Главная
Блоги
  Войти
Регистрация
 
Главная> Магия, гадания, непознанное>Священная наука чисел

Священная наука чисел


Instagram: @alexandr__zubarev
Священная наука чисел
число 0

     Строго говоря с метафизической точки зрения, ноль не является числом и не относится к миру чисел. Ноль есть источник всех чисел, понимаемых как отдельные от единого основания силы, принадлежащий к иному неделимому измерению. Метафизический ноль содержит в себе все числа как потенциальную возможность части отделиться от целого. В системе арканологии ноль соответствует двадцать первому Аркану, который именно поэтому имеет второе название - Аркан нулевой и который содержит в себе все девять первых Арканов. Метафизический ноль символизирует собой Абсолют, соединяющий в себе Дух и Материю. Такой ноль представляет собой всеобъемлющий круг с бесконечным радиусом и окружностью. Вспомним одно из определений Бога, данное Блезом Паскалем: "Бог есть круг, центр которого везде, а окружность нигде". Абсолютный божественный статус метафизического нуля проявляется и в его взаимоотношениях с другими числами - если его присоединить к другим числам справа, он увеличивает число на один порядок - десять, если же умножать и делить на ноль, то он растворяет любое число до полного уничтожения. В этом проявляется верховная, управляющая функция, как символ Абсолюта по отношению к другим числам, произошедшим из нуля. Еще раз повторимся - сам по себе ноль не является числом. В одной из Станц, приведенных в "Тайной Доктрине" Блавадской говорится: "Всё есть единое число, исшедшее из Не-числа". Так вот, символом этого Не-числа является кольцо, ноль, круг, порождающий из себя другие цифры. Первое, что должно проявиться из круга - это единица, представляющая собой вертикально проведенный диаметр. Это лишний раз подтверждает мысль, что в основу Мироздания положено число. Вселенная построена по принципу строгой гармонии, подчиняемой математическим закономерностям.

     Ноль есть Тайна из тайн, символ непроявленного мира, Источник всех чисел, всех последующих проявленных форм, Парабрахман индуистов, Эйн-Соф каббалистов, Единый элемент, представляющий Дух и Материю в нерасчлененном состоянии. Ноль представляет собой синтез Бесконечного пространства и Вечного времени, символику всего потенциального, непроявленного, латентного. Ноль можно считать "орфическим яйцом", олицетворяющим собой Начало всех вещей, пребывающее во сне и порождающее точку (единицу), из которой возникают все остальные числа. Единица, в свою очередь, есть отражение и противоположность ноля. Исследователь символов Х.Э.Керлот утверждает, что с точки зрения человеческого существования, ноль символизирует смерть как состояние, в котором жизненные силы претерпели трансформацию.


     число 1 (монада)

     Тройственный символизм единицы и ее графическое изображение

     Эзотерическое значение единицы не столько в том, что она представляет собой первый порядковый элемент натурального ряда чисел с точки зрения современной математики, сколько в том, что она выступает как символ целостности и единства. В своем божественном аспекте единица выступает символом активности, духовным принципом, проявляющимся из непроявленного состояния и графически изображаемым радиусом в круге (Божественная активность). В аспекте природном (космическом) единица предстает символом единства и активности природы. И наконец, в человеческом аспекте единица символизирует собой активную духовную волю человека, что выражает прямую позицию живого человеческого тела в вертикальном положении.

     Графическим изображением единицы является вертикальная линия, стрела, устремленная вверх или буква А (Алеф).

     Атрибуты и сущность единицы

     Еще Диоген Лаэртский стремился показать определяющую роль единицы буквально во всем: "Начало всего - единица; единице как причине подлежит как вещество неопределенная едини-двоица; из единицы и неопределенной двоицы исходят числа; из чисел - точки; из точек - линии; из них - плоские фигуры; и т.д."

     Сен-Мартен, желая подчеркнуть чисто духовный характер единицы, проявляющийся лишь при соприкосновении с другими числами, символизирующими собой материальные планы бытия, утверждал, что единица помноженная сама на себя всегда дает результатом единицу и поэтому не может производить ничего нового. К числу таких единиц философ относил один Божественный мир, одно солнце для этого мира, один огонь, в котором мир может сгореть. Именно по причине своей изначальной отделенности от мира множественного, единица называлась монадой.

     Мэнли Холл приводит следующий список атрибутов единицы: "Она называется умом, потому что ум устойчив и имеет превосходство; гермафродитом, потому что является в одно и то же время мужчиной и женщиной; четной и нечетной, потому что будучи добавлена к четному числу, дает нечетное, а добавленная к нечетному, дает четное; Богом, потому что является началом и концом всего, но сама по себе не есть ни начало, ни конец; добром, поскольку таков по природе Бог; вместилищем материи, потому что производит дуаду, которая существенно материальна… Будучи между большим и меньшим, монада равна самой себе; между намерением и свершенным она посредине; во множественности она среднее, и во времени она настоящее, потому что вечность не знает ни прошлого, ни будующего".

     Число "один", как видно из приведенных свидетельств, символизирует собой не только единство, но и первотолчок, первое движение и начало. Единица - это прежде всего воля к проявлению, творящее Божество, само находящееся в состоянии однородного нерасчлененного бытия. Творящее Божество обеспечивает переход мира из состояния сна (пралайи) в состояние активного Бытия. Х.Э.Керлот определяет единицу как "активный принцип, который раскалываясь на ферменты, приводит к многообразию, приравнивается к мистическому Центру, Светящейся Точки и к Высшей Силе".

     Число "один" эзотерические учения отожествляют с понятием "Центра мира", представляющем собой неподвижный перводвигатель, непроявленную точку, насыщенную творящей силой. Плотин приравнивает Единое к благу, высшей нравственной силе, видя во множественности - зло. Агни-йога много говорит о Едином Элементе, лежащем в основании вселенной и о принципе единства, представляющем собой проявленное существование Единого Элемента.


     число 2 (дуада)

     Тройственный символизм двойки и ее графическое изображение

     Эзотерический символизм двойки состоит в том, что она представляет собой первое отражение единицы и поэтому символизирует собой, с одной стороны, идею противопоставления, разделения единого, а с другой стороны, соответствия и однородности противопоставляемых сил, свойств и понятий. В своем божественном аспекте двойка олицетворяет собой принцип Божественной Субстанции (Divina Substantia), Майи (иллюзии), набрасываемой подобно покрову на Свет единого духовного Бытия. В аспекте природном (космическом) двойка представляет символ Субстанционального Космического Сознания как единой реальности, которое словно тончайшее зеркало отражает сияние Единого Духа. В человеческом аспекте двойка есть, с одной стороны, символ двойственного Андрогина, разделяющего человеческое существо на женскую и мужскую природу, а с другой стороны, есть символ женского начала и проявления первого противоречия.

     Графическим изображением двойки является, так называемый, "солнечный крест", символизирующий оплодотворение вертикальной черты (Дух) горизонтальной черты (Материя). Другим символом является лунный серп с двумя полосами, который в свою очередь символизирует ребро Адама, из которого была создана женщина.

     Атрибуты и сущность двойки

     Двойственность, лежащая в основе самого числа, предопределила его два значения, одно из которых является символом непросвященности (следствие разделенности, закономерно ведущей к следующему этапу деградации - неведению), и символом единой мудрости (которая рождается из преодоления двойственной природы непросвященности). Пифагорейцы, не любившие двойку за вносимое в мир начало разделения, дали ей по словам Мэнли Холла следующие символические наименования: "Дух, зло, мрак, неравенство, нестабильность, подвижность, дерзость, смелость, спор, материя, несходство, разделение между множественностью и монадой, дефект, бесформенность, неопределенность, гармония, терпимость, корень, подножие горы, источник идей, мнение, ошибка, изменяемость, робость, импульс, смерть, движение, порождение, разделение, долгота, прирост, сложение, союз, несчастье, внушительность, женитьба, душа и наука".

