Мы привыкли говорить и писать словами, что ошибочно считаем, будто обычная структура построения предложения является наиболее оптимальным способом запоминания слов и мыслей. На самом же деле мозг хранит информацию в виде пространственных структур. Мы берём цепочку из сказанных или написанных слов и переводим её на свой язык, т.е. говорим своими словами, изменяя очерёдность мыслей и включая в свою структуру. Это мы делаем автоматически не осознавая данного процесса на лёгких текстах или при разговорной речи. А при чтении сложных текстов не происходит автоматизации перевода мыслей автора на свой язык. В этом случае нужно составить структуру текста (карту мышления автора), а потом уже перестроить её по-своему. Первым, кто использовал этот метод был Леонардо да Винчи. По его дневникам Тони Бьюзен создал "карты памяти". Сегодня карты памяти используют повсеместно: в бизнесе, менеджменте, учёбе и т. д. Мы карты памяти будем использовать для структуры текста и конспектирования.Законы картографии памяти
1. Начинайте с цветного изображения в середине. Часто "лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать", поскольку зрительный образ стимулирует творческое мышление и значительно повышает запоминание.
2. Наносите рисунки по всей карте. Сказанное в п.1 имеет силу и здесь; кроме того, это стимулирует все процессы в коре головного мозга.
3. Слова следует писать печатными буквами. Для целей "обратного" чтения печатные буквы годятся больше, так как позволяют установить мгновенную, более точную и полную обратную связь. Небольшая потеря времени, которое у вас займет написание или печатание букв, с лихвой компенсируется экономией при чтении " в обратную сторону".
4. Каждое слово нужно печатать возле линии, а каждую линию следует соединить с другими линиями. Это необходимо для построения структуры карты.
5. Слова должны быть единичными, т.е. одно слово на одну линию. Это оставляет для каждого слова большее количество свободных крючков и дает больше свободы и гибкости всему процессу.
6. Используйте разные цвета при составлении карты, так как они способствуют запоминанию, радуют глаз и стимулируют процессы. протекающие в коре головного мозга.
7. При совершении творческих действий такого рода интеллекту надо дать полную свободу. Любые раздумья о том, куда надо помещать тот или иной предмет или стоит ли его вообще включать, лишь тормозит процесс.
Метод "Карта"
Принцип составления "Карты" для книги :
1. Подготовка: взять белый лист бумаги (нелинованный); черный фломастер или ручку (….) и цветные карандаши (фломастеры) ну и, конечно же, не забыть сам учебник!!!
2. В центре листа изобразите какой-нибудь символ или нарисуйте картинку, на которой будет наглядно представлена ваша тема, т.е. содержание или название вашей книги. Когда вы начинаете рисовать свою карту с середины страницы, вы способствуете тем самым "свободному потоку ассоциаций", а не линейной последовательности. Картинки и символы запоминаются гораздо легче, нежели слова, так что просто необходимо научиться переводить слова в образы, картинки, символы. Совет: центральный образ должен располагаться в самом центре листа и не должен быть громоздким (не больше ладошки на формате А4.
3. От центрального образа будут отходить "ветвящиеся" линии к краям листа. Для обеспечения наиболее эффективного пути использования головным мозгом информации необходимо организовать ее структуру таким образом, чтобы она как можно легче "проскакивал". Из этого следует, что поскольку головной мозг работает преимущественно с ключевыми понятиями из взаимосвязи и зависимости, то и наши конспекты и прочая вербальная информация во многих случаях должна быть структурированы таким же образом, а не традиционно линейным.
Вместо того, чтобы просматривать списки слов или предложения слева направо и сверху вниз, нужно начинать с главной идеи в середине страницы и двигаться к краям по ветвям в том порядке, который продиктуют нам собственные мысли и общий вид центральной темы.
"Карта памяти" в том ее виде, как она показана здесь имеет ряд преимуществ перед линейной формой представления информации в виде стандартных конспектов или кратких записей.
1. Легче выделить основную идею, если она размещена в центре листа.
2. Четко видна относительная важность каждой идеи. Более значимые идеи будут находиться ближе к центру, а менее важные - на периферии.
3. Непосредственно распознаваемыми становятся связи между ключевыми понятиями благодаря их близкому расположению по отношению друг к другу и проведенным соединительным линиям.
4. В результате всего вышесказанного информация будет воспроизводиться лучше и быстрее.
5. Структурный характер такой карты позволяет без труда дополнять ее новой информацией без всяких вычёркиваний, вырезаний, вставок и т.п.
6. Каждая карта памяти отличается внешне и по содержанию от всех остальных. Это способствует лучшему воспроизведению из памяти.
7. При выполнении более творческих работ, таких, как составление эссе и т.п., неограниченный характер карты (отсутствие у нее краев) позволит головному мозгу легче усваивать новые связи и подсоединять новые элементы.
А теперь, учитывая все вышеперечисленные моменты и последний пункт в особенности, выполните упражнение (составить фантастический рассказ), используя карты памяти.
Идея состоит в том, чтобы вспомнить все, что всплывает в вашей памяти в связи с центральной идеей. Поскольку мозг генерирует идеи быстрее, чем вы пишете, у вас практически не должно быть пауз. Если пауза все-таки возникла, то, скорее всего вы сможете заметить, как водите ручкой или карандашом по странице. Как только заметите это, вернитесь туда где остановились и продолжайте. Не думайте о порядке или организации, поскольку во многих случаях порядок сам решит за себя. А если нет, то окончательное упорядочение можно будет произвести после завершения выполнения упражнения.
Картография памяти в том ее виде, как она здесь описана, позволяет наверняка избежать всех недостатков стандартного пути ведения записей.
Васильева Е.Е.
Instagram: @alexandr__zubarev