Основные свойства, которые соответствуют различным числам, представлены в следующей таблице:
0 - мощь, трансформация, глубина потенции, сила.
1 - активный, целесообразный, властный, чёрствый,
руководящий, инициативный.
2 - пассивность, восприимчивость, слабость, сочувствие,
сомнение, подчинение.
3 - яркость, весёлость, артистичность, удачливость, лёгкость
ведущая к успеху.
4 - трудолюбие, безынициативность, несчастье, тяжёлый
труд и поражение.
5 - подвижность, предприимчивость, нервозность,
неуверенность, сексуальность.
6 - простота, спокойствие, домоседство, устроенность,
материнская любовь.
7 - эзотерика, уход, от мира, тайны.
8 - мирская жизнь; материальная удача или поражение.
9 - интеллектуальное и духовное совершенство.-
Все цифры привязаны к планетам и считается, что это не само число, а планета с её свойствами определяет судьбу.
1 - Солнце
2 - Луна
3 - Юпитер
4 - Уран
5 - Меркурий
6 - Венера
7 - Нептун
8 - Сатурн
9 - Марс Ноль. Означает несуществование, ничто, неявленное, беспредельное, вечное, отсутствие качества и количества. В даосизме ноль символизирует пустоту и небытие. В буддизме - это пустота и безвещественность. В ученье Каббалы ноль - безграничность, свет беспредельный, единое. Для Пифагора ноль - это совершенная форма, монада, исток и простор для всего. В исламе - это символ Сущности Божества. Ноль также олицетворяет Космическое Яйцо, первичного андрогина, полноту. Изображенный в виде пустого круга, указывает как на отсутствие смерти, так и на абсолютную жизнь, находящуюся внутри круга. Ноль имеет тот же символизм, что и круг (см.). Когда он изображается в виде эллипса, его стороны символизируют восхождение и нисхождение, разворачивание и свертывание. Перед единицей есть только пустота или небытие, мысль, абсолютное таинство, непостижимый Абсолют.
Единица. Означает первичное единство, начало, Создателя, нерводвижитель, сумму всех возможностей, сущность, центр, неразделимое, зародыш, изоляцию, подъем и воздымание, а аткже принцип, который позволяет развиться качеству и таким образом приводит к множественности. Два. Двойственность, чередование, различие, конфликт, зависимость, статичность, укорененность; отсюда равновесие, стабильность, отражение, противоположные полюса, двойственная природа человека, влечение. Все, что проявляется, - двойственно и образует пары противоположностей. Подобно тому, как единица олицетворяет точку, двойка означает протяженность.
Число, символизирующее первичную цельность, Божественную сущность (или Создателя), свет или солнце. источник жизни.
В западной традиции сама форма этой арабской цифры имела фаллическую, осевую, агрессивную, активную символику. Единица была символом Бога во всех больших монотеистических религиях, особенно в исламе.
В представлении пифагорейцев число один есть точка — первичный пункт любого вычисления. Для конфуцианцев — это выражение первичной сущности, нечто неделимое, мистический центр, из которого произошло все сущее. В обыденном понимании один — эмблема начала, з нак человеческого «я», а также одиночества.
Во многих культурах, особенно в вавилонской, индуистской и пифагорейской, число есть фундаментальный принцип, лежащий в основе мира вещей. Оно - начало всех вещей и той гармонии вселенной, стоящей за их внешней связью. Число - это основной принцип соразмерности вселенной в пластическом искусстве, ритмике, музыке и поэзии.
В герметической философии мир чисел отождествляется с миром причин. Числа не просто количественны, они имеют качественную символику. (Невозможно охватить всю сложность пифагорейского и средневекового христианского символизма чисел, применяемых в теологии, в космогонии и в науке.)
У китайцев нечетные числа - это ян, небо, непреложность и благоприятность; четные числа - это инь, земля, изменчивость и неблагоприятность.
В христианстве до учений святых Августина и Александра символизм чисел был развит слабо. По святому Августину, число это - архетип Абсолюта.
"Все располагается согласно числам" (Пифагор).
Для Платона числа - это гармония вселенной.
Для Аристотеля число было "началом и сущностью вещей, их взаимодействием и состоянием".
Нечетные числа являются мужскими, а четные - женскими. "Жертвы богам небесным - числом нечетным, а земным - четным" (Плутарх).
Числа Пифагора имеют как количественные, так и качественные черты.
В индуизме числа есть первичная субстанция вселенной.
В христианстве
Число один — символ единства.
Число два служит указанием на двойную природу Христа — человеческую и божественную.
Число три Пифагор называл числом завершения, выражением начала, середины и конца. В христианской символике число три стало божественным числом, символизирующим Троицу, а также три дня, проведенных Христом в могиле.
Число четыре обычно используется как указание на четырех евангелистов.
Десять — число десяти заповедей.
Двенадцать как число апостолов было всегда любимым числом в христианской символике. 6 более широком смысле оно иногда используется как символ всей Церкви.
Тринадцать — число неверия и предательства. На Тайной вечере за столом сидело тринадцать персон — Иисус и двенадцать апостолов, включая Иуду, который уже согласился предать своего Учителя.
Число сорок символизирует период испытаний. Израильтяне сорок лет скитались по пустыне и в течение такого же периода находились в рабстве у филистимлян. Моисей пребывал на горе Синай сорок дней, Всемирный потоп длился сорок дней и сорок ночей. После Крещения Христос сорок дней находился в пустыне, где его искушал дьявол. Это событие отмечается сорокадневным великим постом. Иногда число сорок используют в качестве символа Церкви Воинствующей.
Сто — число изобилия. Число тысяча однажды упоминалось как число, означающее вечность, ибо названия чисел, превышающих тысячу, являются прибавлением к ней и умножением ее.
Божественный порядок, магические ключи к пониманию космической гармонии. Величайшие математики и философы Древнего Вавилона, Древней Греции и, позже, Индии полагали, что числа могут демонстрировать принципы, на которых основано мироздание, а также законы времени и пространства. Во взаимодействии четных и нечетных чисел греческий философ Пифагор (580—500 гг. до н. э.) видел действие универсального принципа единства противоположностей: конечного и бесконечного, прямого и изогнутого, квадратного и круглого. Он 'говорил: «Все в мире есть числа». В индуистской традиции числа считались основой материальной вселенной. Ацтеки отождествляли каждую цифру с каким-либо богом, качеством, стороной света и цветом. Так как числа использовались богами для управления миром, они, как считалось, имели специфические символические значения. Числа использовались как основа в музыке, поэзии, архитектуре и искусстве.
