Главная
Блоги
  Войти
Регистрация
 
Главная> Карьера и Успех>Стили руководства

Стили руководства


Instagram: @alexandr__zubarev
Стили руководства
Стиль руководства формируется под воздействием традиций внутри компании, требований со стороны высшего руководства и под влиянием личных качеств руководителя. С целью показать основные отличия, их приходится увеличивать, создавая карикатурный образ.

Автор: Эдвард де Боно (Edward de Bono), ученый с мировым именем, преподавал в Оксфордском, Кембриджском, Лондонском и Гарвардском университетах; обладатель ученых степеней по медицине в области психологии и физиологии.

При обсуждении стилей руководства невозможно избежать карикатурности. Здесь можно провести аналогию с определением характера человека посредством знаков зодиака: для Тельца характерны одни особенности, для Девы — другие. С целью показать основные отличия, их приходится увеличивать, создавая карикатурный образ. Поэтому я заранее должен извиниться, так как именно таким образом я и собираюсь поступить.

Здесь предметом моего внимания является не столько стиль работы руководителя, сколько то, как это сказывается на работе нанявшей его корпорации. Стиль руководства может формироваться под воздействием традиций, сложившихся внутри компании, требований со стороны высшего руководства и под влиянием личных качеств руководителя.

Машинист локомотива

Поезда ходят по расписанию. Поезда двигаются по рельсам. Машинист локомотива считает своей обязанностью обеспечить равномерное движение состава по рельсам в соответствии с расписанием. Эффективная работа в установленных рамках является мерилом достижений и успехов. Машинист локомотива не подвергает сомнению расписание и маршрут движения. Он знает, что не сможет покинуть рельсовую колею, и, следовательно, у него не возникает побуждения сделать это.

Машинист поддерживает работу установленной системы и управляет ею. Его задача — справляться с проблемами, которые задерживают или нарушают регламентированный темп работы системы. Когда возникает проблема, с которой руководитель не может справиться, он обращается за помощью. Если те, кто уполномочен принимать решения, изменяют расписание, то руководитель старается изо всех сил соблюдать уже новое расписание.

В крупных организациях руководителей побуждают работать в стиле машиниста, управляющего разработанной системой. Конечно же, такой стиль руководства характерен для государственных и общественных организаций, однако этот стиль нередко встречается и в больших корпорациях (с той лишь разницей, что работа контролируется на основе показателей объемов продажи). Машинист может со временем быть повышен в должности, в его обязанности будет входить составление расписания и определение пункта назначения. Именно тогда от него потребуется выработать способность создавать системы, а не просто ими управлять.

Организации, требующие от своих руководителей управления по примеру машиниста локомотива, поступают так по двум причинам: либо считается, что их система работы является совершенной и любое усовершенствование только уменьшит ее эффективность, либо дирекция считает себя не в состоянии контролировать ситуацию, когда руководителям дано право принимать решения в рамках своей сферы поиска выгодных возможностей.

Доктор

Доктор ориентирован на решение проблем. Его заботой является состояние здоровья. В отличие от машиниста доктор не пытается управлять вверенными ему пациентами. Он понимает, что организм человека независим и следует своим природным особенностям. Для доктора характерно состояние удовлетворения ситуацией, когда каждый полуавтономный орган в структуре организации функционирует самостоятельно и состояние его здоровья остается удовлетворительным.

Руководитель этого типа внимательно следит за информацией о состоянии финансов, объемов продажи, производительности, качестве и т.д. Как только руководитель отмечает признаки начинающейся болезни, он приходит на помощь со своим набором методов диагностики и рекомендациями по лечению болезни.

Пока работа идет гладко (что, по мнению доктора, значит успешно), он счастлив.

"Не вмешиваться в успешную работу" — эту фразу можно адресовать как преуспевающим компаниям, так и неудачникам. Все зависит от того, что мы понимаем под словом "успех". Спокойную работу и отсутствие проблем совсем не обязательно отождествлять с успехом. В работе компании могут постепенно появляться признаки застоя. Так случилось с "Адресограф-Малтиграф Корпорэйшн", а тем временем ее конкуренты сделали технологический прорыв и разрушили рынок сбыта копировальной техники этой компании (55% от всего объема продаж компании).

Как видно, руководитель, склонный решать проблемы, по своей природе не испытывает потребности в поиске выгодных возможностей, хотя и может использовать творческий подход в решении проблем. В конце концов, пожарный не пройдет мимо только начинающегося пожара.

Фермер

Для некоторых руководителей, использующих "фермерский стиль работы", характерно проявление заботы о всех сторонах деятельности компании. Однако в данном случае мы рассмотрим ситуацию, когда фермер довольствуется работой в пределах своего надела.

На своем участке он приветствует нововведения, перемены и поиск выгодных возможностей (новые сорта технических культур, новые методы выращивания свиней, новые гербициды, нововведения относительно методов возделывания земли и т.д.).

Фермер управляет своим хозяйством, решает проблемы и ищет новые возможности для того, чтобы преуспеть. Следует заметить, что в 1997 году фермеры США могли накормить в два раза больше людей, чем десять лет назад.

Руководитель, который работает в стиле "фермера", с желанием занимается поиском выгодных возможностей, но только в определенном направлении. Он вряд ли будет склонен изменить направление или попытаться разнообразить свою деятельность. Если бы он владел престижным рестораном, у него не появилось бы желание расширить свой бизнес и заняться приготовлением "быстрой еды".

Нет ничего плохого в том, что руководитель использует "фермерский" стиль руководства. Этот стиль включает в себя характерные качества, которых недостает стилю "доктора" и "машиниста локомотива".

Рыбак

Рыбак склонен к риску. У него нет фермы. Уходя на промысел, он не может с уверенностью сказать, что вернется с добычей. Он ставит сети и надеется на удачу. Рыбак, вне всякого сомнения, настроен на поиск выгодных возможностей. Тем не менее, рыбак не является азартным игроком, как это может показаться на первый взгляд. У него есть умение, опыт и рыбацкие снасти, используя которые, рыбак уменьшает неопределенность и увеличивает вероятность успеха. Так происходило с рыбацким флотом, специализировавшимся на ловле тунца, до тех пор, пока не начались неприятности, связанные с дельфинами.

Можно сравнить рыбака и фермера. Фермер управляется со своим хозяйством и тратит на это свои усилия. У него нет желания искать выгодные возможности на стороне. В самом деле, фермер, оторванный от своего хозяйства, не в состоянии эффективно работать. Однако у рыбака никакой фермы нет, и поэтому он развивает свои собственные способности.

Если выразить это сравнение деловым языком, выясняется, что стиль "фермера" способствует расширению спектра выпускаемой продукции или хорошо проявляет себя в работе с рынком сбыта. Стиль "рыбака" помогает совершенствованию навыков руководства и методик, которые можно применять в любой сфере или использовать при работе с выгодными возможностями, в какой бы области деятельности они ни находились. Для стиля "фермера" главным является поле деятельности, а при работе в стиле "рыбака" основным действующим лицом является сам руководитель.

Обобщим все четыре стиля руководства

Машинист локомотива: "Позвольте мне довести до совершенства свою работу в рамках установленной системы".

Доктор: "Дайте мне возможность поддержать систему в здоровом и работоспособном состоянии путем выявления и решения проблем, возникающих в процессе ее работы".

Фермер: "Я хочу получить на установленном поле деятельности максимально возможный урожай".

Рыбак: "Дайте мне возможность занять такую позицию, чтобы я мог искать и доставать все выгодные возможности, где бы они ни появились".


Instagram: @alexandr__zubarev



Стили руководства
добавлено : 22.11.2006
обращений к странице: 12150
автор: www.elitarium.ru
загрузка...
Ваше мнение о статье
Ваше имяЕmail 
Сообщение

комментарий: 14.05.2011 17:20:44

I'm not easily imperssed. . . but that's impressing me! :) читать

Janelle



PSYLIVE - Психология жизни 2001 — 2017 © Все права защищены.
Воспроизведение, распространение в интернете и иное использование информации опубликованной в сети PSYLIVE допускается только с указанием гиперссылки (hyperlink) на PSYLIVE.RU.
Использование материалов в не сетевых СМИ (бумажные издания, радио, тв), только по письменному разрешению редакции.
Связь с редакцией | Реклама на проекте | Программирование сайта | RSS экспорт
ONLINE: Техническая поддержка и реклама: ICQ 363302 Техническая поддержка 363302 , SKYPE: exteramedia, email: psyliveru@yandex.ru, VK: psylive_ru .
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика