Любой творческий человек, будь то художник, изобретатель или менеджер, во многом своему успеху обязан интуиции. Интуицию можно развить, если человек исключает переоценки себя (самовосхищение, высокомерие) и недооценки себя (сомнение в себе и т.д.).
Автор: Макс Люшер (Max Lusher), швейцарский психотерапевт, профессор, создатель клинического цветового теста Люшера. Материал публикуется в переводе с немецкого.Можно ли развить в себе интуицию?
Ответ на этот вопрос очень важен, потому что любой творческий человек, будь то художник, изобретатель, теоретик или менеджер, во многом своему успеху обязан интуиции. Успешные исследователи и менеджеры знают, что многие существенные научные выводы и оригинальные деловые решения принимаются не только с помощью рационально-аналитических методов, но и с помощью интуитивных озарений. Руководители, прежде всего, используют интуицию:
- когда речь заходит об оценке людей;
- если проблема должна быть решена очень быстро;
- если на основании неполной информации необходимо представить себе полную картину;
- когда идет поиск новых решений для организационных планов, для стратегии маркетинга или технических новшеств.
Что же такое интуиция?
Гете узнал о понятии «scientia intuitiva» от Спинозы, и сам дал определение интуиции как «точной фантазии». Кант описывает интуицию в «Критике научного разума» как «естественное и свободное соответствие силы воображения законам разума». Человеку следует стремиться к тому, чтобы иметь не только правильные мысли, но и соответствующие впечатления. Именно ощущение действительности и правильные представления о ней поставляют информацию для интуиции.
Тот, кто точно ощущает и ясно мыслит, имеет шанс на то, что обе эти способности объединятся и между ними, как между двумя электрическими полюсами, пробежит искра.
Неосознаваемые ощущения
Чтобы понять, что такое интуиция, и как она возникает на бессознательном уровне, необходимо знать, что ощущения, в противоположность оценивающим чувствам, — это объективно воспринимаемые и, в принципе, измеряемые чувственные реакции. Ощущения возникают благодаря различным чувственным раздражителям. Различия раздражителей воспринимаются через сравнения. Например: крупнее — мельче, тяжелее — легче, светлее — темнее, быстрее — медленнее, больше — меньше, сложнее — проще и т.д. Предполагается, что каждую секунду нашими органами чувств воспринимается минимум 10 миллионов битов (80% — визуально, как зрительное восприятие цветов и форм) информации. Из этого гигантского количества неосознаваемых ощущений лишь от 20 до 30 становятся осознаваемыми, то есть примерно одна трехсоттысячная (0,00003).
Поскольку ощущения всегда воспринимаются в неосознаваемых сравнениях, они производят сравнительные суждения. Многочисленные повторения приводят к неосознаваемым переживаниям-гештальтам. (Согласно гештальт-психологии, понятие «гештальт» всегда означает структуру, например, — мелодии. Таким образом, гештальт — это нечто «не телесное».) Большинство переживаний-гештальтов остаются неосознаваемыми (например, психосоматические телесные ощущения), но лишь до тех пор, пока не становятся болезненными. Неосознаваема большая часть шумов, например, бой часов, в отличие от телефонного звонка. И напротив: быстро осознаваемым становится переживание-гештальт определенной мелодии, определенного впечатления от пейзажа, конкретного лица, фигуры или позы какого-то человека.
Неосознаваемые ощущения образуют свой гештальт в соответствии с простой, с точки зрения структуры, но бесконечно дифференцированной системой психических отношений (константный — вариативный, директивный — рецептивный).
Блокировка интуиции чувствами
Чувства — это нечто совсем иное, по сравнению с чувственными ощущениями (симпатичный — несимпатичный, радостный — угрюмый, веселый — печальный и т.д.). Такие чувства являются личными оценками («Я нахожу ее симпатичной», «Это я нахожу неприятным», «Это ужасно»). Оценочные чувства всегда субъективны, поэтому они мешают объективным ощущениям и блокируют переживания-гештальты. Оценочные чувства тормозят способность к интуиции. Хотя каждый человек обладает необъятным архивом переживаний-гештальтов, этот архив остается недоступным как источник интуиции до тех пор, пока оценочные предвзятые чувства водят нас по ложному пути.
Не только чувства, оценивающие какой-то предмет или человека, но прежде всего неправильные (невротические) чувства себя блокируют доступ к переживаниям-гештальтам.
Готовность к интуиции
Интуиция предполагает наличие внимания и открытость. Чтобы быть способным на это, человек должен быть необремененным и уверенным в себе. Но каким образом творческий человек, художник, политик, менеджер, домохозяйка или мать могут быть открытыми и уверенными в себе?
Несмотря на любые задачи, которые человек должен выполнять, он останется необремененным до тех пор, пока будет испытывать чувство внутренней свободы и удовлетворения.
Несмотря на всю неопределенность, царящую в окружающем мире, человек будет чувствовать себя гармонично, если он сможет обрести уверенность в себе и самоуважение.
Интуицию можно развить, если человек учится полностью отдавать себя творческой задаче и исключает переоценки себя (самовосхищение, высокомерие и т.д.) и недооценки себя (сомнение в себе, чувство неполноценности и т.д.). Четыре нормальных чувства себя:
- самоуважение,
- уверенность в себе,
- внутренние удовлетворение,
- внутренняя свобода —
не являются вечным достоянием. Это неосознаваемый опыт, результат адекватного обращения с системой отношений окружающего мира. Нормальные чувства себя находятся в постоянном динамическом процессе. Они превращаются в негативные «атрибуции», если вместо уверенности в себе появляется «приобретенная беспомощность» или депрессия, если вместо самоуважения закрепляется приобретенное чувство неполноценности.
Интуиция блокируется неправильными чувствами себя, поэтому нужно стараться избегать неправильных чувств себя. Необходимо обрести четыре нормальных чувства себя — непременную предпосылку интуиции, и сохранять эти чувства в равновесии. Многие гениальные люди (Кляйст, Ван Гог, Моне, Чайковский и др.) смогли достичь выдающихся творческих результатов именно потому, что вынуждены были бежать от невыносимых чувств себя (сомнения в себе и чувства величия) и искать убежища в мире интуиции и гармонии. Творчество спасает людей, потому что во время творческого процесса невротические чувства себя остаются выключенными. Поэтому каждый из нас, не только гении, чувствует себя хорошо, когда он полностью отдается делу.
Если невротические чувства себя выключены и установлено состояние внутреннего равновесия, то доступ к неосознаваемым переживаниям-гештальтам открыт. На основе неопределенной установки на поиск можно неожиданно осознать, что неосознанное переживание-гештальт совпадает с представлением-гештальтом (образцом мышления). Момент конгруэнтности переживания-гештальта и представления-гештальта мы называем «внезапной мыслью» или «озарением», потому что этот момент вспыхивает и сверкает, как молния. Это и есть — интуиция.
Виды интуиции
Существуют различные виды интуиции. У шахматного мастера совсем другая интуиция, чем у композитора, интуиция менеджера отличается от интуиции изобретателя. Каждый обладает индивидуальным архивом неосознанного опыта, а мышление каждого включает в себя разнообразные представления-гештальты.
Человек, мыслящий понятиями, может обладать теоретическими интуициями. Если представления-гештальты интуитивно соединяются в целостную систему соотнесенных понятий, возникает теоретическое познание. Это как озарение, которое нашло на Кекуле в состоянии усталости, близком к трансу, что атомы углерода могут образовывать углеродные кольца. Это внезапное открытие действующей теории. Это закон гравитации, мгновенно открытый Ньютоном.
Тот, кто при выполнении какой-то деятельности мыслит образно, обладает практической интуицией. Технические изобретения — от молотка до компьютера, возникли из желания упростить выполнение какой-то деятельности или происходящих процессов, из стремления сделать деятельность или процесс более эффективными. Так как подобные новшества приносят прибыль, то внедряются специальные методы содействия интуитивным «озарениям»: от «мозговых атак» до синектики. Целенаправленное пробуждение интуитивных «озарений» особенно развито в области техники и маркетинга.
Тот, кто мыслит, глубоко сопереживая и принимая какие-то чувство, у того обычно возникает психологическая интуиция. Знание людей, оценка и понимание других предполагает дифференцированное понимание себя самого. Благодаря богатому беспристрастному собственному опыту и непредубежденной заинтересованности мы интуитивно ощущаем другого человека. Рациональное знание людей не дает такой возможности. Тесты — это либо интуитивные мосты к пониманию, либо вспомогательные средства для эмпирических сравнений.
Кто способен к мышлению, основанному на воображении, кто может выразить свои фантазии художественными или музыкальными средствами, тот обладает художественной интуицией. Человек, создающий художественный образ, будь то художник, композитор, архитектор или писатель, черпает материал для своих произведений из богатства собственных переживаний-гештальтов. Они находятся в распоряжении творческой личности, если человек намеренно, с постоянной настойчивостью поддерживает в себе установку на поиск. Кто живет в непрерывном творческом процессе, может согласиться с Пикассо: «Я не ищу, я нахожу».
В зависимости от того, какой вид мышления необходим для конкретного вида деятельности, появляются разные интуиции. Появляются — если припасены соответствующие переживания-гештальты.
У писателя, к примеру, художественная и психологическая интуиция могут соединиться с теоретической интуицией. Менеджер может обладать практической и психологической интуицией, в зависимости от того, составляет ли он план маркетинговых исследований, или же ему нужны идеи для решения проблем, связанных с социальным климатом на предприятии, или решением кадровых вопросов.
Опыт — питательная среда интуиции
Богатый жизненный и профессиональный опыт является предпосылкой любой интуиции. Недостаток опыта или ограниченный набор возможностей для сравнений могут привести к рискованной игре в «А ну ка, угадай», но никогда — к интуиции.
Такие гении, как Моцарт, обладали огромным набором дифференцированных переживаний-гештальтов. Альберт Эйнштейн обладал особенно ясными представлениями-гештальтами. Однажды в частной беседе он сам назвал свои представления-гештальты эстетическими образами.
По данным профессора Герберта Симона (Herbert Simon) из Института Технологий Карнеги, шахматист класса «А» владеет примерно 2000 вариантов (представлений-гештальтов) шахматных комбинаций с последующими ходами. А вот чемпион по шахматам держит в голове примерно 50000 шахматных вариантов.
Опытные врачи гораздо чаще ставят диагноз интуитивно, чем осознанно. Медицинские тесты, которые еще необходимо правильно расшифровывать, часто служат лишь еще одним рациональным подтверждением интуиции.
Я имел подобный опыт, будучи молодым психотерапевтом. Я начал спрашивать у пациентов то, что мне вдруг, на первый взгляд, без всяких на то оснований, приходило в голову. Вновь и вновь оказывалось, что с помощью подобных озарений я докапывался до сути проблемы моего пациента.
Чем больше мы сможем освободиться от личной стесненности и оценочных чувств, чем внимательнее и искреннее мы будем, тем отчетливее мы будем воспринимать наши переживания-гештальты. Чем яснее будут наши представления-гештальты, тем вероятнее, что эти два полюса зажгут искру интуиции. «Кто постоянно заботится и о чувствах, и о мыслях, тот носит дрова, — говорил Гете, — в которые огненная молния ударит именно в тот момент, когда их будет достаточное количество».
Instagram: @alexandr__zubarev