Главная> Экономика и Бизнес>Теория генов бизнеса

Instagram: @alexandr__zubarev
Теория генов бизнеса
Гены бизнеса — это базовые единицы экономической информации, которые могут быть размножены для создания добавочной стоимости. Гены бизнеса создаются и используются отдельными людьми, но, однажды появившись на свет, начинают жить собственной жизнью.

Автор: Ричард Кох (Richard Koch), преподаватель экономики управления и стратегии бизнеса Школы бизнеса при Бирмингемском университете. Материал публикуется в сокращенном переводе с английского.

Законы Менделя, эксперименты Томаса Ханта Моргана и открытие генов показали, как работает механизм наследственности, и обогатили эволюцию микроуровнем. Подвергаться мутации могут не только новые виды, но и отдельные признаки. Открытие Криком и Уотсоном ДНК и ее структуры раскрыло общие связи между организмами, а также то, что двигателем эволюции является передача информации. Блестящая теория эгоистичного гена Ричарда Доукинса позволила взглянуть на эволюцию как на процесс, где движущая сила — это гены, а организмы — всего лишь их носители. Теория мемов Доукинса предполагает, что человечество разработало новую форму воспроизводства: передачу культурной информации, способной переходить из мозга в мозг и дополнять эгоистичные гены или даже конкурировать с ними.

Я предложил параллельную теорию генетики бизнеса, прямо вытекающую из выводов Менделя, Ханта Моргана, Крика и Уотсона и Доукинса. Гены бизнеса — это базовые единицы экономической информации, которые могут быть размножены для создания добавочной стоимости. Именно они являются подлинными двигателями прогресса. Гены бизнеса создаются и используются отдельными людьми и командами, но, однажды появившись на свет, начинают жить собственной жизнью. Они стараются внедриться в как можно большее количество носителей, чтобы обеспечить себе максимальное распространение. Носители подразделяются на две категории: механические машины и самоорганизующиеся системы, включая индивидуальных исполнителей, команды и организации. Носители производят товары и услуги, которые таким образом тоже инкорпорируют в себя гены бизнеса.

На всех уровнях — генов бизнеса, носителей и продуктов — действует один и тот же процесс эволюции путем отбора. Выживают и распространяются только лучшие гены бизнеса; процесс рождает множество новых вариантов и множество нежизнеспособных, избыточных деловых идей. Носители выживают и процветают в том случае, если они являются лучшими носителями для лучших генов бизнеса. Когда они перестают быть таковыми, гены порывают с ними. Товары и услуги производятся носителями и инкорпорируют в себя самые лучшие гены бизнеса.

В то же время товары и услуги ведут борьбу за существование, в которой старые версии постоянно заменяются новыми, усовершенствованными.

Такой взгляд на бизнес переносит центр тяжести с корпорации назад, на базисные источники стоимости: гены и генетические коды бизнеса, которыми является полезная экономическая информация. Базисная стоимость заключена не в товарах и услугах, и даже не в носителях, которые их производят, — корпорациях и физических предметах, им принадлежащих, — но в идеях, формулах и технологиях, которые управляют носителями. Наилучшие гены бизнеса всегда ищут себе лучших носителей, и при появлении более перспективного носителя гены бизнеса переходят в него, покидая старый носитель.

В целях создания стоимости люди могут создавать новые гены бизнеса, несмотря на то что эти гены неподконтрольны, — одновременно вы должны построить для них более совершенные носители, иначе они разбегутся во все стороны. Однако стоимость можно создавать — и это гораздо легче — не путем создания новых генов бизнеса, а путем поиска ценных генов, которые пока используются недостаточно, так как для них не построены подходящие носители. Генам нужны носители. Они умеют выбирать себе самые подходящие, но не обязательно строят их сами. В результате сфера бизнеса всегда предоставляет человеку возможность построения соответствующих носителей.

Точно так же стоимость можно создавать, комбинируя гены бизнеса в новые мутации и предоставляя новым комбинациям генов новые носители.

Генетика бизнеса для руководителей - шесть правил поведения

Используйте лучшие из имеющихся в наличии гены бизнеса.

Есть три способа применения генов бизнеса. Первый — создавать их на голом месте: изобрести новый товар или услугу или новую систему бизнеса. Это явление довольно редкое, и лишь немногие из нас обладают необходимой для этого незаурядностью. Второй путь — присвоить и использовать успешные гены бизнеса. Только помните, что гены стремятся к размножению, и им не нравится, когда их используют. Но чтобы преуспеть в этом вопросе, вы должны оказаться в нужном месте раньше других людей, у которых может появиться та же идея. Например, мой знакомый Рэймонд Акерман, создатель гигантской сети супермаркетов Pick 'n Pay в Южной Африке, использовал идею — ген бизнеса — универмагов самообслуживания, после того как она была достаточно проверена в США, но еще не успела проявить себя в Африке. Третий способ — взять преуспевающий ген бизнеса и слегка его модифицировать: создать новую модификацию гена бизнеса.

Сделайте себя самым лучшим носителем успешных генов бизнеса.

Чтобы использовать гены бизнеса, вы должны бороться за их цели и помогать им размножаться. Это требует адаптации с вашей стороны. Адаптация в свою очередь требует выхода на ринг конкуренции. Не пытайтесь изолироваться от внутренней или внешней карьерной конкуренции; если вы так поступите, вы перестанете развиваться. Выходите на главные рынки, не оставайтесь в тени. Остерегайтесь потеряться в корпоративных пирамидах, которые изолируют руководителей, особенно высших, от внешнего мира.

Используйте лучшие из имеющихся носителей и управляйте ими.

Вы пользователь экономической информации, вы воплощение мастерства, которым владеете, включая навыки сотрудничества с успешными генами бизнеса и прочими их носителями: с другими людьми, командами и организациями. Вы добавленная стоимость. Вы движущая сила. Команда или компания, в которой вы работаете, и другие экспроприированные вами ресурсы — это ваши носители. Носители призваны приблизить вас к цели, защитить вас и стать воплощением вашей энергии. Помните, что носитель — это всего лишь средство передвижения, и единственная причина его использования заключается в том, что это лучший из имеющихся в наличии носителей, отвечающих вашим целям. Не переставайте спрашивать себя: „Я управляю или мной управляют? Правильно ли я выбрал носитель? Есть ли что-нибудь еще, к чему я мог бы добавить больше дополнительной стоимости?"

Эволюция карьеры требует разнообразия: новых видов деятельности (причем менять фирму необязательно) и новых способов выполнения нынешней работы.

Запустите новый проект. Возьмите на себя новую ответственность. Смените обстановку. Найдите новые гены бизнеса, которые могут открыть вам новое направление и для которых вы можете стать оптимальным носителем.

Эволюция требует непрерывного экспериментирования и усовершенствования.

Если вы не сумеете модернизировать себя быстрее, чем это сделают ваши конкуренты, вас обойдут. Эксперименты и усовершенствования требуют свежих комбинаций новых генов бизнеса — новых навыков, идей, стилей работы. Помните, что ваш успех зависит от того, сможете ли вы стать носителем для перспективных комбинаций генов бизнеса и быть частью других успешных носителей или сотрудничать с ними, и поэтому непрерывно экспериментируйте с новыми комбинациями генов и носителей.

Эволюция требует неудач.

Самая полная и неограниченная из свобод, которую только может предложить Вселенная, это свобода поражения. Для большинства организмов она означает раннюю смерть, и это способствует процветанию вида. К счастью, в плане карьеры жизнь почти всегда дает нам второй шанс. Однако конструктивные мутации вашего характера и мастерства требуют поражений и вместе с тем зрелости, позволяющей признать их и примириться с этим. Не позволяйте вашему эго отрицать факт неудачи. Это еще одна форма уклонения от конкуренции. Признание поражения и использование процесса самосовершенствования с целью извлечения выгоды из неудачи делают вас открытыми для конкуренции. Признать поражение и обратить его себе на пользу легче всего в контексте теории генов бизнеса. Причина поражения обычно заключается в том, что вы либо были хорошим носителем для плохих генов бизнеса, либо плохим носителем для хороших генов бизнеса. Определите, что именно произошло, и примите соответствующие меры по исправлению ситуации.

Руководство к действию

• Найдите гены бизнеса, которые используются недостаточно интенсивно и которым приходится иметь дело с плохими носителями. Постройте самые лучшие новые носители для существующих сильных генов бизнеса — ценной экономической информации, производственных процессов и технологий.
  • Объединяйте существующие успешные гены бизнеса в новые комбинации и предоставляйте новым комбинациям подходящие носители.
  • Сделайте себя самым лучшим носителем для победной уникальной комбинации генов бизнеса.
  • Если вы участвуете в управлении организацией, уясните себе, что производителями стоимости являются носители успешных генов бизнеса. Примите все меры к тому, чтобы организация была и оставалась лучшим носителем для лучших генов. Следите за постоянным пополнением генофонда новым материалом, уже доказавшим свою перспективность.
  • Создавайте дочерние, сыновние и внучатые отделения существующих организаций.

Методы построения и укрепления своего бизнеса изучаются в программе "Современный бизнес" полного курса дистанционного образования Элитариума. В декабре эту программу можно будет изучить отдельно.