     Исследователь символизма чисел В.Н.Топоров говорит о следующих свойствах двойки: "Число два лежит в основе бинарных противопоставлений, с помощью которых мифопоэтические и ранненаучные традиции описывают мир. Оно отсылает к идее взаимодополняющих частей монады (мужской и женской как два значения категории пола; небо и земля, день и ночь, как значения, принимаемые пространственно-временной структурой космоса), к теме парности, в частности и таких ее аспектах, как четкость, дуальность, двойничество, близнячество".

     Сущность двойки возможно понять прежде всего в отношении к единице и понятию делимость. Если сакральная единица, которая находится с двойкой в состоянии постоянного напряжения никогда не подвержена делению, то двойка, первое четное число, делима, однако с метафизической точки зрения она сводится е единице. А.Дугин, желая подчеркнуть негативное отношение к двойке религий и традиций, пишет, что "в индуизме двойка соответствует Пракрите (материальному, проявленному миру) или, иными словами, Пуруше (1) плюс его Отрицанию (Пракрити), что совокупно дает первую онтологическую диаду".

     Четность в сакральной науке чисел всегда соотносилась с материей и ее свойством деления на одинаковое число частей, в то время как нечетность была символом духа, или вообще неделимого нацело или делимого на неравное число частей.

     Емкую характеристику сакральной сущности и атрибутов двойки дает Х.Э.Керлот: "Два обозначает "эхо", отражение, конфликт и противовес или противопоставление; или мгновенное успокоение сил, находящихся в равновесии; число также соответствует прохождению времени: линии, идущей из прошлого в будующее; геометрически оно выражается двумя точками, двумя линиями или углом. Оно также символизирует первое неделимое ядро материи, природу в ее оппозиции к Творцу, луну как противоположность солнцу. Во всей эзотерической традиции двойка рассматривалась в качестве чего-то зловещего: она означала тень и бисексуальность всего сущего или дуализм (представленный в известном мифе о Близнецах) в смысле соединяющей связи между бессмертным и смертным, или между неизменным и изменяющимся. В мистическом символизме ландшафта в мегалитической культуре два ассоциируются с горой в виде мандорлы, центральным пунктом символического Превращения, образующего тигель жизни и включающего два противоположных полюса: добра и зла, жизни и смерти. Кроме того, два - это число, ассоциирующееся с Magna Mater (Великой Матерью)".

     Каббалистическая традиция, напротив, считает двойку Божественной Мудростью, способной отражать свет Высшего Духа, не внося в этот процесс никаких искажений. По представлениям В.Шмакова двойка, олицетворяющая собой Божественную Изиду есть "вторая ипостась Абсолютной Первопричины - Единого Вселенского Духа", выражающая собой "Мировое Пассивное (отражающее) Начало", принцип Познания, основанного на свойстве человеческого сознания - "антиномии".

     К примерам проявления числа два относятся все дуалистические модели мира, встречающиеся в самых разнообразных традициях - гностицизме, манихействе, китайской натурфилософии с ее разделением года на две половины - Ян и Инь, двойственные силы в алхимии, правая и левая колонна в каббалистическом Древе Сефирот, Король и Королева а алхимии. Агни-йога говорит о двойственности как космическом принципе бытия, связанном с действием Божественной Иллюзии и о двойственности природы человека, тормозящей обретение эволюционного единства.


     число 3 (триада)

     Тройственный символизм тройки и ее графическое изображение

     Эзотерическое значение тройки состоит в том, что она, представляя собой начало синтеза, соединяет воедино и примиряет конфликт между двумя противоположностями, в том числе и между единицей и двойкой и поэтому считается первым совершенным нечетным числом (ибо единица, как уже говорилось, не в счет). В своем божественном аспекте тройка олицетворяет собой принцип Самосознания субстанционального Бытия в совокупности своих атрибутов и свойств, то есть Бытия, вышедшего из своего однородного состояния в состояние неисчерпаемой множественности возможностей. Такое Самосознание будет синонимом Высшего Разума, Великого Архитектора, творящего из однородной субстанции Первоматерии (2) проявленный космос (4). В своем природном (космическом) аспекте тройка по выражению В.Шмакова есть "Кинетическая Деятельность Первоматерии, Конечный синтез, где все совершенно, закончено и раз навсегда предопределено", есть Тернер и Первообраз, способный творить, вырисовывая на космическом зеркале Великой Матери свой набросок вселенной. Иначе говоря, в природном аспекте тройка символизирует тройственную природу мира, состоящего из Неба, Земли и Человека. В человеческом аспекте тройка означает тройственное строение гомо сапиенс, чью внутреннюю природу принято разделять на Дух, душу и тело.

     Графическое изображение тройки является восходящий или нисходящий треугольник, три точки, трехлучевая звезда, а также трезубец, три зубца которого символизируют равновесие между принципом "OBITO" ("поддавайся, будь послушен, внимай") и принципом "IMO" ("наперекор, сопротивляйся, проявляй активность"). Можно сказать, что тройка кроме всего прочего графически образует половину окружности, включающей в себя рождение, зенит и нисхождение. Тройка выражает таким образом триединую основу мира, одновременно объединяющую в себе созидающие, охранительные и разрушающие силы природы.

     Атрибуты и сущность тройки

     Свойство примирять противоположные тенденции, лежащие в основе тройки, предопределили символические наименования данного числа, которыми его наградили пифагорейцы: "дружба", "мир", "справедливость", "благоразумие", "умеренность", "добродетель". Сущность тройки состоит в том, чтобы снимая противоречия и упраздняя прежнее двойственное состояние бытия, рождать новое состояние, выводящее мир на качественно иной уровень.

     С этой точки зрения важно увидеть эволюцию самого понимания тройки в различные эпохи, показанную исследователем символики чисел А.Ольгиным: "Интересно, что христианский термин "троица" начал употребляться во втором веке Тертуллианом вместо слова "триада". И в этом видели глубокий смысл. В отличие от "триады", которая, как считается, выражала значение "трое разных", то есть подчеркивала различия, "троица" обозначает "совокупность, объединение трех", где главенствующая роль принадлежит Единому (Отцу), то есть воплощает идею семьи: Отца, Матери, Ребенка".

     Сущность тройки можно лучше понять, осознав ее связь с единицей и двойкой. На эту тему подробно высказывается Мэнли Холл: "Священность триады и ее символа - треугольника - следует из того факта, что она делается из монады и дуады. Монада есть символ Божественного Отца, а дуада - Великой Матери. Триада, будучи сделанной из них, является, следовательно, андрогинной и символизирует тот факт, что Бог порождает свои миры из себя и его творческий аспект всегда символизируется треугольником. Монада, переходя в дуаду, способна стать родителем потомства, потому что дуада была лоном Меру, внутри которой вызрел мир и внутри которой он все еще существует в виде эмбриона".

     В отличие от предполагаемого негативного характера дуады священность триады глубоко позитивна и несет в себе полноту изначальной единицы. Об этом пишет А.Дугин: "Число три, напротив, имеет позитивный характер, т.к. оно получено добавлением к негативному два вновь обретенного Единства. И в любом случае, является ли это добавление Единства предшествующим Двойственности (3=1+2) или последующим за этой Двойственностью (3=2+1), оно всегда рассматривается как метафизическая ценность. Отсюда вытекает универсально позитивный характер Троичности, Троицы практически во всех традициях и в особенности в Христианстве. Приведем пример из Библии в отношении третьего сына Адама-Сифа, который вновь обрел утерянный Рай, заменив отцу убитого Авеля. Этот сюжет точно соответствует логике происхождения чисел. Авель (единица) угоден Богу. Каин (двойка) не угоден Богу (его жертвы Бог отвергает), так как Два есть отрицание Единицы. Это отрицание дополнительно выражается в убийстве Каином Авеля. Сиф (третий сын) есть возврат к Единству (Единство Рая, состояние до грехопадения Адама - 3=1+2) и замещение убитого Авеля (единицы), то есть 3=2+1. Поэтому гностические доктрины говорили о двух "Сифах", двух возможностях преодоления Двойственности: о Сифе, вернувшемся в Рай и ушедшем из мира множественности навсегда, и о Сифе, Праотце всех праведников, вместо Авеля давшем начало чистой ветви человечества, то есть о Сифе - источнике особой благодатной, духовной множественности. Любопытно заметить, что само имя Сиф, по древнееврейски "seth", тождественно санскритскому корню "sat", Чистое Бытие".

     Число три является первым по-настоящему нечетным и священным в своей нечетности числом именно потому, что оно создано по образцу и подобию единого начала, выраженного числом один. Тройка стоит впереди двойки за счет того, что к ней (двойке) добавляется метафизически превосходящее ее и старшее число - единица. Поэтому Х.Э.Керлот определяет тройку как "гармоничный результат воздействия единства на дуальность". Он утверждает также, что "это число связано с базовыми принципами и выражает самодостаточность или возрастание "единства в самом себе"". Данное свойство подтверждает производный, сыновний, характер появления тройки в результате взаимодействия его метафизических родителей - единицы и двойки. Как это бывает и в земной родительской традиции, отец нередко передает сыну свои основополагающие черты и свойства. С другой стороны возрастание "единства в самом себе", то есть накопление свойств единицы, обязательно приводит к снятию противоречий между противоположными силами, или к "нейтрализации бинера" (как говорит В.Шмаков), в точности также, как рождение ребенка в нормальной семье, как правило, духовно сближает родителей. Все это позволяет Х.Э.Керлоту сделать вывод, что "тройка олицетворяет решение кофликта, поставленного дуализмом".

     Утверждение принципа единства между двумя полюсами в силу своей гармонизирующей функции позволяет отождествить тройку с принципом мудрости, поскольку его использование дает людям возможность управлять временем, организуя настоящее, предвосхищая будующее и применяя опыт прошлого.


     число 4 (тетрада)

     Тройственный символизм четверки и ее графическое изображение

     Эзотерическое значение четверки в том, что она выражает идею Божественного творчества, представляя собой Первообраз, первый акт Творения. В своем божественном аспекте четверка выступает символом Имени Непознаваемого Бога - Тетраграмматона, известного как "Йод", "Хе", "Вау", "Хе". В.Шмаков дает следующую расшифровку каждого из священных букв Имени Бога: "Йод - это эмблема Самодовлеющего Бытия, Хе - это Внутреннее Самосознание Единого Бытия, Вау - это Порождение Йода и Хе - Общий Андрогин - Самосознание Божества в Своей Божественной Природе, Хе - это Внешнее Самосознание Субстанции". В аспекте природном четверка олицетворяет собой число космических стихий, являющихся творящими силами Вселенной (земли, воды, воздуха и огня) и четыре времени года. В аспекте человеческой природы четверка символизирует собой четыре, стоящих ниже по отношению к "высшему я", тела человека - физическое, эфирное, астральное, ментальное; четыре типа темперамента - холерик, меланхолик, сангвиник, флегматик; четыре жизненных периода - детство, юность, зрелость, старость.

     Графическим изображением четверки считается пирамида, являющаяся объемной фигурой и символом Божественного Огня. Эта фигура формируется четырьмя треугольными гранями. Другим изображением четверки является крест - символ космического равновесия и пересечения духа и материи.

     Атрибуты и сущность четверки

     Сущность четверки и ее назначение - быть статической целостностью и проявлением идеальной устойчивой структуры Мироздания - предопределило ее атрибуты и свойства. Мэнли Холл дает следующую характеристику четверке с позиции пифагорейского символизма: "Тетрада (число четыре) рассматривалась пифагорейцами как изначальное, всему предшествующее число, корень всех вещей, источник Природы и наиболее совершенное из чисел. Все тетрады интеллектуальны; из них возникает порядок, они опоясывают мир, как Эмпиреи, и проходят через него". Согласно словам Пифагора Бог является Числом чисел потому, что декада, или десять, состоит из 1,2,3 и 4, то есть потому, что четверка есть символ первых четырех чисел. Тетрада связывает собой все вещи, числа, элементы, временные структуры, проявляющиеся как периодические циклы. В.Н.Топоров указывает, что четверка всегда присутствовала во всех мифах о сотворении вселенной: "Четыре стороны света, четыре главных направления, четверка богов, или четыре ипостасных бога (к примеру, четыре Перкунаса в литовском фольклоре, которые олицетворяют четырех богов - стражей четырех сторон Света), четыре элемента, четыре времени года, а также четыре века (ведийские обозначения четырех эпох). Четыре компонента актуализируются в тех геометрических фигурах, которые имеют наиболее мифопоэтическое значение - квадрат, мандала, крест".

     Пифагорейцы связывали с сущностью четверки как живого проявления Бога такие свойства, как "стремительность", "сила", "мужество", "держатель ключа к Природе" и называли ее "гармонией" и "первейшей глубиной".

     Емкую характеристику четверке дает Х.Э.Керлот: "Четыре является символом земли, земного пространства, человеческой ситуации, внешних природных пределов "минимального" осознания тотальности и, в конечном счете, рациональной организации. Это число приравнивается к квадрату и кубу, а также обозначает крест, представляющий четыре сезона и четыре стороны света. По принципу четверичности смоделировано большое число материальных и духовных форм. Это число ассоциируется с материальными достижениями и со стихиями. В мистической традиции оно обозначает тетраморфность".

     Каббалистическая традиция связывала с четверкой такие свойства, как устойчивость и милосердие, которые, в свою очередь, рассматривались как производные от мудрости. Четверка гармонически объединяет такие противоположные понятия и полюса, как дух и материя, движение и покой, и воплощает в себе принципы универсального порядка, целостности, симметрии, совершенного равновесия, соответствия внутреннего и внешнего, завершенность и прочность.

     Интересную психоаналитическую интерпретацию смысла числа четыре, и шире - четверичной структуры мироздания, предпринял К.Г.Юнг:

     "Квартерность следует понимать как некий универсальный архетип. Она являет собой логическую предпосылку всякого целостного суждения. Для такого суждения необходимо наличие четырех аспектов. К примеру, если вы хотите описать горизонт как нечто целое, вы называете четыре стороны света… Четыре элемента мы встречаем повсюду: четыре первичных свойства материи, четыре цвета, четыре варны в Индии, четыре пути духовного совершенства в буддизме. Точно так же существует четыре аспекта психической ориентации, и это их свойство (собственно, количество) наиболее принципиально из того, что мы можем о них сказать. Для самоопределения мы нуждаемся в функции, которая утверждает, что имеется нечто (ощущение); в другой, которая устанавливает, чем является это нечто (мышление); в третьей, которая показывает, подходит нам это нечто или нет, желаем ли мы его принять (чувство); и, наконец, в четвертой, определяющей источник этого нечто и его направление (интуиция). И это все, что мы можем об этом сказать… В идеале завершенность - это круг, сфера, а ее минимальное естественное деление - четверть.

     Квартерность или квартерион часто имеет структуру 3+1, в которой один из элементов занимает особое положение или обладает несхожей с остальными природой (трех евангелистов символизируют животные, а четвертого - ангел). Именно "четвертый", дополняя трех других, делает их чем-то "Единым", символизирующим универсум. Зачастую в аналитической психологии подчиненная функция (то есть функция, которая не находится под контролем сознания) оказывается "четвертой", а ее интеграция в сознание является одной из главных задач процесса индивидуализации".


     число 5 (пентада)

     Тройственный символизм пятерки и ее графическое изображение

     Эзотерическое значение числа пять состоит в том, что пятерка выражает идею "совершенного человека" с развитой волей, способного поместить себя в центр креста стихий и управлять ими. В своем божественном аспекте пятерка выступает символом искры Абсолюта - Монады, представляющей собой индивидуализированную частицу Целого. По определению Шмакова "каждая отдельная монада - луч эманированный Божеством, является определенным аспектом Божества и вселенной". В природном аспекте пятерка означает космическую сферу с четырьмя элементами и сторонами света, управляемую единым Высшим Элементом - Духом, находящимся в центре. Иначе говоря, проявление пяти в царстве природы может быть обозначено как процесс одухотворения природы или космоса. В аспекте человеческой природы пятерка символизирует собой замкнутый и бесконечный микрокосмос Посвященного Иерофанта, Мага, находящегося в центре четырех стихий и управляющего как внешними, так и внутренними природными силами.

     Графическим изображением пятерки является пентаграмма - пятиконечная звезда, выступающая либо в прямом, либо в обратном, то есть перевернутом положении. Различные тайные школы и ордена вписывали в пентаграмму фигуру человека или голову козла. Если пентаграмма прямая, тогда голова помещается в высшую точку, а расставленные руки и ноги - по другим углам фигуры. Если же пентаграмма обратная, или перевернутая, тогда фигурой, которую в нее вписывают темные ордена и школы, является фигура козла, символизирующего собой дьявола, отца лжи, носителя зла. И прямая, и обратная пентаграмма применялись в оккультной практике: прямая пентаграмма - в белых традициях и орденах для защиты от темных сил, ударов, проклятий, энвольтаций, обратная пентаграмма - в черных ложах и центрах для нанесения ударов, вызывания разрушительных сил, ослабления или даже смерти противника. Считалось, что пятая Сефира Древа Сефирот - Гебура, выступающая как основа перевернутой пентаграммы, участвовала в практике так называемого "оживления левой руки" (К.Агриппа), после чего маг получал способность внушать ужас и парализовывать волю живых существ.

     Атрибуты и сущность пятерки

     Сущность пятерки и ее назначение вытекает из ее происхождения, которое эзотерические учения считают сакральным и связывают с союзом четного и нечетного чисел (3+2), то есть со священным космическим браком неба и земли. Индивидуализированное начало, божественная искра, микрокосмос по своей сути всегда находятся в состоянии поиска, напряжения и совершенствования. Начало, символизируемое пятеркой, стремится вырваться из грубоматериальной тюрьмы воплощенного существования к свободе и власти над стихиями и формами этого мира. Мэнли Холл дает следующее описание характеристик пентады:

     "У греков пентаграмма была священным символом света, здоровья и жизнеспособности. Она также символизирует пятый элемент, эфир, поэтому что он свободен от влияния четырех нижних элементов. Она называется равновесием, поэтому что разделяет совершенное число десять на две равные части.

     Пентада есть символ Природы, потому что, будучи умножена сама на себя, она возвращается к себе, точно также, как зерна пшеницы, рождающиеся в форме семени, проходят через природный процесс и воспроизводят семена пшеницы в виде окончательной формы своего собственного роста. Другие числа, будучи умножены сами на себя, дают другие числа, но только пять и шесть возвращают при этом свое исходное число как последнюю цифру в произведении".

     Пятерка, как символ владычества Духа над природными силами, всегда выражала идею борьбы человека со своей смертной природой для достижения состояния бессмертия. Пятый элемент - Дух или Высшая Воля - подобно мечу поражает низшую материю души, потому в алхимии, по свидетельству Густова Мэринка, подобная практика называлась "переплавлением трупа в меч". Об этом пишет и Мэнли Холл: "Для философов было привычно скрывать элемент земли под символом дракона, и многим героям поручалось идти и сразить дракона. Тогда они вытаскивали свой меч (монаду) и вонзали его в тело дракона (тетраду). Этим завершалось формирование пентады, символа победы духовной природы над материальной".

     Сущность пятерки становится понятной при рассмотрении тех чисел, которые в разных комбинациях составляют число пять. Так 1+4 представляет собой уже рассмотренный выше символ торжества Духа над Материей. Сокровенная библейская традиция заключается в отождествлении всех видов Материи, в том числе и тончайшей субстанции души в ее райском состоянии, с числом четыре - отсюда символ четырех рек, вытекающих из Эдемского Сада, движение которых находилось во власти Херувима Иезикииля, способного вращать четыре элемента подобно колесу. В том случае, если перед нами другая комбинация цифр 4+1=5, то значит Дух побежден воздействием природных сил. Если представить пятерку как результат сложения тройки и двойки, то речь может идти о совершенном или стремящемся к совершенству человеке. Если же 5=2+3, тогда данная комбинация символизирует собой черного мага. Именно об этом случае говорит Блавадская: "Число Пять было составлено из Двоячности и Троичности, и из них именно Двоячность внесла беспорядок и смятение во все, что имело совершенную форму". "Тайная Доктрина" Блавадской содержит глубокую обобщенную характеристику мистического смысла пятерки, в которой разные традиции видели различные аспекты: то пятичленного человека, то принцип индивидуального самопознания личности (манас), то "всемирную квинтэссенцию, жизненный флюид или жизнь" (Рагон, Агриппа, Мебиус):

     "Оно (число пять; прим. С.Ю.Ключникова) символизирует одновременно Дух Вечной Жизни и дух жизни и земной любви - в человеческом комплексе; и оно включает божественную и адскую магию, и общемировую и индивидуальную квинтэссенцию бытия. Таким образом, пять мистических слов или гласных, произнесенных Брахмою при "творении", которые в дальнейшем стали Пантадашами (некоторые ведические гимны, приписанные Брахме), являются в своей творческой и магической потенциальности белою стороною пяти черных, тантрических Ма-кара. "Созвездие" является как бы бессмысленным и нелепым словом, тем не менее, даже помимо его анаграмматического значения в сочетании с термином Кумара, числовое значение его первого слога и его эзотерического разрешения в число пять имеет весьма большое и оккультное значение в тайнах Природы".

     Созвездие Ма-кара содержит в себе ключ к правильному толкованию его как имени: "ма" означает пять, "кара" - рука с пятью пальцами, то есть пентагон или пятиконечная звезда.

     Х.Э.Керлот дает числу пять аналогичную характеристику: "Пять символизирует человека, здоровье и любовь, а также квинтэссенцию, действующую на материю. Это число включает в себя четыре оконечности тела плюс голова, которая их контролирует, а также четыре стороны света вместе с центром. Hieros gamos (священный брак) обозначался числом пять, так как он представлял собой союз принципа неба (три) с принципом Великой Матери (два). Геометрически пять является пентаграммой или пятиконечной звездой. Оно соответствует пятиугольной симметрии, общей характеристике органической природы, золотому сечению (как замечено пифагорейцами) и пяти чувствам, представляющим пять "форм" Материи".

     Пятерка, занимавшая также видное место в библейском символизме, индивидуализирует принцип движения, искания, динамического равновесия, активности.

     Полное описание принципа пятеричности, лежащего в основе числа пять дает Керлот: "Традиционно число пять символизирует грехопадение человека, но, будучи приложенным к земному порядку вещей, оно означает здоровье и любовь. Эзотерическое учение рассматривает это не как следствие, а как причину наличия пяти конечностей на руках и ногах человека. Соединение числа пять с телом человека, присущее романскому периоду, распространено по всему миру, от Англии до Дальнего Востока. Агриппа Неттеслеймский описал образ человека с распростертыми руками и ногами, соответствующий пентаграмме. На числе пять основано много талисманов и амулетов - не только в связи с человеческим телом, здоровьем (или физической целостностью), любовью, но и потому, что пятеричность символизирует весь материальный мир (выраженный четверичностью) плюс центр или пятая (высшая) сущность. В Марокко, например, чтобы уберечься от дурного глаза, повторяют фразу "хамса фи айнек" ("пять в твой глаз"). Некоторые исламские обряды и понятия образовались с учетом пятеричности: существует пять религиозных обязанностей, пять ключей к тайному знанию, пять главных молитв и пять раз повторяемая священная клятва. У китайцев пять является самым важным из чисел. Пятеричность в целом представляет естественный жизненный ритм, космический миропорядок. По пятеричной "модели" образовались (среди других) такие группы, как: пять планет (Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн); пять природных форм (металл, растения, вода, огонь, земля); пять цветов (белый, черный, синий, красный, желтый); пять музыкальных тембров (бронзовый, каменный, шелковый, деревянный и глиняный); пять основных ландшафтов (горы и леса, реки и озера, холмы и поля, родники и болота)".


     число 6 (гексада)

     Тройственный символизм шестерки и ее графическое изображение

     Эзотерическое значение шестерки состоит в том, что она считалась "числом Творения" ("Бог за шесть дней сотворил мир"), символом космического равновесия и божественной симметрии, выражающим соединение противоположностей, единство полярностей, выбор разнонаправленных путей. В своем божественном аспекте шестерка выступает как символ закона аналогий, выраженного на геометрическом языке: "Нижнее аналогично верхнему, и верхнее аналогично нижнему". Мебиус указывает на далеко идущие следствия, которые возникают при применении данного принципа: "По организации нашего тела мы можем судить об организации Солнечной системы, по тернеру теософскому - о тернере частей нашего тела и т.д.". В аспекте природном шестерка олицетворяет собой среду, в которой эволюционный и инволюционный поток энергий либо соединяются либо разъединяются. Эти потоки носят и разрежающий ("Solve"), и сгущающий ("Coagulo") вещество характер. В аспекте человеческой природы шестерка символизирует принцип свободы воли, душевной гармонии и распознавания между добром и злом.

     Графическим изображением шестерки является шестиконечная звезда - гексаграмма, называемая также звездой Давида, Соломоновой печатью, символом Андрогина, знаком Вишну. Она состоит из двух взаимопроникающих и зеркально отражающих друг друга треугольниках.

     Атрибуты и сущность шестерки

     Сущность шестерки хорошо выражает космический закон единства и борьбы противоположностей, гармонии и полярности мужского и женского начала. Мэнли Холл говорит о том, что это число "называлось пифагорейцами совершенством всех частей… формой форм, сочленением Вселенной и делателем души". Он пишет: "Греками гармония и душа рассматривались как подобные по своей природе, потому что все души гармоничны. Гексада является также символом женитьбы, потому что она образует союз двух треугольников, один женский и другой мужской. Среди ключевых слов, относящихся к гексаде, такие слова: "время", поскольку она считается измерением длительности, "панацея". Потому что здоровье есть равновесие, а гексада есть равновесное число. "Мир", потому что мир, подобно гексаде, часто видится состоящим из гармонизированных противоречий. "Вседостаточность", потому что ее частей достаточно для всеобщности (3+2+1=6). "Неутомимость", потому что она содержит элементы бессмертия".

     На Востоке шестерка обычно представляет в качестве универсального символа пространств: "Крест Пространства буддхи (интеллекта)" вмешает в себя четыре стороны Света и два боковых ответвления - плюс Зенит (вверх) и Надир (вниз). Блавадская указывала на мистическую связь, существующую между шестеркой и свастикой - символом, присутствующим в самых различных культурах и традициях: "Мало мировых символов, которые были бы так насыщенны истинным оккультным значением, как свастика. Она символизируется цифрою шесть. Подобно этой цифре, в своем конкретном представлении она указывает, так же как и идеограф числа, на Зенит и на Надир, на Север, Юг, Запад и Восток; всюду встречается единица и единица эта отражается во всех и в каждой единице. Это есть эмблема деятельности Фохата, постоянного вращения "колес" и четырех стихий, "Священных Четырех" в их мистическом, а не только в одном их космическом значении; далее ее четыре руки, согнутые под прямым углом, тесно связаны, как это показано в ином месте, с весами Пифагора и Гермеса. Посвященный в тайны значения свастики, говорят Комментарии, "может начертать на ней, с математической точностью, эволюцию Космоса и весь период сандхья"".

     Интересную интерпретацию смысла шестерки, воплощенного в символе шестиконечной звезды, дает современный исследователь проблемы чисел А.Ольгин: "…Восходящий треугольник - треугольник Иисуса Христа - символизирует эволютивный процесс нашего Искупления. В этом случае нисходящий треугольник - треугольник Марии - элемент инволютивного процесса Воплощения. Stauros показывает, что Искупление - цель, а Воплощение - средство". Х.Э.Керлот дает несколько иной взгляд на природу шестерки и на ее атрибуты: "Шесть, символизируя амбивалентность и равновесие, заключает в себе союз двух треугольников (огня и воды) и тем самым означает человеческую душу. Древние греки рассматривали его в качестве символа гермафродита. Оно соответствует шести направлениям пространства (по два на каждое измерение) и прекращению движения (т.к. для Творения понадобилось шесть дней). Отсюда оно ассоциируется с испытанием и усилием. Было также установлено его отношение к девственности и весам".

     Число шесть выступает также как иллюстрация закона аналогий, формулой которого является знаменитый тезис Гермеса Трисмегиста: "Как наверху, так и внизу". Оно представляет собой яркое отражение принципа подобия низшего высшему и наоборот. Вложенность друг в друга двух треугольников символизирует собой принцип космического единения. Именно по этой причине Пифагор связывал число шесть с планетой Венера. Рагон писал на сей счет: "Сочетание двух полов и разделение материи по троичностям необходимы для развития зарождающей мощи, этого плодородного свойства и стремления к размножению, врожденному во всех телах.

     Итальянский мистик Мальфати де Монтереджио писал о природе шестерки: "Число шесть, как заключающее второй тернер (Вишну - время), заключает в себя число пять со всеми его символическими значениями - как шесть, как замкнутое пять, как замкнутый эллипс. Так как шесть состоит из трижды двух и дважды трех, то в нем осуществляется полностью не только безотносительный идеал и безотносительная реальность, как таковые, как дух мира, заключенный в яйце мира, в том смысле, как это понимали древние, но также идею развития из самого себя, идею относительности пола, в третьей степени двух - восьми; и этот самый пол в третьем тернере выражается бесконечной индивидуальностью".

