Случаи, когда супруги работают в одной компании, как известно, не редки. Что это большая беда, как для бизнеса, так и для семьи? А может быть все наоборот? Как выяснилось, большинство мужчин не видят проблемы в совместной работе со своей второй половиной, а у женщин на этот счет совсем другая позиция. Вот, например, что думает об этом директор ТД «Сибирский берег» Игорь Бочаров, у которого, как и положено, чисто мужская точка зрения:
"Мы с супругой одновременно пришли устраиваться в компанию. Правда, тогда мы еще не были зарегистрированы, но уже долго жили вместе. Меня взяли руководителем отдела прямых продаж, а ее торговым представителем. Через 6 месяцев мы стали продвигаться по карьерной лестнице: я перешел на должность коммерческого директора, а она примерно в тоже время стала супервайзером.
Тут-то и начались сложности. Чтобы не давать людям повода для сплетен, я предъявлял к жене более жесткие требования, чем к остальным. Поначалу она страшно обижалась. Но этот вопрос нам удалось корректно решить между собой. Мы договорились, что на работе никаких личных отношений не будет. На мой взгляд, у нас это получилось, поскольку мы оба профессионалы в своем деле.
Но в итоге ей все равно пришлось уволиться. Она выросла из должности супервайзера, а дальнейший рост в компании для нее был закрыт по определению. В «Сибирском береге» есть этический кодекс, в котором черным по белому написано, что родственникам запрещено занимать руководящие посты.
У нас очень долго оставалась открытой вакансия руководителя отдела прямых продаж, но мы ее не назначали на эту должность из-за того, что я коммерческий директор. Хотя по своим знаниям и навыкам она заслуживала повышения. Поэтому было решено, что она уходит. Я считаю, лучше избегать совместной работы, особенно на уровне подчиненный-руководитель. Можно работать в одной компании, но заниматься разными направлениями. Предположим, бухгалтерия и производство".
А вот генеральный директор «One2remember» Наталья Петлякова придерживается другого мнения:
"Когда я пришла в компанию Stimorol на позицию маркетинг директора, там уже около года работал мой будущий муж в должности национального директора по продажам. Так случилось, что у нас завязался роман. Для того чтобы мы смогли пожениться, мне пришлось уйти из компании. Такова была политика организации. Я не жалею о своем выборе. Во-первых, у меня не было перспектив роста, поскольку все вышестоящие посты занимали только экспаты. Во-вторых, я поняла, что больше не хочу быть наемным сотрудником и подчиняться законам компании, которая может влиять на мою судьбу.
В принципе я бы смогла работать с мужем в одной компании наемными менеджерами, но в собственной компании ни за что. У супругов должны быть разные интересы в плане бизнеса. По-моему, очень много в истории примеров, когда партнеры, находящиеся в родственных отношениях, расходятся не красиво. Мне бы не хотелось искушать судьбу".
Ну, а редактор отдела «Клуб потребителей» газеты «Комсомольская правда» Валентина Терехина уверена, что, при наличии здравого смысла, брак и работу можно совмещать:
"Наша с мужем история предполагает много разных этапов: мы были однокурсниками, коллегами, потом семьей. Конечно, это разные состояния. Сложности начались, когда мужа назначили куратором моего отдела. В каких-то моментах, мне казалось, что он мог бы более активно вступиться за отдел. Но он этого не делал, поскольку это выглядело бы лоббированием интересов жены. Когда этот этап закончился, мы, во-первых, договорились, что до половины десятого утра и с семи-восьми вечера о работе не разговариваем. Второе стихийно возникшее условие игры: на работе на вопросы, где мой муж я не отвечаю, потому что я с ним не работаю психологически.
С одной стороны нас в редакции воспринимают, как семью, а с другой у каждого здесь своя кредитная история и каждый сам по себе делал карьеру. Я 11 лет отработала в «Комсомолке» до появления статуса жены заместителя главного редактора, поэтому я чувствую себя здесь самостоятельной единицей. Мы к счастью, друг друга никуда не двигали. Кстати, при советской власти в «Комсомолке» было негласное правило: если люди, работающие на этаже, женятся, то кто-то один уходит. Сейчас этого нет.
Мы с мужем стараемся не ущемлять свободу друг друга, не торчим друг у друга в кабинете, не контролируем общение на этаже. Сейчас даже ездим на работу разных машинах. И это помогает разряжать обстановку. Все удивляются. Но я говорю, что у меня масса своих женских дел. Например, четверг у нас официальный «Девочкин день». Я набиваю свою машину подружками, и никто не смет нам мешать: мы едем в кафе, кино, театр. Во всем нужен здравый смысл и чувство самосохранения. Если не расставаться 24 часа в сутки, то можно расстаться навсегда".
Того же мнения придерживается и психолог, тренер Института клиентских и кадровых технологий Руслана Амелина:
"На мой взгляд, работа супругов в одной компании вполне возможна без проблем. На Западе довольно распространена практика ведения семейного бизнеса, подчиняющаяся одному главному правилу: личные и служебные отношения не должны мешать друг другу. Наш менталитет предполагает четкое разделение социально-ролевого или гендерного поведения мужа и жены, иными словами, есть мужские и женские обязанности, есть традиционно мужские и женские профессии.
Если оба супруга соглашаются с традиционным подходом, то они могут спокойно работать в одной компании на разных позициях, соответствующих уровню притязаний каждого из них. Но если кто-то из супругов не согласен с таким раскладом, в их рабочих, а потом и в личных отношениях возникают сложности и конфликты. Так, муж может не одобрять стремление жены выйти в руководители, если он сам - рядовой клерк, а жене может не понравиться, что ее мужчина невысокого мнения о ее лидерских качествах.
Я считаю, что собственникам семейного бизнеса проще договориться о разделении ответственности, и даже прописать этот вопрос юридическим языком, в то время, как наемные работники-супруги не застрахованы от профессиональной ревности ничем, кроме умения общаться друг с другом и выяснять причины обоюдного недовольства. Приведу пример из моей практики. Мужчина-руководитель обнаружил, что отношения с женой ухудшились после того, как она вышла из отпуска по уходу за ребенком, и устроилась в его компанию на должность начальника отдела региональных продаж. Он стал ревновать ее к другим мужчинам и личным достижениям. Муж предложил ей стать обеспеченной домохозяйкой. В итоге они договорились, что она уйдет в другую компанию. Пока ситуация устраивает обоих, хотя муж до сих пор опасается, что она скоро обгонит его в карьерном плане и станет более успешной и обеспеченной, чем он сам.
Бывает и так, что супруг, не имеющий профильного образования, определенных знаний и навыков, вмешивается в бизнес мужа или жены и подрывает его изнутри. Так случилось с одним глянцевым журналом. Стоило жене владельца получить должность директора, как она настроила своей неразумной политикой против себя весь коллектив редакции. Кроме того, ее распоряжения никак не соответствовали политике продвижения на рынке и увеличения прибыльности издания. В итоге, сначала уволились журналисты и рекламные менеджеры, недовольные урезанием гонораров и возросшей нагрузкой, потом ушел и главный редактор с оставшейся командой. Так непрофессиональные действия супруги едва не обанкротили бизнес мужа.
Есть примеры и удачного сотрудничества супругов, но, по моим наблюдениям, этому способствует в первую очередь, гармония в семейных отношениях и атмосфера доверия и уважения друг к другу. Конечно, в бизнесе действуют более жесткие правила игры, но гармоничная супружеская пара обладает важным конкурентным преимуществом - умением спокойно и уважительно договариваться друг с другом по любой проблеме".
А вот практикующий психолог, руководитель ЦПК «ВерФь» Вера Васильева уверены, что от совмещения личного и рабочего - больше проблем, чем радости:
"По моим наблюдениям, в большинстве случаев совместная работа супругов в качестве наемных менеджеров не несет ничего позитивного. Например, между специалистом по рекламе и директором рекламного отдела завязался роман, который плавно перерос в брак. Люди в порыве страсти «зациклились» друг на друге и потеряли контроль над действительностью. В результате неразберихи в делах, руководитель не смог подписать два важных контракта, фирма потеряла порядка 2 млн. у.е. и он был уволен. Часто молодожены становятся интровертами по отношению к социальной жизни и деятельности, поэтому в большинстве западных фирм сразу после свадьбы супругов отправляют на 1-2 недели в путешествие, чтобы разум и чувства пришли в равновесие.
Но по мере появления домашних проблем муж и жена автоматически переносят их на рабочее место. Возможность видеть друг друга целый день и контролировать деятельность партнера является дополнительным раздражителем. И вот уже весь офис вместо того, чтобы работать с удовольствием участвует в «Санта-барбаре» по мотивам семьи Пронькиных.
Если супруги являются собственниками бизнеса, и ответственность за бизнес поделена грамотно, то партнеров по браку помимо семьи связывает еще и общее дело; пока оно растет и крепнет, участие обоих супругов в бизнес-процессе еще больше сплачивает семью. А когда дело уже поставлено «на ноги», роль женщины слабеет, постепенно она уходит «в тень». В такой ситуации участие в бизнесе супруга сказывается негативно на личной жизни женщины, она не может расслабиться после работы, получая двойную психологическую нагрузку, постепенно все более погружается в стрессовую ситуацию. В таком случае, женщине лучше заняться своим делом или сосредоточить свои усилия на семье".
Instagram: @alexandr__zubarev