Каббалисты приписали числа каждой букве иврита и попробовали с помощью этой системы заново прочитать Ветхий Завет, что стало первым шагом к созданию нумерологии. Суеверия, связанные с числами, часто основаны на традиционной символике чисел (например, священная семерка, «несчастливое» число 13). Последовательность первых трех цифр почти повсеместно представляется как единство (1), двойственность (2) и синтез (1+2=3). В терминах пифагорейской философии последовательность 1,2,3,4 символизирует путь от точки к прямой линии (от единицы к множеству). В Греции нечетные числа считались символами мужского, активного начала, четные — женского и пассивного. В Китае — нечетные числа отождествлялись с принципом «ян» — небесным, неизменным и благоприятным: четные — с принципом «инь» — земным, изменчивым и зачастую неблагоприятным. Числа от 1 до 10 (от 1 до 12 в двенадцатеричных системах счисления) считались числами с архетипическим значением. Числа более высокого порядка, в которых снова появляется смысловое значение (17 в исламской традиции, 40 — в иудейской), часто усиливают символику цифр, из которых они состоят.
Во многих традициях 13 воспринималось как несчастливое число, возможно, потому, что ранние лунные календари нуждались в добавлении «лишнего» 13 месяца, который, как считали, не сулил ничего хорошего. Поверье, запрещающее сеять 13 числа любого месяца, восходит по крайней мере к Гесиоду (VIII в. до н. э.); сатану в обрядах ведьм называли числом «13». В картах Таро Смерть — 13-я карта главного аркана. В Центральной Америке 13 считалось священным числом (что основывалось на 13-дневной неделе религиозного календаря). «Остаток» в пять дней, образовавшийся в конце 20-месячного календаря у майя, считался несчастливым временем.
20 считалось счастливым священным числом в Центральной Америке, его связывали с богом Солнца. 21 связывали с мудростью в еврейской традиции. 50 — юбилейный год, считался священным в иудейской традиции, так как он следовал за «49» (которое есть священные 7х7). С Пятидесятницы, праздника на 50-й день после Пасхи, в православии называемого Троица, начинается исчисление церковного года. Закон гласил, что каждый пятидесятый год земля и другая собственность (за исключением городских домов) должны были возвращаться первоначальным владельцам. Шестидесятеричное счисление лежит в основе китайского календаря. 70 — библейский жизненный никл, символизирует у иудеев завершенность и всеобщность. У многих народов 10000 символизирует бесконечность чисел или неопределенность времени (как в Китае). Греки называли десятитысячное элитное подразделение персидского войска «бессмертными».
Согласно воззрению Пифагора (6 в. до н. э.), ключ к гармонии законов космоса и символ божественного мироздания. Открытие, что колебания струн, длина которых выразима посредством простого соотношения чисел, дает полнозвучные аккорды, привело к постулированию понятия "гармония" в нашем понимании этого слова и было в то же время первым шагом к математическому выражению познания мира. Согласно такому взгляду каждая форма может быть представлена посредством чисел ("Все есть число"), которые суть не что иное, как скрытые в мире божественные первообразы и прообразы (архетипы), становящиеся очевидными и зримыми при проницательном его созерцании. Это демонстрирует, например, теорема Пифагора с ее изящной закономерной соразмерностью квадратов через стороны прямоугольного треугольника. "Числа были не слепо выброшены в мир; они подчиняются гармоничному порядку подобно тому, как кристаллическая решетка и консонансы (созвучия) гаммы подчинены всеохватывающим законам гармонии" (А. Кёстлер). Числа рассматривались не только как единицы измерения, но также в качестве "архе" (первоначал и сущностей) всех вещей, "как господствующая и несотворимая связь и основа вечной устойчивости внутримирового порядка вещей" (Филолай, 5 в. дон. э.). Равным образом связанная с числовыми измерениями периодичность космических циклов должна была приближать к мысли, что числа не просто введенное человеком вспомогательное упорядочивающее средство, но первоэлементы Вселенной, "абсолютные" (неуничтожимые) следы сверхчеловеческих сил и потому священные символы божества. Новалис пережил эту власть магии чисел, распространяя ее на сферу мистики: "Очень вероятно, что в природе, как и в истории, существует чудесная мистика чисел. Разве все, что есть, не полно значения, симметрии и необычайной взаимосвязи? Разве не очевидно присутствие Бога в математике, как и в каждой другой науке?" В таком представлении числа - это не созданное людьми средство осмысленного упорядочения окружающего мира, но также символы Абсолютного, которые обращаются к эстетическому чувству наделенного им человека и позволяют ему пережить своего рода внечеловеческую "гармонию сфер". "Священные числа" при такой предпосылке имеют действительно сакральный смысл, это прежде всего - Бог-творец как "первоединое", которое, отчуждая и проявляя себя, порождает двуединое (см. Дуалистические системы, Инъ/ян). Из тезиса и антитезиса получается синтез тройственности (см. Треугольник, Трехликость, Троица)', "все тройственное совершенно", "все подлинное триедино" (три задания сказочных героев; интеграция двойственности в триаду "отец-мать-ребенок").
24 - число часов дня, а также старцев, упомянутых в Откровении Иоанна Богослова (4:4),
26 - в каббале числовая сумма тетраграмматона (четырех букв имени Божьего JHVH, а именно: 10, 5, 6, 5 = 26). 33 - число лет жизни Иисуса, количество песней в "Божественной комедии" Данте, а также число ступенек "мистической лестницы" византийской теологии.
Другие символические числа можно привести из области астрономии, а также из периодичности календаря (260 дней продолжался культовый год ацтеков и майя). Солнечный год насчитывал 365 дней, так что календарное исчисление включало циклы: 73 260-дневных и 52 365-дневных. Другие культуры также рассматривали числа как символические принципы, например, в Древнем Китае число 10 000 означало "неисчислимость". Обращаясь к императору, желали ему долгой жизни "в 10 000 лет". Свастика приблизительно с 700 г. также применялась в качестве числового символа для выражения "бесконечности". Упоминаемое в Откровении Иоанна Богослова число 666 (13:18), согласно толкованию, которое дает Э. Штауфер, указывало на греческое числовое значение надписи на монете императора Домициана. Неоплатоническая философия поздней античности и еврейские тайные учения средневековья широко использовали числовую символику, применяя числовые обозначения букв как греческого, так и еврейского алфавита. При этом исходили из представления, что имена с одинаковым числовым значением букв соподчинены друг с другом, например, Авраам и Митра имеют одинаковое число 365, число дней солнечного года; упоминаемые в Книге Бытие (18:2) "три мужа" имеют числовое значение 701, так же как архангелы Михаил, Гавриил и Рафаил. Каббалистическое искусство подобной буквенно-числовой спекуляции называется гематрией. Соотношениями чисел и букв оперировали и в средневековых монастырских школах. Храбанус Маурус (776-869) писал: "Так Священное писание содержит за многими и различными числами свидетельство многих тайн, которые должны оставаться скрытыми для тех, кто не знает значения чисел. Поэтому необходимо усердно изучать арифметику, которая открывает возможность более глубокого понимания Священного писания". "Священные числа" в этой картине мира суть порядковые величины, проливающие свет на структурированность сотворенного мира, которые с самых ранних времен принадлежали к эзотерическому знанию жреческих (священнических) школ.