     О сакральном смысле шестерки высказывалось множество оккультистов и эзотериков - Фабр д'Оливье, подробно разбиравший смысл шестой Сефиры и буквы еврейского алфавита, Сен-Мартен и, наконец, Яков Беме: "Шестое качество выраженной воли есть звук, делающий ее понятной, как Слово; оно зарождается одновременно в двух огненных центрах…

     В этом шестом качестве находятся священные имена, божественные силы действующего единства; они находятся одновременно в двух огненных центрах…

     Здесь в особенности находится чудотворный Тетраграмматон - центр всемирных деяний Божьих, которые действуют в обоих фокусах и которыми нечестивые духи злоупотребляют, извращая их в Центре Природного Огня.

     И это имя заключает в себе основания всей Каббалы и всей Магии.

     Шестая форма или качество природы в Науке или Желании есть Слово - божественный язык, Звук или Голос Сил, из которого исходит Святой Дух, в средоточии силы".


     число 7 (гептада)

     Тройственный символизм семерки и ее графическое изображение

     Эзотерический символизм семерки состоит в том, что она представляет собой законченный циклический процесс или явление, при котором троичная сущность всегда облекается в четверичную материальную форму. Все проявленное мироздание пронизано семеричными структурами. В своем божественном аспекте семерка, как коренное среди "числ предвечных", олицетворяет собой идею полноты проявленного цикла с его единством идеальных (троичность) и материальных (четверичность) качеств. Она выражает идею господства духа над формой. В своем природном аспекте данное число будет означать семеричную полноту проявлений. В своем человеческом аспекте семерка выражает идею победы высшей триады над четверкой низших тел, рождающих в человеке ощущение отдельности.

     В своем графическом изображении семерка представляет собой семилучевую звезду или пантакль, нижняя часть которого имеет квадратичную форму, а верхняя - треугольную.

     Атрибуты и сущность семерки

     Символизируя собой совершенство макрокосма, соединенного с микрокосмосом, семерка означает целостность, полноту, высшую симметрию, тайну, всеохватность, законченность. Мэнли Холл пишет о пифагорейском восприятии семерки следующее: "Пифагорейцы называли гептаду, семерку, достойной поклонения. Она считалась числом религии, потому что человек находится во взаимодействии с семью небесными духами, которым человек делает приношения. Она часто называется числом жизни, потому что полагали, что рожденный через семь месяцев после зачатия человек живет, но те, кто рождается через восемь месяцев, часто умирают. Один автор называет ее Девой без Матери, Минервой, потому что она родилась из головы Отца, Монады. Ключевыми словами к гептаде являются "удача", "случай", "опека", "управление", "правительство", "суждение", "сновидения", "голоса", "звуки" и то, что ведет вещи к их концу. Божества, чьи атрибуты были выражены гептадой, - это Осирис, Марс, Клио (одна из Муз)".

     Универсальность числа семь, его всеобщий характер подчеркивали многие исследователи проявлений числового символизма в различных культурах. Так В.Н.Топоров пишет: ""Магическое число семь" (по словам Дж.Миллера) характеризует общую идею вселенной, константу в описании мирового дерева, полный состав пантеона, число сказочных героев-братьев ("Семь гномов", "Семь Симеонов"), число дней недели, число дней праздников, количество цветов спектра, тонов в музыке, основных запахов стереохимической теории, константу, определяющую объем человеческой памяти. В некоторых культурно-языковых традициях существует семеричная система счисления и/или число семь выступает вообще как наиболее употребительное число, характеризующее почти универсально все, что исчисляется в мифопоэтическом космосе".

     По свидетельству Блавадской о сакральном значении числа семь знали задолго до Библии, где эта тема получила дальнейшее развитие - еще Гесиод применял высказывание "седьмой есть священный день". Основательница теософского общества дала свой подробный список тех областей бытия, где число семь проявляет свою священную природу: "Употребление числа семь никогда не было ограничено одной народностью. Это достаточно свидетельствуют семь ваз в Храме Солнца около развалин Бабиана в Верхнем Египте; семь огней на протяжении веков постоянно горящих перед алтарем Митры; семь священных храмов арабов; семь полуостровов и семь островов; семь морей; семь гор и рек Индии и Зохара; еврейские Сефироты или Духи; семь созвездий, упомянутых Гезиодом и Гомером; и все нескончаемые семеричности, которые встречаются востоковедами в каждом открытом ими манускрипте".

     Блавадская следующим образом видит сущность семерки: "Рассматриваемое как совокупность, состоящая из шести и единицы, или Шестеричности и Единства, число семь было невидимым центром, Духом всего, ибо не существует шестиугольного тела без седьмого свойства, которое составляет центральную точку, как, например, кристаллы и снежинки в так называемой "неодушевленной" природе. Кроме того, число семь, говорят они, имеет все совершенства единицы - числа чисел. Ибо, как абсолютное единство не связано и неделимо, следовательно, не имеет и числа, и ни одно число не может воспроизвести его, так же точно и число семь - ни одна единица, заключающаяся внутри декады (десятки), не может породить или воспроизвести его. И именно четыре дает арифметическое деление между единицей и семью, ибо оно превосходит первую тем же числом (три), так же как оно само превышается семью, ибо четыре на столько же чисел превышает единицу, на сколько семь превышает четыре".

     Как всегда емкую и полную характеристику числа со всеми его атрибутами дает Х.Э.Керлот: "Семь символизирует совершенный порядок, полный период и цикл. Заключает в себе союз троичности и четверичности и поэтому наделено исключительной ценностью. Оно соответствует семи направлениям пространства (т.е. шести существующим измерениям плюс центр), семиконечной звезде, примирению квадрата с треугольником посредством наложения последнего на предыдущий (как небо на землю) или путем вписывания одного в другой. Это число образует базовую серию для музыкальных нот, спектральной шкалы и планетарных сфер, как и для богов, соответствующих им; а также для главных добродетелей и противоположных им смертных грехов. Оно также соответствует кресту с его тремя измерениями, и в заключение, это символ страдания".

     Практически все авторы (Генон, Блавадская, Э.Леви), писавшие о числе семь, указывают на его связь с процессом проявления. Об этом же говорит Мэнли Холл: "Число три (дух, ум, душа) снисходит в четверку (мир), и результатом является сумма семь, или мистическая природа человека, состоящая из тройного духовного тела и четырехсоставной материальной формы. Они символизированы в кубе, который имеет шесть граней и таинственную седьмую точку внутри. Шесть граней - это направления: север, запад, юг, восток, верх, низ, или же земля, воздух, огонь, вода, дух и материя. В середине всего стоит единица, которая представляет фигуру стоящего человека, от центра которого в кубе расходятся шесть пирамид. Отсюда происходит великая оккультная аксиома: "Центр есть отец всех направлений, измерений и расстояний".

     Семерку считали девственным числом, поскольку, как писал древнеармянский философ Давид Анахт, в отличие от других чисел "семь не порождает никакое число из входящих в десятку и не порождается каким-либо числом". Поэтому семерка представляет собой сокровенный центр шестиугольника или шестиконечной звезды, который как бы не касается ни одного из шести углов, поскольку принадлежит иному пространству и иной реальности. Именно по этой причине такой центр является средоточием мистической силы. Оккультисты утверждают, что "седьмой ключ есть иероглиф священной семеричности, царской власти, жречества (Посвященного), восторжествования и истинного достижения путем борьбы. Это магическая власть во всей ее силе, истинное "Святое Царство"".

     Керлот описывает также не только число, но и сам принцип семеричности, лежащий в основании числа семь: "Это есть некий порядок составления (композиции) семи элементов. В конечном счете семеричность основана на семи направлениях пространства: два противоположных направления для каждого измерения плюс центр. Этот особый порядок из шести подвижных и одного неподвижного элементов проецируется на неделю как модель семеричности во временном протяжении. "Три" во многих культурах является числом, относящимся к Небесам (так как это число образует вертикальный порядок трехмерного пространственного креста), и число четыре ассоциируется с землей (по причине четырех сторон двух горизонтальных направлений, сравнимых с основными пунктами). Следовательно, семь - это число, выражающее сумму небес и земли (как двенадцать есть выражение умножения их качеств). В религии семеричность выражается или подразумевается в триадах (таких, как три теологических добродетели) плюс четыре основных добродетели, а также в семеричности основных грехов. В традиционной теории символов семеричность рассматривается как производная или аналогичная духовным принципам семи планет или древним мифологическим божеством. На Небесах "семь" приобретает особый смысловой оттенок в образовании созвездия Плеяд - дочерей Атласа (шесть из которых видимы и одна невидима). Число семь с его характерным синтетическим качеством рассматривается как символ трансформации и взаимодействия всех иерархически организованных порядков в целом. Отсюда семь нот диатонического ряда, семь цветов радуги, семь планетарных сфер и семь планет".

     Представляет собой интерес соотнесенность числа семь с планетами и вообще астрологическими свойствами. Для этого необходимо посмотреть как применяется принцип семеричности в соотнесении с идеями астрологии. Так по свидетельству Керлота "семеричность берется как разделенная на числа два и пять, а иногда как их соединение - Солнце, Луна плюс Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн - или как разделение на "три" и "четыре" (и их соединение) - Солнце, Луна, Меркурий плюс Венера, Марс, Юпитер, Сатурн".

     Агни-йога говорит о семиричности довольно много, утверждая, что это главный принцип числового символизма.


     число 8 (огдоада)

     Тройственный символизм восьмерки и ее графическое изображение

     Эзотерический смысл числа восемь состоит в том, что оно символизирует собой Проведение, Судьбу с ее неотвратимостью, гармонию, закон причинно-следственной связи. Оккультист М.Дебарроль утверждал, что восемь - это "всемирное равновесие вещей, гармония в аналогии противоположностей". В своем божественном аспекте восьмерка, по представлениям Мебиуса, выражает "идею равновесия великих метафизических весов" и выступает как символ высочайшего соответствия полярных начал. В своем природном аспекте восьмерка символизирует собой закон причины и следствия, нарушение которого неизбежно вызовет действие силы уравновешивающего характера. В человеческом плане число восемь означает принцип Фемиды, также означающий неизбежную кару и возмездие в том случае, если равновесие будет нарушено и нравственные основания окажутся поколебленными.

     Графическим изображением восьмерки является восьмиконечная звезда, или так называемое "колесо Иезекииля", представляющего собой вращающийся круг, разделенный на восемь частей. Восьмиконечную звезду в русской духовной традиции называли "звездой Богородицы".

     Атрибуты и сущность восьмерки

     Являясь числом Правосудия, восьмерка содержит в себе Высшую Нейтральную Силу, которая не отдает предпочтение ни одной из двух равных частей, составляющих ее изображение. Проявление этой Высшей Нейтральной Силы в человеческой сфере хорошо описано Мебиусом: "Четверка противополагается четверке, то есть форма - форме, авторитет - авторитету, приспособление - приспособлению.

     Вы кого-то оскорбили (форма), вам придется извиниться (форма). Вы создали революционное правительство (авторитет) - ему противопоставляют диктатуру (другой авторитет). Вы ухитрились обойти или нарушить закон - полиция приспособит свое средство для поимки виновных. Это общая форма кармы, а также и человеческого правосудия. В магии преобладает противопоставление форм, в политике - противопоставление авторитетов, в экономической области - противопоставление адаптаций (спрос и предложение)".

     Число восемь считалось священным прежде, во-первых, потому, что оно являлось числом первого куба, имеющего восемь вершин, а во-вторых, поскольку оно имеет восемь вершин и представляет собой пример четного числа, близкого к числу десять. Характеризуя сокровенные смыслы, заложенные в семантическом пространстве числа восемь, Мэнли Холл писал: "Восемь делится на две четверки, каждая четверка делится на двойки, и каждая двойка делится на единицы, таким образом восстанавливая монаду. Среди ключевых слов к оргоаде (восьмерке) - "любовь", "совет", "расположение", "закон" и "соглашение"…

     Огдоада была таинственным числом, ассоциированным с Элевсинскими Мистериями Греции и Кибирскими Мистериями Самофракии. Она называлась малым священным числом. Восьмерка заимствует свою форму от двух переплетенных змей на Кадуцее Гермеса и частично от извилистого движения небесных тел, возможно, и от движения луны".

     Блавадская приводит сведения, взятые из восточного эзотеризма, согласно которым восьмерка выступает не только как статистический символ равновесия, но и как олицетворение непрерывного движения вселенной. Она пишет: "Огдоад или восемь символизирует вечное и спиральное движение циклов восемь, и, в свою очередь, оно символизировано Кадуцеем. Оно показывает правильное дыхание Космоса, возглавляемого Восемью Великими Богами - семь от Извечной Матери, от Единого и Триады".

     Сходную мысль проводит сербский оккультист и нумеролог Симович. Он считает, что восьмерка представляет собой символ перемены, изменения, поворота, новизны. Она выступает у него как двойной квадрат, в котором одна четверка соотносится с другой.

     Восьмерка должна рассматриваться также как начало новой космической октавы после завершения семи нот, или циклов, октавы предшествующей. Потому так часто ее отождествляли с достижением более высокой степени посвящения. Отсюда восемь ступеней раджа-йоги, восьмеричный царственный путь Будды, восьми-уровневый путь восхождения и герметической традиции, концепция восьми чакр, которая помещает восьмой невидимый центр над головой человека, то есть уже вне тела и позвоночника.

     Х.Э.Керлот описывает свойства данного числа следующим образом: "Восьмеричность, относящаяся к двум квадратам или восьмиугольнику, является опосредующей формой между квадратом (или земным порядком) и кругом (Вечным порядком) и, как следствие, символом регенерации. Благодаря своим очертаниям эта цифра ассоциируется с двумя переплетенными змеями магического жезла, означающими баланс противоположных сил или равноценность власти духовной и природной. Она также символизирует, опять-таки по причине своей формы, вечное спиралевидное движение небес (представленное также двойной сигмовидной линией - знаком бесконечности). Благодаря своей причастности к регенерации, восьмерка в средние века была эмблемой крещения водой. Более того, в средневековой мистической космогонии она соответствует фиксированным звездам небесного свода, означающим преодоление планетарного влияния".

     Восьмерка считается сакральным числом также и в индийской традиции, где оно символизирует собой восемь различных аспектов священного слога Абсолюта - ОМ (АУМ). Об этом говорит П.Седир: "ОМ делается состоящим из восьми частей, ибо у него восемь форм: А - есть первая буква, У - вторая, М - третья, "духовный зародыш" (бинду) - четвертая, "духовный звук" (нада) - пятая, "время" (напа) - шестая, "то, что по ту сторону времени" - седьмая и "то, что по ту сторону всего перечисленного" - восьмая".

     Можно вспомнить и фигуру Шивы, у которого, согласно легенде, "восемь ртов или форм: пять стихий, Солнце, Луна и Земля".

     Следует сказать, что магический жезл Кадуцея, представляющий собой стержень, обвитый двумя переплетенными змеями (символ кундалини), имеет прямое отношение к символике восьмерки.


     число 9 (эннеада)

     Тройственный символизм девятки и ее графическое изображение

     Эзотерический смысл числа девять связан с идеей полноты и совершенства, заключенный в нем и связанной с синтезом трех миров, то есть тройной троичностью - Бог, Универсум, Человек. Очень хорошо суть девятки отражает то значение, которое девятка имела в китайской традиции, где она символизировала понятие "всё". В своем божественном аспекте девятка означает божественную силу и мощь Творца, проявляющуюся в материальной среде закономерностей. В своем природном аспекте число девять символизирует физический план бытия, в котором проявляется закон троичности. В человеческом аспекте девятка олицетворяет собой идею духовной мощи, выражающейся во владении всеми тремя мирами, то есть идею Посвящения.

     Графическим изображением девятки является девятилучевая звезда, или круг, разделенный на девять частей.

     Атрибуты и сущность девятки

     Представляя собой число полноты и всевмещения, девятка вмещает в себя весь цикл бытия, изображенный в виде круга, в котором содержатся 360 градусов (3+6+0=9) и все числа от одного до девяти. Девятка играла большую роль в числовом символизме различных религиозных традиций и культур - христианстве, буддизме, оккультно-масонской доктрине, манихействе и гностицизме. Лосев приводит развернутое свидетельство зримого присутствия девятки в числовом символизме античности: "Кроме указанных девяти муз Троянская война продолжается девять лет (на десятый год - ее исход); девять лет странствует Одиссей (а на десятый возвращается на родину); девять птиц, предсказывающих продолжительность войны; девять лет жизни Посейдона у морских богинь; девять дней мора у ахейцев по велению Аполлона; девять дней пира Беллерофонда у ликийского царя; девять дней плена Феникса в доме его родителей; девять дней наводнения для смытия ахейского лагеря; девять дней ссоры богов в теле Гектора; девять дней без погребения детей Ниобы; девять дней плача по Гектору; девять дней для свезения леса для погребения Гектора; девять дней бури перед прибытием Одиссея к лотофагам; девять дней, данных Эолом для благополучного прибытия Одиссея на Итаку; девять дней бури перед прибытием Одиссея к Калипсо. И это далеко еще не все примеры из Гомера на употребление числа девять".

     Подробную характеристику различных свойств девятки дает Мэнли Холл: "Эннеада, девятка, была первым квадратом нечетного числа (три умноженное на три). Она ассоциировалась с ошибками и недостатками, потому что ей недостает до совершенного числа десять одной единицы. Она называется числом человека, из-за девятки месяцев его эмбрионального развития. Среди ее ключевых слов - "океан" и "горизонт", потому что для древних они были безграничными. Эннеада есть безграничное число, потому что ничего нет за ней, кроме бесконечного числа десять. Она называется границей и ограничением, потому что она собирает все числа внутри себя. Она называется сферой воздуха, потому что она окружает числа так, как воздух окружает землю. Среди богов и богинь, разделяющих в большей или меньшей степени ее природу, - Прометей, Вулкан, Юнона (жена Юпитера), Пан, Аглая, Титогения, Куритис, Прозерпина, Гиперион и Терпсихора (Муза).

     Согласно Элевсинским Мистериям, это было число сфер, через которые сознание пробивалось при своем рождении. Из-за своего сходства по форме со сперматозоидом девять ассоциируется с зарождением жизни".

     Девятка есть знак каждой окружности, ибо величина его в градусах равна девяти, то есть 3+6+0. Сходную идею по поводу связи девятки с окружностью высказывает Рене Генон: "…девятка, а не десятка является числом окружности. Деление последней осуществляется соответственно кратными числа девять (90 градусов для квадрата, следовательно, 360 - для всей окружности)".

     Согласно эзотерическим представлениям если число девять символизировало собой окружность, то число один - центр окружности, а весь круг с центром внутри представляет собой число десять (10=9+1). Х.Э.Керлот дает тройственной природе девятки следующую характеристику: "Девять - треугольник триады и утроение тройки. Следовательно, это сложный образ трех миров. Девять есть конец - предел цифровой серии до ее возвращения к единице. Для иудеев это число было символом истины, бытия, характеризующее тем, что, умноженное, оно воспроизводит себя (в мистическом прибавлении). В медицинских ритуалах оно символизировало число "par excellence", то есть представляло тройной синтез или диспозицию на каждом из существующих планов реальности: телесном, интеллектуальном и духовном".

     Число девять не просто символизирует собой Посвящение, но выражает этапы приближения к совершенству, о которых говорит Мебиус: "Перечислю девять основных циклов этих усилий, отметив, что они чаще реализуются параллельно, нежели последовательно.
  1. Устранять в себе физическую трусость.
  2. Устранять в себе нерешительность.
  3. Устранять в себе ретроспективные сожаления о том из содеяного, чего исправить нельзя.
  4. Бороться елико возможно с суевериями.
  5. Бороться елико возможно с предрассудками.
  6. Бороться елико возможно с условностями.
  7. Реализовывать вокруг себя физический порядок, а в самом себе поддерживать здоровье.
  8. Достичь равным образом астрального порядка в себе (стремление к упомянутой уже духовной гармонии) и вне себя (точная классификация и точное эмпирическое знакомство с сущностями астрального плана и их проявлениями).
  9. Организовать ментальный порядок, то есть чистоту, ясность, абсолютность метафизического миросозерцания и полноту сознания своего эманационного прохождения от архетипа".
     Девятка играет особую роль в механизмах психики, что связано прежде всего с процессами запоминания информации, имеющими не только семеричную, но и девятеричную структуру.


     КАК УЗНАТЬ СВОЕ ЧИСЛО?

     Это делается очень просто. К примеру, вы родились 17 июля. Вашим номером является число 8, которое получилось в результате сложения единицы и семерки (1+7=8). Или, к примеру, вы родились 30 мая. Три плюс ноль равняется трем (3+0=3). Здесь вашим числом является 3 (тройка). Возьмем еще один вариант: день рождения 29 мая. Складываем числа вместе: 2+9=11. Затем еще раз сокращаем: 1+1=2. Вашим числом является 2 (двойка). Итак, за основу берется дата рождения.
По материалам книги С.Ю.Ключникова "Священная наука чисел".

Instagram: @alexandr__zubarev



Священная наука чисел
добавлено : 27.01.2006
обращений к странице: 22712
автор: sai-ashram.ru
загрузка...
Ваше мнение о статье
Ваше имяЕmail 
Сообщение

комментарий: 09.02.2008 17:11:21

Я думаю что...очень много грамматических ошибок, содержание, возможно, и важней формы, поскольку все взаимосвязано подрывается доверие к тесту вообще. Исправьте, пожалуйста, кто имеет полномочия. читать

аноним



PSYLIVE - Психология жизни 2001 — 2017 © Все права защищены.
Воспроизведение, распространение в интернете и иное использование информации опубликованной в сети PSYLIVE допускается только с указанием гиперссылки (hyperlink) на PSYLIVE.RU.
Использование материалов в не сетевых СМИ (бумажные издания, радио, тв), только по письменному разрешению редакции.
Связь с редакцией | Реклама на проекте | Программирование сайта | RSS экспорт
ONLINE: Техническая поддержка и реклама: ICQ 363302 Техническая поддержка 363302 , SKYPE: exteramedia, email: psyliveru@yandex.ru, VK: psylive_ru .
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика