С Насиб Гафаровым мы познакомились по объявлению. Мне нужно было встречать людей в аэропорту, а его бизнес Golden Express Car Cervice предлагал такую услугу. По дороге разговорились. Узнав, что я работаю в “Канадском курьере”, он заметил: это же вы писали про разных людей, которым не нравится здесь все, - и жилье плохое, и с работой не получается. «Нытики они, сами же во всем и виноваты», - заключил Насиб и предложил свою теорию. Его наблюдения и советы показались любопытными – могут оказаться полезными для совсем новых иммигрантов: - Жизнь у некоторых не складывается здесь по нескольким причинам. Прежде всего, у нас ментальность немного другая. Чем она отличается от склада здешних людей? Все мы, можно сказать, дети советского строя – привыкли, что о нас постоянно кто-то должен волноваться, кто-то нам чем-то обязан. А мне вот нравится, как американцы говорят: “Прежде чем требовать что-то от государства, скажи, что ты сделал для него”. В этом вся проблема. Другая причина – слишком большие ожидания. Многие из тех, кто сюда едет, думают, будто здесь волшебная страна, поле чудес какое-то. Да нет, Канада - обыкновенная страна, просто условия жизни здесь лучше, чем в тех краях, где мы жили. Люди этого не понимают, а потом получается: приезжают и начинают жаловаться. - Вам самому доводилось эти жалобы слышать?
- Да сколько угодно! Вот приехали, говорят, у нас такая золотая специальеость, но никто не хочет нас брать на работу. Человек не может себя здесь реализовать профессионально – это главная жалоба. Повторяю еще раз: никто не обязан устраивать тебя на работу, ты должен сам создавать все это – условий здесь предостаточно. Проосто надо немножко перешагнуть через себя. - А как вы перешагнули через себя?
- Как перешагнул? Никакого секрета нет: есть какая-то работа – бери ее. Не надо ловить журавля в небе. За журавлем надо гоняться, но и синицу упускать не нужно. - А чем вы занимались до иммиграции, через что, собственно, вам пришлось переступать?
- Я вообще-то специалист по авиационной технике – инженер-механик по конструкциям самолетов и авиационным двигателям. Естественно, и у меня были радужные мечты, думал, приеду и меня здесь аплодисментами встретят. Оказалось, не так, требования ко мне были такие же, как и ко всем: прежде всего язык и канадский опыт. Откуда у меня мог быть этот опыт, если я только приехал? И я понял, что когда-нибудь действительно буду работать по специальности, но жизнь ведь не стоит на месте, она продолжается, значит, надо искать что-нибудь оптимальное, пригодное сегодня. Вот я его и нашел, работаю в компании, которую сам же и организовал – это, говоря попросту, русское такси, которое занимается извозом, перевозками, доставками и так далее. - А не обидно, что вы в прошлом хороший инженер, крутите теперь баранку. Не смущает вас это?
- Нисколько. Это и означает - перешагнуть через себя. Есть еще одна хорошая поговорка, помните: не работа украшает человека, а человек работу. Неважно, кем ты работаешь, нужно эту работу делать хорошо. Если не можешь, то и не берись за нее. - Вы всегда так думали, даже когда в Украине жили?
- Нет, к этой мысли пришел уже здесь, когда жил в Америке. А раньше я был обыкновенным советским человеком, инженером, который честно работал восемь часов за скромную зарплату. - Ну а здесь в какой все-таки момент вы поняли, что надо забыть ту жизнь и начинать другую?
- Чтобы понять это, времени нужно было немного. Я все время встречаюсь с разными людьми и, общаясь с ними, понял: лучшего в обозримом будущем не будет. Оно придет, но не скоро. Идею найти работу по специальности я не оставил, но и бизнес свой не брошу – это детище мое. Коллектив маленький, семь человек всего, все на своих машинах. - Получается, вы себе нашли занятие и дали работу еще шестерым?
- Выходит, что так. - А как долго вы живете в Канаде?
- Шесть месяцев. До этого пару лет жил в Америке. - Вы сказали, что встречаетесь с очень многими людьми, много иммигрантов – вы их встречаете в аэропорту. О чем они вас обычно спрашивают, вообще, что за люди нынче приезжают?
- Первый вопрос чаще всего такой: ну как тут жизнь? Я им всегда говорю следующее: запомните, чем отличается Канада от бывшего Союза, Здесь за все надо платить. Если вы платите, вы должны требовать качество. Это первое. Какие люди приезжают? Я их условно делю на три категории. Первая – это туристы. Какими-то путями они собрали капитал и приехали сюда посмотреть. Получится – хорошо, нет – вернутся назад. Вторая категория – оптимисты. Это, как ванька-встанька – как ни бросай его, он на ноги встанет. Я уважаю таких людей, молодцы они. И третья категория – это меланхолики. Эти всегода чем-то недовольны, все им здесь не нравится - что солнце у нас с востока всходит, что погода ветренная им тоже не нравится. Им все не нравится! Это они же потом и жалуются: работу не могу найти, не везет, никто не берет. А сам ты что сделал? Да любую работу бери, надо в люди сходить, посмотреть, чем народ занимается. И все станет ясно, мозги фильтрует очень здорово. - А когда вы приехали, к какой категории себя тогдашнего отнесли бы?
- Вообще-то и тогда был оптимистом. Знал, на что иду и почему. Это, кстати, важно знать, почему ты иммигрируешь – помогает. Очень часто наши машины будущие иммигранты заказывают через интернет. Эти заказы обычно переходят потом в дружескую переписку. Спрашивают у меня, а ты кто по специальности? Вобщем, слово за слово, приходят к такому вопросу: слушай, говорят, ну если ты инженер, так почему ты работаешь водителем? Значит, там не так уж и хорошо. Может, не стоит ехать? Это спрашивают люди, у которых есть виза, билеты на самолет. Я в таких случаях всегда интересуюсь, сколько времени ушло на оформление твоей иммиграции? Оказывается, у кого два года, у кого три или четыре. Тогда у меня такой вопрос: о чем ты думал, когда затевал все это? Иммиграция – она слабых не любит. Вспомните русскую иммиграцию после революции – княгини шли гувернантками работать, графы – швейцарами, а кто-то пулю себе в лоб пускал – и такое ведь было. Уходили слабые, которые не могли через себя перешагнуть. Прошлую жизнь надо забывать. Если ты крепкий человек, то со временем и здесь станешь на ноги. - Ну а что вы посоветуете слыбым, если они уже приехали сюда – им-то что делать?
- Вообще лучше было бы не приезжать сюда. Если все-таки приехали – пока все деньги не спустили, купить билет и возвращаться, не портить общий тонус канадскому населению. Это я вот к чему - у канадцев и американцев заметил еще такую особеннность: в общении друг с другом у них не принято жаловаться на свою жизнь. Если ты начинаешь говорить человеку о своих проблемах – с женой поссорился, плохо чувствуешь себя, с шефом на работе проблемы, он удивленно на тебя смотрит и как бы спрашивает, а зачем ты мне это говоришь, почему ты нагружаешь меня своими проблемами? Меня это сначала удивляло, ведь говорю это ему не для того, чтоб он решил мои проблемы, просто поделился. Но здесь не принято это делать. Я и перестал делиться. - Ни разу не пожалели, что оставили свою прежнюю жизнь и начали все с нуля?
- А о чем жалеть? Страны, в которой я был инженером, больше нет. То, что там теперь образовалось, это просто пародия какая-то. Нет у меня сожалений никаких. - Скажем, если жизнь успешного иммигранта оценить в десять баллов, сколько бы вы дали себе на нынешнем этапе?
- Где-то три, может, четыре балла. Естественно, как всякий нормальный человек желаю большего. Иначе стал бы меланхоликом. Но я, наверное, не успокоюсь, и когда десять баллов наберу. - Успехов!
Instagram: @alexandr__zubarev