Число один является символическим указанием на происхождение, на первобытные времена, которые описываются как «прежде чем возникли в этой стране еще две вещи». Два - это выражение для понятия двойной (два противоположных) и тем самым для создания верха и низа, дня и ночи, мужчины и женщины (дуализм). У многих народов три является всеобъемлющим числом; основное отношение - отец, мать и ребенок есть зеркальный образ божественного мира. Как пример, приведем триаду в Фивах (Амон, Мут и Хонс), или семью Озириса с Изидой и Гором. На основании деления дня на три части (утро, полдень и вечер) трижды в день исполнялись молитвы и жертвоприношения. Четыре характеризует стремление охватить пространство. В культе солнца в Гелиополе четырехсторонние алтари были расположены согласно сторонам света. Удвоение четверки вело к восьмиграннику Гермополя, в котором объединены четыре пары древних богов.
В магии и мифах, вероятно, самое значительное число семь. Это число совершенства. У Ра семь ба, по каждому от отдельных богов, чтобы оно было семикратным, так же у Хатор и Маат. Число судей мертвых 42 является шестикратной семеркой. Под девяткой египтянин понимал совокупность людей. Девять луков символизируют подчиненные царю народы. Термин «девятка» означает всеобщее содружество богов, самым значительным оно было в Гелиополе, к которому относились также Изида и Озирис. Об универсальности этого понятия говорит то, что в Абидосе девятка состояла из семи, а в Фивах из пятнадцати божеств.
Число тысяча (идеограмма в виде цветка лотоса) является символическим выражением для большого количества и встречается часто в таком смысле в списке жертвоприношений. Иероглиф 100000 - это головастик, который водился в Ниле в неимоверном количестве. Для миллиона служит изображение стоящего на коленях бога Хах; он часто приводится как символическая цифра бесконечного множества лет (вечности) на сосудах и украшениях; в этом случае он несет в своих вытянутых руках пальмовую ветвь.
тысяча десять тысяч
миллион
сто тысяч
ЧИСЛО 5 >>>
Среди чисел одно из важнейших порядковых начал, что особенно подчеркивается в символике пентаграммы (пятиконечной звезды, считающейся отпечатком копыта дьявола, стопы лешего, домового и т. п.). Если вершина указывает вверх, то в ней усматривается человек: голова, ноги, руки (перевернутая же звезда считается знаком из черной магии). В Ветхом завете Пятикнижие, т. е. пять книг Моисеевых, есть Тора (евр. Закон). Иисус накормил пятью хлебами 4000 человек, а пять ран Христовых многократно запечатлены крестами на камнях алтарей. "Пять чувств человеческих" отражены в средневековых символиках посредством пятилепесткового цветка различных форм и состояний. В Древнем Китае число пять (ву) в связи с таким же числом стран света (включая средину, или центр) было священ- 1уман[удрость, 'люден ие чистых ук и елиимелось рангов, аказаний .стителей рировани, могла до н. э., э. - 220 сическим жая тра- . счастья Традиционные символы Восьми Бессмертных - веер, меч, кабачок, кастаньеты, корзина с цветами, бамбук, флейта, цветок
Пять. Означает человеческий микрокосм. Число человека, на фигуру которого с вытянутыми руками и ногами, похожа пентаграмма. Пентаграмма, подобно кругу, не имеет конца и поэтому символизирует совершенство. Пятерка является циклическим числом, ибо при возведении в степень она воспроизводит себя в качестве последней цифры. Подобно кругу, рятерка символизирует целое, а o^o , изображаемые в виде квинкункса, - число центра и точку встречи Неба с Землей, а также стороны света вместе с центральным пунктом. Кроме того, это стоящий в центре Творец четырех великих сил. Пятерка - число священного брака, поскольку является суммой женской (четной) двойки и мужской (нечетной) тройки. Символизирует медитацию, религию, активное состояние, многосторонность и, если не брать Восток, пять чувств. Растения с цветками из пяти лепестков или с листьями из пяти долей, например, роза, лилия и виноград, символизируют микрокосм. Пятиконечная звезда, как и пентаграмма, означает целостную индивидуальность, вдохновение свыше и духовное воспитание, если она повернута вершиной вверх; если же вершина обращена вниз, то это символ колдовства и черной магии. Первая система счета включала пять цифр. В алхимии пятилепестковый цветок и пятиконечная звезда символизируют квинтэссенцию. В буддизме сердце имеет четыре направления, которые вместе с центром образуют пятерку и символизируют универсальность. Последняя символизируется также Священной Горой с четырьмя островами вокруг. Существует пять Дхьяни-будд: Вайрочана-Сверкаю-щий, его атрибуты -колесо, центр и белизна; Акшобхья-Невозмутимый, его атрибуты - ваджра, восток, голубой цвет; Ратнасамбхава-Самоцветорожденный, его атрибуты - самоцвет, юг, желтый цвет; АмитабхаБезграничный Свет, его атрибуты - лотос, запад, красный цвет; Амогхасиддхи-Неизменная Удача, его атрибуты - меч, север, зеленый цвет. У китайцев пять элементов, пять атмосферных субстанций, пять состояний, планет, священных гор, зерен, цветов, видов вкуса, ядов, могучих амулетов, основных добродетелей, посвящений, вечных идеалов, пять видов отношений внутри человечества. В христианстве пятерка символизирует человека после грехопадения; пять чувств; пять точек, образующих крест; пять ран Христа; пять рыб, которыми насытились пять тысяч человек; пятикнижие Моисея. В Египте есть пять крокодилов Нила. В греко-римской традиции пятерка число бракосочетания, любви, динения; число Венеры, причем годы Венеры образуют группы по пять лет. Аполлон как бог света обладает пятью качествами: он всемогущ, всеведущ, вездесущ, вечен, един. В еврейской традиции пять - это сила и суровость, понимание сути. В Каббале пятерка означает страх. В индуизме это пятичленные группы мира, пять элементов тонкого и грубого состояний, пять основных цветов, чувств, пять ликов Шивы и дважды пять воплощений Вишну. В исламе пять столпов веры, пять божественных присутствий, пять основных догматов, пять действий, пятикратная ежедневная молитва. В обрядах зороастризма у парсов и мандеев пятерка играет важную роль. Это, возможно, связано с тем, что священных добавочных дней света - пять. В пифагорействе пятерка означает брак Земли и Неба, свет, Аполлона как бога света с его пятью качествами.
