Это вторая часть статьи «Дела, которые надо сделать, прежде чем ты умрешь». Если Вы не читали первую часть, начните с нее здесь…
В ответ на первую часть, пришло письмо:
Здравствуйте, уважаемый Геннадий!
Прочитал Ваше письмо в рассылке о 1000 дел, которые в своей жизни стоит сделать, и задался вопросом: Вам что, скучно?
Или Вы сомневаетесь, верным ли путем идете? Я считаю, что человек сам должен определять, чем ему нужно заняться. У других людей другое воспитание, взгляды, а в другой стране Вы получите вообще другой результат Вашего опроса.
Вопрос о полезности подобного списка (1000 дел) так же остается открытым.
Может, человек уже определился, какие дела он хочет делать, и вдруг увидит Ваш список, и засомневается в себе. Но даже если человек получит подтверждение своим планам, сильному человеку это не нужно, а слабый человек сможет сделать немного.
Однако мне будет интересно посмотреть получившийся список, так как все равно есть люди, которые пришлют свои списки дел, которые по их мнению должен сделать каждый человек. По этому списку можно немножко судить, что представляет из себя просвещенная часть общества (так как люди, не интересующиеся саморазвитием, не читают Вашу рассылку-:)
С уважением, Виктор.
Самостоятельность во всем?
Конечно, я согласен с Виктором, что человек должен сам определять, чем ему заниматься, с кем и как жить. Конечно это так. Однако, это не так просто сделать, как сказать. Но и не невозможно. Возможно, если Вы готовы хорошенько потрудиться для этого.
Лично мне, например, хороший совет в нужное время помог интересно построить свою жизнь. В 1998 году, когда я закончил с бизнесом, я находился на распутье, и совершенно не знал, что делать дальше. Возможностей много, да, но какую из них выбрать? И меня увлекла идея эмиграции – захотелось уехать из России и пожить в другом мире. Я уже начал процесс – документы, язык и все такое, но один хороший человек спросил меня: «А зачем ты это хочешь сделать?». «Чтобы посмотреть мир», ответил я. Но зачем обязательно эмигрировать?», сказал он. «Стань человеком мира, и живи где хочешь».
Простой совет, но я как-то и не думал с такой позиции. У меня просто мыслей о себе таких не было, так как… ну не был я никогда человеком мира, и людей таких не знаю. Да и вообще как-то не задумывался, что такие люди есть, и такая жизнь возможна.
Я к его совету прислушался, и человеком мира стал. Не в этот же год, конечно. Потребовалось 5 лет. Совет, кстати, мне Н.И.Козлов дал www.nkozlov.ru
Плохой это был совет? Для меня хороший. Правильно сделал я, что к совету прислушался? Да, потому что моя жизнь лучше, чем могла бы быть, если бы я эмигрировал.
Автор письма выше пишет: «Может, человек уже определился, какие дела он хочет делать, и вдруг увидит Ваш список, и засомневается в себе. Но даже если человек получит подтверждение своим планам, сильному человеку это не нужно, а слабый человек сможет сделать немного».
Я рассуждаю - может и засомневается. Ничего тут плохого нет. Подумает еще раз и или утвердится во мнении или изменит свое решение. Я вон как был уверен в эмиграции, а пару слов мне сказали, и мнение переменил, и еще лучше все стало. Так что не так уж и плохо сомневаться. Плохо, когда сомнения жить мешают, так как шагу ступить не можешь – боишься. А сомнения в правильности решения – это нормально, особенно когда решения жизни касаются.
Дальше Автор пишет: «Но даже если человек получит подтверждение своим планам, сильному человеку это не нужно, а слабый человек сможет сделать немного».
Вроде бы разумно, да? Но как-то грустно. Попахивает концлагерем, не кажется Вам? Там да, слабые телом и духом умирали. Но мы ведь не в концлагере живем. У нас мирная жизнь, а поэтому стоит учитывать реалии. Лично мне не приходится каждый день оказываться один на один с врагом и биться до победного. Ну, другая у меня жизнь.
Это я к тому, что не надо философию военного времени переносить в мирную жизнь. Мирная жизнь – она не так однозначна как военная. Поэтому делить в мирной жизни на сильных и слабых неправильно. Даже у самого сильного есть слабые стороны и наоборот. Поэтому наш список дел будет полезен даже с точки зрения «Как можно подумать о своей жизни». Ведь не обязательно брать дела из этого списка. Достаточно идею ухватить – что жизнь – конечна. Время жизни ограничено. И многое мы просто не успеем сделать.
Например, посмотреть мир – а ведь он большой. Чтобы посмотреть 1000 красивейших мест мира, нужно около 27 лет. Это из расчета 3 места в месяц, но это мало реально. Поэтому получится около 35 лет. А ведь есть еще и другие интересности. Поэтому жизни просто и реально не хватает на все, что можно было бы сделать, посмотреть и попробовать.
Вот, например, я для себя примерно предполагаю, что умру где-то в 2060 году. Я буду стараться прожить больше, конечно, но судя по статистике – где-то так. Сейчас 2006 год. Мне осталось 53 года. Много это или мало? Смотря с какой точки зрения смотреть. Мне, например, нравится переезжать из страны в страну и жить там по 2 – 4 месяца. Так я страну понимаю – прочувствоваю, людей и все такое. Сколько стран в мире? Около 160. В год я могу реально пожить в 3-4 странах. То есть, моей оставшейся жизни хватит как раз на все страны. Успеваю? Вроде бы да. Но ведь это не все, что мне хочется сделать.
Я – Писатель. Сейчас пишу публицистику и курсы, позже начну писать художественное. Чтобы написать курс (а это как книгу хорошую написать), у меня уходит около 8 месяцев. Сколько я смогу книг написать за свою жизнь? Около 40. Меня порадует такое количество? Да. Но ведь это не вся жизнь, да? Я, например, еще поставлю шоу на большой сцене и проеду с ним минимум по России, максимум по миру. На это надо около 2-3 лет времени. Но это прикидки из серии «хочется побыстрее». Реально это возьмет 3-6 лет. То есть какие-то страны я уже не посмотрю, так как для шоу надо находиться в одной стране. А еще я хочу кино снимать. А это тоже берет время, и я посмотрю еще меньше стран. И так далее. В итоге окажется, что времени не хватает на все про все. И начинаешь выбирать то, что считаешь для себя наиболее важным. Поэтому список дел – хорошее подспорье в деле «подумать о своей жизни».
Быть как все.
Но на самом деле я считаю, что Автора письма задевает мысль, что если он будет пользоваться этим списком, то будет как все. А это ведь не так. Он же не как все. Он – ОСОБЕННЫЙ.
Но я так не считаю. Все мы «как все» с небольшими отклонениями в ту или иную сторону. Действительно людей «не от мира» сего в истории было считанные единицы. Вы их знаете – Будда, Иисус, Мухаммад и еще несколько человек.
До недавнего времени меня мысль «быть как большинство» не то что бы смущала, а вызывала активное непринятие «Не хочу быть как все. Хочу быть собой». Недавно я понял, что столь категорично отказываться вряд ли стоит. Почему?
Быть как все – это значит иметь жизненные ценности, желания, устремления как у большинства людей. В таком случае быть собой, означает иметь желания, устремления и ценности не такие как у большинства людей. Так получается? Логически так, но я вижу в таком подходе большую проблему. Какую? Подумайте сами.
Пауза.
Пауза.
Пауза.
Если ты имеешь желания, устремления и ценности отличные от большинства, ты оказываешься «за рамками» социума. Ты мало кому интересен, так как нет общности интересов, которая и объединяет людей. Ты можешь быть занимателен, как зверюшка в зоопарке в силу своей непредсказуемой неповторимости, но быть с таким человеком рядом мало кто захочется – ты другой, чужой. Общество тебя или перемелет или вытолкнет. А жить на земле, и быть вне общества не получится. Это путь отшельника. Мне лично это неинтересно.
Однако быть как все тоже не хочется, да? Но тут стоит понять, а что такого плохого в том, чтобы быть как все? Вот, на Ваш взгляд, что здесь неприемлемого?
Пауза.
Пауза.
Пауза.
Протест против «быть как все» возникает потому, что человек видит, как люди зависят от общества. От рекламы, от мнения окружающих, от жизненных благ. Зависимость всегда ограничивает. Если зависимостей очень много, жизнь становится сплошным ограничением и жить в такой жизни тяжело или даже невозможно. Все-таки мы, люди, любим свободу, хотя бы относительную, как ни крути. Сейчас, например, появилась новая зависимость – кредиты. Слезть с этой иглы очень сложно, а сесть легко:-).
Быть как все не хочется, потому что подспудно мы понимаем, что основная проблема «народная» - это разнообразные зависимости, которые культивируются в обществе и это здорово ограничивает. Но ведь зависимость возникает не на пустом месте, не сама собой. Чтобы от чего-то или от кого-то начать зависеть, нужно иметь хорошую подготовку:-).
Другими словами, если человек не видит ценности в крутой машине, он не сядет на иглу кредита, чтобы только эту машину иметь. Но так как ценность крутой тачки очевидна – это навязывается с детства, то на иглу человек сядет и будет сидеть до тех пор, пока кредит не закроет. Почему человек сел на иглу? Потому что у него есть способность воспринимать мысли о ценности той или иной вещи. Когда нечто в его сознании стало очень ценным, он начинает зависеть от этого.
Эту способность – воспринимать навязанные ценности мы получаем по наследству от людей. Сама эта способность получать нечто по наследству не плоха, так как это способность к обучению. Но вот учиться привязываться и становится зависимым вряд ли стоит, однако кто нас спрашивает?
Причиной нежелания «быть как» очень может быть унаследованная от общества способность привязываться к разным объектам – физическим и интеллектуальным (не материальным).
Эта способность – способность привязываться – решает общественно важную социальную задачу – мы оказываемся зависимы от объекта привязанности, а поэтому оказываем ему много внимания, чем помогаем объекту привязанности существовать.
Например, дети привязаны к родителям, поэтому в большинстве случаев заботятся о них до последних дней. В свою очередь дети знают, что о них в старости позаботятся их дети, поэтому не нужно бояться одинокой и несчастной старости. Будет кому кружку воды подать. Эти привязанности решают общественную задачу – заботы о тех, кто уже не может работать. Если бы этого не делали дети, пришлось бы делать обществу. Поэтому для общества выгодна эта привязанность.
Родители привязаны к детям. Это значит, что дети для родителей – объект повышенной ценности. Эта ценность заставляет родителей всю свою жизнь выстраивать вокруг детей от рождения и до определенного возраста. С общества снова снимается еще одна задача – воспитание подрастающего поколения. Для этого есть родители.
Большинство людей привязано к своей стране, через «любовь к родине». Иногда эта любовь принимает совершенно невообразимые очертания «Я люблю свою родину, даже если она меня ненавидит, потому что это моя Родина». В России это можно было наблюдать в 30-х годах прошлого века, когда тысячи и сотни тысяч отправлялись в лагеря, но люди все равно любили свою страну. Парадокс? Сила привязанности.
Моя привязанность к фотографии заставляет меня покупать крутую камеру, а чья-то привязанность к определенному образу жизни заставляет его брать кредит на новую квартиру. Все вокруг – привязанности. Нет ничего, где их нет.
Нежелание быть как все – это нежелание иметь столько привязанностей, сколько имеет большинство. Очень не хочется быть везде должным:-).
Отказываясь быть как все, мы не решаем главную проблему – перестать привязываться и отвязаться от имеющихся привязанностей, а боремся с ее проявлениями, что есть неверный подход.
Верный подход будет – научиться быть свободным от привязанностей, а так же научиться отвязываться. Ну, с этим проблем нет, психология это делать умеет. Например, в курсе «Абсолютный Игрок» есть целый ряд упражнений именно обучающих не привязываться (то есть, оставаться свободным) и отвязываться. Да и на странице с упражнениями на сайте www.sudba.info есть толковая подборка на эту тему.
Итак, что мы имеем? Быть как все – это нормально, если ты свободен от привязанностей, логично? Другими словами, быть как все – это хорошо, только с большей степенью свободы за счет меньшего количества зависимостей. Такое состояние достижимо, если некто научился не привязываться и отвязываться, от того, к чему привязался ранее.
Свободы Вам желаю.
С Любовью,
Ваш Автор - Геннадий Павленко
Instagram: @alexandr__zubarev