Все больше и больше людей сходятся во мнении, что современная система высшего профессионального образования переживает кризис. Высшее образование обесценивается.Ректор одного из московских ВУЗов говорил, что человек, окончивший Университет, как правило, все знает, но ничего не умеет. В центре образовательного процесса – передача готового знания, и редко акцент делает на процесс выработки знания, на сотворчество студентов и преподавателей.
По большей части образовательный процесс для студента состоит из двух частей : Прослушать лекцию -> Воспроизвести полученную информацию на экзамене. Этот процесс можно назвать «Сдать и забыть».
Кроме того, здесь присутствуют такие проблемы, как отсутсвие мотивации, «сухость» преподнесения материала, невовлеченность в процесс и другие.
Налицо явный кризис, однако, не все так страшно.Кризис, по Курту Таппервайну, - это приглашение к необходимым переменам. Чтобы возродиться, как птица Феникс из пепла, необходимо менять процесс и методологию обучения.
Новый процесс должен состоять из 4 частей:
Самостоятельная подготовка к новому материалу -> Прослушивание лекции -> Командное решение кейса (Вспоминание материала -> Групповое обсуждение -> Поиск «своего» решения ) -> Публичная презентация своего решения.
Начальный этап самостоятельной подготовки очень важен. Его можно сравнить с тем, как буран накатывает лыжню перед тем как по ней пройдет лыжник. То есть, когда человек подготовлен к новой теме, он лучше и качественнее ее усваивает.
А теперь, самое интересно, поговорим о том, что же такое кейс. Метод case-study или метод конкретных ситуаций (от английского case – случай, ситуация) – метод активного обучения, основанный на решении конкретных задач – ситуаций, примеров (решение кейсов).
Этот метод обучения начал применяться еще в начале XX века в области права и медицины. Ведущая роль в распространении метода case-study принадлежит Гарвардской Школе Бизнеса. В период с 1909 по 1919 гг. обучение происходило по схеме, когда учеников-практиков просили изложить конкретную ситуацию (проблему), а затем дать анализ проблемы и соответствующие рекомендации. Первый сборник кейсов был издан в 1921 г. (Dr. Copeland, Dean Donhman).
В последнее время метод case-study нашел широкое применение на Западе в области обучения менеджменту и маркетингу.
Цель метода case-study – совместными усилиями небольших групп студентов проанализировать ситуацию – case, возникающую при конкретном положении дел, и выработать практическое решение, а по окончании процесса презентовать это решение перед всей группой.
Этап решения кейса чрезвычайно важен в силу того, что происходит вовлечение обучающегося в процесс, повышается его мотивацию и новые знания усваиваются гораздо лучше, так как происходит:
- Вспоминание рассказанного раннее материала;
- Групповой обсуждение проблемы;
- Поиск новых решений проблемы;
- Взаимодействие в команде;
Командная работа в данном случае дает синергетический эффект, а это положительно сказывается на процессе обучения.
Публичная презентация группами студентов своих решений позволяет:
- Получить навык презентации и защиты своего решения;
- Узнать решения, выработанные другими группами, пополнив ими свой опыт;
Заканчивается подобное занятие тем, что преподаватель комментирует решения, а также рассказывает «правильное» решение, то есть решение автора кейса. Слово «правильное» приведено в кавычках, так как решений может быть много и нет четких критериев проверки на истинность.
В табличке представлены навыки (методы), которые позволяет развить в обучающемся применение case-study, а также их характеристика (то есть за счет чего достигается обучение этому навыку).
Итак, метод предназначен для получения знаний по дисциплинам в которых нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности.
Акцент обучения переносится не на овладение готовым знанием, а на его выработку, на сотворчество студента и преподавателя.
Результатом применения метода являются не только знания, но и навыки профессиональной деятельности.
Метод case-study - инструмент, позволяющий применить теоретические знания к решению практических задач. Метод способствует развитию у студентов самостоятельного мышления, умения выслушивать и учитывать альтернативную точку зрения, аргументированно высказать свою. С помощью этого метода студенты имеют возможность проявить и усовершенствовать аналитические и оценочные навыки, научиться работать в команде, находить наиболее рациональное решение поставленной проблемы.
А самое главное, это то, что данный метод – это наилучшая альтернатива традиционному обучению, которому пора «выходить на пенсию».
Побаченко Мария Юрьевна, Центр Скорочтения
Instagram: @alexandr__zubarev