Число пять символизирует пять ран Христа.
В числовом порядке элементов - не только четверичность, но с включением "середины" и число "пять", которое находит свое выражение в пентаграмме. Оно также - крест с точкой пересечения и "квинтэссенция" ("пятая сущность").
ЧИСЛО 8 >>>
ВОСЬМИЗНАЧНОСТЬ символико-космологическое понятие из школ проповедников древнеегипетского города Хемену (ныне по-арабски - Ешмунен), эллинистического города Гермополис (Города восьми). В то время как другие религиозные центры на первый план ставили понятие девятизначности, здесь было умозрительно представлено в персонифицированной форме создание из первобытного хаоса женско-мужской дуалистической системы: Нун и Наунет были первобытной водой в мужском и женском виде, Хух и Хауит олицетворяли бесконечное пространство, Кут и Каукет - тьму, Амон и Амауит - таинственное (пустоту). Эта восьмизначность произвела живых существ в образе лягушек и змей, которые жили в доисторическом иле. Из него возвысился первый холм, на котором Бог Солнца создал первые цветы лотоса. О значении этой "гермополитанской космологии" говорит тот факт, что один из ее образов, Амон, стал египетским богом в Фивах. Восемь Бессмертных - образы китайской традиционной символики. Они живут на островах блаженных. Чжан Голао был первоначально летучей мышью, которая затем превратилась в человека. Он носил полую бамбуковую трубочку (шумовой инструмент), часто также перо феникса и персик, дающий долгую жизнь. Хань Чжунн был алхимиком, который мог превращать ртуть и свинец в "желтое и белое серебро", обладал философским камнем и мог ходить по воздуху; Хань Сянцзы мог заставить быстро расти цветы; его атрибут - флейта; ХэСяньгу - это женщина, которая носит магический цветок лотоса; Лань Цайхэ иногда понимается как андрогин л носит корзиночку с цветами или фруктами, а порой и флейту; Те Гуайли носит клюку, как Сатурн в западной астрологической символике. Его тело ошибочно было кремировано, в то время как его душа еще блуждала вокруг, так что он должен был даже принимать вид хромого нищего. Его атрибут - кабачок, из которого вылетает летучая мышь. Люй Дунбин носит меч, поражающий демонов. О нем рассказывают, что он вместо платы за гостиницу нарисовал на стене двух журавлей, которые привлекали многих постояльцев, но журавли улетели, когда долг за проживание был погашен. Цао Гоцзю - покровитель артистов, носит изысканную одежду и обычно держит кастаньеты в руке. Чаще всего они изображаются вместе сидящими на террасе и приветствующими только что прилетевшего на журавле Хоу-Цзиня, бога долгожительства. Это излюбленные образы даосской иконографии. См. Счастья боги, Числа. Традиционные символы Восьми Бессмертных - веер, меч, кабачок, кастаньеты, корзина с цветами, бамбук, флейта, цветок
- символико-космологическое понятие из школ проповедников древнеегипетского города Хемену (ныне по-арабски - Ешмунен), эллинистического города Гермополис (Города восьми). В то время как другие религиозные центры на первый план ставили понятие девятизначности, здесь было умозрительно представлено в персонифицированной форме создание из первобытного хаоса женско-мужской дуалистической системы: Нун и Наунет были первобытной водой в мужском и женском виде, Хух и Хауит олицетворяли бесконечное пространство, Кут и Каукет - тьму, Амон и Амауит - таинственное (пустоту). Эта восьмизначность произвела живых существ в образе лягушек и змей, которые жили в доисторическом иле. Из него возвысился первый холм, на котором Бог Солнца создал первые цветы лотоса. О значении этой "гермополитанской космологии" говорит тот факт, что один из ее образов, Амон, стал египетским богом в Фивах. Восемь Бессмертных - образы китайской традиционной символики. Они живут на островах блаженных. Чжан Голао был первоначально летучей мышью, которая затем превратилась в человека. Он носил полую бамбуковую трубочку (шумовой инструмент), часто также перо феникса и персик, дающий долгую жизнь. Хань Чжунн был алхимиком, который мог превращать ртуть и свинец в "желтое и белое серебро", обладал философским камнем и мог ходить по воздуху; Хань Сянцзы мог заставить быстро расти цветы; его атрибут - флейта; ХэСяньгу - это женщина, которая носит магический цветок лотоса; Лань Цайхэ иногда понимается как андрогин л носит корзиночку с цветами или фруктами, а порой и флейту; Те Гуайли носит клюку, как Сатурн в западной астрологической символике. Его тело ошибочно было кремировано, в то время как его душа еще блуждала вокруг, так что он должен был даже принимать вид хромого нищего. Его атрибут - кабачок, из которого вылетает летучая мышь. Люй Дунбин носит меч, поражающий демонов. О нем рассказывают, что он вместо платы за гостиницу нарисовал на стене двух журавлей, которые привлекали многих постояльцев, но журавли улетели, когда долг за проживание был погашен. Цао Гоцзю - покровитель артистов, носит изысканную одежду и обычно держит кастаньеты в руке. Чаще всего они изображаются вместе сидящими на террасе и приветствующими только что прилетевшего на журавле Хоу-Цзиня, бога долгожительства. Это излюбленные образы даосской иконографии. См. Счастья боги, Числа.
