Главная
Блоги
  Войти
Регистрация
     


Психология жизни

Последние 7, 30 поступлений.
Как полюбить себя и обрести успех в жизни
Вернись я все прощу
Переизбыток полезности
Как перестать есть на эмоциях?
Шесть причин слабости
Как увеличить пространство интерьера
Как создать мощный поток клиентов
 Дневник мудрых мыслей  Общество успешных  Страница исполнения желаний  Анекдоты без цензуры  Генератор Позитива
Партнеры проекта
 







Партнеры проекта
Главная> Страница лидера. Уверенность и цель>Ваш человеческий и социальный капитал

Ваш человеческий и социальный капитал


Instagram: @alexandr__zubarev
Ваш человеческий и социальный капитал
Интеллектуально богатые люди демонстрируют успешные черты личности, обладают хорошей профессиональной подготовкой и тактическими способностями, умеют принимать правильные решения и выполнять их. Каждое из этих свойств можно разложить на составные компоненты.

Автор: Сергей Михайлович Климов, доктор экономических наук, профессор, ректор Санкт-Петербургского института внешнеэкономических связей, экономики и права.

Человеческий капитал в современной, интеллектуализированной, экономике неоднороден. Что представляют собой компоненты человеческого капитала, дополнительные к интеллектуальным ресурсам личности?

Биофизический капитал — это жизненные ресурсы личности, ее физический и психологический потенциал, рассматриваемые в контексте способности к созданию стоимости. Можно привести немало примеров, когда именно этот вид ресурсов является не только доминирующим, но и весьма дорогостоящим. Так, для профессиональных баскетболистов одним из ключевых компонентов их человеческого капитала является, как правило, рост. Существуют люди, например актеры-карлики, извлекающие доход из аномалии своего физического развития. Велико значение опосредованного влияния биофизических ресурсов как естественного, природного ограничения профессиональных возможностей личности (возраст, пол, состояние здоровья). Поэтому закономерно, что сегодня практически все исследователи рассматривают затраты на здравоохранение как инвестиции в человеческий капитал.

Другим важным компонентом человеческого капитала являются социальные ресурсы личности, то есть заложенный в человеке потенциал социального взаимодействия, его включенность в определенную социальную среду. В течение долгого времени социальные ресурсы личности определялись преимущественно происхождением человека, его принадлежностью к той или иной социальной группе. Любой гражданин Древнего Рима имел право на хлеб и зрелища, которые стали неотъемлемой частью экономики того времени: хлеб нужно было растить, для зрелищ нужны были Колизей, гладиаторы и львы. Иными словами, социальный капитал, являясь принадлежностью человека, не был обусловлен его индивидуальными заслугами, а был связан с экономикой скорее в потребительском, чем в созидательном плане.

Различные виды человеческого капитала и средства их формирования взаимодействуют. Долгое время базой социального капитала было богатство в натуральной или денежной форме. Наряду с этим фактором большую роль в формировании социального капитала играло и играет образование, обеспечивающее социализацию личности. Образование дает не только знания и умения, составляющие основу интеллектуального капитала, но и определенный престиж в обществе, причем тем больший, чем большим социальным капиталом обладает соответствующее образовательное учреждение. Сегодня все более отчетливо прослеживается обратное воздействие, например участие в добровольческой деятельности (волонтерство), спонсорство, благотворительность оказывают влияние на экономические результаты, интеллектуальную или политическую карьеру.

Интеллектуальные ресурсы личности — это сформированные в процессе формального и неформального обучения знания, информация и креативные способности человека. Интеллектуально богатыми являются люди, которые демонстрируют успешные черты личности, обладают хорошей общей и профессиональной подготовкой, хорошими тактическими способностями, умеют принимать правильные решения стоящих перед ними проблем и обеспечивать их выполнение. Каждое из этих свойств может быть разложено на составляющие компоненты.

Эффективность использования человеческого капитала в производстве в значительной степени зависит от факторов общественной среды. Связь между уровнем богатства страны и качествами ее народа была раскрыта в начале XX века Максом Вебером в известной работе «Протестантская этика и дух капитализма».

Интеллектуальные способности личности и их содержание
Черты успешной личности
Инициативность
Способность принятия ответственности
Способность делегирования полномочий
Действия в соответствии с ситуацией
Гибкость и отзывчивость
Постоянны
Хорошие слушатели
Независимы
Склонны к идеализму
Принципиальны
Способны к самокоррекции
Общая и профессиональная подготовкаТактические способности
Приобретение знания из всех источников и организация его в интегрированное конгруэнтное целое
Разносторонность
Информированность
Планирование своей деятельности на основе объединения разнородной информации
Понимание окружающего мира
Предвосхищение будущего развития и соответственно планирование деятельности
Вкладывание усилий пропорционально важности ситуации
Координация своих действий со всеми релевантными сторонами и обеспечение, когда требуется, согласия
Выбор уместных действий
Обеспечение наилучшего варианта решения проблемОбеспечение выполнения принимаемых решений
Использование всех релевантных знаний
Рассмотрение всей доступной информации, но использование только той, которая является уместной
Реконструкция проблемы и анализ различных перспектив
Способность к воображению, новаторству, творчеству
Анализ ситуации с учетом не только очевидных, но и скрытых характеристик
Выделение и определение важнейших факторов процесса
Рациональность рассуждений, минимум ошибок
Принятие вызова и готовность к риску
Идентификация цели при наступлении ситуации
Анализ всех уместных альтернатив
Предвидение последствий
Установление приоритетов
Учет степени реальности лучших альтернатив
Выбор лучшей альтернативы, с учетом всех ограничений, условий и неопределенности
Убедительность в обосновании решения
Успешное осуществление решения

На основе этого исследования возникла концепция продуктивной и контрпродуктивной культуры и соответствующей структуры личности. Принадлежность к данной культурной среде в значительной степени определяет эффективность человеческого капитала. В следующей таблице приведены основные черты продуктивной и контрпродуктивной структуры личности, следующие из индивидуальной оценки основных параметров человеческого существования и доминирующего психологического настроя.

Продуктивная и контрпродуктивная структура личности
Оцениваемые параметрыПродуктивная структураКонтрпродуктивная структура
РелигияДает объяснение и обоснование успехаСмягчает или объясняет страдания
БогатствоРезультат личных усилий и инициативыВызывает зависть, настрой на борьбу за приобретение или перераспределение этого ресурса
КонкуренцияПоложительная сила, развивающая стремление к совершенствованию и обогащению обществаФорма агрессии, угрожающая стабильности и солидарности общества
Экономическая целесообразностьБережливость и инвестирование для блага будущих поколенийУравнительное распределение
ТрудНравственный общественный долг и главная форма самовыраженияТяжкое бремя и неизбежное зло
ИнакомыслиеВажное условие поиска истиныПреступление
ОбразованиеВоспитывает любознательность и творчествоКультивирует ортодоксальность
Прагматизм, рациональностьСтруктурообразующие понятия индивидуального сознанияУгроза стабильности, солидарности и преемственности
Фокус времениНастоящее и будущее, которым можно управлятьПрошлое, фатализм в видении будущего
Окружающая среда, мирОптимистическое восприятие мира как арены для действий и достиженийАрена действия непреодолимых сил, страх, враждебность и пессимизм в восприятии мира
ЖизньАктивное восприятие жизни и своей роли в нейПассивное восприятие жизни как результата складывающихся обстоятельств
Господствующее настроениеОптимизмПессимизм

Формирование продуктивного или контрпродуктивного типа личности не является фатальной неизбежностью, связанной с принадлежностью к той или иной национальной культуре. Это процесс, поддающийся корректировке на уровне как индивидуального, так и общественного сознания и непосредственным образом влияющий на продуктивность человеческого капитала.

Характеризуя свойства интеллектуальных ресурсов личности, отметим сначала те, которые свойственны человеческому капиталу вообще:

1. Человеческий капитал неотчуждаем и, соответственно, неликвиден. Если человек располагает неиспользуемыми материальными ресурсами, он может сдать их в аренду, взять ссуду под залог этих материальных ценностей, в конце концов — законсервировать до лучших времен, что невозможно по отношению к интеллектуальным способностям и знаниям.

2. Человеческий капитал нехраним (по выражению Маршалла). Он существует только в текущее время, и время, в течение которого он не использовался, упущено навсегда. Для человека, не работающего по специальности, стоимость образования относится соответствующей долей на неявные издержки его нынешней деятельности.

3. Интеллектуальные ресурсы являются ресурсами двойного назначения. Они используются не только в производственной (экономической) деятельности, но и в повседневном обиходе, в жизни, идущей за границами рабочего времени. Поэтому инвестиции в формирование интеллектуальных ресурсов, как и человеческого капитала вообще, не отделимы от расходов на потребление.

4. Так же как и другие виды человеческого капитала, интеллектуальные ресурсы личности двойственны с точки зрения их рыночной стоимости. Лейф Эдвинссон вводит, в частности, понятия «базовая стоимость человеческого капитала» и «потенциальная стоимость человеческого капитала». Базовая стоимость человеческого капитала рассматривается как дисконтированная рыночная стоимость будущего дохода, на которую ориентируется индивид, определяя целесообразность инвестиций в образование. Потенциальная стоимость человеческого капитала — это та стоимость, на которую ориентируется предприниматель, нанимающий индивида, то есть арендующий его человеческий, в частности интеллектуальный, капитал. При формировании цены рабочей силы на рынке труда она зависит от доходности ресурса труда и издержек предпринимателя на его оплату.

5. В процессе формирования интеллектуальных ресурсов задействованы врожденные и сформированные в процессе воспитания способности личности. Ранее уже говорилось о наследовании социального капитала. Очевидно также, что в известной мере наследуется и биофизический капитал. Определенные врожденные психологические предпосылки имеет и интеллектуальный капитал. Наряду с этими общими свойствами, характерными для человеческого капитала, интеллектуальный капитал обладает рядом специфических особенностей. Такими специфическими для интеллектуального капитала чертами являются: 1) старение знаний, 2) соотношение явного и неявного знания в структуре интеллектуальных ресурсов личности.

Под процессом старения знаний понимается не утрата знания, связанная с биофизическим старением работника, а явление, аналогичное моральному износу оборудования, в основе которого лежит старение объективированного в этом оборудовании знания.

Альберт Шапиро выдвинул гипотезу о полураспаде знаний (дословно — о «половине жизни знания»), получившую широкий отклик среди специалистов по управлению человеческими ресурсами. Это определение заимствовано из физики, где существует понятие периода полураспада радиоактивности. Имеется в виду, что интенсивность излучения радиоактивного вещества постепенно сокращается, но никогда не исчезает окончательно. Поэтому определяется период, за который излучение сокращается наполовину.

Применительно к знанию данная аналогия справедлива. Человек никогда ничего не забывает окончательно, и при определенном стечении обстоятельств из его памяти выплывает нечто, казалось бы, давно, забытое. Период полураспада знаний определяется как время после завершения обучения, в течение которого профессионалы теряют половину первоначальной компетентности. Сегодня считается, что период полураспада знаний в сфере науки и проектирования составляет около 5 лет.

Кроме естественного вытеснения из активной памяти индивидуума части неиспользуемых знаний процесс их износа имеет еще одну сторону. Это моральное устаревание целого ряда сведений и положений под напором новейших достижений науки и техники.

П. Книхт говорит о знаниях с длинным периодом полураспада и о знаниях с коротким периодом полураспада как границах той шкалы, на которой располагается то или иное знание.

Знания с коротким периодом полураспада соответствуют условиям деятельности частного сектора и, в частности, в области финансов. Знания с длинным периодом полураспада фундаментальны и более устойчивы к действию факторов морального старения, являются базой для приобретения многих видов знания с коротким периодом полураспада. Более длительным периодом жизни обладают знания, адаптированные к условиям общественного сектора экономики и государственного управления.

Особенности каждого из двух типов знаний показаны в следующей таблице.

.Знания с длинным и коротким периодами полураспада
Знания с длинным периодом полураспадаЗнания с коротким периодом полураспада
Типы знанияАкадемическое, базовое, теоретическоеПрофессиональное, практическое
Время формированияДолгое — годы, месяцыКороткое — дни, недели, месяцы
Экономический возврат:Длительный (через продолжительное время)Быстрый
Социальные эффектыВысокиеНизкие
Источники финансированияСемья, государствоРаботники, бизнес
ПримерыБазовые дисциплины, гражданское право, язык, математика, логика, теоретическая часть профессионального обученияИндустриальные процессы, использование программного обеспечения, определенные технические и профессиональные навыки

Долговременные знания даются человеку академическим базовым образованием, которое требует достаточно долгого периода и финансируется семьей и государством. Знания с коротким периодом полураспада требуют гораздо более короткого периода обучения, которое финансируется самим работником и (или) работодателем. Оба эти типа знания характеризуются различной экономической отдачей. Кратковременные знания могут и должны окупаться за короткий срок, в противном случае затраты на их приобретение оказываются бесполезными в силу устаревания. Долговременные знания имеют весьма продолжительный цикл отдачи. Более того, они являются базой для интенсивного обновления краткосрочных знаний. Именно по этой причине вложения в фундаментальное общее образование в конечном счете приносят обществу значительный экономический эффект.

Особенности процесса приобретения и использования знания определяют связь индивидуума с организацией, интеллектуальный капитал которой он формирует. С одной стороны, работник нуждается в организации, особенно в силу продолжающейся специализации знания, которое может быть применено только в организации и через организацию. С другой стороны, работник квалифицированного труда, знания и умения которого образуют его уникальный капитал, значительно отличается от обычного промышленного рабочего. Его капитал (знания) и средства производства (интеллектуальные инструменты анализа, синтеза, моделирования и т. п.) ставят его в положение внутреннего предпринимателя.


Instagram: @alexandr__zubarev



Ваш человеческий и социальный капитал
добавлено : 19.08.2006
обращений к странице: 15758
автор: www.elitarium.ru || комментарии [0] || распечатать || обсудить в форуме
загрузка...
Ваше мнение о статье
Ваше имяЕmail 
Сообщение


Партнеры проекта
Другие сейчас читают это:
Партнеры проекта
Это интересно
Партнеры проекта
 
 
ГРЕХИ и СОЖАЛЕНИЯ ЕСТЬ МЕЧТА? ЦЕЛЬ? Я БЛАГОДАРЮ ДНЕВНИК МУДРОСТИ
  • Не горожусь тем, что я такая лицемерка. Хожу в школу, всем улыбаюсь и говорю какие они хорошие, а на самом деле ненавижу их всех до одного! Что учителей, что о...
  • завидую всем,кто чего-то добился и как-то реализовался.называю людей дураками и везунчиками,хотя понимаю,что они много работают и получают то,чего хотят,а я сиж...
  • Я хочу покончить с жизнью... и я это сделаю
  • Ya ochen xochu viiti zamuj za bogatogo oligarxa I jit s nim dolgo I shastlivo!!! Da budet tak!!! Amen!!!
  • хочу взаимной и искреной любви
  • A rllonig stone is worth two in the bush, thanks to this article.
  • Я благодарю Господа Бога, Пресвятую Богородицу, всех Святых, АНГЕЛОВ-ХРАНИТЕЛЕЙ за сына, за то, что он приехал , всё благополучно. Спасибо, Господи, за всё. Спа...
  • Вселенная я благодарна тебе за то что, у меня уже сегодня сейчас есть деньги полностью расчитаться с Лешей Ковалевым за офис, я смогла забрать всю свою мебель и...
  • Я благодарю Господа Бога за всё,чем он меня облагодетельствовал в ответ на мои молитвы! Спасибо большое и Ангелам нашим-хранителям.
  • Лидерству нельзя научить, ему можно только следовать! ...
  • Существует Она, которую я называю Прекрасная Женщина.
    Ее главный талант- способность любить.Она страдает, умирает от любви, чтобы воскреснуть и начать все в......

  • You"ve gotten one of the better webpages.|...
  • КНИГИ НА ФОРУМЕ АНЕКДОТЫ ТРЕНИНГИ
  • Как дважды два Основы пикапа...
  • Слова...
  • Посланник...
  • Неудачник...
  • Практика магов...
  • 09.09.2021 23:32:36 Кто кончил в меня вчера?...
  • 09.09.2021 22:57:46 как бросить пить пиво после работы?...
  • 03.09.2021 15:11:17 Как похудеть на 5-12 кг за месяц...
  • FraGGod: Прикинь, мне мыло от премьер-министра UK пришло
    Ti: Что, предлагает увеличить?
    читать все анекдоты
    Партнеры проекта
    Подписка
     Дневник мудрых мыслей  Общество успешных  Страница исполнения желаний  Анекдоты без цензуры  Генератор Позитива
    PSYLIVE - Психология жизни 2001 — 2017 © Все права защищены.
    Воспроизведение, распространение в интернете и иное использование информации опубликованной в сети PSYLIVE допускается только с указанием гиперссылки (hyperlink) на PSYLIVE.RU.
    Использование материалов в не сетевых СМИ (бумажные издания, радио, тв), только по письменному разрешению редакции.
    Связь с редакцией | Реклама на проекте | Программирование сайта | RSS экспорт
    ONLINE: Техническая поддержка и реклама: ICQ 363302 Техническая поддержка 363302 , SKYPE: exteramedia, email: psyliveru@yandex.ru, VK: psylive_ru .
    Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика