Предыдущая часть находится здесь...
Вечно виноватый. Во всем. Всегда. Перед всеми.
Мне стало интересно, откуда могло возникнуть состояние "вины" в человеке. Да, понятно, что его родители научили, но кто и как научил их да и весь род людской? Один из вариантов ответа читайте ниже.
Некоторое время назад (лет сто), ученые озадачились следующим вопросом: "Что будет, если ребенка с детства изолировать от влияния культуры, то есть, общества других людей? Начнет ли он говорить? Будет ли прямоходящим? Сможет ли быть адекватным в обществе?". Их интересовал вопрос, передается ли умение говорить через гены или это навык, приобретаемый через обучение и жизнь с себе подобными ..
Наверное, Вы знаете результат. Примерно десять ребятишек заперли в огромном вольере и оставили так на пять лет. Жестокий эксперимент. Результат - 10 Маугли, передвигающихся на четвереньках и подвывающих, вместо членораздельной речи. Посмотрели на них ученные и пришли к выводу, что без общества никак.
Все, что мы знаем, получено от общества. Мы постоянно обучаемся с самого рождения и до самой смерти, и это обучение идет через культуру, то есть разговоры, картины, книги, фильмы.
Культурология изучает взаимодействие культуры и человека с целью понимания взаимосвязи и прогнозирования возможных вариантов будущего. В свое время культурологов озадачил вопрос: "Почему люди начали рисовать?". В глобальном смысле этот вопрос звучит так: "Почему, зачем, человеческие существа захотели изображать нечто на стенах своих пещер, что явилось первоосновой того мира, в котором мы сейчас живем - мир, где знания о мире передаются через искусство."
Предполагаю, что сама озадаченность культурологов может быть непонятна. Казалось бы, что тут неясно? Это же приятно, красиво и позволяет реализовать себя. Но, это нам приятно и красиво, современным людям. А буквально сто лет назад в крестьянских избах не было никаких украшений, кроме тех, что связаны с различными культами и верованиями. Не наслаждались крестьяне красотой. Не до этого им было. Они работали и самого понятия "Наслаждение красотой" не знали. Ну, радуга. Ну и что? К солнцу, значит. Они не вздыхали так, как мы сейчас, что вот, мол, красота какая. Богатые люди, те да, те понимали искусство и умели ценить прекрасное, а крестьяне нет. Им некогда было.
Вот и осознайте, что 25000 лет назад, в эре палеолита, а именно столько лет назад появились первые наскальные полноцветные и объемные изображения животных, у человека тем более не было времени на любование красотой. Он еще бегал с палкой и привязанным к ней камнем. У человека сознание весь день было занято одним - поиском пропитания, борьбой за выживание и продлением рода. Когда на радугу любоваться?!
Но между тем рисовать человек начал и, что самое интересное, рисовать начал животных, а не людей. Животные изображены очень реалистично, а вот люди, если и встречаются (известно всего три изображения человека на наскальных рисунках той поры), то изображены очень схематично. Буквально "Палка, палка, огуречик, вот и вышел человечек...".
Как, с чего, человек вдруг бросил все и начал рисовать? А надо сказать, что изображения нарисованы в таких местах, куда не всякий здоровый достанет, так что гипотеза о том, что это инвалиды баловались от нечего делать, отпадает:-).
Чтобы ответить на вопрос "Почему появилось искусство и предтечи его, наскальные рисунки?", надо представить, в чем заключалась жизнь древнего человека. Охота - для мужчин. Пещерное хозяйство - для женщин. А теперь вообразите себя древним охотником. От Вас зависит жизнь всей стаи. А Ваша способность продлить жизнь стаи зависит от зверя и Вашего искусства охоты. Зверь для Вас - это неотъемлемая часть жизни, такая же, как искусство для современного человека.
Древний охотник живет охотой. Он все знает о повадках животных, их нраве, о том, как их лучше добыть. Охотясь, он ассоциируется с животным, вживается в него, становясь им, чтобы лучше чувствовать его.
Если Вы попробуете мысленно пожить в теле другого человека, через некоторое время он станет для Вас своим, родным, членом Вашей семьи, другом.
Есть предположение, что это ассоциирование с животными развивает в древнем человеке ассоциативное мышление, что позволяет ему рисовать трехмерный мир на плоской стене, штрихами придавая рисункам трехмерность. Больше никакие животные не могут создавать трехмерных изображений. Только люди.
Возможно, древний человек так же ассоциировал животных с членами своей стаи. Получается, что, убивая животное для пропитания, он убивает члена своей семьи, но и не убивать он тоже не может - это пища.
Видимо из-за этого противоречия - надо убивать и не надо убивать, и возник ритуал поклонения убитым животным. Цель ритуала - попросить прощения за убийство, чтобы животное не обиделось и в другой раз дало себя убить. А для того, чтобы животное не боялось смерти, древний человек совершил поразительное открытие - он придумал, как можно подарить животному вечную жизнь. Он изображает его образ на скале.
Нарисованный образ дает возможность поклоняться "до того, как...", чтобы заранее задобрить животное с целью облегчения охоты. Образу приносят подношения и возникают ритуалы, связанные с обрядом задабривания животных. Так возникали первые верования, которые в дальнейшем превратятся в религии.
Обращаю Ваше внимание на то, что первые изображения, а до них разного рода глиняные и каменные фигурки, служили для поклонения и задабривания, то есть искусство, которое возникло из этих артефактов, возникло на желании задобрить кого-либо. А для того, чтобы появилось желание задобрить, какие чувства должны быть в душе? Страх и вина. Древний человек боялся голода и чувствовал себя виноватым в убийстве животного. Поклоняясь, он избавляется от этих чувств. Средство для избавления - ритуал поклонения, то есть что-то похожее на религиозные ритуалы настоящего.
Одна из причин возникновения древнего искусства - страх, вина и проистекающее из этого желание задобрить, извиниться.
Надо добавить, что это не единственная причина. Если кратко, то человек изображал то, что для него было важным. Звери, как мы уже выяснили, для него были частью жизни. Вот он их и запечатлевал, возможно, таким образом решая еще и задачу обучения потомства, но религиозный мотив в его древней интерпретации, на мой взгляд, был сильнее всего.
Древнее искусство - это в основном сюжеты и образы связанные с божественным, а божественное, как я считаю, постоянно требует от человека извиняться за то, что он вообще живет.
Шли века. Верования росли, изменялись, ширились и углублялись в познании мира и объяснении его, постепенно они превращались в религии. Возникали боги. Исчезали. На смену одним приходили новые. Культура росла, крепла, сильнела, а суть ее оставалась все той же - передать из прошлого в будущее способы, которыми можно было бы задобрить то высшее, от чего зависит жизнь человеческая. Как Вы понимаете, если передается идея, что Вы кому-то обязаны жизнью, то с ней приходит и чувство, с этой идеей связанное. Чувство вины, например, зависимости от высшего, обусловленности судьбы и тому подобных прелестей.
Можно сказать, что задача культуры и искусства, как части его, в том, чтобы научить человека правильному исполнению ритуалов, в том числе связанных и с высшим. Это сейчас в нашей жизни религиозности меньше, а вспомните жизнь лет сто назад?
Если Вы обратите внимание на то искусство и культуру, которая Вас окружает сейчас, Вы, на первый взгляд, и не обнаружите ничего такого религиозного. Может быть, я преувеличиваю? Нет. Я преуменьшаю:-). Изначально явные изображения религиозных атрибутов, за века растворились в окружающем нас пространстве и остались в нем в виде намеков, скрытых для сознания, но легко воспринимаемых подсознанием.
Это такие мелочи, о которых можно и не говорить, но из этих мелочей складывается система обучения тотальному чувству вины. Например, если в кино Вы видите, как человек вопрошающе поднимает глаза к небу, Вы даже не осознаете, что понимаете этот жест как обращение к богу. При этом Вы не ставите под сомнение, что бог есть, когда этот жест видите. Значит, Вы допускаете, что он есть и к нему можно обращаться. Это допущение в дальнейшем становится частью Ваших внутренних верований о мире и влияет на Ваши решения и действия.
Когда в кино, опять же, говорят "Бог тебе этого не простит...", Вы автоматом "проглатываете" идею о том, что Бог опять же есть. Он может прощать и не прощать и следующие отсюда выводы - тебе надо быть хорошим, чтобы он тебя простил. Вы не осознаете этих действий в подсознании, но они протекают постоянно.
Когда Вы видите любое культовое сооружение, будь то христианский храм или буддийский монастырь, Вы еще раз получаете напоминание о том, что бог существует, так как есть место, где можно ему помолиться.
Я могу бесконечно приводить примеры, чтобы донести идею о том, что вся наша культура пронизана неявными мотивами поклонения высшему, которое не очень-то благосклонно к нам относится. Это тотальное зомбирование, и оно действует на нас постоянно.
Все допущения и предположения о высшем, которые несут в себе объекты и действия, связанные с верой, можно назвать архетипами коллективного бессознательного, то есть такие мысли, которые лежат в основе всех психических процессов. Наших. Твоих, Дорогой Читатель.
Эти "мысли", взаимодействуя с объектами или действиями, которые "нагружены" религиозным смыслом, например, запускают в тебе те или иные душевные состояния, что и влияет на твое мышление и общую стратегию жизни. Не очень понятно?
Когда ты видишь церковь, даже если ты прожженный атеист, глубоко в душе твоей шевелится идея божественного, и соответствующие чувства появляются. Вина, например.
Мне кажется, что события, происшедшие с человеком из Назарета, которого звали Иисус, - это следствие воздействия на его не очень здоровые мозги древнейших архетипов коллективного бессознательного. Как картины древних людей вбирали в себя коллективное чувство вины за убийство, так и Иисус проявил в себе общее для всех чувство вины за свое существование здесь, на земле, которым мы обязаны всем, кого ради этого убили.
Каким-то образом Иисус уверовал в то, что он ответственен за все происходящее на земле зло, и в душе его возникло желание получить искупление не только для себя, но и для людей вокруг. Это желание привело его на Голгофу.
После смерти он перешел в разряд богов просто в силу сложившийся традиции - убитых животных обожествляют. Иисус своими проповедями затронул какие-то струнки в душах людских и все, что неосознанно передавалось из поколения в поколение через века и тысячелетия "выстрелило" таким символическим актом прощения себя за грехи. Кстати, Иисуса тоже на стенах рисуют. Правда ведь, напоминает наскальную живопись?
То, о чем я рассказываю, - очень тонкие и глубинные пласты нашей общей психологии. Это свойственно всем людям без исключения. Если Вы захотите, Вы вспомните первый раз, когда Вы узнали, что ради Вашей жизни кто-то умер. Кто-то Вам рассказал об Иисусе. Это и был момент обучения Вас чувствовать себя виноватым. С течением жизни чувство вины накапливается, и вот уже человек виноват тотально, во всем. Он достиг предела, за которым уже не может жить с этой виной. Ему требуется ритуальное искупление, очищение. Он хочет смерти, но это грех.
Однако то, что нельзя сделать прямо, можно сделать символично. Как символично обыграть свою смерть? Ну, как вариант, сломать что-то в своей жизни, чтобы физически себя не калечить. Вот люди и ломают. Кто семью. Кто бизнес-карьеру. Кто духовное развитие.
Каждая ошибка человеческая - это плата за искупление грехов.
Можно сказать, что если бы культура не научила человека чувствовать себя виноватым, то причин для неудач человеческих было бы гораздо меньше. Что бы у нас осталось для неудачи? Ну, невнимательность. Это поправимо. Тренировочка и все. Ну, неосознанность. Опять же, учимся медитации, и появляется осознанность. Но что делать с чувством вины? Ведь про это даже и не говорит никто, а то, о чем не говорят, как бы и существует.
То есть чувство вины есть, наш долг Иисусу есть, но мы о нем не знаем, поэтому он недосягаем для нашего сознания и находится где? Под сознанием. В подсознании.
Итак одна из сильнейших причин, на мой взгляд, заставляющая человека своими руками совершать тупые ошибки, - привитое культурой чувство вины за то, что человек вообще живет!
Если обобщить, то можно сказать что все общение между людьми, а ведь культура - это и есть общение, то есть взаимодействие между тем, кто говорит (показывает, играет) и тем, кто смотрит (слушает, чувствует), так вот, все общение построено на основе вины вся и всех. Самый удачный и мощно действующий рычаг воспитания - чувство вины.
Попробуйте в течение дня отследить, сколько раз вина возникает в Вашей душе, и как часто Вы вызываете это чувство у своего собеседника, и Вы поразитесь (по крайней мере, меня это очень впечатлило), тому, что буквально каждые несколько минут вина появляется по тому или иному поводу. Нельзя сказать, что я чувствую себя виноватым всегда, но, очень часто, что перерастает в какой-то фон тотальной вины во всем.
Я понимаю, что у Вас возникает вопрос: "И что же с этим делать?". Отвечаю. Статья, которую Вы читаете - это один из способов избавится от влияния культуры через понимание того, как это происходит. Тут Вам понадобится осознанность, то есть умение замечать, что у Вас в "мозгах" делается и управлять этими процессами. Понятно, что этого недостаточно, поэтому в основном курсе " Вспомнить все... " я уделил избавлению от чувства вины много времени. Неявная цель примерно пяти больших и мощных упражнений - именно избавление от чувства вины, о чем Участники и пишут. Почитайте об этом здесь...
И пришла пора письма главной Героини нашего разговора, Наташи.
Гена, добрый вечер.
Во-первых, извините за сопли. День был, какой-то, для меня лично неблагоприятный, вот я и разнюнилась. Во-вторых, спасибо за промывку мозгов (прочитала последнюю рассылку с ответом на мое письмо. Эта статья здесь... ).
Как-то так получилось, что мне достаточно было просто вам написать и меня, что называется, торкнуло, буквально на следующее утро. Теоретически я все это знала: что жить только ради детей - это утопия, что нужно быть счастливой, чтобы дети были счастливы, ну и все такое прочее. Но, вот не хватало мне чего-то для того, чтобы сдвинуться с места.
Короче, ринулась я с головой в учебу. Нашла студию дизайна в Академии искусств (как раз тот уровень, который мне подходит), еще, попутно, записалась на курс "Психология взаимоотношений и любви", то, что для меня сейчас важнее всего (взаимоотношения с собой любимой) и планирую, в течение месяца, начать изучать компьютерную графику. Короче, настроение рабочее.
Что касается детей - а и не буду я их спихивать ни на какую воспитательницу. Знаете, Геннадий, дети здорово способствуют уменьшению моего эгоизма. Я пораскинула хорошенько тем, что есть в наличии в голове и решила, что ситуация эта, она ведь мне на благо, на самом-то деле. Дети, помимо всего прочего, еще и хороший тренажер для увеличения, скажем образно, мышечной массы. Этакие гантели, да еще и любимые. А самостоятельность им, думаю, не повредит.
Относительно моей тоски осенней, я понимаю, что все несколько глубже. Это не совсем страсть к перемене места, это тоска по моему настоящему дому, по тому месту (или состоянию) откуда я пришла. Тут уж ничего не поделаешь, у каждой командировки свои сроки, это дело времени.
Ну вот, спасибо огромное за помощь, кажется со всем разобралась.
Наташа.
Я сначала хотел опубликовать это письмо без комментариев. В принципе все понятно. Да? Но внимание мое зацепилось за фразу "это тоска по моему настоящему дому, по тому месту (или состоянию) откуда я пришла" и размышления возникли следующие.
Первая возможность. Мистическая.
Возможно, слова Натальи о "настоящем доме" - это метафора, иносказание о почти нереальном чувстве, когда каким-то затаенным уголком души знаешь, а может быть, просто веришь детской верой, в то, что ты не просто травинка на лугу жизни, которую может затоптать пробегающее стадо... антилоп, например. Кто ты? Волшебное, могучее существо из тепла и света, которое нигде и никогда захотело пожить здесь и сейчас в теле Наташи, Гены, Маши, Сережи, Mike, Albini и т.д. и т.п...
Если эта детская вера (детская ли? Да вера ли это? А может быть, какое-то тайное знание о том, кто мы есть на самом деле?) оживает в человеке, то он по-хозяйски разглядывает свое тело и свою жизнь и, если увиденное его не устраивает, он просто берет все и меняет. Делов-то!
Вторая возможность. Прагматическая.
Так же, возможно, что размышления Наташи вызваны вполне "земными" причинами. Если жизнь наша ухудшается с каждым годом, становится все беднее, скучнее и тягомотнее, то прошлое предстает перед внутренним взором этаким Изумрудным Городом, и каждый мало-мальски интересный человек из прошлого выглядит ну по крайней мере уж Гудвином Великолепным.
Когда человек разрешает себе осознать, что его жизнь с каждым годом ухудшается, уже не получается смириться с происходящим. Можно, конечно, но это куда как тяжелее, чем просто взять, встать с дивана и начать жизнь улучшать. Может быть, не так быстро, как в сказках это дело делается, но... вода камень точит и Ваши каждодневные действия по работе с собой (по методикам Школы Управления Судьбой или любым другим, но действующим), в конце концов, результат обеспечат. Какой? Щастье!!! И много!!!:-)
Итак, Дорогой Друг, выбирай, какой вариант ближе тебе любимому и начинай действовать. Ведь даже существо из тепла и света преобразует мир вокруг себя не "силой мысли" лежа на диване, а силой рук своих, куда мысль, конечно, вложена. А если это мистическое существо действует, а не лежит, то нам сам бог велел, как говорится...
Щастья тебе много-много,
Твой Геннадий Павленко с Любовью.
Instagram: @alexandr__zubarev