|
|
Главная> Статьи на правах рекламы>Мифодиагностика и мифотерапия
Мифодиагностика и мифотерапия
Instagram: @alexandr__zubarev
Мифодиагностика и мифотерапия |
Михаил Кучинский «Мифодиагностика и мифотерапия» (Отрывок из работы «Психологическая природа мифа») От миропонимания человека, от его знаний о происхождении мира зависит позиционирование себя в этом мире. Например знание о процессе зачатия и рождения складывает у ребенка реальное отношение к этому процессу, и, следовательно, к себе. Все аисты и капустные кочаны, приносящие детей, создают у ребенка неверное представление о собственной природе и, как следствие, о природе вообще. Понятно, что с возрастом человек узнает правду и не ищет детей в капусте. Тем не менее, есть один показательный пример.
Существует старинная свадебная шутка, она заключается в том, что родителям жениха и невесты дают по кочану капусты, и ведущий свадьбы говорит следующую вводную: «В одном кочане спрятан мальчик, в другом девочка, вы должны раздевать кочаны, кого первым в кочане найдут, тот у молодожёнов первым и родится». Будучи свидетелем этого игрового обряда, я был поражен, насколько серьёзно принимаются родители за дело. Родители наперегонки рвут кочаны в клочья, и когда добираются до середины, то, конечно, никого там не обнаруживают. Они озадаченно смотрят на ведущего, на что тот отвечает: «Эх, такие взрослые люди, а до сих пор детей в капусте ищут».
Это действие очень показательно относительно ложных установок, которые дают взрослые детям. Почему эта шутка работает на свадьбах? Не только ради поддержания веселья родители терзают кочаны, у них существует эмоциональная заинтересованность в процессе, ведь имеется детская установка про «детей из капусты», а здесь людям дается шанс проверить ее в деле. В этом игровом обряде помимо развлекательного момента явно виден еще и корректирующий, воспитательный момент, направленный на молодоженов. На их глазах происходит развенчание детского мифа. Понятно, что все люди взрослые и на сознательном уровне не верят в капустных детей, но данное действо направлено на бессознательную установку. Это простенькое развлечение вызывает у наблюдающих достаточно сильный эмоциональный выплеск в виде буквально хохота, что свидетельствует о внутреннем напряжении. И это напряжение существует, так как все наблюдающие очень заинтересованы в происходящем. Ожидание происходит не на уровне «что там, в кочане», а на уровне «кто быстрее доберется». То есть вопроса, что в кочане, даже не возникает. И когда там ничего не обнаруживается, происходит накопление фрустрирующей энергии, которая после разряжающей фразы ведущего выплескивается в виде хохота. Хотя по моим наблюдениям настроение родителей остается на уровне детской обиды. Свадебные обряды, проводящиеся по правилам, имеют огромную силу, они по большей части исполняют роль инициаций жениха и невесты во взрослую семейную жизнь и адаптивную роль для родителей, что их дети уже не просто дети, а взрослые и самостоятельные люди.
С возрастом люди понимают, как происходит размножение живых существ, но на бессознательном уровне психики остается неверная форма ответа на очень важный для ребенка вопрос, - «как Я появился на свет?». Если учитывать, что этот вопрос является началом экзистенциального роста и кризиса, связанного со смыслом жизни, то можно представить, в каком неверном направлении идет развитие понимания смысла собственной жизни у ребенка «из капусты», или ребенка «принесенного аистом». Под выражением «аист» и «капуста», я понимаю любую ложную информацию о собственном рождении и, как следствие, обо всем мироздании.
Я хочу привести пример психотерапевтического сеанса, на котором пациентка выдавала символику ложного понимания рождения ребенка, которое у неё сложилось в детстве. Симптоматикой, с которой пациентка обратилась, был острый мышечный спазм в области глотки. Медицинское исследование не обнаружило каких-либо физиологических нарушений. Терапевт, используя процессуальный подход, работающий с телесным симптомом, помог выявить пациентке символику, которая являлась «мордой животного отрыгивающего на блюдо младенца. Но голова у младенца большая, а горло маленькое, и головка застревает и мешает дышать». Это совершенно детская логика, пытающаяся себе объяснить, как рождаются дети. Данное детское объяснение приводится во многих психоаналитических работах и является чуть ли не стандартным. «Ребенок в животике, в животик попадает все через рот, а значит и рождается он через рот» (либо, через анальное отверстие, что зависит от того, на чем фиксирован ребенок). Позже пациентка вспомнила случай, который заложил такую установку. Он заключался в том, что будучи ещё ребёнком, девочка увидела младенца своих знакомых. И пытаясь выяснить, как он родился, девочка получила скупой ответ: «из животика», который сам по себе уже требует объяснения того, как он туда попал. То объяснение, которое дала себе девочка, в последующем и породило невротический спазм.
Определяя космогонический миф, как символическую форму эмбрионального развития, в ходе психотерапии посредством космогонического мифа можно диагностировать: - Трудности, связанные с каким либо этапом в процессе эмбрионального развития.
- Проблему ложной установки ребенка, связанной с рождением, и все вытекающие из нее последствия (психосоматика, отвержение собственного тела, проблемы психосексуального развития и прочие невротические проявления).
- Выявление причины экзистенциального кризиса, основанного на ложном понимании картины мира.
Диагностика может проводиться путем сравнения символики космогонического мифа с символикой, которую выдает человек в процессе терапии. Конечно, может проявляться символика героического мифа, связанного с перинатальными переживаниями, описанными Станиславом Грофом как Базовые Перинатальные Матрицы. Гроф в своих исследованиях выявил, что во время визионерского опыта пациенты предъявляют символику, содержащуюся в героических мифах. Поэтому необходимо разделять символику космогонического мифа и символику, присущую героическому мифу. Это два разных процесса, которые имеют разные мифические формы.
Если рассматривать психофизическое развитие человека, то становится видно, что человек развивается как бы по одной схеме. И эта схема, заложенная природой, постоянно повторяется в ходе жизни. Более того, эта схема имеет место не только в психофизиологическом развитии, но во всех областях человеческой жизни. Это может быть становление и развитие семьи, бизнеса, общественных объединений и даже государства. При ближайшем рассмотрении этой схемы становится видно, что она передает собой общее развитие человека. Это происходит потому, что у человека в его психике заложен определенный образец собственного развития. И если человек не следует этому заложенному образцу, то развития не произойдет, либо оно становится тупиковым.
Преодолевая трудности, человек в процессе жизни повторяет «героическое путешествие» снова и снова. Это происходит потому, что у него есть перинатальный опыт, который стал образцом. Этот опыт берется человеческой психикой за образец по причине того, что он сработал, то есть человек родился. И поведение, которое демонстрирует человек в трудной ситуации, может являться показателем того, как происходил процесс родов.
В исследованиях С. Грофа показано, что люди участвующие в ЛСД - сессиях, проявляли символику соответствующую мифической. Причем часто люди до опыта не читали мифы, символика которых проявлялась. Человек, испытавший определенное переживание не может выразить его в другой символике, кроме той, которая проявляется, то есть переживание предопределяет символику. В этом мире набор символов и образов ограничен, и человеческая психика, комбинируя, предъявляет их приблизительно в схожем варианте. Но это относится не только к «героическому» этапу развития, а также к «космогоническому» этапу развития. Создание чего-либо нового в творчестве, науке и любых проявлениях человеческой жизни, протекает по законам схожим с законом эмбрионального развития. Но процессы развития и рождения каждого человека проходят с рядом индивидуальных особенностей. То есть идея одна, но процесс каждого индивидуален, и может иметь ряд психофизиологических нюансов. Каждый такой нюанс и закладывает характерные особенности человека. Чаще всего эти нюансы носят травматический характер. Это могут быть токсины, поступающие к плоду, стресс, обвитие пуповины во время родов, введенное матери обезболивающее, и пр.
В данном случае для выявления таких нюансов в ходе терапии можно использовать космогонический миф, как образец. Почему миф способен быть образцом? По причине того, что мифы выстраивались веками, прошли проверку временем, и, в конечном счете, приобрели не меняемую, наиболее полную и общую форму, отражающую коллективное переживание процесса развития.
В ходе терапии люди передают в символике личностный миф, сложившийся в жизненном опыте. Рассматривая эти символы, мы можем видеть, к какому мифу они относятся. Это могут быть символы, присущие космогоническому или эпическому мифу. Исходя из этого, можно диагностировать, что человек психически находится на стадии преодоления и роста, или на стадии творения и новообразования.
Если человек на какой-либо стадии находится в «тупике», а символика носит негативную окраску, то возможно человек повторяет свой перинатальный опыт, в котором были проблемы на этапе, соответствующем символике. В этом случае необходимо помочь человеку преодолеть этот этап. И это можно сделать при помощи мифа.
Терапия, использующая миф, направлена на реставрацию миропонимания человека, его личностного мифа. Но каким образом может происходить терапия при помощи мифа? Мирча Элиаде в своей книге «Аспекты мифа» описывает, что в архаическом обществе в шаманских техниках использовался космогонический миф. Шаман, приходя к заболевшему человеку, проводил обряды, приобщавшие его к сакральному времени. Это приобщение происходит во всех культурах примерно одинаково посредством космогонического мифа. Шаман может просто читать вслух над больным миф творения, в Тибете и у американских индейцев шаман рисует в присутствии больного мандалу, круг, внутри которого отражена основная символика космогонического мифа, либо наносит на тело больного рисунок, символизирующий творение мира. Так же в шаманских способах приобщения человека к сакральному времени существует «танцевальная мистерия», или обрядный танец, движения которого передают смысл творения.
Также можно вспомнить практику мистерий, которая использовалась, начиная с древнего Ирана, затем в Египте, Греции и заканчивая в древнем Риме. Практика мистерий существовала так же и на всем евразийском континенте. Хотя это явление можно проследить во всех культурах на всей планете с единственным различием: в архаических культурах этот процесс носит форму обряда. Далее обряд, передающий события мифа, переходит в форму мистерии, а мистерия в свою очередь перерождается в театральное, зрелищное представление. Так, например, в Японии существует национальный театр «Но», которому предшествовала древняя разновидность драмы «Саругаку». Эти постановки изначально проигрывали мифологические сюжеты, и, скорее всего, ведут свое начало из обряда, приобщающего к сакральному времени. Но, для чего приобщать человека к сакральному «провремени»? И почему приобщение к мифу оказывает исцеляющее воздействие на человека? Это происходит, потому, что любая проблема связана с тем, какой человек имеет образец, шаблон развития. Шаблоном же является личный опыт развития человека, который он впервые приобретает, проходя перинатальные этапы. Возвращаясь к этим этапам посредством приобщения к мифу, человек имеет возможность реставрировать собственный шаблон. Это происходит путем механизма вживления в объект, описанный Вундтом. В ходе приобщения происходит слияние личностного мифа с мифом «коллективным». И личностный миф, будучи более «гибким» принимает форму «коллективного» мифа. Конечно, понятие «гибкий» условно. Я исхожу из того, что психика человека не ригидна, а адаптивна, то есть обладает необходимой для развития гибкостью и склонна к изменениям.
Миф как личностный, так и коллективный имеет некую форму или линию развития. Эта форма состоит из определенных этапов развития. В процессе приобщения к мифу формы могут не совпадать. В личностном мифе могут быть вытеснены какие-то травматичные этапы, либо существовать лишние этапы, как, например, дети из капусты, либо быть видоизмененными, как в примере с женщиной, имеющей невротический спазм в области глотки. Но коллективный миф в отличие от личностного имеет строгую, не меняемую форму. И при приобщении к коллективному мифу в психике человека происходит достройка, замена или «отсечение» внутри формы. Одним словом - реконструкция. Это процесс не простой для человека, я бы даже сказал мучительный, так как на его личностных мифах построена вся его жизнь: общение с людьми, работа, семья, всё, вплоть до домашнего интерьера. Личностный миф - фундамент мировоззрения человека. И понятно, что, когда происходит замена этого фундамента, происходит и замена мировоззрения. Приобщение к мифу приводит к полной или частичной трансформации личности.
Приобщение к мифу в рамках терапии может происходить в следующих действиях терапевта:
- Самое простое, которое подходит для работы с детьми, это прочтение мифа. Дети в отличие от взрослых обладают более гибкой психикой, у них не выстроено жесткое мировоззрение и легко происходит отождествление с объектом, поэтому их приобщает к мифу обычное прочтение. Они с готовностью переносятся в мир фантазий, причем у детей этот перенос обладает сильной эмоциональностью, что свидетельствует о глубоком погружении и приобщении. Далее на основе прочитанного проводятся тематические проективные методики, которые носят как диагностичный, так и терапевтический характер. Вообще любая творческая деятельность на тему мифа может служить приобщением. Так же в работе с детьми может использоваться проигрывание мифа в форме ролевой игры. Для взрослых простое прочтение мифа мало подходит, так как на личностном мифе уже выстроено мировоззрение, но на определенном этапе могут эффективно использоваться проективные методики.
- Мистерии, которые в наше время называются мифодрамами. В наше время проводится большое количество мифодрам, но увы не все терапевты осознают того, что происходит в созданном мифодраматическом пространстве. Часто мифодрама используется для поиска некого тайного смысла. Непонимание смысла мистерии может привести к наслоению новых ложных форм на личностные формы. Так же существует опасность некой формы зависимости от мифодрам, ведь мифодраматическое пространство, можно сказать, виртуальное. В мифодраме главное - это осознание того, что все, что происходит в мифодраматическом пространстве, это внутренние психические процессы, выведенные участниками вовне. Мифодраму нельзя использовать, как способ отрыва от реальности. Мифодрама должна наоборот помогать адаптироваться человеку в реальности. Миф - это способ приобщения к миру, а наш мир реален и материален. По сути, миф - руководство по общению с реальностью, и часто наоборот возвращает людей из фантастических, нереальных, детских представлений о мире в реальную жизнь.
- Миф в движении. Это достаточно сложная практика в мифотерапии, пример которой мы можем найти у индейцев и в индийских традициях. Она заключается в неком обряде, где приобщение к мифу существует в форме танца. Большой плюс этой техники заключается в том, что в процессе задействуется тело. А тело - это непосредственный участник закладки фундамента личностного мифа. Этот процесс позволяет выводить вовне физиологические проблемы, и в процессе проигрывания мифа, скорее даже «протанцовывании», совершать приобщение к мифу на уровне тела. В нашей культуре существовали подобные обряды, которые частично сохранились в фольклорном варианте. Отголоски этих обрядов мы можем наблюдать в плясовых композициях многих современных фольклорных ансамблей.
- Тематическая медитация. Эта форма приобщения к мифу существует по большей части на востоке, а так же у индейцев обеих Америк. Она заключается в том, что человек сосредотачивает свое внимание на мандале, кругу, внутри которого в символической форме отображен космогонический миф. Это достаточно сложная техника, которую можно использовать после некоторой подготовки, точнее, необходим навык медитации. Но так как не все обладают этим навыком, то использовать эту форму приобщения к космогоническому мифу можно не со всеми.
Instagram: @alexandr__zubarev
Мифодиагностика и мифотерапиядобавлено : 12.01.2006 обращений к странице: 13456 автор: apollina.ru
|
| |