в них мало труда, при этом «заламывает» огромную цену, надеясь, что покупатели сделают скидку на его возраст.
Саша привык к уступкам со стороны своего старшего брата и часто эксплуатирует привычную позицию: «Я еще маленький!»
Опыт, получаемый детьми во время игры необычайно ценен. Они начинают по другому относится к реальным деньгам, к самому процессу зарабатывания и труду вообще.
Жизнь в Психологическом лагере не ограничивается финансовыми отношениями –там идет много параллельных процессов – но , как мне кажется, уже ради подобного живого опыта (обогащения, разорения, выживания в условиях конкуренции ) туда стоит поехать.
Вместо заключения.
Деньги –это энергия и как всякая энергия они могут быть использованы во благо и во вред. Деньги – это возможности, но обращению с ними необходимо учиться. Прошло то время, когда мы жили в условиях « социального зоопарка» (метафора Горловой М.Ф. и Ефимкиной Р.П.), где каждому был гарантирован стандартный паек, а попытки заработать чуть больше воспринимались в штыки.
Позже мы пережили шок от понимания, что деньги – это еще не все, что «Богатые тоже плачут!».Если вы хотите, чтобы ваш ребенок был счастливым – научите его прислушиваться к своим желаниям и находить средства и возможности для реализации этих желаний. Научите его быть состоятельным .
Статья Галины Колпаковой, психолога, специалиста по работе с детьми.)
Instagram: @alexandr__zubarev