Восьмизначность: Традиционные символы Восьми Бессмертных - веер, меч, кабачок, кастаньеты, корзина с цветами, бамбук, флейта, цветок
Восемь. В духовном смысле восьмерка - цель посвященного, прошедшего семь ступеней или Небес, и, тем самым, число вновь обретенного рая, а также возобновления, восстановления, счастья, совершенного ритма. Восьмой день породил нового, совершенного человека. После семи дней поста и покаяния на восьмой наступает духовное обновление. Число октавы (7+1) и всего начинаемого заново. Как первый куб двойки, означает трехмерность, а также совершенство шести граней куба. Восемь ветров и сторон света вместе с промежуточными направлениями. Восьмерка символизирует также пары противоположностей. Восьмиугольник - это начало превращения квадрата в круг и наоборот. У буддистов восьмерка - это полнота, совокупность всех возможностей. Восемь символов доброго предзнаменования. У китайцев она означает целое, все возможности в проявленном виде, удача. Ба-гуа(см.) - это восемь триграмм и пар противоположностей, обычно расположенных в виде круга, символизирующего время и пространство. Восемь радостей человеческого существования. В христианстве означает восстановление и возрождение. Крещальня обычно бывает восьмиугольной, что символизирует место возрождения. Восемь заповедей блаженства. В Египте восемь - число Тота; у евреев - совершенное понимание, слава, численное значение букв 1НУН, "число Господа"; восемь дней освящался Храм. Восемь - магическое число Гермеса. В теологии герметизма один главный Бог - Тот (Гермес) и восемь второстепенных богов. В индуизме 8х8 означает порядок небесного мира, установленный на земле. Строение храмов воспроизводит мандалу(см.), которой свойственна та же символика - 8х8. Существует восемь областей мира, восемь солнц, частей дня, чакр. В исламе престол, управляющий миром, .поддерживают восемь ангелов, соответствующих восьми направлениям и восьми группам букв арабского алфавита. У японцев восемь означает "много"; на небе восемь богов. По Платону, светящийся небесный столп окружают восемь сфер разного цвета. У пифагорейцев восемь означает трехмерность и стабильность. В шумеро-семитской традиции восемь - магическое число Неба. У даосов восемь означает все возможности в проявленном виде, причем ба-гуа символизируют силы феноменального мира, а также восемь даосских святых или бессмертных.
Восемь — число воскресения Господня, ибо именно на восьмой день после въезда в Иерусалим Христос воскрес из мертвых. Многие крещенские купели сделаны в форме восьмигранника.
Число "семь" известно своей широко распространенной символикой, тогда как "восемь" менее в этом смысле принимается во внимание, но оно имеет значение в толковании Нового завета. В качестве "восьмого дня творения" понимается воскресение Иисуса Христа и начало вечности, вследствие чего купели для крещения часто имеют восьмиугольную форму. Восьмиугольная звезда используется в романском искусстве; на восемь частей разделены круглые готические окна (роза); имеют подобный смысл и восемь вершин Мальтийского креста. Буддизм покоится на "восьми простых путях" (см. Восьмизначность, Счастья боги).
—
ВОСЕМЬ
конечное равновесие
Парное, женское и пассивное, первое кубическое число (2х2х2=8), восемь воплощает Землю, ее объем.
• Пифагорейцы, называвшие это число Великим Тетрактисом, сделали его символом любви и дружбы, благоразумия и размышления.
• В Вавилоне, Египте и Аравии оно было числом редупликации и посвящалось Солнцу: 2 х 2 х 2,— отсюда солнечный диск со вписанным в него крестом с восемью перекладинами.
• Египтяне считали его числом космического порядка: ученики Тота, Повелителя числа восемь, считали, что оно создало четыре пары космических божеств, огдоаду, сотворившую, в свою очередь. Мировое Яйцо, из которого вышел бог Ра — устроитель Вселенной (первичный бог, создавший восемь других божеств, установивших единство Космоса). Действительно, Тот является покровителем писцов, богом мудрости, праотцом письменности, летосчисления и календаря египтян, т.е. порядка и организованности.
• Эту уравновешивающую космическую функцию Восток представляет восемью спицами колеса буддистского закона, восемью правилами поведения, восемью министрами Китайской империи, восемью лепестками лотоса, восемью дорогами Дао, восемью основными триграммами, восемью опорами Минг-Танг, восемью формами Шивы (иногда представленными восемью лингамами, расположенными вокруг центрального), восемью руками Вишну, восемью хранителями пространства, восемью планетами, вращающимися вокруг Солнца, восемью родами жрецов Зороастра.
Эта функция была адаптирована христианством с его восемью ангелами-носителями небесного трона, восемью состояниями блаженства.
• В Китае число восемь — это основа мироустройства: кроме восьми небесных опор и восьми стран света, есть восемь космических гор, восемь дверей для восьми дождевых туч и восьми ветров, восемь триграмм, восемь символов просвещенного человека (жемчужина, фонолит, монета, ромб, книги, рог носорога, картины и лист тысячелистника), восемь символов бессмертия (веер, меч, калебаса, кастаньеты, корзина с цветами, бамбуковая трость, флейта, лотос), восемь символов конфуцианства (морской моллюск, зонтик, балдахин, лотос, сосуд, яд, узел бесконечности, колесо Закона) и медицинских признаков (наружный-внутренний, холодный-горячий, тонкий-толстый, негативный-позитивный).
• Восемь зодиакальных делений или восемь половин четырех времен года (каждый сезон пополам) аналогичны восьми сферам Ману и восьми разделениям неба в греческой традиции.
• Кроме того, число восемь (ва) управляет жизнью человека: в восемь месяцев у него появляются молочные зубы; в восемь лет они выпадают, в 2х8 лет он достигает половой зрелости, в 8х8 лет становится импотентом.
• Для японцев, адаптировавших китайскую систему, восемь означает множественность.
В Хиросиме есть восьмиугольное здание, воздвигнутое в 1932 году, в котором находятся статуи восьми мудрецов мира (Будды, Конфуция, Сократа, Иисуса и др.), что символизирует неисчислимые формы мудрости, управляющей духовным напряжением и поиском.
• В мифологии упоминается о восьми облаках; восьмигранном священном зеркале; зале восьми саженей, в котором первая чета произвела на свет землю и то, что ее населяет; змее, свернутой в восемь колец, с восемью хвостами и восемью головами, которая, согласно преданию, проглатывала восемь девочек — земных дочерей Ками, и была побеждена с помощью восьми глиняных кувшинов с сакэ, очищенным восемь раз и налитым в восемь чанов, размещенных на восьми настилах за восемью дверьми.
• Восемь ассоциируется с идеей обновления, воскрешения, откуда берет начало восьмиугольная форма купелей: четыре — тела, три — души и одна — божественная, Число восемь объединяет, таким образом, необходимые условия для рождения новой жизни. По мнению Климента Александрийского, Христос помещает под знак восьмерки того, кого Он воскрешает.
• Это также число:
— отдыха (после седьмого дня Творения), совершенного согласия, равновесия каббалистов, срединного мира между окружностью неба и квадратурой земли, местом остановки открытого проявления;
— ответного действия и уравновешивающей справедливости, союза небесной и земной сфер.
• Если деление на четыре символизирует земной мир и, в более широком смысле, внутреннюю работу каждого человека, то деление на восемь, которое предполагает, кроме того, четыре промежуточных точки, символизирует промежуточный мир между Небом и Землей, воплощая целостность, или полноту космического проявлевия.
Эта целостность есть конечное равновесие, результат эволюционного процесса, т.е. этапы преодоления фатальных последствий каких-либо действий (самсара), что обусловливает значение этого числа в буддизме и восточных традициях.
• В Греции восемь посвящалось Дионису, восьмому месяцу года.
ЧИСЛО 9 >>>
среди символических чисел число, представляющее собой возведенное в степень три. Оно было многозначительно в первую очередь в религии и космологии Древнего Египта, где речь шла о системах богов под названием "песедьет" (группы из девяти, девятки). В жреческой мифологии города Он (Гелиополис) сонм богов включал главу - бога-творца Атума и произведенных им его отпрысков: Шу (воздух) и Тефнут (влага), затем Геба (земля) и Ну т (небо), а также их детей: Эсет (Исида) и Усира (Осирис), Сутеха (Сет) и Небетхет (Нефтида). В Древнем Китае число девять играет важную роль в "И-цзин", а также в "Книге ритуалов", где говорится о девяти церемониях (праздник совершеннолетия мужчин, вступление в брак, аудиенция, посланничество, похороны, жертвоприношение, гостеприимство, застолье и военные ритуалы). При династии Хань (см. Шесть) время от времени особенно излюбленной становилась космология на основе девятки (царство мертвых - "девять источников^', девятый день девятого месяца был мужским праздником "возведения в степень ян" (см. Инь/ян), девять провинций земли, девять гор, девять небесных полей и т. д.). Центр Пекина обнаруживал восемь подъездных путей и один центр, следовательно, тоже девятку. Запад знал девять ангельских хоров, девять космических сфер средневековой системы мира, и в "сверхумном" (букв. девятикратноумном) усматривается возведение в степень числа три.
среди символических чисел число, представляющее собой возведенное в степень три. Оно было многозначительно в первую очередь в религии и космологии Древнего Египта, где речь шла о системах богов под названием "песедьет" (группы из девяти, девятки). В жреческой мифологии города Он (Гелиополис) сонм богов включал главу - бога-творца Атума и произведенных им его отпрысков: Шу (воздух) и Тефнут (влага), затем Геба (земля) и Ну т (небо), а также их детей: Эсет (Исида) и Усира (Осирис), Сутеха (Сет) и Небетхет (Нефтида). В Древнем Китае число девять играет важную роль в "И-цзин", а также в "Книге ритуалов", где говорится о девяти церемониях (праздник совершеннолетия мужчин, вступление в брак, аудиенция, посланничество, похороны, жертвоприношение, гостеприимство, застолье и военные ритуалы). При династии Хань (см. Шесть) время от времени особенно излюбленной становилась космология на основе девятки (царство мертвых - "девять источников^', девятый день девятого месяца был мужским праздником "возведения в степень ян" (см. Инь/ян), девять провинций земли, девять гор, девять небесных полей и т. д.). Центр Пекина обнаруживал восемь подъездных путей и один центр, следовательно, тоже девятку. Запад знал девять ангельских хоров, девять космических сфер средневековой системы мира, и в "сверхумном" (букв. девятикратноумном) усматривается возведение в степень числа три.
В христианстве Девять — ангельское число, ибо в Библии упоминается о девяти ликах ангелов.
Девять. Состоит из 3х3, что означает всемогущество, и представляет собой Тройную Триаду. Это полнота, исполнение, достижение, начало и конец, целое, число небесное и ангельское, рай на земле. Девять - число, не подверженное порче. Кроме того, девятка - число окружности, отсюда деление на 90 и 360 градусов. Изображается состоящей из двух треугольников фигурой, символизирующей, в свою очередь, мужской и женский принципы, а аткже огня и воды, горы и пещеры. У буддистов девятка - это высшая духовная сила, небесное число. Девять - важное число в кельтской традиции. Это число центра, поскольку восемь направлений плюс центр дают девятку. Тройственные Богини трижды троичны. Есть еще девять кельтских девушек, девять белых камней, символизирующих девять дев, прислуживающих Бригитте. Девятка связана с ритуалом Бельтанского огня, в котором участвуют восемьдесят один человек, по девять за один раз. У китайцев деять - это небесная сила; 3х3 - самое благоприятное из всех чисел. Означает также восемь направлений плюс центр в качестве девятой точки, как в Зале Света. Есть девять основных общественных законов и девять классов чиновников. "Фэншуй" требует деления земли на восемь внешних квадратов для обработки арендаторами, девятый же квадрат - это "60-гова делянка", посвященная высшему правителю Шан-ди. Его называют также "полем императора", подчеркивая роль последнего как посланника небесных сил. В христианской символике девятка фигурирует редко. Есть тройные триады ангельских хоров, девять сфер и кругов вокруг ада. В Египте это Эннеада. В греко-римской традиции существует девять богов, а позднее девять муз. У евреев девять - чистое понимание, истина, поскольку девятка воспроизводит себя при умножении. В Каббале символизирует основание. У индусов девять - число Агни, священного огня; квадрат со стороной из девяти меньших квадратов образует мандалу из восьмидесяти одного квадрата, которая заключает в себе вселенную и служит проводником к ней. У народов майя девять подземных миров, и каждым правит отдельное божество. У пифагорейцев девять - предел .всех чисел, внутри которого существуют и обращаются все прочие. Скандинавский Один (Водан) девять дней и ночей висел на иггдразиле, чтобы добыть для людей тайны мудрости. Скельди, северный аналог Персефоны, богиня снега, три месяца живет в своей горе, а девять месяцев - в море Ньорда. Девять - священное число в скандинавской и древнегерманской символике. Десять. Число космоса, парадигма творения. Десятка содержит все числа, а следовательно, все вещи и возможности, это основа и поворотный пункт всего счета. Означает нечто всеобъемлющее, закон, порядок, власть. Тетрактис (1+2+3+4==10) символизирует божественное; единица означает точку, двойка - протяженность, тройка (треугольник) - плоскость, четверка - объемность или пространство. Десять - совершенное число, возврат к единому. Как число пальцев обеих рук оно означает полноту и служит основанием счисления в целом. Его степени - 100 и 1000 - лежат в основе всей индуистской космологии, а в Китае - это Десять Тысяч Вещей, то есть неисчислимое, символизирующее всю совокупность явлений.
Число "девять" основывается на числе "три" и обозначает хор (сонм) ангелов и девять космических сфер в средневековой картине мира.
ДВЕНАДЦАТЬ >>>
Строго говоря, изо всех чисел "двенадцать" имеет наиболее широкий охват; ибо формулы Таро таковы, что содержат две группы по двенадцать и четыре по четырнадцать, однако компоненты этих чисел не имеют архетипической значимости. Учитывая, что двумя сущностными прототипами количества являются числа "три" и "четыре" (означающие соответственно динамизм или внутреннюю духовность, и стабильность или внешнюю активность), можно утверждать, что их сумма и их произведение дают два следующих за ними по значимости числа: "семь" и "двенадцать". Последнее соответствует геометрическому двенадцатиугольнику; оно, однако, может связываться и с окружностью, поскольку их символические значения практически идентичны. Таким образом, системы или схемы, основанные на круге или цикле, имеют тенденцию получать в виде конечного предела число "двенадцать". Даже если вначале структуры состоят менее чем из двенадцати элементов, позднее проявляется их тенденция стремиться к совершенному числу "двенадцать", как, например, в музыке, где модальная шкала из семи нот развилась в двенадцатинотную систему Арнольда Шенберга и его школы. Другие примеры: двенадцать часов на циферблате; двенадцать месяцев года; двенадцать основных богов многих мифологий, как своего рода амплификация семи планет; а также деление розы ветров (соответственно Эвр, Солан, Нот, Австр, Африк, Эвроастр, Зефир, Станн, Ирей, Борей, Аквилон, Вольтурн). Все эти примеры, следовательно, доказывают наличие порядка, основанного на двенадцатиричных схемах, могущих распадаться либо на "внутреннее" трехчастное деление "внешней" или ситуативной четвертичной схемы, либо на "внешнее" четырехчастное деление "внутренней", действительной троичной схемы. Для индусов эпохи Вед двенадцать дней в середине зимы (от Рождества до Богоявления) были отражением и повторением всего года; подобная традиция имеется и в Китае (17). На наш взгляд, все эти системы коренятся в символизме Зодиака, основанном на числе "двенадцать", то есть ка идее, что четыре стихии могут проявиться тремя различными способами (уровни или ступени), что вместе дает двенадцать делений. На этом основании Сент-Ив д'Альвейдр делает вывод, что в сообществах человеческих существ, пребывающих в русле символической традиции, "окружность, стоящая выше всего и ближе всего подходящая к таинственному центру, состоит из двенадцати делений, которым.. представлена высшая инициация (способности, добродетели и знания) и которые, в числе прочего, соответстуют Зодиаку". Генон (цитирующий вышеприведенное) добавляет, что двенадцатиричную формулу можно обнаpy'-кить в "круговом совете" Далай-Ламы, а также (не считая двенадцать апостолов) в лице легендарных рыцарей Круглого Стола и исторических двенадцати пэров Франции. Сходным образом, этрусское государство делилось на двенадцать более мелких государств, а Ромул учредил институт двенадцати ликторов (28).
ЧИСЛО 3 >>>
Три. Означает множественность, творческую силу, рост, движение вперед, преодолевающее двойственность, внешнее выражение, синтез. Три - первое число, которому присвоено слово "все", "триада есть число целого, ибо содержит начало, середину и конец" (Аристотель). "Сила трех" универсальна и олицетворяет трехчастную природу мира, мыслимого как небо, земля и воды. Это человек: тело, душа и дух; а также рождение, жизнь и смерть; начало, середина и конец; прошлое, настоящее и будущее; три фазы Луны. Тройка - "небесное" число, символизирующее душу (четыре - тело); в сумме они дают семь, образуя священную семерку. Их перемножение дает двенадцать, что символизирует знаки Зодиака, месяцы года. Троичность может быть разделена на двойственность и единство, суммой которых является. В даосской символике - это "сильное" число, поскольку имеет центральную точку равновесия. Тройка означает Бога как Отца, Мать и Сына, отражением чего является и челореческая семья. Тройка обладает значимостью аккумулированного действия, ибо один или два раза могут быть совпадением, но три раза дают уверенность и силу, отсюда Гермес Трижды Величайший, трижды благословенные острова и т. п. В фольклоре встречаются три желания, три попытки, три царевича, три ведьмы, феи (две добрые, одна злая). Поскольку. тройка эквивалентна множеству, она может символизировать большое число, скопление. Трехкратными бывают здравицы. Тройка взначает также исполнение. Бесчисленны тройки божеств и сил. Триединые лунные божества и троичные богини изобилуют в семитской, греческой, кельтской и древнегерманской религиях. Основной символ тройки - треугольник (см.). Три сцепленных кольца или треугольника символизируют нерасторжимое единство трех ликов троицы. Другие символы: трезубец, геральдическая лилия, трилистник, три молнии, триграммы. Лунные животные часто треногие, олицетворяя три фазы Луны. Во французском фольклоре на Луне живут три кролика или человека. У народов Африки лунная богиня - это три божества: две черные, одна 6елая. В алхимии тройка - это сера, ртуть и соль, что символизирует дух, душу и тело. Аравийская троичная богиня Манат представляется в виде трех святых дев: Аль-Итаб, Аль-Узза и Аль-Манат, которые изображаются тремя стелами, камнями или столбами, голубками, сидящими на столбах. Буддисткая Триратна, "Три Драгоценности", - это Будда, Дхарма и Сангха. Кельтская Бригитта троична; имеются также Три Благословенные Госпожи и другие бесчисленные триады - тройственные аспекты единого божества. В Китае тройка означает святость, и является первым нечетным и янским числом. Лунная жаба или птица тренога. Христианство: Троица, душа, единство тела и души в человеке и Церкви. Три дара волхвов Христу как Богу, Царю и Искупительной Жертве. Три образа Преображения, три искушения, три отречения Петра, три креста на Голгофе, три дня смерти Христа, три явления после смерти, три Марии, три качества, или богословских добродетели: Вера, Надежда, Любовь. Египетский Тот - трижды величайший (трисмегист). Греко-римская традиция: богини судьбы Мойры триедины в одной Мойре; троична Геката; Эринии триедины в Эринии; Горгоны - в Медузе. Три Хариты, Грации, сирены, Геспериды, Грайи. Цербер трехглав; у Сциллы тройной хвост; тело Химеры состоит из трех частей. Тройка, четверка и их сумма семерка посвящены Афродите (Венере) как царице трех миров и четырех элементов. Орфическая символика включает триаду: бытие, жизнь, постижение. Еврейская традиция: Безграничный Свет, освящающее понимание. В Каббале тройка символизирует понимание, а также триединство мужского и женского начал и объединяющего их взаимопонимания. В герметизме высшая сила - Трисмегист, Трижды Величайший. В индуизме - Тримурти, троичная сила творения, разрушения и сохранения; разнообразные тройки божеств; у лунной колесницы три колеса. В Японии Три Сокровища - это зеркало меч и самоцвет; истина, мужество и сострадание. У маори Великий Дух и Божественный творец есть триединство Солнца, Луны и земли; бог природы прошлого, настоящего и будущего. Ум, нрав и физические силы символизируются тремя поднятыми пальцами. Мексиканскую троицу символизируют три креста: один большой и два меньших. Пифагорейство: полнота. Скандинавы и древние германцы: судьба в виде трех Норн, Мани, Ньи и Нити, означающих также полную, новую и убывающую Луну. В древнегерманской мифологии Луна - это судьба; богиня Луны, Хольда, триедина со своими двумя дочерями. У зайца на Луне три ноги. Тор иногда изображается с тремя головами, а трикветра - символ Одина (Водана). Три - число удачи. Шумеро-семитская традиция: многочисленные тройки божеств. В Карфагене Великая Богиня и богиня Луны изображается тремя неиконическими столбами. У славян бог Луны трехглав. Даосская Великая Триада - это небо, человек, земля. Тройка - первое сильное число, поскольку при его разделении сохраняется центр, т. е. центральная точка равновесия. Оно является янским, благоприятным и символизирует многочисленность. "Одно дало начало двум, два дало начало трем, три дало начало всем числам".
Отличается от троицы тем, что последняя является тремя-в-одном, в то время как члены триад отличны друг от друга, например, Солнце-Луна-Венера в астрологии; Огонь-Свет-Эфир в зороастризме; даосская Великая триада Небо-Человек-Земля; волшебное, человеческое и природное. При этом человек - посредник между небесным и земным. Триада, подобно троице, часто символизируется треугольником, а иногда - трезубцем. В даосизме черепаха, одно из четырех духовно одаренных существ, символизирует триаду, где верхний панцирь символизирует свод Небес, нижний - воды и землю, а находящееся в центре тело - человека. В триадах рождения, жизни и смерти три богини часто изображаются как девочка, невеста и старуха, например, Персефона, Деметра и Геката. Они символизируют также циклическую природу вселенной. Три вооруженных и соединенных воедино человека. символ непобедимости братского или сестринского согласия и единодушия. От легенды о трех братьях - Героне. [Эмблемата-2; табл.14-10, с.162] .
Группа из трех объектов, часто используемая в иконографии, чтобы символизировать тесно связанные идеи (такие, как тело, душа, дух) или божества с общими функциями (такие, как Мойры или Грации в древнегреческой мифологии). В индуистской триаде Брахма, Вишну , Шива символизируют три аспекта божественной власти, представленной различными богами, не объединенными в одно божество, как в христианской Троице. Триады могли встречаться в виде одной трехголовой фигуры, как, например, в кельтских тройственных резных из ображениях богов. Средневековые художники подобным образом изображали Троицу, пока Церковь это не запретила. Часто триаду символизирует черепаха, особенно в даосском искусстве, где она — эмблема земли, человека и небес — символика, принятая китайскими тайн ыми обществами, известными как Триады.
ТРИ Синтез, обновление, решение, созидание, творческий потенциал, многосторонность, всеведение, рождение и рост — одно из самых положительных чисел-эмблем не только в символике, но и в религиозной мысли, мифологии, легендах и сказках, где примета «третий раз — удачный» имеет очень древние корни. Христианская доктрина Троицы (Триединого Бога), которая позволила соединить в едином Боге Отца, Сына и Святого Духа, является примером того, как число три может заменять число один при обозначении более многопланового и мощного союза. Трехголовые или трехтелые боги, как, например, древнегреческая Геката или кельтская Бригит, имели множество функций и управляли сразу несколькими сферами мироздания. Египетский бог оккультных наук, Тот, именовался древними греками Гермес Тр исмегист (Трижды величайший). Часто встречаются и тройки богов: индуистская тримурти (Брахма — творец, Вишну — хранитель и Шива — разрушитель), три древнегреческих правителя Мира — братья Зевс, Посейдон и Гадес (их атрибутами были тройная молния, трезубец и трехголовый пес Цербер), три великих бога инков — солнца, луны и ветра, три брата, которые управляют небесами согласно китайской традиции. Другие мифологические и аллегорические фигуры также часто появляются втроем: три Парки (в древнегреческих и норвежс ких мифах), три Фурии, три Грации, три Гарпии, три Горгоны или христианские добродетели — Вера, Надежда, Любовь. Три — наиболее часто встречающееся число в Евангелиях: три волхва, три отречения Петра, три распятия на Голгофе, воскресение Иисуса Христа — че рез три дня.
Пифагор считал три числом гармонии, а Аристотель — законченности: оно имеет начало, середину и конец. В других культурах, например в даосизме, три символизировало силу, так как предполагает наличие центрального элемента. В общественной и судебной практике три — наименьшее количество людей, имеющих право принимать сколь-либо значительные решения, как, например, триумвират в Древнем Риме. В Китае три — положительное число, символ святости, законности, почета и утонченности. Японцы почитают три «священных сокр овища» — зеркало, меч и драгоценный камень. Буддисты насчитывают три части своего священного текста Трипитака. В индуизме три — число звуков в мистическом звукосочетании «аум», передающем ритм Космоса и божественного начала.
Примечательно, что три также и самое меньшее количество, составляющее родовую общину, — маленькое «племя». Оно символизирует тело, душу и дух. В Африке три — число мужчины (пенис и два яичка). В сексуальном плане три — символ конфликта («третий — лишний»), а также — любовного треугольника. С другой стороны, три часто воспринимается как знак удачи, возможно, потому, что оно знаменует выход из противостояния — решающее действие, которое может, однако, привести и к неудаче. В народных сказках герои обычно имею т три желания, а исполняются они на третий раз или надо выдержать три испытания или три попытки, чтобы добиться благоприятного результата. Во время ритуалов многие действия также исполняются трижды, как, например, три ежедневных омовения в исламе, или три приветствия, или три предсказания будущего. Графически число три выражается -треугольником. Возможны и другие тройные формы — трискелион (трехлучевая свастика), трилистник, китайские триграммы, трезубец, fleur-de-lys, три рыбы с общей головой (эмблема хрис тианской Троицы) и трехлапые лунные животные (символизирующие фазы Луны).
Instagram: @alexandr__zubarev