Некоторые социальные психологи утверждают, что оказание помощи другим мотивировано собственными интересами. Мы отдаем, чтобы получить. Все эти теории довольно циничны, однако результаты исследований в значительной мере подтверждают их правоту.
Автор: Адам Кэш (Adam Cash), доктор психологии, судебно-медицинский психолог. Материал публикуется в адаптированном переводе с английского.Альтруизм, бескорыстная помощь и забота о других людях — излюбленная тема социальных психологов. Пристрастие к этой теме объясняется, по-видимому, тем, что альтруизм — неотъемлемая часть нашей повседневной жизни. Нам даже нравится считать себя людьми отзывчивыми, готовыми помочь другим.
Предлагаю вам провести небольшой эксперимент. Когда вы будете в каком-нибудь общественном месте, попробуйте проделать следующее.
Эксперимент 1. Проходя мимо группы людей, как бы ненароком уроните несколько монеток. Затем идите дальше, словно ничего не заметив. Засеките, сколько пройдет времени, прежде чем кто-либо придет вам на помощь и соберет для вас "утерянную" мелочь.
Эксперимент 2. Сделайте вид, что споткнулись и упали. Затем повторите ваши наблюдения.
Если вы уже провели эти эксперименты, как все прошло? Кто вам помог? Сколько времени на это потребовалось? Вы поняли, почему вам помогли?
Существует множество теорий относительно реальных мотивов помощи людям:
- Теория социального обмена. Я помогаю другим, другие помогают мне.
- Теория эгоизма. Я помогаю людям, потому что мне это выгодно.
- Теория генетической обусловленности. Во мне заложена генетическая программа оказания помощи.
Согласно теории социального обмена, помощь другим людям — один из аспектов двустороннего "производства" и "потребления" таких социальных "услуг", как любовь, дружба, поддержка и т.п. Так же как в бизнесе, каждый человек старается добиться максимальной отдачи при минимуме затрат. Если помощь другому человеку обещает "прибыль", которая превышает "затраты", мы оказываем ее. Эта теория звучит убедительно, если принять во внимание то, что помощь другим людям часто сопряжена с неудобствами и даже серьезным риском.
В 1950-х годах вышла книга Айн Рэнд "Atlas shrugged" ("Атлант расправил плечи), знаменитый философский роман, "добродетель эгоизма". Если каждый будет заботиться только о себе, в мире наступит благоденствие. Некоторые социальные психологи, подобно авторам теории обмена, также утверждают, что оказание помощи другим мотивировано собственными интересами. Мы отдаем, чтобы получить. Вознаграждение за помощь может быть как внешним (известность, похвала), так и внутренним (освобождение от негативных эмоций, например чувства вины).
Все эти теории довольно циничны, однако результаты исследований в значительной мере подтверждают их правоту. Так, обнаружено, что люди, проявляющие очевидные физиологические симптомы огорчения (частый пульс, ускоренное дыхание и т.д.) при виде чужой беды, с большей готовностью окажут помощь нуждающимся в ней, чем люди, которых несчастья других не трогают так сильно.
В 1991 году Дэниел Бэтсон решил реабилитировать нашу опороченную добродетельность с помощью своей теории врожденной эмпатии (сопереживания, сочувствия) к другим людям, особенно тем, к кому мы привязаны.
В одном исследовании было выявлено, что даже младенцы могут сочувствовать страданиям других. Например, они начинают плакать, когда плачут другие дети. Многие взрослые также расстраиваются при виде неприятностей, происходящих с совершенно посторонними для них людьми. Эмпатия — один из возможных мотивов оказания помощи.
Там, где нет эмпатии, в игру вступают социальные нормы. Помогать людям — социальная норма. Согласно так называемой норме взаимопомощи, нам следует оказывать помощь тем, кто помогает нам. Ты — мне, я — тебе. Долг платежом красен. Здесь есть одно "но". Определенная категория людей может воспринять предложенную помощь как оскорбление, как попытку унизить их, особенно если они ничего не могут предложить взамен. Правило взаимопомощи лучше всего действует среди равных.
Другая норма, норма социальной ответственности, подразумевает помощь нуждающимся. Однако было обнаружено, что эта норма обычно не распространяется на те случаи, когда мы считаем страдания и неприятности человека его собственной виной. С другой стороны, за фразой "Сам виноват!" часто скрывается желание уйти от ответственности.
Ричард Докинс в своей работе "The Selfish Gene" ("Эгоистичный ген") утверждает, что альтруистические поступки предопределены генетически. Согласно концепции родственной защиты, гены побуждают человека помогать родственникам, что обеспечивает сохранение генофонда рода. Исходя из такой посылки, мы меньше склонны оказывать помощь тем людям, с которыми не состоим в родстве.
Когда мы помогаем?
При исследовании психологических мотивов альтруизма было отмечено весьма интересное явление: в присутствии окружающих люди менее охотно оказывают помощь. В толпе мы вообще обращаем меньше внимания на других людей.
Что еще более странно, в таких ситуациях нам труднее адекватно интерпретировать поведение людей, свидетельствующее о том, что они нуждаются в нашей помощи; мы становимся менее восприимчивыми к их негласным призывам. Мы следим за реакцией окружающих, и если они кажутся нам спокойными или безучастными, мы также успокаиваемся и не считаем свою помощь необходимой. Это тем более вероятно, когда мы находимся среди незнакомых людей.
Кроме того, существует так называемая диффузия ответственности. Мы всегда надеемся, что поможет кто-нибудь другой, не мы. Если рядом никого не оказалось, мы должны помочь. Но если поблизости есть другие люди, то они наверняка помогут. Те, другие, точно так же надеются на нас. Образуется замкнутый круг, и в результате человек, нуждающийся в помощи, не получает ее.
Однако влияние групп и социального окружения не всегда негативно. Проведенные в 1967 году эксперименты показали, что инициативные действия отдельных членов группы стимулируют деятельность остальных членов группы. Поведение инициаторов выступает просоциальной моделью и служит мощным стимулом альтруистических поступков. До тех пор пока кто-нибудь не сделал первый шаг, проявляется так называемый эффект зрителя. Это ситуация, когда все только наблюдают за страданиями человека, но никто не оказывает ему конкретной помощи.
А какую роль играют наши чувства? Исследования показали, что счастливые люди охотнее оказывают помощь другим. Означает ли это, что от несчастного человека помощи не дождешься? Если человек не окончательно зациклен на своих проблемах, оказанная кому-нибудь другому помощь может существенно поднять испорченное настроение.
Кому помогают?
Существует интересная закономерность: женщинам помогают чаще, чем мужчинам, а привлекательным женщинам — чаще, чем дурнушкам. Большую роль играет и внешнее сходство. Так, экспериментальным путем было обнаружено, что чем больше человек похож на нас (чертами лица, манерой одеваться), тем охотнее мы окажем ему помощь.
Instagram: @alexandr__zubarev