Стратегии жизни или что стоит за словом «лень» |
Если представить модель проживания жизни схематически, то можно выделить три ключевых момента:
1. Восприятие человеком информации из внешнего мира.
2. Обработка или «понимание» этой информации.
3. Принятие решений и действование на основе понятого.
Под информацией в этой модели подразумеваются как логические данные – цифры, факты, так и то, что обычно считают интуитивным знанием – состояния и настроение окружающих, способность предугадывать развитие событий и множество мелких деталей, на основании которых люди принимают интуитивные решения.
Для того, чтобы действовать и получать результаты в жизни, прежде всего, необходимо принять решение. И часто бывает так, что решение принято, а действий за ним не следует или они быстро прекращаются. Так обычно бывает с утренней зарядкой, изучением английского или диетой. Человек сталкивается с ситуацией, когда решение есть, но оно не работает. И тогда человек хочет что–то сделать со своей «ленью» - победить, искоренить, заставить себя.
Давайте рассмотрим другие примеры «неработающих» решений.
Если вспомнить первые маленькие самолёты и первые ракеты, то по началу они часто падали, а то и вовсе не взлетали, но никому не приходило в голову сказать, что им просто лень и надо их заставить лететь. Конструкторы искали и исправляли ошибки, каждый раз всё полнее и полнее учитывая различную информацию.
А теперь немного из фармакологии. Только появившись, лекарственные препараты и многие вакцины на стадии разработки имели множество побочных действий, и, прежде чем учёные смогли запустить их в массовое производство, было собрано большое количество информации как о самих препаратах, так и об особенностях человеческого организма. И при этом учёные всё также не считали, что вакцинам «лень» работать.
Таким образом, первый аспект, необходимый для того, чтобы решение работало – это собирать как можно более полную информацию относительно желаемого результата и среды, в которой планируется его применять.
Следующий аспект касается понимания или обработки собранной информации.
Немного спорта. Каждый когда-то учился плавать. И в этом деле почти всегда есть стадия, когда обучающийся тщательно машет руками и ногами и, тем не менее, всё ещё не плывёт, если сказать проще – тонет, одновременно производя фонтан брызг. Есть решение плыть, много действий и, к сожалению, отсутствие желаемого результата.
Вам, наверно, было просто лень плыть J
И вдруг, в какой-то момент вы (или ваше тело) понимает как это происходит. Вы держитесь на поверхности воды, плывёте, хотя ещё пять минут назад не представляли, как это сделать и за это время никакой новой информации о том, что и как надо делать у вас не появилось.
Сложнее вспомнить, как вы учились читать. Вот ещё только отдельные буквы, а в следующий момент всё становилось понятным и буквы сами складывались в слова.
Способность к точной обработке и пониманию собираемой информации – второй аспект работающего решения.
Третий аспект работающего решения – это действия.
Может ли быть так, что информация собрана полно, обработана правильно, а действий за этим всё равно не следует? Да, может!
Так было с голографическими изображениями – было точно известно, как получить голограмму, но тогда ещё не существовало необходимого источника монохромного света – лазера. Так бывает с каждым ребёнком, когда ему не дотянуться до полки с конфетами, пока он не подрастет или не догадается встать на табуретку…
Таким образом, жизненную успешность можно определить как совокупность стратегий восприятия, понимания и действия.
Не обязательно ждать. Действовать – это вовремя догадаться, найти и использовать подходящую табуретку с тем, чтобы приходить к результатам легко и радостно.
Instagram: @alexandr__zubarev