Мы называем их карьеристами, потому что они используют методы своего продвижения по ступенькам карьеры, которые нам претят. Они много говорят о себе, забывая о скромности, выставляют себя напоказ. Нам кажется, что настоящий талант сам может пробить себе дорогу, профессионализм не нуждается в дополнительной рекламе. Мол, настоящего "профи" и так видно.
А в это время карьеристы быстро перемещаются вверх по лестнице жизни. Нам обидно, что хорошие, честные и порядочные работники остаются незамеченными. Потому что, лучшие места заняты нескромными пройдохами и жуликами. Или подхалимами.
Но что скрывается за этим благородным негодованием? Может быть, это боязнь ответственности, которая всегда сопряжена с работой на более высоких должностях? Почему мы допускаем, чтобы нами управляли "выскочки", и не выскакиваем сами? Что для нас важнее: гордо обвинять их в карьеризме, или работать на руководящих постах самим? Не мы ли сами, иногда, виновны в том, что нами плохо управляют? Опять слишком много вопросов. Начнем разбираться, что можно сделать, чтобы построить свою личную карьеру. Например, в малом бизнесе.
Когда Надя Крылов, одна из самых известных в России консультантов по бизнесу вошла в кафе, я сразу узнал ее, хотя раньше видел только на фото в ее постоянной рубрике в газете "Капитал". Мы заранее договорились о встрече в "Делифранс" на Маяковке. Я пришел немного пораньше и ждал назначенного времени, балуя себя хорошим "Капучино".
Мы поздоровались. Надя заказала себе чаю, и мы начали беседовать.
- Мне хотелось бы поговорить с вами о возможностях карьеры в бизнесе. Вы общаетесь с большим количеством наших и американских менеджеров. И у вас наверняка есть свой взгляд на это. Скажите, в этой стране можно сделать карьеру?
- Вы знаете, - начала Надя, - я должна немножко сузить этот вопрос, потому что я работала с российскими предприятиями в американской программе поддержки предпринимательства. Это в основном маленькие и средние предприятия.
- Да. Это, действительно, разные вопросы: кем нужно быть в малом, кем нужно быть в среднем и кем нужно быть в гигантской корпорации.
- Это разные личности, разные требования. Я могу сказать о том, что требуется для малого и среднего бизнеса. И это что-то, что резко проявилось в августовских трудностях прошлого года, всех, если можно так выразиться, дернуло за поводок, - она улыбнулась с такой неожиданной для меня непосредственностью.
Я быстро перестал замечать ее акцент, - она очень хорошо говорит по-русски. Еще бы! Надя работает в нашей стране уже двадцать лет, с 1989 года.
- И каким-то образом то, что было на заднем плане вышло на передний план, и наоборот. Я связалась с многими моими клиентами в разных городах, - просто узнать, как у них дела.
И они мне сказали, что в таких условиях стало ясно кого держать и кого немедленно увольнять. Появился спектр - самые лучшие и самые худшие. В более или менее нормальных условиях люди не так явственно вырисовываются по своим качествам, а в трудных - все становится ясно.
- И что же такое стало яснее?
- Люди, которые могут делать карьеру в малых и средних предприятиях, это люди, которые способны рассуждать о возможности, а не о невозможности каких-то действий, т.е. их разговор будет лишь о том, как мы можем что-то сделать, а не о причинах, почему мы этого сделать не можем.
Никто не предоставил вам шанса? А вам не приходило в голову самому дать себе шанс? Наполеон Хилл |
Очень важный вопрос. Это не то, что они могут сесть и придумать, кто они есть. Это можно воспитывать в себе. Потому, что если я вырос в среде, которая постоянно бурчит о том, как что-то нельзя делать, как все плохо, как все ужасно, я это все впитываю в себя и происходит это на бессознательном уровне. Но если я это начинаю замечать, то я сам себе говорю об этой ситуации, я могу ее изменить.
- И правда! Мы ведь все оттуда, из прошлого! Но у некоторых получается реагировать на изменения правильно, а у некоторых нет. И, конечно, не всем подряд можно делать карьеру в малом бизнесе. Ну, и?
- Это первый аспект. И второй аспект, который я замечаю, это такая дегипнотизированность по отношению к обстоятельствам. Многие люди просто живут в каком-то тумане, т.е. обстоятельства изменились: верх уже не верх и низ уже не низ, а они делают все те же движения, как будто верх еще верх. Они выглядят просто спящими, они как в тумане.
Например, у меня были жалобы от предпринимателей, это владельцы компаний, что появились реальные трудности, а эти люди, их сотрудники, ведут себя по-прежнему, как будто "день после" абсолютно такой же, что и "день до". Т.е. нет поворотливости, гибкости, чувствительности к изменениям, это как плыть в гороховом супе или жить в тумане. Такие люди, скорее всего, в малом и среднем предприятии не сделают карьеру. Пожалуй, они быстрее смогут продвинуться в гигантской корпорации.
- Да, там необходимо спокойствие, рассудительность, выдержанность.
- Это только в бюрократии, где не будут сокращать бюджет... В малом бизнесе один из важнейших аспектов карьеры - это самому ее создать.
- И это касается только основателей, руководителей компании или их ближайшего окружения тоже?
- В малых и средних предприятиях это без разницы, потому что там не работает жесткая командно-административная система, там все очень гибко, и люди носят много шапок, они просто должны быть предприимчивыми, Им некуда деваться - все должны танцевать этот танец.
Вот именно это свойство гибкости, где я могу взять на себя, подхватить соседа, он меня подхватывает, это предрасположенность к той работе в команде, это не взвод, кстати, команда и взвод это разные вещи.
- Как это вы красиво говорите, про команды. У нас, похоже, сейчас становится просто модно формировать свою собственную команду. У нас много заказов на этот вид консультаций. Но, извините, я увлекся. Надя, продолжайте, пожалуйста.
Добрая кума прибавит ума. Народная мудрость |
- В команде мы друг другу помогаем, поддерживаем, я могу попросить о помощи. Людям с очень сильной обидчивостью будет трудно в малом и среднем бизнесе.
Но возможности для саморазвития гораздо больше именно в малых и средних предприятиях.
- Так, - поинтересовался я, - это неправильное представление, что в корпорации такая большая служебная лестница, и я могу далеко зайти?
- Часто это просто я отсиживаю время, но это не значит, что я развиваюсь.
- Согласен. Вместе с тем, в России выживают, в основном, предприятия, руководители которых наиболее авторитарны. Таковы почти все, кто на сегодня смог выжить в бизнесе В России. Как это сочетается с той гибкостью, которая нужна для выживания?
- Там есть такая тонкость. - Надя взглянула на меня, как на ученика. - Они, конечно, волевые руководители... Но это не военная система. Потому что военный не терпит вопросов по поводу его приказа: "Возьми эту гору!" - " А почему-у-у?", потому что это было бы самоубийством.
Но предприниматель, который не терпит вопросов от подчиненных - не выживет.
- Почему?
Кто говорит, тот сеет; кто слушает, тот собирает жатву. Буаст |
- Потому что это будет такая ситуация, где отдельные люди - каждый из них - интеллигентен, а все вместе идиоты, потому что нет обратной связи, и люди не дополняют друг друга.
Так что если я предприниматель, если я создала систему подхалимства, где мне все говорят "да", я попрошу вас тогда: "Пойдите и найдите мне таких, которые процветают".
- Это нереально.
- Так что есть большая разница между кем-то, кто имеет сильную волю и тем, кто действует на основе военного подчинения.
- Что можно посоветовать человеку, который сегодня вступает в малый бизнес?
- Во-первых, сделает карьеру тот, кто может жить в такой парадоксальной ситуации, где он должен и набирать знания, и сам думать. По исследованиям, в Америке больше половины всех президентов компаний не имеют бизнес-образования. У них есть гуманитарное или техническое образование, потому что бизнес это не такая сложная вещь по сути, как, например, механизм.
- Да, да, - с пониманием кивнул я. У меня ведь тоже техническое и гуманитарное образование.
- Механиков можно нанимать для решения технологических и финансовых вопросов. А бизнесмен должен читать ситуацию как книгу, слушать возможности, прислушиваться к людям, думать как удовлетворить их нужды. Можно себе запудрить мозги всеми этими формулами, и выиграет тот, кто не действует на основе того, что все уже знают или научились. Предприниматель - это тот, кто и сам учится, и сам думает.
Во-вторых - это способность интересоваться, причем не чем-то конкретным, а иметь открытое поле интереса. Вообще быть человеком, который интересуется, которому никогда не скучно, который не ищет, чтобы его ситуация развлекала, он найдет развлечение или интерес в любом вопросе. Быть помешанным в каком-то вопросе, надо гореть чем-то, болеть за что-то. Быть живым. Готовность учиться постоянно, реагировать на мир, не бояться рискнуть, экспериментировать. Я делаю вывод и делаю следующую попытку.
- Надя! А можно ли это как-то развить в себе, сделать это своим вторым я?
- Я не знаю можно ли это развивать. Иногда это вопрос и воспитания, и как преподносится материал, и на сколько он будет впитывать то, как мир выглядит со стороны.
- Как говорится, было бы желание! Но что делать, если нет такого яркого желания? Есть ли выбор у таких людей?
- У них уже выбора не будет, потому что рынок сам выберет. Действительно бизнес - это не для всех. И, все-таки, в бизнесе есть очень много мест...
В бизнесе, с моей точки зрения, программа духовного развития гораздо мощнее, потому что он дает немедленную обратную, конкретную связь.
- И абсолютно объективную!
- Мы учимся только на основе обратной связи. Если я где-то витаю в воздухе и думаю, что я успешный и хороший, и никогда не разобьюсь, то в бизнесе не так.
Бизнес пугает людей, потому что он имеет обратную связь. Ты или сделал или не сделал, но тебе некуда деваться от ответственности. Это разделяет успешных от неуспешных. Неудачники, когда у них что-то не получилось, всегда будут обижаться, пенять на обстоятельства.
Обида такая пилюля, которую не всякий с покойным лицом проглотить может; некоторые глотают разжевав наперед; тут пи люля еще горче. М.Ю.Лермонтов |
Обида - такая сладкая форма наркотика. Они конечно не виноваты, это наркоманы обиды, но они неудачники, потому что они поют песню неудачника. Такая правота плюс пара долларов, может быть, вам и преподнесет чашку кофе, но больше ничего. Это быстро становится ясно, особенно в продаже.
Обида - сладкая форма наркотика |
Люди не умеют быть ответственными. Они чаще бывают виноваты вместо того, чтобы быть ответственными. "Ой, какой я виноватый, как плохо я себя чувствую..." Я могу распустить газы вины и ничего не изменять.
- Только бы не принять на себя никакой ответственности.
- И еще. Люди иногда думают, что бизнес это такая большая машина. Но я думаю, что это вина самой системы образования, им преподносят это как машину. Такой инженерский подход. Не дружественный к пользователю услуг, к клиенту.
- Технократический подход к бизнесу учит только экономике, праву, технологии. И как рисовать всякие таблицы и схемы.
- Но он не показывает, что это действительно жизнь, это общение с людьми. И если развивать свой характер, то я могу с помощью этого мощно повлиять на людей, я могу создавать благополучие, я могу быть дедом морозом жизни, создавать новые возможности и т.д. А пока в образовании это преподносится холодно, машинально.
- Жизнь, как фабрика. Меня обучили, теперь я могу работать винтиком, делать то или иное движение. Но в самом деле-то это не так!
Я могу быть дедом морозом жизни. |
- Действительно в жизни, в бизнесе, в продажах, в предпринимательстве у меня есть шанс не только постареть, но и вырасти. Ведь многие люди просто стареют, но они никогда не вырастут, не станут зрелыми. В бизнесе очень быстро взрослеешь. Если предприятие правильно поставлено, то ты видишь положительные, немедленные результаты и точную обратную связь. И за промахи тоже получаешь обратную связь, но так, что ты не покалечен, а ты делаешь вывод на следующий раз. Потому что у удачливых и успешных людей гораздо больше неудач, чем у неудачников. Так что...
- Это очень точно. Школа и до сегодняшнего дня устроена так, что ты платишь за свои ошибки. Если у тебя двойка - ты плохой, если ты ведешь себя не так как все - ты получаешь замечания и низкие оценки по поведению. У нас не очень-то учат использовать свои неудачи для собственного развития. А жаль.
- Да, - Надя вздохнула. - К сожалению такая обратная связь калечит. Вот у нас был ресурс, который имел ценность 100, теперь вы дали "честную" обратную связь, теперь ваш же ресурс стоит 50. Это уничтожает человеческий капитал. Как будто ваши деньги на 50% обесценились.
- С чем же это связано? С тем, что люди, дающие такую обратную связь - борцы за справедливость?
- Да. Они говорят: "Но я же прав!" - Надя выделила голосом это "прав".
- Конечно! Ученик и вправду плохо выучил урок. Он на самом деле плохо вел себя в классе. Вот тебе! Получи по полной программе.
- Там, где правота важнее человечности, мы получаем саморазрушающую систему. Самое ужасное, что я встречаю здесь - это обидчивость и правота. Они просто уничтожают людей.
Когда кто-то в компании запугивает, давит на людей. Он вроде выполняет свою работу, но это такая злюка, просто предатель! - Она сказала это с большим чувством, и я еще раз уверился, что Надя действительно переживает за то, что происходит у нас не так, как надо. - Это приводит к тому, что люди уходят, но указывая другие причины своего увольнения. Это настоящий предатель для своей фирмы - тот, кто не дает умным, трудолюбивым людям работать, заставляет их уходить в другую компанию!
Сначала ищешь справедливость, а потом - другое место работы. П.С.Таранов |
- Многие говорят о том, что у нас в России не ценится человеческий капитал. Как это объясняется? Да очень просто! Я найму себе людей получше, а этих уволю. Ах, эти тоже не очень хороши, уволю и наберу новых. А следующие еще хуже - опять поменяем. Вот такая мясорубка из людей. Естественный отбор. Тот кто выживет в таких условиях, тот и останется в фирме. Вероятно, наиболее толстокожие, жестко работающие на результат.
- Но это отбор не на то, что требуется, - она сделала паузу, как бы подыскивая точное слово, - не по тем параметрам. Такой отбор хорош для взвода, отбор на послушание, на жесткое выполнение команды. Вам же нужны люди, которые будут противоречить не ради противоречия, а чтобы не быть всем вместе идиотами.
- И все же, у нас есть шансы на хорошую карьеру в бизнесе?
- Надо быть гением, - она подняла распахнутые руки и для убедительности немного потрясла ими, - чтобы в этой стране, так богатой природными ресурсами и образованными людьми быть бедным! У вас - тысячи шансов!
У нас, действительно, много возможностей. Как их использовать наиболее эффективным способом? Может быть, нам в чем-то поможет такой взгляд со стороны?
Instagram: @alexandr__zubarev