Главная
Блоги
  Войти
Регистрация
 
Главная> Статьи на правах рекламы>Когнитивная психология, когниции и антистрессовый менеджмент.

Когнитивная психология, когниции и антистрессовый менеджмент.


Instagram: @alexandr__zubarev
Когнитивная психология, когниции и антистрессовый менеджмент.

Когнитивная психология концентрируется вокруг мыслей. Эмоции, поведение и окружающая среда   все считается важным, но отличительной чертой когнитивной психологии является концентрация на убеждениях клиента, его установках, ожиданиях, идеях,представлениях, мнениях, образе мыслей - то есть КОГНИЦИЯХ. Не секрет, что порой мы расстраиваием себя сами, сами своим неадаптивным, иррациональным мышлением порождаем проблемы, которых могло бы и не быть. Или даже при наличи  объективных, неблагоприятных абстоятельств, не можем избавиться от навязчивых, ненужных мыслей, только затрудняющих процес выхода из кризисной ситуации. Поэтому неадаптивный, лишенный необходимой рациональности и гармонии когнитивный процес мышления, является мощным источником стресса. Мешающим также успешному преодолению его негативных последствий. А иногда делающим развитие этого позитивного процесса просто невозможным. Поэтому не смотря на то, что наш тренинг является в большей степени посвященным отработке навыков телесной саморегуляции, мы в его рамках изучаем и многие, эффективные приемы когнитивной саморегуляции. Без этого позиционировать тренинг, как широко масштабный стресс копинг(буквально совладание стрессом), воздействующий на все звенья этого неблагоприятного процесса, вряд ли возможно.  


На тренинге АНТИСТРЕССОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА мы обучаем  техникам направленным  на изменение внутреннего диалога, или собственного языка, клиента, умению использовать   свои ресурсы для опровержения своих убеждений, выработки навыков позитивного, адаптивного, рационального, мышления и интеллектуального восприятия. Кроме того, в контексте нашего антистрессового тренинга преподаются и инновационные техники, использующиеся в когнитивной психологии. Эти техники сфокусированы на общем восприятии клиента. Они нацелены более широко   на модификацию основных паттернов, при помощи которых человек воспринимают мир. Следовательно, они способны менять в случае необходимости  мировосприятие в целом. Подробности отраженны в статье ниже.


Первый шаг в любой когнитивной терапии и саморегуляции, - доказать клиенту важность образа мыслей. Тренер или психолог должен показать, что убеждения, философия и схемы могут вызывать сильнейшие эмоции и определять поступки, и чтобы устранить или ослабить негативные эмоции, клиент должен изменить свои мысли. Это необычный процесс, и для того чтобы объяснить эти принципы, терапевту необходимо использовать систематический метод.
До того как человек сможет эффективно использовать когнитивные техники, его нужно убедить в том, что его проблемы связаны с его мыслями. Поначалу большинство клиентов вовсе так не считает. Они могут винить генетику, плохое обращение родителей, невезение, травматический опыт детства, жестокие намерения других, больное общество или нечуткое и некомпетентное правительство. В своей эмоциональной боли они обвиняют всех и вся, за исключением собственных мыслительных процессов.


Причина подобного заблуждения очевидна. Мысли возникают так быстро и кажутся столь призрачными, что многие вообще не замечают, что они о чем-то думают. Все, что они воспринимают,   это внешние стимулы (которые объективны, конкретны и действительно очевидны) и эмоциональные реакции (которые испытываются сильно и ощутимо). Мимолетные и смутные мысли в этом процессе обычно игнорируются.


ОБУЧЕНИЕ ОСНОВНОЙ ФОРМУЛЕ КОГНИТИВНОЙ ТЕРАПИИ.
 
Мы обучаем клиента основным понятиям когнитивной терапии используя интереснейшие методики. Существуют два противоположных способа объяснения причин человеческих эмоций и поведения.
 Представим сначала старую теорию о том, что эмоциональные и поведенческие реакции вызваны чем-то извне. Многие люди верят в справедливость этой теории.


По новым данным чувства возникают из-за наших мыслей о событиях, а не из-за событий самих по себе.
 Позже мы приведем  серию примеров, которые бы сравнивали и противопоставляли две теории. Покажем, что одни и те же внешние ситуации могут интерпретироваться несколькими способами, и что важна именно интерпретация, а не ситуация.


Для того чтобы решить свои проблемы, вы должны знать об их источнике. Это звучит настолько очевидно, что кажется не стоящим упоминания, однако многие люди игнорируют очевидные вещи, и пытаются выяснить внешнюю причину, пока случайно не наткнутся на ответ или, что вероятнее всего, пока не упадут от бессилия и придут к выводу, что их проблема неразрешима. Эмоциональные трудности подобны любым другим. Если вы неправильно определите их источник, вы зря потратите силы на их преодоление и не измените свое самочувствие. Но как вы можете определить причину?
В психологии  так много теорий, объясняющих причины различных эмоциональных проблем, что запутаться очень легко. Чтобы прояснить ситуацию, давайте начнем с двух простых формул. Если вы поймете их сейчас, то сэкономите массу сил и времени впоследствии.

Старая формула
   А----------------------------->С


    Разные буквы обозначают разные явления.
    «А» обозначает активизирующее событие (activating event), ситуацию, в которой вы оказались, толчок из внешнего мира, стимул   все, что обусловливает процесс реагирования в целом.
    «С» обозначает либо ваши эмоции, либо поведение. «С» - последствия (consequences) «А». Это могут быть чувства или действия.


Старая теория утверждает, что «А» вызывает «С», что внешняя ситуация вызывает внутренние чувства и заставляет вас действовать определенным образом.


Чтобы понять, как это происходит, вообразите следующее.


Представьте, что в один воскресный вечер вы сидите в кресле и читаете газету, как вдруг вас охватывает тревога. Страх силен и кажется реальным, и это вас беспокоит. Вы сразу узнаете «С». Вы его чувствуете. Ваше сердце бьется быстрее, дыхание учащенное и неестественное, вам жарко, и вы покрылись испариной. Вам хочется встать и походить, а лучше побегать. Тяжело просто сидеть в кресле, но бегать негде и не от чего. В нашей формуле «С» - это страх. Конечно, в качестве «С» может быть любая эмоция:   гнев, печаль, паника или разочарование, но' в нашем примере вы, допустим, испытываете тревогу.


В этот воскресный вечер, возможно, у вас в уме возникнет вопрос:  Почему? Почему я вдруг почувствовал страх, чего я испугался?


Старая формула дает ответ. Это «А»   ситуация, в которой вы находитесь. Это то, что было бы записано без каких-либо чувств и интерпретаций на звуковую видеокамеру, если бы она отслеживала вас в тот момент. Камера зафиксировала бы лишь то, что было видно и слышно, пока вы сидели в своем кресле. Были ли включены телевизор или радио? Что показывали? Читали ли вы газету? Что вы читали? Находились ли в комнате другие люди, говорили они с вами или смотрели на вас? Ели вы что-нибудь или пили? Какие звуки доносились с улицы? Вы смотрели на какой-то предмет или просто глядели в космос? Все это и многое другое   это  «А» .


Теперь, согласно этой старой формуле, вы посмотрите на свои  «А»  и определите, что вызвало у вас страх. Прежняя теория утверждает, что некоторое «А» обусловило ваш испуг, и если вы хорошенько поищете, то найдете это «А». Как только вы это сделаете, вам лишь останется удалить раздражитель, и страх рассеется.


Теория  «А» обусловливает «С»  так популярна, что мы то и дело слышим об этом. Очень часто люди говорят:  Ты действительно рассердил меня ,  Он меня расстроил  или  Эти новости вгоняют меня в депрессию . Все подобные заявления подразумевают, что некоторое внешнее «А» заставило нас чувствовать внутреннее «С». Эта идея столь универсальна, что кажется здравым смыслом. Но верна ли она?


Нет! Внешние по отношению к нам вещи оказывают мало влияния на нас. Ощущения дают нам представление об окружающем мире. Если мы закрываем глаза или уши, внешний мир исчезает и его воздействие на нас минимально. Объект, который мы не сможем определить ни одним органом чувств, не заставит нас смеяться или плакать, или убегать, или петь, или танцевать. Внешние предметы не имеют магической силы,   они не могут проникнуть в наши головы и породить чувства. Они просто сидят в сенсорной темноте и ждут, пока мы их заметим.


Правильная же формула следующая. Она проста и не раз провозглашалась ранее, но стоит упоминания, так как весьма важна для понимания нами самих себя. Она была создана одним из известнейших в мире психологов Альбертом Эллисом. Многие пытались ее усовершенствовать, однако до сих пор именно она представляет собой наилучший способ для объяснения краеугольного камня когнитивной психологии.
Вот эта новая формула:

 А-->B-->C                                                          

 
«В» обозначает когниции, убеждения (beliefs), установки, мысли, идеи, ожидания, интерпретации и.т.д.

Как видите, мы добавили дополнительную букву   «В». Она обозначает наши представления о ситуации, мысли, образы, восприятие, воображение, интерпретации и выводы, которые мы делаем относительно «А». По большому счету, «В» обозначает  то, как наш мозг обрабатывает сырую информацию об «А» и превращает ее в модели, схемы, рассказы и истории.


Почти все ваши эмоции и поведение могут быть поняты при помощи этой новой формулы. Так что вместо того, чтобы просто смотреть на свои «А», посмотрите на то, что вы себе о них говорите.


Практические примеры

Пример 1
«А» = Начальник «X». позвал его к себе и выразил свое недовольство тем, что тот поздно вернул ему отчет.
«В» = «X». подумал, что критика несправедлива, потому что это его секретарша вовремя не напечатала отчет.
«С» = «X». разозлился.
Мы говорим клиенту:  Вы, возможно, полагаете, что гнев «X» был вызван критикой начальника, но на самом деле причина в том, что именно «X» подумал о критике. Если бы он считал ее обоснованной, он бы почувствовал вину или обеспокоенность, но гнев может испытываться, только когда в голове возникает мысль о ее несправедливости .
Пример 2
«А» = «A» разглядывала себя в зеркале.
«В» = Она подумала о том, что выглядит полной.
«С» = Она почувствовала себя подавленной.


Некоторые могут подумать, что всему виной визуальное воздействие от созерцания полного тела. Кто бы не расстроился?


Многие расстраиваются. «A» должна была признавать существование идеального женского веса (культурный стандарт, который постоянно меняется) и считать, что она обязана ему соответствовать. Происхождение этого чувства «должна» покрыто тайной.


Она должна была также прийти к выводу, что переступила воображаемую черту, за которой, по ее убеждению, непременно начинается неприемлемый вес, и она вынуждена сказать себе, что находиться за этой чертой ужасно. Эффект от отражения в зеркале меркнет по сравнению с ее богатым воображением. Депрессию у нее вызывает не вес, а мозг.
Пример 3
«А» = «Д» ощутил боль у себя в животе.
«В» = Он подумал, что это может быть рак желудка.
«С» = у «Д» был приступ паники.


Даже такое первичное ощущение, как боль, интерпретируется нашим мозгом (Freeman & Eimer, 1998). Если ваши мышцы ноют после тяжелой тренировки, вы можете оценить эту боль как признак того, что тренировка была успешной. Боль при родах может быть гораздо сильнее, чем боль от какого-нибудь недомогания, однако последняя намного тягостнее, потому что мозг по-разному воспринимает эти две боли:- одна приводит к продолжению жизни, другая может ее уничтожить.


В этих трех примерах мы объясняем клиентам, что - формула «ABC»,- ключ к причинам их эмоций. Когда они испытывают неприятные чувства и хотят узнать их причину, они могут воспользоваться этой формулой. В конце концов, с помощью этой формулы они смогут изменить эмоции, разрушающие их жизнь.

Пример  4. Физическое доказательство.

Для некоторых клиентов будет полезен фактический подход. Для таких клиентов мы представим физиологические аспекты теории «ABC». Опишем неврологические механизмы эмоций. Процесс начинается с произвольного, осознанного рассмотрения нами «А». Сначала мы отражаем, оцениваем содержание ситуации, частью которой являемся. Определяем ее последствия для себя и других людей. Эти когнитивные оценки представлены у нас в сенсорной коре (обоняние, слух и зрение). Наш мозг затем берет эти репрезентации и сопоставляет с другими ситуациями подобного типа, которые были в нашем опыте. В префронтальной зоне коры мозга автоматически начинается поиск в памяти парных компонентов и ассоциаций.   Оказывались ли мы раньше в похожих ситуациях? Есть ли причины для беспокойства? Что произошло, когда мы последний раз были в такой ситуации?


Весь последующий процесс носит когнитивный характер. Все это «В». Несмотря на то что мыслительные процессы молниеносны (часто длятся менее секунды) и непроизвольны, все они происходят в коре и лобных зонах мозга. Только тогда, когда они завершаются, активизируется биохимия сложных эмоций. Эти умозаключения (в префронтальных зонах мозга) автоматически посылают сигналы в эмоциональные зоны (среди которых миндалевидное тело, передняя извилина, вегетативная нервная система и ствол мозга). Только тогда мы  ощущаем  ту или иную эмоцию. Люди с физическими повреждениями лобных долей не могут испытывать ни эмоций, ни вытекающих из них чувств. Физиологически «В» является главным компонентом наших эмоций.

Пример 5. Лучшие примеры из собственного прошлого.

Большинство людей уже имеют представление о силе «В» из своей собственной жизни. Полезно будет напомнить им о том, что они уже знают. Давайте вспомним моменты, когда вы были чем-то сильно обеспокоены, потрясены или расстроены, но что больше не имеет над ними власти,- то, что вы смогли преодолеть. Давайте сосредоточимся на первоначальном событии и определим «А» и «С».  Обрисовывайте ситуацию, пока она не прояснится в Вашем сознании, а затем   установим «В». Что Вы говорили себе, когда были так расстроены? Наконец давайте  сконцентрируемся на том, в чем вы убеждены на сегодняшний день. Что такого вы говорите самому себе сейчас, во что не верили прежде?
Многие люди начинают понимать, что самое убийственное состоит не в первоначальном событии, а в том, что они о нем думают. Последствия этого события могут пройти очень быстро, но убеждения о нем намного более стойки, а эффект от выводов  может быть губителен и продолжаться до конца жизни. Не травма вызвала у вас проблемы, а ваше «В».

Пример 6.
Если изменится «В», то изменится и «С». Докажем это.
Приведем несколько примеров «АВ». Возьмем в качестве константы ситуацию «А», а в качестве переменной -  внутренний диалог. Определим эмоцию, которую будут вызывать различные мысли «В». Вот некоторые из них.

1. Представьте, что вы сидите в кафе у себя на работе и видите, как двое ваших коллег перешептываются и время от времени поглядывают в вашу сторону. То, что вы чувствуете, зависит от того, что вы себе говорите. Если вы думаете:  Это ужасно неприлично с их стороны обсуждать меня за моей спиной , вы разозлитесь. А если:  Они, наверное, узнали об ошибке, которую я допустил вчера , вас охватит чувство вины. Если вам кажется, что они планируют провести праздник-сюрприз в честь вашего дня рождения, который будет на следующей неделе, вы почувствуете себя счастливым. «А» одинаково во всех случаях. Только «В» приводит к различным эмоциям.

2. Этот пример взят из книги Хока (Hauck, 1980). Представьте себе, что, когда вы читали книгу, ваш взгляд случайно упал на землю и вы увидели змею, извивающуюся у ваших ног. Если вы не любите змей, то, вероятней всего, забеспокоитесь. Импульсы из вашего мозга передают нейрохимические сообщения, которые вызывают эндокринные и иные реакции в системе кровообращения. Последние посылают сигнал мышцам и конечностям и производят у вас ответный испуг. Если кто-то спросит, что вывело вас из душевного равновесия, вы, затаив дыхание, покажете на змею.

Это выглядит как типичная «АС»-ситуация. Вы видите змею «А», и это заставляет вас испугаться «С». Но если бы кто-нибудь подошел, поднял змею и показал вам, что она резиновая, разве вы продолжали бы бояться? В большинстве случаев, скорее, нет. В чем разница? А остается тем же, вы все еще видите змею у своих ног. Отличие состоит в том, что ваши чувства   это исключительно ваши мысли. В первом случае вы, вероятно, мгновенно подумали о нескольких вещах:  Это змея. Она настоящая. Она может быть ядовитой. Она может меня укусить . Помните: несмотря на то что вам потребовалось несколько секунд, чтобы прочитать эти мысли, вы могли обдумать их за миллисекунду. Во второй ситуации вы подумали:  Это игрушечная змея. Игрушечные змеи безобидны. Нет причин для волнения . Видите, змея не вызвала у вас никаких чувств, вся разница в том, что вы сказали про себя об увиденном.

  Базовая формула «ABC» проста. Гораздо сложнее приложить ее к своей жизни. Самым затруднительным  является правильно определить «В». Многие  берут первую попавшуюся мысль, которая очень смутно связана с их эмоциями, а затем тратят массу времени и энергии, пытаясь ее изменить. Позднее они могут обнаружить, что все усилия были напрасны, так как их выбор был ошибочен.
Чтобы найти нужную когницию, для начала клиентам важно осознать, что «В» обозначает множество видов внутренних процессов. Это не только неслышимый язык или образы, которые они создают в своем воображении. Это тоже «В», но «В» намного шире.


Тренер может помочь клиентам понять этот длинный список терминов, пояснив, что все эти «В» происходят в разное время. Как в домино, каждый из этих умственных процессов запускает последующий, пока они все вместе не образуют силу, достаточную для того, чтобы вызвать определенную эмоцию или действие.
Отдельные «В» появляются до того, как случается «А». Чаще всего это глобальная философия, или взгляд на мир, которая обусловливает то, каким образом клиенты встречают событие.
К «В» относятся например ожидания, или экспектации и атрибуции.


  Ожидания, или экспектации,   это то, что клиенты хотят от себя, других и мира в целом. Это критерии, которые они используют, чтобы решить, были ли они успешны или провалились, это их собственные притязания на то, как они должны себя вести. У клиентов могут быть заниженные или завышенные ожидания относительно себя, других или мира. Когда они нуждаются в достижении желаемого, то ожидания становятся требованиями.


Зачастую нереалистичные ожидания являются единственной причиной эмоциональных проблем. Перфекционисты ставят перед собой невыполнимые требования, а уровень их притязаний настолько высок, что его невозможно достичь. Такие люди могут чувствовать себя неудачниками почти всегда. У них может возникнуть депрессия с суицидальными намерениями из-за более низкой, чем они ожидали, полученной на занятиях оценки, они испытывают ужас, если не могут контролировать определенные внутренние процессы. Например, ключевым ожиданием у многих страдающих агорафобией клиентов является:  Я не должен волноваться, а если почувствую тревогу, то должен тут же справиться с ней . Другие клиенты постоянно испытывают гнев, так как все вокруг ведут себя, на их взгляд, неразумно и не именно так, как им того хочется. Ожидания некоторых депрессивных людей настолько занижены, что они бросают любые начинания, не сделав ни единой попытки их осуществить.


Перед тем как «А» даже произойдет, человек встречает это событие, неся тяжелый груз ожиданий и требований, который предопределяет, будет ли «А» воспринято как хорошее или плохое, как удача или провал, как позитив или негатив. Истинная цена «А» не имеет значения, оно оценивается сквозь цветные очки ожиданий.


Они даруют, или приписывают, причины и следствия тому, что ощущают. Большинство пациентов неверно определяют причины, а следовательно, и направление своих действий по разрешению проблем. Одна из целей когнитивной  терапии   помочь клиенту научиться отделять действительные причины от подозрений.


   Рассмотрим теперь такую важную когницию, как атрибуция. Она обозначает явление, когда люди даруют или приписывают причины и следствия тому, что ощущают. Часто люди неправильно определяют причины и следствия тех или иных событий. Следовательно они могут выбирать в данном случае неправильное и неэффективноое направление своих действий по разрешению проблем.


   Атрибуция   очень важное «В», это она определяет различия в том, как события воздействуют на клиентов, считают ли они себя ответственными за свое поведение или нет.


Представьте мужчину, едущего в своем автомобиле поздно вечером. Внезапно на дорогу из-за автобуса выбегает мальчик-подросток, мужчина жмет на тормоза, но уже слишком поздно, он не может остановиться и сбивает мальчика насмерть. Признают ли этого человека виновным в убийстве или просто участником несчастного случая, полностью зависит от того, какие мотивы ему припишут присяжные заседатели. Если они будут уверены, что он сделал все, что мог, чтобы избежать аварии, то он будет признан невиновным. Но если они подумают, что он направил машину на мальчика и сбил его умышленно, его обвинят в убийстве. Если же он злоупотребил алкоголем, его осудят за непреднамеренное убийство, что-то вроде частичной вины. Не важно, какой будет атрибуция присяжных, событие остается тем же,- мальчик мертв, а убил его этот мужчина. Но что потом будет с этим человеком, проведет ли он остаток жизни в тюрьме или его тут же отпустят, зависит от атрибуции присяжных, и только от нее.


В некотором смысле люди   это не совсем опытные присяжные. Они смотрят на свои реакции, обращают внимание на то, что происходит перед их действиями, и гадают о причинах. То же самое они делают, когда ищут объяснение поведению других людей. К несчастью, очень часто люди оказываются плохими судьями, а их догадки   неверными. Лишь в редких случаях они пытаются отличить реальные причины от случайных сопутствующих обстоятельств. За причину они готовы считать любое первое пришедшее на ум объяснение и очень редко заглядывают глубже. В основном их атрибуция   это личные подозрения, которые они никогда не будут расследовать.


  Подобных когниций являющихся нашими «В» очень много и нет возможности рассмотреть их все в одной статье.
  Следует отметить, что в основе большей части эмоциональных проблем лежит зачастую одна центральная идея. Это тот краеугольный камень, который держит все остальные убеждения. Эти центральные установки могут касаться многих психологических проблем клиента. Всего лишь несколько ключевых установок могут стать причиной всех его неприятностей.


Психологи уже знают, что убеждения клиентов образуют множество слоев. Существуют поверхностные убеждения и убеждения, лежащие под ними. Эти когниции связаны между собой психологически. Тренер может пояснить это клиенту, нарисовав перевернутую пирамиду. Наверху у пирамиды находятся поверхностные мысли убеждения, которые клиенты осознают и открывают другим. Если спросить клиентов, о чем они сейчас думают, то обычно они выбирают одну из этих поверхностных идей.

Внизу у пирамиды   центральные принципы, или центральные убеждения. Они не видны с первого взгляда ни клиенту, ни другим, и для того чтобы их обнаружить, необходима терапевтическая работа. Эти убеждения не обязательно бессознательные, и не всегда верно то, что клиенты боятся открыть их (это справедливо лишь для малой доли представлений клиентов, хотя терапевты психодинамической ориентации оспорили бы это). Однако центральные идеи клиентов настолько фундаментальны и основополагающи, что клиенты могут просто не иметь представления об обладании ими. Это аналогично рыбе, которая не знает о воде, так как прожила в ней всю свою жизнь и никогда не выбиралась из нее. Она не знает, что вода существует. Так же и люди, которые всегда жили со своим коренным, центральным убеждением и не осознавали его присутствия.


  Нахождение жизненных ориентиров    одна из наиболее полезных и важных техник в когнитивной психологии. Потратьте столько времени, сколько нужно, чтобы составить полный список. Этот процесс очень показателен для клиентов, они начинают понимать, как они неверно интерпретировали многие ситуации в своей жизни, основанные на одной и той же древней когнитивной ошибке. Большую часть времени они обычно предпочитают потратить на работу по изменению этих жизненных ориентиров, а не на работу с убеждениями, которые проявляются только в отдельных ситуациях.


   Когниции напоминают элементы мозаики. Отдельные кусочки, хоть и важны, не показывают картинку целиком. Мы видим композиции наших клиентов, только когда сложим все части вместе. Люди больше реагируют на истории и общие темы, а не на составляющие их части.


Следует отметить, что теория, лежащая в основе многих когнитивных  техник, опирается на контраргументацию. Теория такова: когда человек оспаривает иррациональную мысль и делает это неоднократно, иррациональная идея слабеет в геометрической прогрессии.


Эта теория не утверждает, что опровержение одной мысли другой может как по волшебству изменить эмоционально-психологическое состояние. Она, скорее, предполагает, что противоположная мысль может вызвать такое аффективное состояние, которое, в свою очередь, смягчает негативные эмоции или нейтрализует запускающие эти эмоции стимулы.
Опровержение уходит корнями скорее в область философии, нежели психологии. Дискутирование, оспаривание, аргументация   методы очень древние, древнее диалогов Платона. Эти методы используются практически всеми в самых разных ситуациях. Надо отметить, что описаны различные типы опровержения. В рамках нашего тренинга антистрессового менеджмента изучаются техники посвященные жесткому и мягкому типам опровержений, а также   техники, дополняющие эмоциональные состояния когнициями, необходимыми для изменения установок. В случае жесткого опровержения мы имеем дело с ассертивными эмоциями, при мягком   с релаксирующими.   Жесткие контраргументы   это когниции, которые противостоят иррациональным мыслям. Ими могут быть отдельные слова ( Нонсенс! ), фразы ( Это неправда! ), предложения ( Никому на этом празднике нет дела до того, что я не разбираюсь в шарадах ) или элегантная философия ( Цель моей жизни состоит не в том, чтобы стать как можно более популярным, а в том, чтобы развить свой собственный потенциал, даже если никто меня не одобрит ).


Идеальный жесткий контраргумент   это философия, которая вовлекает иерархию ценностей, впечатлений и опыта, смывающих деструктивные мысли мощным потоком, текущим в противоположном направлении. Короткие фразы и слоганы могут оказаться полезными, если они связаны с контрфилософией: не потому, что они обладают силой, способной преодолеть иррациональность, а потому, что они будут напоминаниями о самой философии. Тренер или психолог должен помочь клиенту сформулировать аргументы, которые основаны на подобной философии.


  Описаные техники оспаривания призваны увеличить уровень психического возбуждения клиента. Высокоэмоциональное опровержение может быть эффективно применительно убеждений определенного типа, особенно когда оно возбуждает гнев клиента против собственных иррациональных убеждений. Агрессивная или ассертивная атака депрессивных или пассивных мыслей помогает клиентам изменить не только свое мышление, но и эмоции, которые его сопровождают. Но иногда более эффективным оказывается объединение с идеями клиента спокойных эмоций. Низкоэмоциональные техники, например, спокойное оспаривание в расслабленном состоянии, могут снизить сильное возбуждение клиента и осуществить изменение убеждений более мягким образом. Убеждения, вызывающие тревогу, часто гораздо лучше менять в расслабленном состоянии. Теоретически предполагается, что мягкое опровержение снижает тревогу клиента, в то время как агрессивное ее увеличивает. В состоянии релаксации иррациональное убеждение подвергается воздействию как противоположной мысли, так и противоположной эмоции, которые становятся двумя активными компонентами терапии.


  На тренинге мы обучаем  использовать и спокойные эмоции для опровержения своих убеждений. Изучаются также методы посвященные объективному опровержению, техники, с помощью которых можно попробовать отделить эмоциональное состояние от видоизменения убеждений.


  Кроме того, в контексте нашего антистрессового тренинга преподаются и инновационные техники, использующиеся в когнитивной психологии и берущие свое начало от теории перцептивного сдвига (perceptual shifting theory).
  Эти техники сфокусированы на общем восприятии клиента. В то время как в процедурах опровержения, описанных ранее, акцент ставился на изменении внутреннего диалога, или собственного языка, клиента, то процедуры перцептивного сдвига нацелены более широко   на модификацию основных паттернов, при помощи которых человек воспринимают мир. Этот более широкий фокус относится к паттернам.


  Паттерн   это способ организации мозгом сырых данных, которыми может быть все, что доступно мозгу: информация, поступающая от органов чувств, подкорковых зон мозга, хранилищ памяти или телесных ощущений. Мозг принимает отдельные биты этой информации, которые, если их рассматривать независимо друг от друга, кажутся бессмысленными, и группирует их в паттерны. Эти паттерны упорядочивают мир. Это не просто язык или образы, а то, к чему обращаются клиенты, когда подыскивают нужное слово или образ для описания своих мыслей.

Существует множество невизуальных и нелингвистических паттернов. Мелодия, сыгранная на пианино, останется той же, если даже сыграть ее в другой тональности; точно так же предложение может быть написано разными словами, но нести одно и то же значение. И мелодия, и значение предложения являются паттернами, а ноты и слова ими не являются. Есть несколько способов, которыми мы можем паттерны передавать. Применение данных техник призвано помочь изменить модель мира в восприятии клиента, сделать ее реалистичной и адаптивной и тем самым преодолеть диссонанс обусловленный представлением о реальности и ее объктивным наличием. А указанный диссонанс очень часто является краеугольным камнем хронического стресса у многих людей.


   Исходя из целей тренинга, все техники рассматриваются подробно и по отдельности. Тем не менее их обособленность друг от друга не должна заслонять пространство, на котором квалифицированный тренер и способный ученик могут их комбинировать и создавать согласованные паттерны для позитивных перемен.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Если вы хотите попытаться себе помочь с помощью материала, изложенного в данной статье, то первым шагом будет научиться различать «А», «В» и «С». На практике люди сначала находят «С», затем «А» и в последнюю очередь «В». Каждый день делайте следующее:


1.  Определите самую сильную негативную эмоцию, которую вы испытали в течение последних 24 часов. У вас могло их быть несколько, но выберите самую сильную. Обратите внимание на такие эмоции, как страх, печаль и гнев. Позвольте себе сосредоточиться на этом чувстве. Пусть оно появляется до тех пор, пока вы не ощутите его отчетливо, но в самой малой степени.


2. Затем найдите «А». Что происходило непосредственно перед тем, как у вас возникла эта эмоция? Проверьте, не включили ли вы туда ваши мысли. «А»  это то, что было бы зафиксировано на звуковую видеокамеру, если бы ею была захвачена эта сцена. На кассете не было бы никаких интерпретаций происходившего   только запись.
Чтобы найти «А», вам может понадобиться вспомнить точное время, когда вы испытали эмоцию. Если это сразу не удается, пересмотрите все, чем вы занимались за прошедшие сутки. Начните с того момента, когда вы проснулись, и в деталях визуализируйте все, что вы делали. Продолжайте просматривать день до того момента, когда вы впервые ощутили искомую эмоцию. Когда вы найдете правильное время, вспомните все, что тогда происходило вокруг. На что вы смотрели? Какие слышали звуки? Присутствовали ли какие-нибудь запахи или вкусовые ощущения? Болел ли у вас живот или рука, тошнило ли вас и были ли иные внутренние ощущения непосредственно перед возникновением эмоции?

3. Наконец найдите «В». Что вы говорили себе в ситуации, которая вызвала вашу эмоцию? В большинстве случаев вы произнесли про себя несколько вещей. Попытайтесь вспомнить все. Со временем у вас появится целый список ваших самых типичных убеждений, но пока вы должны будете угадывать. Вы поймете, что нашли нужную мысль, если она служит мостиком между «А» и «С». Если вы сможете представить, что любой человек с такими же убеждениями почувствовал бы то же, что и вы, то, скорее всего, вы правы. Если же кто-то, думающий сходным образом, не испытал бы подобной эмоции, значит, вы нашли неверную мысль.


4.  Продолжайте постоянно проделывать процедуру, описанную выше. Исследуйте свои эмоции в течение недели или более. Впоследствии, когда вы будете испытывать сильную эмоцию, ищите «ABC». Записывайте свои находки. Через какое-то время вы обнаружите, что проявляются одни и те же ситуации, мысли и эмоции. Тогда вы сможете найти стереотипы своего мышления.








ОТЗЫВЫ О ТРЕНИНГЕ.

  Тренинг антистрессового менеджмента дает возможность ознакомиться с огромным многообразием самых различных подходов и техник. Это здорово. Так как позволяет с одной стороны из большого предложенного многообразия выбрать то, что более актуально и важно для каждого, а с другой стороны позволяет реально ознакомиться с большим количеством самых разных подходов и методов призванных помочь в борьбе со стрессом. Очень важным является отработанная за многие годы врачебной и тренерской практики методика преподавания и обучения. Это и конечно же яркие педагогические и тренерские способности Фикрета, позволили мне и сотрудникам компании реально и качественно овладеть в рамках тренинга навыками, которыми трудно овладеть и за гораздо более длительные сроки обучения. Техники и методы, которым Нас обучали на тренинге легко и просто воспроизводятся по его окончанию. Все можно применить на практике. А это важно!

  Гоникман Алина Леонидовна. Председатель правления ЭКОНОМИКС БАНКА, Москва.


  Подкупает  то, что тренер указывает пути и способы дальнейшего совершенствования тех техник которым обучает на тренинге. Это возможно в рамках дальнейшей индивидуальной самостоятельной работы. И это работает. Действительно можно пройдя тренинг и получив огромное количество полезных навыков развивать их самому дальше.

  Велиев Рустам. Международный банк Азербайджана.


   Очень помогает в процессе обучения используемые Тренером различные гипнотические индукции. Они не навязчивы, корректны. Их использование помогает образно, ярко и очень быстро испытать такие ощущения и приобрести такой опыт и понимание, который в других условиях наверное так легко постичь невозможно. Кроме того в условиях легкого транса, процесс обучения протекал удивительно живо, интересно и быстро. Сопровождался очень сильными приятными и удивительными эмоциональными впечатлениями. Словами передать это трудно. Это надо почувствовать, это надо испытать.

  Рафаилов Леонид. Международный холдинг АСТ.
  
Автор статьи Мамедов Ф.М. Психотерапевт, кандидат доктора медицинских наук.


Instagram: @alexandr__zubarev



Когнитивная психология, когниции и антистрессовый менеджмент.
добавлено : 28.03.2006
обращений к странице: 20322
автор: bos-center.ru
загрузка...
Ваше мнение о статье
Ваше имяЕmail 
Сообщение

комментарий: 20.12.2015 9:16:20

Я думаю, что человек, допустивший в статье такое большое количество грамматических ошибок, не может быть хорошим специалистом. читать

аноним



PSYLIVE - Психология жизни 2001 — 2017 © Все права защищены.
Воспроизведение, распространение в интернете и иное использование информации опубликованной в сети PSYLIVE допускается только с указанием гиперссылки (hyperlink) на PSYLIVE.RU.
Использование материалов в не сетевых СМИ (бумажные издания, радио, тв), только по письменному разрешению редакции.
Связь с редакцией | Реклама на проекте | Программирование сайта | RSS экспорт
ONLINE: Техническая поддержка и реклама: ICQ 363302 Техническая поддержка 363302 , SKYPE: exteramedia, email: psyliveru@yandex.ru, VK: psylive_ru .
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика