Капиталист — это тот, кто знает цену деньгам , — сказал кто-то из великих. В этом смысле дети — капиталисты с самого рождения. Они начинают понимать значение денег удивительно рано. Знают, что эти шуршащие кусочки бумаги более «ценны», чем самые красивые камушки в ведерке. Позже малыши слышат, как родители произносят это слово с тревогой, или ликующе, или уныло: «Это целая куча денег»; «Прекрасно, если ты сможешь достать деньги»; «Ты принес хоть сколько-нибудь денег?» Существует универсальное объяснение лишениям, отсутствию чего-то, разочарованию: «Стоит слишком много денег»; «Не могу себе это позволить, слишком дорого»; Папе нужно ходить на работу, чтобы зарабатывать деньги». Как же сформировать правильное отношение ребенка к деньгам? Как выстроить шкалу жизненных ценностей, так чтобы купюры попали в нужное место.
ПСИХОЛОГИ проследили, как растет у детей осведомленность о деньгах. Сначала ребенок постигает принцип обмена: сладости за монетки через прилавок. Постепенно он начинает понимать, что такое цена («Жигули» нельзя купить за 20 копеек). Затем приходит представление о делимости денег (маленькая девочка, принимавшая участие в исследовании, еще не понимала, что можно получить леденец на палочке за 5 рублей, когда у нее 15 рублей). Затем приходит понятие о заработках или о денежном обращении (папа получает деньги от своего шефа, чтобы расплатиться с мастером, чинящим кран). И, наконец, осознаются такие вещи, как прибыль (владельцы магазинов назначают цену выше, чем платят за товары). Наконец, ребенок ухватывает, что такое процент на капитал, что такое сбережения, и выходит на прямой путь к кредитным карточкам, уклонениям от налогов и личному скромному счету в банке. Как много пищи для ума! Интерес, да и проблема тоже, лежат больше в эмоциональных и моральных аспектах денег. Ребенок исхитряется где-то получить ответы на приведенные ниже вопросы, и они остаются с ним на всю жизнь.
Самое главное правило в отношении всех щекотливых вопросов — избегайте эмоционального слова «бедный», когда говорите о своих знакомых, иначе очень скоро воображение вашего ребенка нарисует жуткую картину. С другой стороны, нет ничего плохого в том, что ребенок узнает о бедности где-то в далеких странах.
Проблемы начинаются тогда, когда дети спрашивают напрямую или косвенно, почему одни люди бедные, а другие богатые. Почему жизнь такая нечестная? И просто поедом ест искушение дать вот такой банальный ответ: в конце концов, это одна из самых великих и печальных тайн мира: богач в своем замке, бедняк у его ворот. Вы можете рассказать о голоде, засухе и землетрясениях. Вы можете поразглагольствовать о «судьбе» или попробовать растолковать основы рыночной экономики. Вы даже можете попытаться воздвигнуть весьма шаткую, но утешительную теорию, что хорошо и старательно работающие люди никогда не кончают свою жизнь в очереди за хлебом. Но очень тяжело сделать больше, чем просто быть честным и искренним, говоря о несправедливости, о печальном разделении людей. Одни — заслуживают, но не получают их, а другие имеют больше, чем необходимо, получая их на блюдечке в силу своего происхождения. Одни наслаждаются ими, другие с их помощью губят свою жизнь. Вы можете сказать, что это не имеет значения, что деньги — еще не все, что на них не купишь любовь. Все правильно. Но, с другой стороны, было бы безумием не научить детей уважать деньги и откладывать их на «черный день».
КАРМАННЫЕ ДЕНЬГИ являются ее первым практическим применением. Любопытный их аспект заключается в том, что чем богаче семья, тем меньше денег на карманные расходы получают дети.
Наверное, это крайность, но, с другой стороны, это полный идиотизм, когда ребенку дают только десять или пусть даже тридцать рублей в неделю. По нынешним ценам ни с какой стороны у него нет ни единого шанса когда-либо научиться правильно обращаться с деньгами. Выдавайте им такие суммы, чтобы он утвердился во мнении, что его деньги пусть не такие, как ваши, но что-то вроде занятной игрушки. И ни к чему излишне преувеличенно демонстрировать свое могущество: если вы покупаете небольшую игрушку за пятьдесят рублей, то этим снова и снова подчеркиваете, что взрослый в сотни раз могущественнее ребенка. И ребенок чувствует себя бессильным и обиженным.
С другой стороны, дайте ребенку эти пятьдесят рублей, и он испытает чувство ответственности. Он увидит, малость обалдев, что если не будет ничего покупать в течение полугода, то накопит на хороший игрушечный автомобиль. Он принимает решение и делит деньги так: спускает 30 рублей на фигурку космического чудища и очень быстро познает неприятное чувство, что лучше бы он этого не делал. Он отдает 2 рубля нищему и в нем начинают просыпаться ощущения собственного могущества (пока еще малюсенького) и чувство ответственности. В целом я одобряю решение давать деньги на карманные расходы и, если это возможно, не особенно при этом скупиться.
ЗАРАБАТЫВАНИЕ ДЕНЕГ является другой полезной концепцией. Существует несколько законных способов для ребенка семи лет зарабатывать деньги, но карманные деньги от родителей тоже должны быть заработаны. Я урезывала карманные деньги на несколько рублей за ругательства, плевки, драки и подобное поведение в течение недели. Но выплачивала небольшие надбавки за домашние дела, которые выполнялись без привычных напоминаний (берегитесь: дети к шести годам могут в этом случае стать меркантильными и требовать денег за все — за вытирание стола и уборку спальни. Не дайте сделать из себя дурочку!).
Первые заработанные деньги — это огромное и потрясающее наслаждение. Не разрушьте все это одним махом, снисходительно дав своему ребенку в два раза больше, чем было договорено: чувство того, что пять рублей действительно заработаны, лучше, чем ощущение того, что тебе покровительственно бросили двадцать.
ТРАТА своих первых денег должна быть совершенно свободной. В некоторых семьях этот процесс контролируют чересчур по-диктаторски. Очевидно, что покупки тошнотворных сладостей и опасных предметов должны быть проконтролированы или запрещены, но вообще-то ребенок имеет полное право тратить свои деньги по собственному усмотрению. Родители — только советники, хотя натуральный ад — часами стоять в магазине игрушек, пока взбудораженный ребенок до одури таращится на ценники и тужится принять решение. Стисните зубы и не мешайте.
Что касается ОБМЕНА, то у меня непривычная точка зрения. Мне кажется, что у родителей не так уж много прав вмешиваться в забавные коммерческие отношения между детьми в этом возрасте. Если ваш ребенок склонен обменять суперигрушку стоимостью 500 рублей — на 2 куска мрамора и кусочек шоколада, позвольте ему сделать это (зная, что его не заставили). Но после этого скажите, что он может меняться без спроса только тем, что купит сам, но не подарками.
ДАВАНИЕ — самая сложная область из всех. Дети никогда не должны брать денег ни от кого без вашего ведома и никому не должны их давать, если только речь не идет о благотворительности. Кроме того, дети в этом возрасте не должны ни давать, ни брать в долг: это молниеносно выходит из-под контроля и превращается в источник тягостных обид.
Научите ребенка разумно относиться к деньгам, объясняя, что люди, которые в трудные времена оказываются без средств, не обязательно беспомощны или глупы.
Ирина МИРОНОВА
Instagram: @alexandr__zubarev