Главная
Блоги
  Войти
Регистрация
 
Главная> Страница лидера. Уверенность и цель>Умные цели умных людей

Умные цели умных людей


Instagram: @alexandr__zubarev
Умные цели умных людей

Как я обещал совсем недавно, рассказываю про SMART-цели. Наверняка многие знают, что английское слово «smart» переводится, как «умный». Также это аббревиатура от слов «Specific», «Measurable», «Achievable», «Relevant» и «Timed». Именно такими должны быть цели, которые мы вправе будем назвать умными. Давайте познакомимся с критериями подробнее.

Конкретные (Specific)

Ни для кого не секрет, что цель «освежиться» скорее всего никогда не будет достигнута, так как она слишком абстрактна и не совсем понятно, что за ней стоит. А вот цель «принять душ сразу по приходу домой» гораздо более часто исполняется. Мало того, наш мозг сам по себе желание «освежиться» превращает в проект «принять душ» почти без нашего участия. К сожалению, более сложные цели, такие, как «бабок нарубить» или «посидеть культурно», приходится дорабатывать самостоятельно. Помните историю с Машей? Чем бы она кончилась, если бы стояла цель «развлечься»? Скорее всего ничем интересным.

Измеримые (Measurable)

Помните анекдот про дрезину и Таллин? Это тот, в котором фраза «Скажите, до Таллина далеко?». Можете ли вы назвать точное расстояние до Таллина, на котором очутился главный герой анекдота к моменту его (анекдота, разумеется) окончания? Почему-то думаю, что нет. Во всяком случае, без уточняющих вопросов. Точно также и цель «стать счастливым» не может быть причислена к «умным», так как не отвечает критерию измеримости. Ну вот что такое «счастье»? Один мой хороший знакомый счастье для себя характеризует примерно как «денег столько, чтобы всегда оставалось». А есть у меня друг, который точно знает, что на данном этапе развития бытия ему для счастья надо 300 тысяч рублей на счету и зарплату в 5 кило-долларов. Тест на измеримость цели есть очень простой: если вы можете рассказать, как объективно измерить (в каких единицах, чем и т.д.) состояние, чтобы констатировать достижение цели, то она измерима. Как вы думаете, цель вылечиться измерима? Утверждаю, что в большинстве случаев, да. Например, вылечиться это значит избавиться от боли в горе (не забываем про бинарные состояния, это тоже измерение), привести температуру на градуснике к отметке 36,6 и перестать кашлять. Кстати, есть мнение, что цель отличается от мечты тем, что её можно измерить.

Достижимые (Achievable)

Предлагаю вам мега-цель: стать Императором Марса к 1 января 2010 года. Конкретно? Да. Измеримо? Не то слово. Достижимо? Вряд ли. Недостижимые цели способны только расстроить человека. Ведь он будет знать, что цель недосягаема. Ну и зачем тогда к ней стремиться? Но, осторожно! Важно не путать недостижимые цели со сложно достижимыми. Например, цель «заработать 1000000 долларов за год» может казаться недостижимой, однако на деле это может быть попросту одна хорошая сделка, которую провели за неделю. Ну, например, валенки в Никарагуа танкерами забросить.

Насущные (Relevant)

Среди разработчиков Shareware-программ (это такой сорт программ, которые можно попробовать перед покупкой) бытует мнение, что совершенно бессмысленно браться за разработку программы, которую не будешь использовать сам. Попросту ты не будешь её развивать и она загнётся, так и не дойдя до массового пользователя. Ну или ты будешь делать не то, что надо пользователям и они прекратят покупать твою программу. Тоже самое с насущными целями. Если у тебя дома 32 батона хлеба и у тебя стоит цель «покупать батон хлеба вечером после каждой работы», то вряд ли ты будешь это делать. Во всяком случае, в один прекрасный вечер тебе вдруг скажет внутренний голос: «акстись, у тебя дома уже хлебный склад, лучше купи пива, это жидкий хлеб». И ты перестанешь следовать хлебной цели, а поедешь за пивом. Точно также и с другими целями. Вряд ли владелец Тойоты будет выполнять цель «купить себе новую Таврию». Скорее всего он на неё забьёт. Ну, если только за эту Таврию ему не обещал сделать сосед-сантехник новый скоростной пиво-провод класса «магазин-дом».

Привязанные ко времени (Timed)

Люди всё делают в последнюю минуту. Если вспомнить знаменитое мифическое правило 80–20, то можно утверждать, что 80% времени, отведённого на проект люди бакланят и делают всё в последние 20. Это раз. В науке построения интерфейсов существует так называемый «закон Фиттса», который гласит, что кнопка, вплотную упирающаяся в какой-либо край экрана становится по этой стороне бесконечной. То есть, чтобы нажать такую кнопку вам не надо позиционировать курсор точно в каком-либо участке экрана, а достаточно просто зафигачить его на сколь угодно большое расстояние по бесконечной плоскости. Если вы этого не поняли, не мучайтесь, это не имеет почти никакого отношения к делу. Если собрать два абзаца, которые выше, вместе, смешать и осмыслить, то становится понятно, что бессрочная цель достигнута не будет никогда. Именно поэтому каждая цель должна быть с чётко установленными временными границами. К счастью, это довольно легко исправляется, достаточно только ответить на вопрос «когда» применительно к какой-либо бессрочной цели, как тайное становится явным и все ваши подсознательные реакции вылезают наружу… извините, это из другой оперы. Нас же интересует просто эффект: добавлением к любой цели фразы «к нн дню мм месяца хх года» мы делаем цель привязанной ко времени.

Практика

Многие могут спросить: «как это это применить на практике?» Отвечаю: «очень просто!» Когда вы ставите перед собой какую-либо цель, то посмотрите на неё через призму вышеописанных пяти критериев. Если хоть один критерий цель не проходит, то её надо, либо менять, либо выкидывать и не тратить время по пустякам.

Программирование успеха

Теперь перейдём к тому, зачем затевался весь этот рассказ про «умные» цели: а именно к методу программирования себя на успех, который предлагает знаменитый психолог и бизнес-тренер Игорь Вагин в бестселлере «Выиграй у судьбы в рулетку», которая на момент написания этой статьи готовится к публикации на его веб-сайте (http://www.igor-vagin.ru) и пока есть только в «бумажном» варианте.

  1. Составьте полный список желаний и стремлений. Не скупитесь. Самый полный список самых смелых желаний.
  2. Проставьте около каждого из пунктов списка срок в годах, за который вы считаете может осуществиться это желание.
  3. Выберите четыре цели, которые вы можете достичь быстрее всего. Запишите, почему вы считаете эти цели достижимыми быстрее других.
  4. Проверьте, задеваются ли чьи-то интересы и на самом ли деле вам нужно достичь именно этих целей. Если вы хотите купить машину, чтобы получить уважение от соседей, может быть нужно работать над уважением соседей, а не над покупкой автомобиля?
  5. Перечислите средства, которые ведут к этим целям, такие как время, материальные ресурсы и т.д. Старайтесь сделать достаточно подробный список.
  6. Приведите три примера, связанных с удачным использованием перечисленных на предыдущем шаге средств.
  7. Напишите, удастся ли вам достичь своих целей с вашим характером. Может быть надо поработать над дисциплиной или поменять ещё что-то в себе?
  8. Запишите, какие препятствия преграждают путь к реализации целей (от вашего характера до внешних обстоятельств).
  9. Составьте перспективный план достижения целей.

Если вы успешно справились с целями на год, то переходите к целям на 3 года, потом на 5 и 10 лет и так далее. А чтобы успешно выполнить многие пункты этого метода вам как раз и поможет стратегия отделения зёрен от плевел под названием «SMART». От себя добавлю, что этот процесс хоть и кажется поначалу сложным, но является на самом деле довольно лёгким и увлекательным, поэтому не забудьте поставить будильник, если вы принимаетесь за составление списка ночью и вам не стоит просыпать свою работу.


© Григорий Ситнин, 2006.
© Баблог, 2006.


Instagram: @alexandr__zubarev



Умные цели умных людей
добавлено : 17.10.2006
обращений к странице: 15961
автор: www.bablog.ru
загрузка...
Ваше мнение о статье
Ваше имяЕmail 
Сообщение


PSYLIVE - Психология жизни 2001 — 2017 © Все права защищены.
Воспроизведение, распространение в интернете и иное использование информации опубликованной в сети PSYLIVE допускается только с указанием гиперссылки (hyperlink) на PSYLIVE.RU.
Использование материалов в не сетевых СМИ (бумажные издания, радио, тв), только по письменному разрешению редакции.
Связь с редакцией | Реклама на проекте | Программирование сайта | RSS экспорт
ONLINE: Техническая поддержка и реклама: ICQ 363302 Техническая поддержка 363302 , SKYPE: exteramedia, email: psyliveru@yandex.ru, VK: psylive_ru .
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика