Главная
Блоги
  Войти
Регистрация
 
Главная> Отношения с собой>Творческая стратегия. Как придумывать идеи и себя при этом не критиковать.

Творческая стратегия. Как придумывать идеи и себя при этом не критиковать.


Instagram: @alexandr__zubarev
Творческая стратегия. Как придумывать идеи и себя при этом не критиковать.

Здравствуйте, Геннадий!

Мне часто представляются красивые сюжеты картин, которые я бы могла нарисовать, красивые оригинальные вещи - которые я бы могла сшить, связать, сделать, но как только я сажусь за стол перед чистым листом бумаги - как все исчезает, начисто забывается. Водя карандашом по листу пытаюсь воспроизвести свои мутные воспоминания... и ни как! Наверно надо сразу - как только, что представиться - перенести это на бумагу - стараясь передать цвет, расположение не вдаваясь в детали, а потом уже доводить "до совершенства". Но как будто висит передо мной "указка" - делать нужно сразу - точно, четко и совершенно. Что-то не позволяет мне отклониться от " стандартов". Что это? Как это называется? Как от этого освободиться?

Елена

Ответ Геннадия Павленко.

Елена пишет о том, что ее творческая стратегия работает так, что творчества не получается.

Первое, что отмечу: "Водя карандашом по листу пытаюсь воспроизвести свои мутные воспоминания...". Эта строчка очень ТОЧНО описывает, что происходит в мышлении Елены. Она видит "смутные картины" и, конечно, ничего не может нарисовать. Ведь картины "смутные", то есть, размазанные, не резкие, не четкие.

Речь идет о внутренних образах. Чтобы не пересказывать то, что я уже хорошо описал, отправляю Вас к статье "Язык Мозга". Прочитайте ее, а после вернитесь обратно. Упражнения из статьи делать не нужно.

То, что Вам нужно сделать, это мысленным усилием настроить свои внутренние картины. Подкрутите ручку резкости, четкости и контрастности. Представьте, что эта ручка где-то есть и отрегулируйте свои картины. Если ручка не находится, просто мысленным усилием сделайте их более четкими и т.д. Это легко и это работает. После такой "правки" будет очень четко и ясно видно что на внутренних картинах.

Второе, Елена упоминает, что "указка", которая висит перед ней, требует делать все сразу и начисто. Давайте назовем эту указку "Внутренний критик". А ту часть, которая все придумывает "Творческая часть". А еще одну часть, которая берет придуманное, и начинает думать "как" это сделать, как это реализовать, пускай будет частью под названием "Реалист".

Так вот, суть, в принципе, достаточно проста. Объясню в двух словах: нужно не смешивать разные типы мышления, когда занимаешься творчеством. Ведь части, нами обозначенные - это разные типы мышления: критическое, творческое и реалистичное.

Когда мы что-то придумываем - это творческое мышление. Тут нельзя пытаться сразу же критиковать и думать "как это сделать". Творчество - это всегда (или почти всегда) за гранью реальности. Пускай творческая часть придумывает что хочет. Запоминайте это или записывайте. Потом будете критиковать и думать, как это воплотить в жизнь. ПОТОМ! А сейчас, чистое творчество.

Если в момент творчества Ваши внутренние критики и реалисты не оставляют Вас в покое, значит, Вам нужно найти такую ПОЗУ, такое ПОЛОЖЕНИЕ ТЕЛА, в котором они не будут Вам мешать. Тут идея так же проста - наше тело откликается на наши мысли. Творческому состоянию соответствует поза "мечтателя". Когда Вы подперли голову рукой, глаза в потолок закатили и мечтаете себе, и балдеете от этого всего. Вот такую позу и займите. Поза помогает мышлению оставаться в творческом русле и не переключаться на критику.

После того, как Вы идей нагенерировали, критиковать их все еще рано! Критиковать можно что? Только то, что Вы хотите реализовать. А в творческих идеях что реализовывать? Да нечего пока! Это же чистой воды утопия или фантазия, если хотите.

Новые творческие идеи сначала должны пройти проверку вопросом "Как мне нужно изменить эту идею, чтобы ее можно было реализовать?". Вот этим и займитесь. Начните рассматривать свою идею с разных сторон и думать, как ее воплотить в жизнь.

Критика на этом этапе так же ЗАПРЕЩЕНА! Знаете почему? Потому что для всего свое время. Время критики еще не пришло.

И еще, найдите такое положение тела, чтобы Вам было удобно думать в деловом стиле, и чтобы критик в голове не включался.

А после того, как Вы надумали несколько вариантов, как придуманное можно реализовать, можно переходить и к критике, но не к оголтелой критике, а к позитивной. Это значит, что Вы осознанно критикуете, и помогаете Вашему внутреннему критику не убивать творческие идеи, а улучшать их. Главная идея здесь «Я считаю, что нужно это и это ИЗМЕНИТЬ, потому что…».

Для критического мышления так же поищите удобное положение тела.

Вот, пожалуй, и все. То, что описано выше - это стратегия мышления. В этой стратегии есть шаги - последовательность мыслительных операций. Последовательность такова:

Шаг 1. Придумываем идеи. На этом этапе НЕ критикуем, и не думаем, как их реализовать. Только придумываем.

Шаг 2. Мыслим по деловому. Отвечаем на вопрос "Как их реализовать". Если нужно, можно обращаться к творческой части. НО критиковать здесь ЗАПРЕЩЕНО.

Шаг 3. Позитивная критика. Позитивная, значит без цели унизить творческую часть или реалиста. Цель критики - показать им (частям) что надо улучшить и объяснить, почему это надо улучшить.

Шаг 4. Если нужно, опять входим в творческое состояние, то есть, занимаем такое положение тела, когда мечтать легко и мечтаем. И дальше те же шаги.

Вот и все, в принципе. Ну, и для полного "освещения" вопроса, небольшой кусочек из книги Роберта Дилтса "Стратегии Гениев". Все то, что я рассказал выше, написано ниже, только другим языком.

Стратегия Уолта Диснея.

Способность Уолта Диснея сочетать творческую активность с успешной стратегией бизнеса позволила ему создать империю в области развлечений, которая существует десятилетия и после его смерти. Дисней воплощает в себе способность создавать успешно функционирующую творческую организацию, а также умение претворять плоды своего воображения в реальные образы. Его способ выражения (анимационное кино) характеризует основополагающий процесс всякого творческого гения: способность воплощать нечто, существующее только в воображении, в физическую форму, которая непосредственно и положительно влияет на жизнь других людей.

Ключевой элемент стратегии Диснея прокомментировал один из его мультипликаторов: "В действительности существует три разных Диснея - мечтатель, реалист и вредитель. И никто не знал, какого из них может встретить". Это воспоминание - не только штрих к портрету самого Диснея, оно проливает свет на процесс его творчества и принятия решений. Творчество как синтетический процесс включает в себя все три эти позиции - Мечтателя, Реалиста и Критика.

Без Реалиста Мечтатель не сможет воплотить свои идеи в реальность. Критик и Мечтатель без Реалиста будут находиться в постоянном конфликте. Мечтатель и Реалист могут что-то создавать, однако в отсутствии Критика они не сумеют добиться высоких результатов. Критик помогает им анализировать и повышать качество творческого процесса.

Эффективное решение задач представляет собой синтез различных процессов творчества. Мечтатель необходим для творческого процесса. Он продуцирует идеи и задачи. Реалист воплощает эти идеи в реальные дела. Критик выполняет роль фильтра этих идей и помогает избежать возможных проблем.

Обзор творческой стратегии Диснея.

Сравнительное описание сотрудничества "Мечтателя", "Реалиста" и "Критика" дает сам Дисней.

"Автор сценария должен ясно видеть в своем воображении, как представить каждый отдельный фрагмент своей истории. Он должен чувствоватькаждое выражение и каждую реакцию. Он должен отойти от своего сценария на большое расстояние, чтобы обратить на него повторный взгляд... и увидеть, нет ли в нем каких либо пробелов, увидеть, могут ли герои быть интересными и симпатичными зрителям. Он также должен попробовать увидеть, чем занимаются его персонажи, и может ли это быть интересным само по себе."

Первая часть этого описания фокусирует внимание на взаимодействии между Мечтателем и Реалистом. Очевидно, что "повторный взгляд" - это миссия "Вредителя", или Критика.

Это заявление определяет три различные позиции:

1. "Мечтатель" - видение всего сценария: "Сценарист должен ясно видеть в своем воображении, как будет выглядеть каждый отрывок в его сценарии".

2. "Реалист" - чувства и действия, первая позиция, вовлеченность, движение: "Он должен чувствовать каждое выражение и реакцию".

3. "Критик" - вторая позиция, отстраненность: "Он должен отойти от своего сценария на достаточно большое расстояние, чтобы обратить на него "повторный взгляд".

а) Весь сценарий: "увидеть, нет ли в нем пробелов".

б) Отдельные персонажи: "увидеть, могут ли герои быть интересными и симпатичными зрителям".

в) Отдельные персонажи, независимо от фильма: "увидеть, может ли это быть интересным само по себе".

"Повторный взгляд" в понимании Диснея дает возможность получить так называемое "двойное описание" события. Это "двойное описание" дает нам важную информацию, которая могла бы уйти из поля зрения. Подобно тому, как два глаза дают нам возможность видеть объемное изображение предметов, "двойное описание" Диснея позволяло его произведениям получить дополнительный объем.

"Повторный взгляд" представляет особый интерес для НЛП, так как предполагает "достаточную отстраненность". Если бы он был слишком близким, то находился бы под большим влиянием других позиций восприятия, а также мог бы и сам оказать на них слишком большое влияние. Если Критик слишком тесно соприкасается с Мечтателем, он может ограничивать его воображение.

Очевидно, что основные свойства дарования Диснея заключались в его способности соединять воедино все позиции восприятия. Его Мечтатель работает в русле визуальных образов (в). Мечтатель фокусирует внимание на "общей картине", для его позиции нет ничего невозможного. Диснеевский процесс творчества фокусируется на визуальном воображении, а также переплетении и синтезе всех чувств.

Диснеевский процесс "воплощения" фантазий дает жизнь выдуманным им образам с помощью "раскадровки" фантазии на отдельные части. Реалист действует таким образом, "как если бы" фантазия была реальностью, и фокусируется на разработке действий по реализации фантазии.

Оценка Критика заключается в отдалении от проекта или идеи и в его "повторном взгляде" с позиции зрителя. Критик ищет способа избежать проблем и обеспечить высокое качество. Применяя различные логические уровни и оценки, он старается определить, насколько план или идея устойчивы к воздействию "непредвиденных" факторов.

Дисней использовал свою стратегию для того, чтобы создавать анимационное кино, но ее основные элементы могут быть использованы практически в любой ситуации, где есть место планированию и принятию решений. Баланс между тремя основными позициями - "Мечтателя", "Реалиста" и "Вредителя" ("Критика") - это без всякого сомнения главная стратегия всех гениев.

Творческая стратегия. Как мыслить творчески.

Примечание от Геннадия Павленко.

Да, не хотел я ничего дописывать, но не могу удержаться. Надо сделать текст ниже понятнее.

1. Находясь в метапозиции, найдите три различных положения в пространстве и обозначьте их как "Мечтатель" (1), "Реалист" (2) и "Критик" (3).

От Г.П. Это значит, что реально встаньте посреди комнаты и назначьте три места, где Вы будете думать разными способами - мечтатель, реалист и критик. Мечтатель может возлежать в мягком кресле, реалист сидеть за рабочим столом, критик жестко топать по комнате, например.

2. Проставьте якорь на каждый из выбранных пунктов.

а) Подумайте о времени, когда вы были способны фантазировать и придумывать новые идеи без каких-либо ограничений. Встаньте в пункт (1) и проживите этот опыт снова.

б) Подумайте о времени, когда вы были способны думать о чем-то очень реалистично и смогли разработать эффективный план по осуществлению какой-либо идеи. Встаньте в пункт (2) и переживите этот опыт опять.

в) Подумайте о времени, когда вы могли высказать полезную критику, выразить конструктивное критическое мнение и найти проблемы. Убедитесь в том, что этот пункт находится на достаточном расстоянии от других и не влияет не них. Встаньте в пункт (3) и прочувствуйте этот опыт.

От Г.П. Не пугайтесь. "Поставить якорь", значит занять назначенные Вами места по очереди и в каждом из мест посидеть и подумать в той или иной роли. На месте "Критика" покритикуйте что-нибудь. На месте "Реалиста" подумайте о чем-нибудь, что надо реально осуществить. На месте "Критика" покритикуйте.

Когда Вы в том или ином месте подумаете тем или иным образом, это место станет для Вас "волшебным местом". Когда Вы его в следующий раз займете, тело и мышление само вспомнит, как надо тут думать.

3. Определите результат, который вы хотите получить, и встаньте в позицию Мечтателя. Зрительно представьте себя, достигающего эту цель, как если бы вы были героем фильма. Позвольте своей фантазии развиваться в свободной, ничем не ограниченной манере.

От Г.П. Займите место "Мечатель" и пофантазируйте, творчески помыслите, используя самые разные идеи о том, над чем Вы сейчас трудитесь. Любые творческие идеи, даже самые смелые:-) не отвергайте, а записывайте или просто запоминайте.

Помните, в месте "Мечтатель" никакой критики!

4. Встаньте в пункт "Реалист" и мысленно перевоплотитесь в эту фантазию, поставив себя на место всех персонажей. Далее посмотрите на процесс как на "раскадровку" (то есть последовательность образов).

От Г.П. Займите место "Реалист" и подумайте, как реально Вы могли бы воплотить придуманное в жизнь.

5. Встаньте в пункт "Критик" и найдите то, что было упущено или необходимо. А затем превратите свою критику в вопросы, обращенные к Мечтателю.

От Г.П. Здесь все понятно - критика, но конструктивная. В стиле "Что надо улучшить" и "Что надо отложить".

6. Снова вернитесь в позицию Мечтателя, чтобы найти творческое решение, варианты и дополнения и ответы на вопросы Критика.

7. После того как вы повторите весь этот цикл несколько раз, начните думать о чем-нибудь другом, приятном, при этом продолжайте работать в позициях Мечтателя, Реалиста и Критика.

8. Продолжайте цикл, проходя через шаги 4, 5 и 6, до тех пор пока ваш план не будет соответствовать каждой позиции.

Вот, в принципе, и все. Будет замечательно, если Вы в форме ниже запишите свои результаты или зададите уточняющие вопросы. Так этот материал будет полнее.

Ваш Автор - Геннадий Павленко.


Instagram: @alexandr__zubarev



Творческая стратегия. Как придумывать идеи и себя при этом не критиковать.
добавлено : 15.01.2007
обращений к странице: 15915
автор: #www.gennadij.pavlenko.name
загрузка...
Ваше мнение о статье
Ваше имяЕmail 
Сообщение


PSYLIVE - Психология жизни 2001 — 2017 © Все права защищены.
Воспроизведение, распространение в интернете и иное использование информации опубликованной в сети PSYLIVE допускается только с указанием гиперссылки (hyperlink) на PSYLIVE.RU.
Использование материалов в не сетевых СМИ (бумажные издания, радио, тв), только по письменному разрешению редакции.
Связь с редакцией | Реклама на проекте | Программирование сайта | RSS экспорт
ONLINE: Техническая поддержка и реклама: ICQ 363302 Техническая поддержка 363302 , SKYPE: exteramedia, email: psyliveru@yandex.ru, VK: psylive_ru .
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика