1. Как все начиналосьНачалось все в августе 2002 года, на даче. Ребенок попросил денег. Не просто на мороженое или игрушку, а «вообще», в качестве постоянного источника, на карманные расходы. Потому что уже подружкам в школе дают, а ей все еще не дают.
Не задолго до этого папа прочитал книжку Р.Кийосаки «Богатый ребенок, умный ребенок», в которой автор, в частности, делится своими мыслями о том, когда и сколько карманных денег давать ребенку, и «за что» их давать, а «за что» - не давать никогда. Вот и пришла пора испытать полученные знания. Жена делегировала мне право ведения переговоров: «Ты у нас теперь умный, ты и договаривайся».
Первое желание, которое появилось у меня - это желание поторговаться. Раз ребенку что-то надо от родителей, значит надо ему какие-то условия поставить. Так и сделаем. Ставлю ребенку условие, что это не просто будет еженедельная дань, которую родители платят ребенку, а напротив, деньги нужно заслужить. Будет назначена система поощрительных и штрафных очков, которая будет влиять на получаемую сумму. Сам размер суммы еще не обсуждался.
Полинка, на удивление, сразу согласилась.
2. Как писались Правила
Мы забрались с ней на второй этаж подальше от всех, сели на кровать и стали придумывать за что мы будем ставить «плюсики» и «минусики». Начали, естественно, с минусиков. Как у многих детей в ее возрасте, у Полинки существует букет «детских поведенческих болезней»: неорганизованность, непослушание, плохое поведение, и т.п. Вот все эти «болезни» мы попытались выписать. Я называл критерии «минусиков», а она покорно записывала. Я даже удивился, что дочка совсем не возражает против моих предложений. Действительно, дети иногда доверчивы и мягки, как пластилин. Так что я понял, что нельзя переусердствовать. Поэтому после каждого критерия по минусикам, я спрашивал ее, согласна ли она с моим предложением. Поскольку дочка у меня оказалась самокритичной, отказов не наблюдалось. Оснований для минусиков набралось девять, хотя в итоге осталось восемь. Про выбытие одного из критериев я скажу позже.
Затем мы перешли к придумыванию оснований для плюсиков. Их оказалось гораздо меньше: вначале всего три, а чуть позже мы одно из оснований исключили. Но об этом ниже.
Правила, которые мы придумали, после обсуждения с мамой и нескольких редакционных правок приняли вид «договора», который приведен в Приложении 1.
По ТМ-привычке я засек время на порождение этого документа. На минусики у нас ушел час, на плюсики - полчаса. Запись, естественно, вела Пося. К сожалению через неделю после написания правил листок-оригинал потерялся при возвращении с дачи, так что для истории этот документ не сохранился.
Хотелось бы отметить важность именно письменной формы закрепления договоренностей. Представления людей, а особенно детей, очень быстро меняются, поэтому нужно как-то фиксировать эти первые договоренности ребенка с родителями. Кроме того, письменная фиксация взаимно согласованных правил, позволяет и родителям, и ребенку, отнестись к ним как к правилам игры, а не как к инструкции. Это означает, что возникает возможность взаимного контроля за их соблюдением, а не одностороннего (со стороны родителей). Обе стороны выступают как в роли игроков, так и в роли рефери.
У нас были случаи, когда мы начинали громко ругать Полинку, а она резонно осаживала нас: «можете минусик поставить, а про ругать у нас в правилах не записано».
3. Почему оснований для плюсиков меньше, чем оснований для минусиков?
Сами удивляемся. Изначально мы не предполагали, что так получится, и для нас было неожиданным такое сочетание шансов в пользу минусиков. Но в жизни, нам кажется, так и бывает: шансов потерять больше, чем шансов найти. Во всяком случае, мы сохранили возможность увеличения оснований для плюсиков, причем инициативу в этой части ожидаем со стороны ребенка.
4. О "добрых делах" и их связи с поощрениями
В первой редакции Правил мы записали в качестве основания для «плюсиков» - «наличие доброго дела» в этот день, а в качестве основания для минусика - его отсутствие. Я даже соответствующие графы в плане и отчете ввел. Но очень быстро мы поняли, что добрые дела должны быть выведены из пространства «очково-денежных» отношений. Иначе ребенок начинает манипулировать своей добротой. Да, мы сохранили соответствующие графы в плане и отчете (помните, как Мюнхгаузен планировал совершение подвига), но при этом форма реакции родителей осталась лишь в пространстве морального поощрения (или сожаления, если доброго дела не было). Добрые дела должны делаться от души, а не в обмен на очки.
5. План и отчет как формы осуществления договоренностей.
Поскольку одним из оснований оценки в Правилах было наличие и выполнение напряженного плана дня, то пришлось придумывать формы планирования и отчетности, приспособленные к порядку дня ребенка. Это оказалось не простым делом. Надо было сделать и компактно, и не скучно, и понятно. За неимением лучшего я взял формы еженедельного подневного планирования, которые разработал для себя, и постарался модифицировать их. Как сейчас понимаю, вначале получилось очень коряво: я час объяснял жене с дочкой как ими пользоваться, и затем еще две недели слышал как жена вздыхает, когда садится с ребенком заполнять эти формочки. Я сам часто поздно возвращаюсь домой, и чаще именно жене приходилось помогать дочке заполнять их. Но, как ни странно, ребенок быстро их освоил, и вскоре это занятие перестало требовать у него более пятнадцати минут в день. Позже Ольга (супруга) предложила усовершенствования, о которых речь пойдет ниже.
Конечно, по ТМ-науке, нужно начинать с долгосрочного планирования. Это была первая трудность: можно ли всерьез рассчитывать, что ребенок назовет свои долгосрочные (тем паче, жизненные) цели? Так что ограничились годом и фиксацией «хотелок» года. Я просто взял и распечатал «пинарик» имени Литвака, добавил к нему поля «хотелки года» и предложил дочке записать в них то, что бы она хотела бы в конце года достичь. Естественно, она начала перечислять названия игрушек. Что же, пусть будут игрушки. Поглядим что будет на следующий год. По крайней мере, понятно на что она будет копить «карманные» деньги.
Далее. Пинарик - вещь очень действенная, но для взрослых людей, которые уже почувствовали протяженность времени и ограниченность жизни. Для ребенка пинарик не будет выполнять своей основной стимулирующей функции. Поэтому вместо зачеркивания клеточки каждого дня мы договорились, что Полинка будет закрашивать эти клеточки в цвета, соответствующие ее настроению в этот день. Хорошее настроение - оранжевый, похуже - синий. Совсем плохое - черный. А в конце года взглянем какая картинка получилась. А на следующий год сравним какой год был «счастливее».
Пример «пинарика» см в Приложении 2.
6. О неприменимости «взрослых» органайзеров.
Первое, с чем пришлось столкнуться, это с неприменимостью «взрослых» органайзеров. Дело в том, что взрослый человек (я, по крайней мере), оказывается, гораздо более свободен в выборе своей загрузки. Если даже не свободен, то эта загрузка более разнообразна, чем у ребенка. В случае моего ребенка оказалось, что можно составить расписание «типовой недели». Расписание занятий в школе и во всяких кружках известно, все перемещения расписаны до минуты, особо не распланируешь. Время для какого-то планирования остается, в основном, в выходные. Так что основная масса дел у нас оказалась «привязанной ко времени». Но время для планирования-отчета мы все же нашли: ежедневно с 20.00 до 20.30, за час до сна.
На наш взгляд, такая ситуация не оставляет детям пространства самоопределения. У них не остается свободного ресурса, к которому можно приложить планирование и хронометраж. Возможно, что это - инфантилизирующая ситуация. Она не приучает к самостоятельному выбору, хотя приучает к дисциплине (но не к самодисциплине, а к внешней дисциплине). Во взрослой жизни при условии отсутствия внешних регуляторов существует опасность «слететь с катушек» и набить шишек, пока не выработаются собственные критерии самодисциплины. Да и не у всех они вырабатываются.
Кроме того, в ежедневный план мы включили «Доброе дело», а позже «Учебную цель дня: (уроки и целевые оценки)» и «Прогнозы на учебу: (уроки и прогнозные оценки)».
«Доброе дело» должно было как-то сохраниться, хотя скажу сразу, что нечасто удается порадоваться доброму делу, совершенному ребенком. Это, скорее, задача родителей как-то нацеливать ребенка на продумывание возможностей совершения для кого-то доброго дела. Например, один из родителей может совершить «заговор» с ребенком, чтобы сделать приятный сюрприз другому родителю. Это как раз тот случай, когда необходимо совместное творчество доброты.
Пример формы плана на неделю см. в Приложении 2.
7. О планах и прогнозах, как игре в «тотализатор»
Что касается целевых и прогнозных результатов, то идея эта пришла к нам позже, уже во время учебы. Всем известно, что дети не хотят, чтобы их учителя вызывали к доске отвечать урок. Кто не помнит своих школьных ощущений в момент, когда учитель говорит заветные слова: «А сейчас к доске пойдет...» и смотрит в журнал. Так и хотелось спрятаться под парту. И таким образом вызов к доске воспринимался не как возможность продвинуться, а как неудача, на которую надо как-то отреагировать.
А что если изменить к этому отношение? Если ребенок хочет получать хорошие оценки, то почему бы ему самому не взять инициативу в свои руки, и не вызваться отвечать самому, предварительно особенно хорошо подготовив именно этот урок. Здесь важна операция по выбору приоритетов, «направления главного удара»: учим все уроки, но особенно готовим тот, в котором завтра хотим достичь успеха. И в момент опроса стараемся не «спрятаться», а вызваться, чтобы труд даром-то не пропал.
Такая стратегия позволит всегда бежать на шаг впереди учителя, а не отвечать на его вызовы, не будучи уверенным в себе. Именно эти уроки и считаем целевыми, и планируем подготовиться к ним лучше других, и решаемся вызваться, взять на себя ответственность за результаты «выступления». Такую стратегию мы и называем активным планированием, т.е. планированием, результат которого зависит от ребенка.
Конечно, при выполнении плана (получении планируемой оценки) Полинка зарабатывает плюсики. За запланированную и полученную пятерку - два плюсика. За запланированную и полученную четверку - один. При запланированной четверке и полученной пятерке - все равно один: перевыполнение плана есть частный случай его нарушения, а заниженная планка - признак неуверенности. А вот при запланированной пятерке и полученной четверке - ни одного: план не выполнен. Риск должен быть обязательно при любом планировании.
Кроме планирования, мы ввели и прогнозирование результатов. Оно относится к разного рода внеплановым опросам, контрольным работам. В отличие от планирования, прогнозируемый результат не зависит уже от воли прогнозиста. Он скорее, выявляет объективность самооценки. Если удается точно спрогнозировать будущую оценку, то Полинка получает 2 или 1 плюсик, в зависимости от того, пятерка это была или четверка. Цель прогнозирования: приучить (не столько научить, сколько приучить!) прогнозировать последствия своих действий.
Полька, к нашему удивлению, тоже подхватила эту игру и быстро разобралась с тонкостями различия между прогнозом и планом. Кстати, моя консультационная практика показывает, что не всякий директор различает эти понятия...
8. Отчеты. Хронометраж в 7 лет?
Теперь от планов перейдем к отчетам. Именно на их основании должны выставляться плюсики и минусики.
Сразу пришлось забраковать ТМ-хронометраж с пятиминутными интервалами и прочими точностями. Ребенок еще не просто не чувствует времени, но и к часам-то не привык пока (хотя часы уже носит). Детские отчетные формы достаточно сильно отличаются от взрослых. Из существенных отличий хотел бы отметить следующие.
Во-первых, в поле отчета наряду с полями, заполняемыми ребенком, должны быть поля, заполняемые родителями. Во взрослом отчете такого не представишь. Собственно родительские поля заполняются при выставлении плюсиков или минусиков. Детский тайм-шит, на мой взгляд, в принципе должен содержать родительскую часть. И итоговая оценка дня также выставляется родителями.
Во-вторых, мы включили поле «Доброе дело». Если доброго дела не было, пустота этого поля напомнит о том, что день прожит не «полностью», немножко «впустую».
В-третьих, мы включили поле «Главное событие дня». Здесь важны не столько оценки, выставляемые родителями, сколько выработка ПРИВЫЧКИ ребенка и родителей ВМЕСТЕ вспоминать и оценивать прожитый день, выделяя ГЛАВНОЕ. Именно обсуждая вопросы о том, что же ГЛАВНОЕ, мы движемся в перед, мы мыслью крепимся к ГЛАВНЫМ вопросам. Если хотя бы 10 - 15 минут в день думать о ГЛАВНОМ, это будет очень большой личный прогресс, мы так думаем.
В-четвертых, мы выделили специальное поле для подведения итогов недели. В этом поле мы выделяем «главное событие недели», «доброе дело недели», «самое большое спасибо Полинке от родителей» и «самое большое замечание», а также поля «Что думает Полинка?» по поводу выполнения ею недельного плана и «Что думают родители?» по тому же поводу. Там же мы сводим воедино все оценки дней и выставляем итоговую оценку за неделю, влияющую на прибавку или штраф к базовой еженедельной «стипендии» Полинки.
Из «взрослых» атрибутов хронометража я оставил «временную линейку», позволяющую отмечать на ней номера дел, которые записываются затем в отчет. Поскольку номеров дел совсем немного (учеба, игры, сон, еда и еще несколько), то это не составляет труда. Здесь важно не столько получить результат хронометража, сколько ввести его в привычку и продемонстрировать насколько малозатратным по времени он может быть. Это работа на будущее.
Пример отчета см. в Приложении 2.
После двух месяцев заполнения отдельных еженедельных формочек - плановой и отчетной, Ольга сделала рацпредложение, позволяющее вместить плановую и отчетную форму на один лист. Ключ этого рацпредложения в том, что временная линейка помещается вертикально в середине поля дня. Слева от линейки размещается план, справа - отчет. Такая компоновка позволит разместить на одном листе дневные и недельные планы и отчеты. В настоящее время эти формочки находятся в стадии разработки. Читателям предлагается проявить собственные дизайнерские способности.
9. Сколько?
Читатель, наверное, уже устал, ожидая ответа на вопрос о том, как же определялась базовая величина суммы «стипендии».
Расскажем. Мы просто предложили Полинке самой назвать эту сумму. И этот ангельский ребенок назвал: 10 рублей в неделю. Мы, честно говоря, рассчитывали никак не меньше, чем на 50 рублей. Ее подруги получают еще больше. В связи со столь скромными запросами мы написали в правилах, что возможен пересмотр суммы в сторону повышения.
Что касается значения плюсика или минусика, то его вес равен 10% от базовой величины.
10. Первые наблюдения
Мы с удивлением отмечаем, что эти правила вызвали подъем энтузиазма у дочки. Она сама помнит, что нужно заполнять планы и отчеты, и даже старается это сделать в ущерб домашнему заданию. В первое время с интересом докладывала нам, сколько у нее накопилось в копилке. С устным счетом стало полегче.
Видим и минусы. Временами возникает желание «приписать» плюсик за незначительные дела. Однажды она пришла ко мне с таким предложением. Я спросил ее, как она на самом деле считает, заслуживает ли ее просьба плюсика. Она ответила честно, что нет. Тогда мне не осталось ничего иного, как продолжить задавать вопросы: не считает ли она, что ее просьба ко мне - это попытка завысить себе оценку. Она согласилась, что выходит так. Тогда не считает ли она, что сама эта попытка завысить себе оценку заслуживает минусика? Она СПОКОЙНО согласилась и с этим. После чего без всяких обид уменьшила себе оценку дня на один балл, чем немало удивила меня. Именно спокойствие, с которым она потеряла очко, вселяет оптимизм. Значит для нее важен процесс, игра, соблюдение правил, справедливость, а не «результат», не деньги. Правда, и я в этом разговоре не проявлял никакого возмущения или раздражения. Просто разговаривали, как будто разбирали чужую игру в шахматы.
Возникают трудности и с определением «Главного события дня» (ГСД). Если оно не было определено в тот же день, то через день и более ребенку очень трудно восстановить ГСД самостоятельно.
Иногда случаются очень интенсивные по загрузке недели, когда у ребенка не остается просто физически ни времени, ни сил заполнять планы-отчеты. Так случилось, когда мы возили ее на вечерний курс массажа. В ту неделю Полинка даже отказалась от «базовой стипендии» и сама попросила: «Хочу отдохнуть от планирования».
11. Заключение.
Каков сухой остаток?
Во-первых, ловите инициативу ребенка. Он должен первым проявить свое хотение.
Во-вторых, импровизируйте, придумывайте игру, а не «воспитательный процесс». Одно из основных отличий первой от второго в том, что ребенок понимает: игру он может прекратить в любой момент, а «воспитательный процесс» - нет. И еще: в игре ребенок может потребовать от родителя соблюдать правила игры, а в «воспитательном процессе» - нет (там правила с ребенком не согласовываются).
В-третьих, не бойтесь фиксации планов и результатов. Это не «бумажки», а то твердое, что «не вырубишь топором».
В-четвертых, занятые папы, впишите в свои с ребенком органайзеры время, которое вы проводите вместе. Хотя бы для обсуждения «главного события дня».
12. Благодарности
Эта заметка не появилась бы, если бы не пинательные усилия со стороны Глеба Архангельского и других участников ТМ-сообщества, которым показалось интересным мое сообщение 26.10.02 на октябрьской ТМ-встрече. Там я рассказал об опыте ТМ-игры со своей 7-летней дочкой. Из этого рассказа и выросла заметка.
Я также благодарю свою жену Ольгу за помощь и ценные замечания как в разработке и применении описанных здесь приемов, так и в процессе подготовки этой заметки.
Все, что изложено в этой заметке, не претендует ни на научную обоснованность, ни на «пропаганду передового опыта». Все это - чистая импровизация, которая может закончиться в любой момент, как только ребенку наскучит играть в эту игру, и дочка об этом знает.
Я буду благодарен за обратную связь и рассказ о вашем собственном опыте обучения детей этому жизненно важному умению - находить общий язык с Временем.
Виталий Королев
Instagram: @alexandr__zubarev