Практикум общения со стервой |
Год назад в нашей компании появился новый начальник юридического отдела. Марина блестяще знает свое дело. Но она очень резкая, часто позволяет себе обидные замечания, любит выставлять коллег неучами. Неудивительно, что с первых дней работы Марина приобрела репутацию стервы. Я руковожу отделом логистики, постоянно пересекаюсь с Мариной, так как вся документация проходит через юристов. У нас в отделе некоторые даже подумывают об увольнении из-за такой обстановки. Однако я склонен считать, что, работая в коллективе, надо уметь договариваться. Но с Мариной пока не получается. Что мне предпринять?
С уважением, Семен
Алексей Кранин, психолог, тренер:
Как можно понять из письма, стервозность Марины проявляется в создании высокого напряжения вокруг себя, высокомерии и склонности к несправедливой, обидной критике. Даже если этот человек социально успешен и привлекателен внешне, такое поведение все равно сообщает о каких-то внутренних проблемах. Ее отношение к коллегам и подчиненным заставляет их невольно отвлекаться от работы и погружаться в личные переживания. Из-за этого и возникает основной психологический дискомфорт – находясь в так называемой «зоне этики», люди не могут адекватно отвечать, и вынуждены либо обходить выходки сотрудницы молчанием, либо «перемещаться на ее поле» и «отвечать той же монетой», т.е. предъявлять открытые личные претензии. Разумеется, снижается эффективность работы, потому что в зоне напряжения блокируются межличностные контакты, нужные для бизнеса.
Находясь в подобной ситуации, люди пытаются не столько добиться конструктивного решения проблемы, сколько отомстить – в явной или неявной форме. Неявная форма мести – это распускание неприличных и часто вымышленных слухов и сплетен с целью подорвать репутацию, снизить авторитет – так реализуется подавляемое при личном контакте желание оскорбить обидчицу. Но такие разговоры за спиной только создают иллюзию снятия напряжения. В результате они все равно доходят «до адресата», что создает новый виток конфликта.
Помните, что изменить стерву нельзя, но притормозить, скорректировать поведение - не только можно, но и нужно. Внутренне разделите бизнес, рабочие проблемы и личное отношение к данному человеку. Для этого существует хорошая техника «отключения эмоций». Когда вас начинают резко критиковать, не оправдывайтесь – ни вслух, ни про себя, не включайтесь в ситуацию спора на уровне «ты плохой – сама такая». Внимательно слушайте, что вам говорят, и «отделите зерна от плевел»: вот здесь оппонент давит на мои личные качества (это нужно просто игнорировать), а вот тут - говорит по делу.
Каким образом это осуществить на практике? Хорошо срабатывает защитная фраза, произнесенная очень четко и без заигрываний: «Может, я и плох, и не нравлюсь вам, но нам нужно решить конкретный рабочий вопрос, с наименьшими потерями». И дальше смело озвучивайте свои мысли по этому поводу.
Еще одна полезная техника: «Вы говорите, что…» Ее нужно использовать, когда на вас сваливают множество проблем, с негативной оценкой вас и вашего поведения. Повторно проговорите проблемы, при этом негативные оценки, личные претензии и нападки на вас пропустите.
Если ситуация становится настолько острой, что вы готовы обратиться в «последнюю инстанцию», то есть пожаловаться руководству – помните, что ваши претензии должны быть конкретными, и только по делу.
Instagram: @alexandr__zubarev