Однажды, очень уставшая, я ехала на свой семинар в другой город.
Семь утра. Проснулась в пять, заснула в три, дурацкий чемодан на колесиках, неудобная сумка с тяжеленным ноутбуком, вылезаю из такси на автовокзале и вдруг слышу по громкой связи, что мой автобус отправляется. Хватаю все эти сумки и как огалтелая бегу на платформу, крича непонятно кому, чтобы задержали автобус. Вслед несутся только смешки пассажиров, подбегаю к диспетчеру, умоляю сообщить водителю, что я опоздала, задержать отъезд, естественно слышу отказ, прихожу в ужас, поворачиваюсь, чтобы найти таксиста, который догонит автобус и… натыкаюсь взглядом на спокойно стоящий автобус. И в мой полуспящий мозг, как сквозь вату, начинает медленно пробираться мысль, что объявление, которое я действительно слышала, касалось совсем другого города, в котором я, правда, тоже работала, но сейчас мне туда не надо, а надо совсем в другой. И билет я держу в руках, а там название, между прочим, написано, и я теперь стою перед злющим диспетчером и выгляжу полной дурой.
Так вот. Такие состояния хоть раз в жизни бывают у каждого. Только одни к ним относятся философски, а другие насмерть перепугавшись, бегут «сдаваться в психушку». А надо ли?
Психика не машина и не обязана работать бесперебойно. Даже компьютеры новейших поколений периодически «зависают» и мы прощаем им это, любовно называя это «глюком», и перезагружаем машину. А психика ведь тоже своего рода компьютер. Только кроме программ и вирусов, подверженная еще и всевозможных побочным воздействиям. Наше психологическое состояние зависит от того, как мы спали, что приняли накануне, магнитных бурь и скачков давления, менструального цикла и биоритмов, да и много еще чего. Почему же зная это, от себя мы требуем абсолютно ровного, стабильного состояния? А, потеряв, даже на короткое время пугаемся так, словно получили известие о смертельной болезни?
«Доктор, что со мной не так?»…,
спрашивает меня женщина. Под глазами синяки, в глазах страх и надежда. «Я перестала спать, ужасно устаю, на домашних срываюсь». Выясняем, что она – главный бухгалтер фирмы, которую только что два месяца подряд проверяла налоговая инспекция. «Может вы просто устали, перенервничали?», говорю: «Может вам выспаться, взять пару выходных, уехать на природу?». «Да? Вы считаете, что я нормальная?», с сомнением смотрит клиентка. Она мне не верит, ей плохо и она пришла поболеть. Банальная усталость ей не подходит, хочется услышать что-то о депрессии и тяжелом неврозе. На самом деле все проще. Но, как говорит, мой знакомый психиатр «Люди страшно любят диагнозы». Мой знакомый, кстати, очень богатый и успешный психиатр, без диагноза никого не оставляет. Попасть к нему в руки, значит со сто процентной вероятностью превратится в психа, по крайней мере, в собственных глазах. Его понять можно – он деньги зарабатывает. А человеку каково?
Себя надо уметь прощать. Маленькие слабости, это не только обжорство на ночь килограммом конфет, это еще и внезапно посетившее состояние растерянности, навалившаяся лень или приступ агрессии. Кто это понимает и себе априори прощает, живет долго и счастливо и умирает со своим разумом в один день. Кто нет, тех обычно разум покидает намного раньше. Разум, это не сознание, конечно, но тоже неприятно.
Почему так происходит?
Обычно, так психика поступает с нами исключительно ради нашего же блага. В целях защиты. Одной из форм психологической защиты служит вытеснение. Когда ты какое-то событие просто не помнишь. В моменты сильных переживаний психика блокирует часть воспоминаний, оставляя лишь малую и самую несущественную часть. Так было со Светланой, которая, узнав о том, что у мужа на стороне родился ребенок села в поезд, и обнаружила себя уже на морском курорте. Провела там три дня не выходя из номера гостиницы, просто спала, просыпаясь на час-другой и снова засыпая. На четвертое утро свежий морской воздух принес облегчение и решение – с мужем расстаться, начать жить заново. Самое интересное, что Света до сих пор не помнит большей части своего спонтанного путешествия.
Шоковая травма.
Врачи, работающие в реанимациях, рассказывают, что нередкой реакцией на смерть близкого, бывает… смех. Человек стоит и хохочет во все горло, а мимо провозят каталку с телом родного человека. Бывает, что после аварии люди прыгают по шоссе, распевая песни, или стоят часами в ступоре не в силах сдвинуться с места. Один бедняга, выскочив из перевернувшегося автомобиля, залез на высоченное дерево по практически гладкому стволу.
И таких реакций психики тоже не надо бояться. Дело в том, что в момент сильнейшего стресса в организме происходит гигантский выброс адреналина, который и запускает нетипичные реакции тела. К ним, например, относится дрожь, которая пробивает около 20 % людей в моменты волнения или опасности. «Что мне делать? Когда я захожу в кабинет начальника тело начинает сильно и непроизвольно дрожать?» спрашивает клиентка, и я терпеливо объясняю, что у нее сильно разбалансирована энергетическая система, которая в нужный момент запускает реакцию. Это тоже защита или, как говорят эзотерики «сброс». Видимо, начальник тот еще монстр.
Сбой программы.
Вторая причина – сбой программы. Поясню на примере моей приятельницы, причем история тоже связана с автобусом. Однажды ей срочно потребовалась уехать в другой город, а живет она на юге России, у моря, где вот так просто переехать на общественном транспорте из города в город в летний сезон сродни чуду. Все маршруты забиты желающими поваляться на морском песочке. И вот она прибегает на вокзал, забегает в кабину водителя и начинает слезно умолять взять ее на маршрут. Дальше между ними происходит примерно такой диалог.
- Так вы билет возьмите – предлагает водитель.
Подруга, заламывая руки. - Да я бы с радостью, но мне сегодня уехать надо, понимаете?
- У вас, что денег нет? - недоумевает водитель.
- Что вы? Сколько угодно!
– Так возьмите билет!
– Да мне сегодня надо уехать, я бы с радостью…
В общем, поняли они друг друга только с пятого раза. Оказалось, местные власти взяли и увеличили число рейсов, и билетов в кассах было сколько угодно. А подруга, вернувшись, прибежала ко мне все с тем же вопросом о нормальности. «Понимаешь, я гляжу в полупустой салон автобуса, и все твержу ему – подсадите, подсадите…».
Вот это и есть сбой программы. Когда, то, к чему ты привыкла и считаешь очевидным, как дважды два, вдруг поворачивается к тебе совсем другой стороной. А ты не настолько внимательна и сосредоточена, чтобы эту разницу сразу заметить. Не бойся, бывает!
Что делать, если…
Читать и рассказывать о таких историях, согласитесь, забавно, а вот находится в них – не очень. Если тебе кажется, что ты теряешь связь с реальностью, постарайся успокоиться. Для этого сделай несколько не глубоких, но хорошо прочувствованных вдохов-выдохов. Сосредоточься на дыхании и проследи путь воздуха в теле. Если все сделаешь правильно, мир уже станет более узнаваем. Дальше. Крепко, очень крепко сожми кулаки и начни медленно-медленно их разжимать, также сосредоточившись на том, что делаешь. И, наконец, подними голову, посмотри вверх и постой так какое-то время. А если ты научишься делать все это одновременно, то считай, что овладела универсальным способом быстрой самореагуляции. Вся процедура должна занимать не меньше пяти минут, но и не больше пятнадцати.
Осознанное сновидение.
Это состояние, красочно описанное в работах Минделла и его последователей, временами посещает некоторых людей и без их на то желания. Представь себе, что ты спишь и видишь сон, где ты идешь по улице, заходишь в кофейню, заказываешь и выпиваешь чашечку кофе, открываешь книгу, просматриваешь пару страниц, снова выходишь на улицу... Если после этого ты открываешь глаза, и на самом деле обнаруживаешь себя в кофейне в ночной рубашке с толпой зевак вокруг – да, это лунатизм. Но, мы не о нем. Тем более, что если он не проявился у тебя в детстве – после, и не надейся. Теперь представь, что все это ты проделываешь в состоянии то ли бодрствования, то ли полусна. Ты способна себя контролировать, и делаешь именно то, что хочешь делать, но все происходящее выглядит для тебя, как бы в слегка приглушенных тонах. Это и есть один из многочисленных вариантов осознанного сновидения. В этот момент, твой мозг на время несколько притормаживает часть активных процессов твоего сознания и на поверхность выходит работа бессознательного. Возможно, сейчас твоя психика избавляется от какой-то застарелой психотравмы, или решает стратегическую задачу на будущее. Все лишнее отключено, тебя как бы вывели в «безопасный режим», как это происходит все в том же компьютере, когда он начинается ломаться. Бояться таких состояний не надо. Самое лучшее, что ты можешь для себя сделать – расслабиться и позволить всему идти своим чередом. Правда, если ты находишься в таком состоянии постоянно, стоит задуматься почему. Это могут быть начальные признаки депрессии или сильное переутомление.
Ты абсолютно нормальна и здорова, если:
- Попав в смешную или глупую ситуацию, способна воспринять ее именно так, посмеяться надо собой и позволить это другим.
- Тебя не пугают неожиданные ощущения в твоем теле. Мурашки по спине побежали, тело во сне дернулось… Ну и что? Ерунда, бывает.
- Ты способна взять себя в руки и сосредоточится в непривычной и неожиданной ситуации. Пусть не сразу, но можешь.
- В неожиданных и сложных ситуациях ты видишь для себя, как минимум, два выхода.
- Ты умеешь разделять себя, как таковую и твое состояние или настроение.
- Ты позволяешь себе быть разной, стараешься говорить то, что думаешь и делать, что хочешь и чувствуешь.
Тебе стоит обратиться к психологу, если:
- Тяжело переживаешь любые ситуации.
- Не выносишь критики, осуждения, смеха и любого другого внимания к своей персоне. Если на улице кто-то засмеялся, тебе кажется, что смеются над тобой.
- Каждый раз придавшись унынию искренне веришь, что это на всю жизнь.
- Не разделяешь себя и то, что с тобой происходит. Любое переживание захватывает тебя полностью, и ты быстро теряешь критичность.
- У тебя часто бывают кажущиеся тебе странными телесные ощущения, и они пугают тебя. Или ты вовсе не чувствуешь своего тела.
Елена Шубина Журнал «Лилит» Латвия 2005 г.
Instagram: @alexandr__zubarev