|
|
|
Главная> Карьера и Успех>Эмоции - под контроль!
Эмоции - под контроль!
Instagram: @alexandr__zubarev
Многие рабочие ситуации требуют забыть о чувствах и полностью переключиться на поиск решения. Всегда ли это правильно? Ведь иногда, например, доказать коллегам уникальность своей идеи помогает лишь проникновенная, эмоциональная речь. Каково же место эмоциональных проявлений на работе?В некоторых ситуациях обойтись без них просто невозможно. Если работа направлена на активное взаимодействие с людьми… К этой категории можно отнести: все виды работы с клиентами, руководящую работу, а также деятельность, так или иначе связанную с обучением. Часто говорят, что для эффективности в этих областях обязательно требуется эмпатия, то есть сопереживание, сочувствие, понимание другого человека на эмоциональном уровне. Симулировать эмпатию крайне сложно, практически невозможно. Таким образом, способность к эмпатии и ее проявлению является необходимым профессиональным качеством для всех, кто в своей работе тесно взаимодействует с людьми. Если работа требует убедительности… Один из случаев, когда проявление эмоциональности просто необходимо – это ситуации, в которых важно оказать сильное воздействие на других людей. Предположим, публичное выступление или важная дискуссия и, конечно, общение один на один, когда нужно повлиять на человека… Необходимо соблюдать несколько важных правил: - Вы должны управлять эмоциями, а не поддаваться им/
- Имеет смысл выделять моменты, значимые для вашей аудитории или собеседника, то, в чем вы хотите его убедить, а не то, что важно только для вас.
- Стоит адаптировать уровень своей эмоциональности к уровню эмоциональности собеседника, то есть осуществлять так называемую подстройку. В противном случае есть риск неудачи: не «подстроенные» друг к другу собеседники говорят на разных языках и очень часто не «слышат» друг друга.
- Существуют специальные приемы, в частности приемы невербального общения, которые позволяют располагать к себе собеседников и управлять их вниманием.
Стресс и эмоции Очень часто наши эмоциональные проявления на работе, особенно в стрессовых ситуациях, приводят к тому, что наши действия становятся крайне непродуктивными. Есть несколько типично деструктивных реакций, которых стоит избегать: «Все пропало». Эта пессимистическая реакция не только плохо говорит о сотруднике, но и демотивирует окружающих его людей. Тот, кто реагирует таким образом, воспринимается как человек, не умеющий держать удар, работать в стрессовых ситуациях, ему вряд ли доверят серьезный проект и не будут продвигать по служебной лестнице. «Все виноваты». Эта реакция еще более деструктивна и приводит к неизбежному возникновению конфликтов: начинаются ссылки на виноватых, оправдания вместо поиска решений. В конце концов, все обижены друг на друга, а в будущем такие проблемные ситуации, скорее всего, буду повторяться снова и снова. «Я виноват». Так легко стать «козлом отпущения», потому что всегда найдутся люди, которые будут рады, что их-то никто не обвиняет! Однако вопрос вновь не решен, и есть риск повторения неприятных ситуаций в дальнейшем. Единственная конструктивная реакция на стрессовые, конфликтные или проблемные обстоятельства состоит в постановке вопроса: «Как нам улучшить ситуацию?» и в и ответе на него. Именно это действие помогает погасить конфликт в зародыше, а также найти реальные пути решения. Человек, у которого такая реакция является основной, доминантной, считается, как правило, надежным, конструктивным и, что называется, problem solver. Именно такие люди особенно ценятся в условиях нестабильной российской бизнес-среды и частых перемен. Негативные эмоции – не спрятаться, не скрыться? И все же мы неизбежно, реже или чаще, сталкиваемся с негативом. Но если в частной жизни мы вправе выбирать, с кем общаться, а с кем – нет, то на работе нередко возможности такого выбора мы не имеем. Самый простой, но неудачный способ самозащиты от негативных эмоций – избегание ситуаций или людей, с которыми они связаны. Пришел Сидоров к клиенту первый раз, клиент очень перспективный, но при этом капризный и зачастую не очень вежливый. Естественно, у Сидорова остался неприятный осадок от общения с этим клиентом. Но работать-то с ним все равно надо, и Сидоров это прекрасно понимает. Да вот колдовство какое: звонит клиенту Сидоров и каждый раз не застает на месте. Приходится писать письма по электронной почте. А это, понятно, не так уж эффективно. Вот и сходят отношения с клиентом постепенно на нет. Или другой вариант: все время Сидоров вспоминает, что надо было бы связаться с клиентом, тогда, когда уже закончился рабочий день. Ну, не успел, так не успел. Аналогичные ситуации мы можем наблюдать, когда человек постоянно «не успевает» заняться именно тем, что ему меньше всего нравится в работе. Крайним примером являются реакции, при которых появляются объективные симптомы, препятствующие тем или иным действиям. Например, у студента возникает аллергия на библиотечную пыль, если учеба ему неинтересна. Подобная реакция может вызывать плохое самочувствие, головную боль, четко связанную с предотвращением или попыткой предотвращения неприятных для человека ситуаций. Однако избегание не является продуктивным, потому что проблема не решается, дело страдает, а человек, в большей или меньшей степени, продолжает получать негативные эмоции. Еще один тип реакции – защита. В этом случае человек пытается нанести опережающий удар. Проявляется это часто в высказываниях типа: «У меня все клиенты – идиоты», «Начальство не бывает справедливым» и тому подобное. Чего добивается человек? Когда у него действительно случается неприятность, он может для себя и окружающих выглядеть «как бы» вполне достойно: «Я ведь предупреждал об этом». Очень часто можно видеть, как человек, у которого не сложилась карьера и нет достатка, «подводит базу» под свою социальную несостоятельность: успех и достаток честно заработать нельзя, все, кто много зарабатывает, - сволочи и негодяи. Вариаций очень много, крайние проявления были успешно использованы политиками: бедняки – хорошо, все зажиточные крестьяне – эксплуататоры. Если бы защиты были не так сильны, кто знает, может быть, у нас была бы другая история. До людей с ярко выраженными и проявляющимися защитами очень важно донести два тезиса: - всем понятно, чего они добиваются, рассуждая таким образом, всем очевидна их слабость и попытка защититься. Этот тезис лишает смысла продолжение защиты и может привести к проявлениям конструктивного поведения.
- Говоря плохо о других, такие люди демонстрируют свои недостатки, негативные стороны. Это одно из очень важных правил, которое стоит планомерно внедрять в корпоративную культуру: неконструктивная критика других – в первую очередь, свидетельство собственной слабости и негативизма.
Некоторые в стрессовых ситуациях выбирают отрицание позиции собеседника. Первая реакция таких людей на просьбу о чем-либо, что им не очень нравится: «Это невозможно». Они очень часто будут объяснять, почему нельзя сделать то или иное, вместо того, чтобы искать пути решения. Такие сотрудники могут общаться в достаточно эмоциональной и в то же время жесткой форме, их очень часто негативно воспринимают коллеги и клиенты. Как быть с излишками негативных эмоций? Существует несколько подходов к этой проблеме. Рассмотрим максимальное количество вариантов. - Научитесь избегать конфликтов Навыки управления конфликтами, технология работы с возражениями, различные приемы убедительного общения позволяют весьма эффективно снизить количество негативных эмоций, избегать конфликтных ситуаций, а при возникновении – выходить из них с минимальными потерями. Все эти навыки можно получить на тренингах, но помогут они только в том случае, если их постоянно развивать и практиковать. Важно, чтобы эти навыки стали составляющими стиля жизни и стиля общения.
- Смещение шкалы оценки Можно также говорить об отсутствии завышенных ожиданий, о том, что нам стоит стараться воспринимать окружающих людей и действительность, не требуя только позитива. Ведь не плачем же мы всю зиму из-за холодной погоды! Нужно просто отойти от излишнего перфекционизма в ожиданиях от других людей. Для себя нужно четко определить, что мы расцениваем как обычную деловую ситуацию, которая просто требует решения, а когда нужно эмоционально подключаться. При этом очень важно адекватно оценивать эмоциональность своих партнеров по общению, обращая внимание только на те моменты, когда она возрастает по сравнению со свойственной им обычно.
- Четкое определение референтной группы Говорят, что никто не может обидеть человека, если он сам того не захочет. Важно определить, чье мнение для нас ценно и значимо, а чье мы пропускаем мимо ушей. Ведь не будете же вы, идя по улице, прислушиваться ко всем комментариям. Точно также стоит сузить группу людей, к чьему мнению и оценке вы чувствительны, а остальное воспринимать просто как фон.
- Физическая разгрузка Для многих одним из эффективных методов психологической и эмоциональной разгрузки становится физическая работа или спорт. Понаблюдайте, дает ли вам физическая нагрузка возможность переключиться, расслабиться, отстраниться от своих проблем. Если это так, то стоит попробовать этот метод.
- Переключение Хобби, интересное кино, книга - все, что позволяет полностью занять свои мысли и чувства. Проверьте, помогает ли это вам.
- Юмор Посмеяться над неприятной ситуацией, найти что-то комичное в человеке, который вас сильно обидел, – еще один хороший способ борьбы с негативными эмоциями.
- Позитив Мудрое изречение: «Все, что нас не убивает, делает нас сильнее». Что дает эта ситуация для нашего будущего, каких ошибок мы сможем избежать, чему научились? Можем ли посмотреть на проблему с другой стороны? Да, у меня не получилось договориться с клиентом, но зато осталась возможность пообщаться с ним в следующий раз. Да, я не получил продвижения, зато у меня не будет дополнительных проблем с подчиненными. Важно: не надо заниматься самообманом, надо находить то, что вы действительно можете воспринять позитивно.
- «Психоаналитик» В Америке многие платят большие деньги за то, чтобы их внимательно выслушали и посочувствовали. У нас такой практики пока почти нет, поэтому можно попытаться найти своего «психоаналитика» среди друзей или членов семьи. Но будьте осторожны: вам-то станет легче, а вот каково будет близкому человеку?
Точно так же, как топором можно построить дом, а можно многое разрушить, так и проявление эмоций может принести огромную пользу, помочь стать харизматичной личностью, убеждать людей и влиять на них, а может и создать репутацию невыдержанного, неуправляемого человека. Выбор за вами, все в ваших руках…
Светлана ИВАНОВА
Instagram: @alexandr__zubarev
|
|
Партнеры проекта |
|
Другие сейчас читают это: |
| | |
|
Партнеры проекта |
| Это интересно |
| | |
|
|