Для начала разберёмся с самим понятием "принцип".
Принцип в нужном нам смысле это осознаваемая и внутренне принимаемая человеком установка действовать тем или иным образом в определенных условиях. При этом принцип отличается от стереотипа тем, что является более предметом духовного плана, последний же является лишь устоявшимся способом поведения и восприятия действительности, относящимся большей частью к неосознаваемым процессам.
Принципы составляют личную мораль человека, которая, изначально основываясь на общественной морали, в итоге может значительно от нее отличаться. Соответственно и сами принципы человека могут иметь как весьма индивидуальный характер, так и являться "общественным достоянием" (например религиозные "заповеди", "кодексы" каких либо профессиональных обществ или этнических групп и т.д.).
Человек не задумывается над собственными принципами без серьезной на то причины потому, что в повседневной жизни редко возникают ситуации в которых принцип, требующий его поступить определенным образом, вступает в конфликт с неким фактором, подталкивающим к принятию прямо противоположного решения. Этими факторами могут выступать, например, законодательные нормы, материальные интересы, общественное мнение или даже требования здравого смысла, при том условии, что они подталкивают человека к поступку, идущему в разрез с каким-либо его принципом.
Именно при подобном стечении обстоятельств перед человеком встает необходимость в полной мере осознать свой принцип, убеждение, и, в зависимости от его прочности, человек будет его использовать в качестве критерия принятия решения вне зависимости от прочих факторов. При недостаточной крепости принципов, человек поступается ими и идет на поводу у требований обстоятельств. Однако это не означает, что на самом деле этого принципа, как такового, у человека не существовало или он (принцип) ошибочно считался таковым. Любые принципы практически никогда в своей сути не учитывают обстоятельств и, следовательно, всегда можно найти ситуацию, в которой следование принципам будет настолько абсурдным, жестоким, нелепым, разрушительным или трудным, что человек даже самих твердых убеждений и положительной морали поведет себя вопреки им. Бывают, конечно, люди, чья приверженность своим убеждениям носит патологический характер и ничем непоколебима (обычно это явление имеет религиозный характер). Конечно, правильней было бы считать принципы таковыми именно у этих людей, однако они - лишь исключение.
Вопрос же здесь состоит в том, когда типичный критерий принятия решения может считаться принципом? Т.е. какую силу конфликтующих с ним факторов должен он "выдерживать" для того чтобы быть отнесенным именно к принципам человека?
Казалось бы ситуации проверки принципов на "прочность" должны возникать весьма часто, учитывая индивидуально-субъективный характер принципов и, чаще всего, общественно-объективный - конфликтующих с ними факторов. Однако происходит все как раз наоборот - человек действительно задумывается над принципами весьма редко, "когда заставят". Дело в том, что, как уже говорилось выше, любые принципы, их основа, перенимается человеком непосредственно из среды в процессе социализации и личного развития, и лишь затем, пройдя через сознание человека, став осознанными, осмысленными и сознательно принятыми, они становятся частью его личности, его убеждений - его настоящими принципами.
Здесь следует подчеркнуть, что "принципы" именно вторичный продукт средового влияния. Они всегда основываются на уже сформированных (в обществе, группе) и объективно существующих (формально или неформально) нормах поведения и стереотипах. Например, в обществе, где законодательно запрещен или просто порицается отказ от мясной пищи, будет крайне мала вероятность появления человека, "исповедующего" вегетарианство.
Именно вследствие этого с ситуациями, требующими "испытать" свои принципы человек сталкивается так редко. Эти принципы у него формировались уже с учетом типичных задач и обстоятельств в типичной для этого человека среде.
Тем не менее, конфликты ситуационного фактора и принципа даже у людей с общей сферой общения и деятельности могут возникать с различной частотой. Здесь имеет место следующее обстоятельство. Становясь частью личности, влияя на нее, принципы не могут избежать обратного процесса - влияния на них самой личности. Соответственно, усвоенные в обществе критерии выливаются в поведение человека лишь после их видоизменения, при этом чем сильнее принцип был видоизменен в сознании человека, тем сильнее он будет отличаться от "исходного", взятого из среды и, следовательно, чаще будет возникать конфликт с ситуационными факторами и будет требоваться большая "прочность" принципа для его непосредственного существования. Степень же изменений "исходного" принципа всецело зависит от личностных особенностей человека и "содержания" среды (т.к. взаимоисключающих принципов полно не только в сфере человек-общество, но и в самом обществе, т.е. среде).
Получается, что по своей природе принципы имеют две составляющие: "внешнюю", "позаимствованную" у общества основу и личностную ее наполненость. Без первой принципы не могли бы выйти за рамки простых умозаключений и стать неотъемлемой частью поведения. Без последней принцип являлся бы лишь стереотипом в поведении и мышлении.
В заключение следует еще раз сформулировать ответ на вопрос, вынесенный в заглавие данной работы.
Итак, человек не задумывается о принципах, пока его не заставят это сделать, потому, что принципы формируются у человека как естественное следствие социализации и, следовательно, являются малоосознаваемой частью его личности. И только нетипичные условия или задачи, требующие для принятия решения использование данного принципа в качестве критерия выбора позволяют ("заставляют") в полной мере его (этот принцип) осознать.
Сухов В.А.
Instagram: @alexandr__zubarev