Главная> Статьи на правах рекламы>Возможные перинатальные предпосылки наркозависимости
Возможные перинатальные предпосылки наркозависимости
Instagram: @alexandr__zubarev
Возможные перинатальные предпосылки наркозависимости |
Под «зависимостью» можно понимать не только хроническую потребность человека в алкоголе или в наркотических препаратах. Это зависимость от привычных состояний и влияний среды общения - это болезнь не отдельного человека, а всей его семьи (созависимость), поэтому важен комплексный, системный подход к вопросам реабилитации. Наркомания и алкоголизм во многих случаях, могут быть формами духовного кризиса (Кристина Гроф) - поиском ответов на вопросы путем перехода в иную реальность, бегством от действительности, поиском свободы в измененном состоянии сознания. Зависимость отличается от других форм духовного кризиса тем, что духовное измерение здесь часто скрыто за разрушительной природой этого расстройства. В драмах духовного кризиса люди сталкиваются с проблемами, вызванными духовными или мистическими состояниями ума. В случае зависимости многие трудности возникают из-за поиска более глубоких измерений внутри себя. Исследование темы саморазрушения посредством наркомании приводит нас в перинатальный период (период от зачатия до рождения). Там можно встретиться с рядом феноменов, которые впоследствии могут оформиться в ярко выраженные деструктивные тенденции. Работы пионера трансперсональной психологии Станислава Грофа очень хорошо показывают, что перинатальная динамика впоследствии ложится в основу определенных структур динамики нашей жизни, то есть перинатальная динамика закладывает определенные эволюционные программы, которые человек реализует в разных областях своей жизни. Перинатальные переживания представляют собой своего рода перекресток между индивидуальной и трансперсональной психологией или же между психологией и психопатологией с одной стороны и религией - с другой. Если мы относим их к индивидуальному рождению, то они должны, по-видимому, принадлежать к структурам индивидуальной психологии. Некоторые другие аспекты придают им трансперсональный оттенок. Интенсивность этих переживаний превосходит все, что обычно рассматривается как предел выносливости индивида. Часто они сопровождаются идентификацией с другими личностями или с борющимся и страдающим человечеством. Более того, другие виды явно трансперсональных переживаний - таких, как эволюционная память, элементы коллективного бессознательного и некоторые архетипы Юнга, - нередко составляют неотъемлемую часть перинатальных матриц. Элементы обширного и сложного содержания, возникающие на сеансах работы в ИСС (изменённые состояния сознания), отражающие этот уровень бессознательного, можно представить в виде четырех групп, матриц или паттернов переживания, ввести связь четырех категорий явлений с последовательными стадиями биологического рождения и с переживаниями ребенка в перинатальный период. Четыре основные матрицы переживаний ранкианского уровня называются Базовыми Перинатальными Матрицами (БПМ-1 - 4). Следует подчеркнуть, что это нужно рассматривать как модель, не обязательно включающую в себя причинно-следсвенную связь. Базовые перинатальные матрицы являются гипотетическими динамическими управляющими системами, функционирующими на ранкианском уровне бессознательного подобно тому, как СКО (система конденсированного опыта) действуют на фрейдовском психодинамическом уровне. Они имеют свое собственное специфическое содержание, а именно перинатальные явления. Последнее имеет две важные грани, два компонента: биологический и духовный. Перинатальный период описывается языком матриц примерно так: первая матрица - это период от зачатия до начала схваток; вторая матрица - от начала схваток до раскрытия родового канала и начала продвижения по родовому каналу; третья матрица - это само по себе движение по родовому каналу до момента выхода; и четвертая матрица начинается, когда мы рождаемся и включает в себя все, что с этим связано. Образно говоря, именно эта перинатальная динамика отражена в библейской истории об изгнании из сада Эдема, грехопадения, низвержения в ад, и обретения рая. То есть, раскладка примерно такая: первая матрица - это сад Эдема, первичный рай без знания добра и зла, безопасность, изобилие, - все, что только можно пожелать. Вторая матрица - это появление дуальности, разделение мира, грехопадение. Третья матрица - это ад, и, наконец, четвертая матрица - это возвращение в рай. Вначале мы поговорим об идеальных родах, а затем посмотрим, как меняется ситуация, и как начинают проявляться деструктивные предпосылки к наркозависимоси, как форме медленного саморазрушения, когда в родах существуют определенные нарушения. Если смотреть на раскладку по тем основным понятиям, на которых построен этот материал, - любовь, боль, агрессия, сила, то их можно привязать таким образом. Первая матрица - это достаток, комфорт, гармония с миром и любовь, как нерасчлененное состояние, поскольку в первой матрице существует недуальное, нерасчлененное состояние. В первой матрице плод двигается, но движение и покой еще не разделены: вечное движение и вечный покой существуют одновременно, там нет точки отсчета, тем нет пунктов А и Б. Во второй матрице, когда начинаются схватки, мы встречаемся с тем, что впоследствии можно назвать болью, то есть резкое повышение интенсивности физической, эмоциональной. Ребенок еще не знает слова «боль», он не знает, что такое боль, но мать, предположим, знает, и в этот момент ребенок воспринимает определенный набор сигналов, который мать и окружающие четко оценивают и означают как боль. То есть, во второй матрице мы встречаемся с болью и страданием. Но не только с болью. Мы встречаемся с силой, но еще не с полной силой, а с одним из ее аспектов. Для второй матрицы характерно возникновение в пространстве, которое ребенок еще продолжает считать самим собой, некоей силы, воздействующей на то, что он тоже еще продолжает считать самим собой. С одной стороны, в этой фазе есть еще нерасчлененность сознания, то есть ребенок не разделяет себя и мать, он воспринимает ее и себя как единое существо, тем не менее какие-то «трещины» в этом состоянии уже появляются, и сила, проявляющаяся в пространстве, воспринимается больше как внешняя. То есть, во второй матрице позиция силы - активная, а собственная позиция - пассивная. Родовой канал закрыт и ребенок находится в безвыходном положении. Существует сенсорная перегрузка и большое количество физических и эмоциональных сигналов. Сила как бы существует сама по себе, ее существование несомненно, это сильно отличается от всего того, что было раньше и с ней ничего нельзя сделать, кроме как просто воспринимать, терпеть это воздействие. То есть, позиция во второй матрице дает нам возможность ребенку познакомиться с пассивным аспектом силы, с тем аспектом, который дает нам впоследствии выносливость, терпеливость, умение общаться с превосходящей силой, безответственно не убегая. Во второй матрице у ребенка может закладывается программа: «Возможно жизнь - это безвыходное страдание». В третьей матрице знакомство с болью углубляется. Ребенок встречается с новыми аспектами боли. В третьей матрице впервые появляется некое «здесь» и некое «там», движение между точкой А, где уже плохо и точкой Б, где уже трудно, некомфортно существовать, - схватки, воды отошли, боль. Очевидно то, что нужно идти вперед, нужно рождаться испытывая боль и проявляя первую агрессию в борьбе за выживание. То есть, в идеальных родах выбор между А и Б очевиден - надо рождаться не потому, что туда хочется, а потому что остаться здесь означает смерть. Впервые ребенок знакомится с понятием движения от А к Б, некой цели, некоего направления т. е. рождению как независимого, автономного существа. Таким образом, у ребенка закладывается программа, которая дальше в жизни реализуется так: «Чтобы достигать чего-то важного в своей жизни, нужно испытывать боль». Движение по родовому каналу причиняет боль и ребенку и матери. И, возможно, ребенок чувствует, что дискомфортно еще какому-то ряду людей. Возникает вторая программа: «Чтобы достигать особенно важных целей в своей жизни, нужно причинять боль другим людям, особенно самым близким». Ребенок проходит по родовому каналу и пуповина уже не может обеспечить изобилия первой матрицы. Возникает связка - больно ребенку, больно матери и еще голодно. Получается третья программа: «Чтобы достигать важных целей в своей жизни, нужно себе в чем-то отказывать». Эти идеи существуют на уровне неосознанных программ - постулатов, то есть, многие люди живут, реализуя эти программы в своей жизни, абсолютно не подвергая их сомнению. Абсолютно не задавая себе вопроса: а может быть, и по-другому можно? В третьей матрице ребенок впервые попадает в активную позицию, но в ней основную роль играют схватки и прохождение родового канала, то есть жизнь, природа, силы, ведущие нас. Кроме того, в третьей матрице ребенок знакомится с собственной силой, в дальнейшей жизни трансформирующей внутреннее состояние и состояние окружающего мира. Если в родах нет патологии, ребенок рождается в воду, и его принимают любящие руки отца, если ему не перерезают пуповину, а дают ей закончить пульсацию и пересохнуть, если его сразу кладут на грудь матери и если все-все члены семьи его ждали, то в четвертой матрице действительно реализуется метафора возвращения в рай. В неидеальных роддомовских родах и в современной культуре зачатия и беременности первая матрица присутствует совершенно в другом виде. Беременность идет по графе болезней, то есть весь социум проникнут идеей, что беременность - это не вполне нормальное, часто нежелательное состояние, приносящее множество неудобств. Но с другой стороны, первая матрица еще остается в некоторой степени садом Эдема, а вот четвертая матрица - искажается полностью. И там, где у нас должно было быть записано «Память о возвращении в рай», у нас, оказывается, записано: «Холодный ад». Третья матрица - это ад действенный, горячий, в нем есть взаимодействие и активность, в нем есть ощущение близости, хотя там есть боль, страх, и многое другое. После того как мы рождаемся, нам перерезают пуповину, мы попадаем в состояние невозможности сделать первый вдох, а потом нас на несколько часов или дней относят в полное одиночество, мы оказываемся в холодном аду. У нормально рожденного человека направление достаточно четкое, он знает: «Да, пусть страшно, пусть больно, зато существует возвращение в рай». У человека, рожденного в роддоме, единственное эволюционное направление, которое чувствует его тело, это «Мамочка, роди меня обратно». Любой ценой вернуться в первую матрицу, потому что это - единственное место, где хоть как-то ощущалась любовь, единство, комфорт. В результате в различных ситуациях, и особенно в важных жизненных ситуациях, тело подсказывает прямо противоположный выход. То есть у человека сбит естественный интуитивный подход к направлению в жизни. То место, которое раньше для людей было обозначено интуитивным ощущением цели, для современного человека обозначено страхом и сопротивлением. И появляется некоторая рикошетирующая стена, то есть: достигать, так никогда и не достигнув. Потому что процесс - все, а достичь - смертельно опасно, результат процесса - холодный ад. Для наркомана целью любой его деятельности является не материальный результат, а некий постоянный процесс и случающееся состояние. Естественное для наркомана желание вернуть себе потерянный рай реализуется на практике посредством программы - «мама, роди меня обратно». Это безвольная попытка убежать от мира наркомана с его безвыходностью, болью, агрессией и ограничениями. Это равносильно самоубийству, так как обратное рождение соответствует смерти. Говоря метафорическим языком, на личностном и социальном уровнях умирает взрослый, автономный человек и рождается зависимый ребенок, который в свою очередь двигается в направлении смерти личности и тела. На самом деле, наркотический суицид, это бессознательная попытка уничтожить старое эго и возродить его в новом созидательном качестве, а тело убивать для этого совсем не надо. Эта попытка обусловлена естественной тягой человека к трансцендентному, заличностному, к тем областям, доступ к которым позволяет трансформировать любую негативную программу до ее эволюционно позитивного намерения. Следует учитывать и тот факт, что в ряде случаев, запускающим моментом наркозависимости становится обезболивание при родах. Обезболивающий препарат не фильтруется полностью плацентой и попадает в организм ребенка. Таким образом, при попадании обезболивающего средства в организм на фоне интенсивных сенсорных перегрузок формируется подсознательная программа: «Когда плохо, нужно прибегнуть к помощи антидепрессантов или наркотиков». На межличностном и социальном уровнях эта программа выражается через решение собственных проблем за счет других людей и, прежде всего, за счет родителей. Если рассматривать наркозависимость, как духовный кризис, то выходом из него становится путь самоисследования и трансформации. Практически любая религиозно философская традиция содержит примеры духовного развития своих адептов. Перинатальная динамика трансформации личности выявляется в любой религиозно-философской традиции. Например: в Библейском сюжете и жизнеописании Будды имеет место отражение перинатальной динамики, следовательно структура программы реабилитации может быть представлена в виде четырех фаз, отражающих перинатальную динамику. Герман Карельский.
Instagram: @alexandr__zubarev
|