Главная> Карьера и Успех>Диагностика профессионально нежелательных свойств личности
Диагностика профессионально нежелательных свойств личности
Instagram: @alexandr__zubarev
Диагностика профессионально нежелательных свойств личности |
Введение в теориюТермин «психологическая защита» со времен З.Фрейда используется для общего обозначения тех способов, которые психика человека использует в конфликте против невыносимых мыслей и эмоций. «Защиты» представляют собой психические механизмы, служащие для разрешения внутренних конфликтов и переработки болезненных переживаний. Защитное поведение позволяет человеку снизить тревогу и защититься от тех проблем, которые пока он не может решить (например, потеря близкого человека, потеря работы, потеря любви со стороны других людей, потеря уважения к себе и т. п.) путем включения механизма психологической защиты, который помогает “уйти от угрожающей реальности”, иногда преобразовать эту угрозу. На какое-то время защитный механизм необходим, поскольку человеку необходимо время для решения проблемы, но если время идет, а человек проблему не решает, то напряжение защитного механизма может являться препятствием в адаптации, поведение человека становится трудно-предсказуемым и неадаптированным. В области диагностики защитных механизмов первостепенную роль изначально отводили проективным методам исследования. Однако, учитывая, что с помощью этих методов невозможно систематизировано оценить полный спектр защитных механизмов, ряд исследователей предприняли попытку создания опросников. На этом фоне методику «Индекс жизненного стиля. LSI» , описанную в 1979 на основе психоэволюционной теории эмоций Р. Плутчика и структурной теории Г. Келлермана, признают наиболее удачным диагностическим средством. Методика позволяет диагностировать всю систему защит, выявить как ведущие, основные механизмы, так и оценить степень напряженности каждого механизма защит. Авторами был разработан структурный подход и установлена связь между эмоциями, защитами, состояниями, аффектами и диагностическими концепциями. Были выявлены примитивные Механизмы Психологических Защит (МПЗ) (отрицание, замещение, регрессия ) и зрелые МПЗ (рационализация, компенсация, сублимация, интеллектуализация). Термин «ЭМОЦИЯ» Р. Плутчик относит ко всей цепи реагирования человека на значимый стимул. Например, угроза потери работы со стороны начальника, приводит сотрудника к «мысли» - «опасность». Данная «мысль» может быть рефлексивна (осознана) или бессознательна и приводить к переживанию в виде «страха» или «гнева» о которой мы обычно думаем как об эмоции, а Р. Плутчик слово «эмоция»,относит ко всей комплексной цепи реакций. Состояние переживания - лишь звено в цепи реакции, за которым последует поведение сотрудника. И в зависимости от того, какой МПЗ будет использован сотрудником, зависит разрешение проблемы. Если сотрудником осознан профиль его МПЗ, и он использует «зрелые» механизмы, то ситуация разрешится успешно и наоборот, при бессознательных автоматизмах запускаются «примитивные» защиты, приводящие к углублению конфликта между начальником и подчиненным. Признано, что существуют 8 основных механизмов защиты, регулирующих 8 базисных эмоций: отрицание, проекция, регрессия, замещение, подавление, интеллектуализация, реактивное образование, компенсация. Некоторые из защитных механизмов выделяются как однозначные, другие представляют собой кластеры из нескольких вариантов защитных стратегий, близких по психологическому содержанию. Защитные механизмы являются адаптивными, если используются в пределах среднестатистических показателей по группе, если же они выходят за пределы нормы, они могут приводить к дезадаптации, т.к. в этом случае поведение индивида определяется иным образом реальности, чем у его релевантного окружения. В интерпретацию шкал включены такие характеристики, как особенности защитного поведения в норме, соответствующие акцентуации характера, возможные девиации поведения, диагностические концепции, типы ролей в группе. В результате ряда проведенных исследований удалось определить параметры конфликтности по выраженности психологических защитных механизмов личности сотрудника и закрепить этот параметр термином - профессионально нежелательное качество личности (ПНК). Это исследование успешно применяется в практике специалистов по работе с персоналом при отборе, мониторинге и оптимизации персонала организаций и компаний. Пример ярко выраженного механизма психологической защиты препятствующий успешной деятельности руководителя как среднего, так и высшего звена, а также нормальному взаимодействию с сотрудниками и руководством: Механизм психологической защиты - ПРОЕКЦИЯ. Развивается в раннем онтогенезе для сдерживания чувства неприятия себя и окружающих как результата эмоционального отвержения с их стороны. Проекция предполагает приписывание окружающим различных негативных качеств как рациональную основу для их непринятия и приятия себя на этом фоне. Различают атрибутивную проекцию (бессознательное отвержение собственных негативных качеств и приписывание их окружающим); рационалистическую (осознание у себя приписываемых качеств и проецирование по формуле \"все так делают\"); комплиментарную (интерпретация своих реальных или мнимых недостатков как достоинств); симилятивную (приписывание недостатков по сходству, например, родитель - ребенок). Особенности защитного поведения в норме: гордость, самолюбие, эгоизм, злопамятность, мстительность, обидчивость, уязвимость, обостренное чувство несправедливости, заносчивость, честолюбие, подозрительность, ревнивость, враждебность, упрямство, несговорчивость, нетерпимость к возражениям, тенденция к уличению окружающих, поиск недостатков, замкнутость, пессимизм, повышенная чувствительность к критике и замечаниям, требовательность к себе и к другим, стремление достичь высоких показателей в любом виде деятельности. Акцентуация: застреваемость. Возможные девиации поведения: детерминация поведения сверхценными идеями несправедливости, ревности, преследования, изобретательства, собственной ущербности или грандиозности. Возможны проявления враждебности, доходящие до насильственных действий. Возможны другие симптомокомплексы, например, ипохондрический (недоверие к медицине) и т.д. Краткое описание методикиХарактеристика методики: опросник состоит из 97 утверждений /пунктов/, предполагающих две градации ответа: \"верно\" или \"не верно).Оценка степени использования механизмов психологической защиты проводится по следующим шкалам: - Отрицание - подразумевает инфантильную подмену принятия окружающими вниманием с их стороны, любые негативные аспекты этого внимания блокируются на стадии восприятия.
- Подавление - неприятные эмоции блокируются посредством забывания реального стимула и всех объектов и обстоятельств, связанных с ним.
- Регрессия - возвращение в стрессовой ситуации к более незрелым паттернам поведения и удовлетворения.
- Компенсация - попытка исправления или замены объекта, вызывающего чувство неполноценности, нехватки, утраты (реальной или мнимой).
- Проекция - приписывание окружающим различных негативных качеств как рациональная основа для их неприятия и самопринятия на этом фоне.
- Замещение - снятие напряжения путем переноса агрессии с более сильного или значимого субъекта (являющегося источником гнева) на более слабый объект или на самого себя.
- Интеллектуализация - предполагает произвольную схематизацию и истолкование событий для развития чувства субъективного контроля над ситуацией.
- Реактивное образование - выработка и подчеркивание социально одобряемого поведения, основанного на \"высших социальных ценностях\".
Стимульный материал ИнструкцияВам будут предъявляться утверждения, касающиеся состояния вашего здоровья и вашего характера. Читайте каждое утверждение и решайте, верно ли оно по отношению к вам. Не тратьте времени на раздумье. Наиболее естественна та реакция, которая первой приходит в голову. Если вы решили, что утверждение верно, поставьте справа от номера вопроса число \"1\"; если утверждение по отношению к вам неверно, поставьте справа от номера вопроса число \"0\". При сомнениях помните, что всякое утверждение, которое вы не можете расценить по отношению к себе как верное, следует считать неверным. Вопросы - Я человек, с которым очень легко поладить.
- Когда я чего-то хочу, у меня не хватает терпения подождать.
- Всегда был такой человек, на которого я хотел бы походить.
- Люди считают меня сдержанным, рассудительным человеком.
- Мне противны непристойные кинофильмы.
- Я редко помню свои сны.
- Люди, которые всюду распоряжаются, приводят меня в бешенство.
- Иногда у меня возникает желание пробить кулаком стену.
- Меня сильно раздражает, когда люди рисуются.
- В своих фантазиях я всегда главный герой.
- У меня не очень хорошая память на лица.
- Я чувствую некоторую неловкость, пользуясь общественной баней.
- Я всегда внимательно выслушиваю все точки зрения в споре.
- Я легко выхожу из себя, но быстро успокаиваюсь.
- Когда в толпе кто-то толкает меня, я испытываю желание ответить тем же.
- Многое во мне восхищает людей.
- Отправляясь в поездку, я обязательно планирую каждую деталь.
- Иногда, без всякой причины, на меня нападает упрямство.
- Друзья почти никогда не подводят меня.
- Мне случалось думать о самоубийстве.
- Меня оскорбляют непристойные шутки.
- Я всегда вижу светлые стороны вещей.
- Я ненавижу недоброжелательных людей.
- Если кто-нибудь говорит, что я не смогу что-то сделать, то я нарочно хочу сделать это, чтобы доказать ему неправоту.
- Я испытываю затруднения, вспоминая имена людей.
- Я склонен к излишней импульсивности.
- Я терпеть не могу людей, которые добиваются своего, вызывая к себе жалость.
- Я ни к кому не отношусь с предубеждением.
- Иногда меня беспокоит, что люди подумают, будто я веду себя странно, глупо или смешно.
- Я всегда нахожу логичные объяснения любым неприятностям.
- Иногда мне хочется увидеть конец света.
- Порнография отвратительна.
- Иногда, будучи расстроен, я ем больше обычного.
- У меня нет врагов.
- Я не очень хорошо помню свое детство.
- Я не боюсь состариться, потому что это происходит с каждым.
- В своих фантазиях я совершаю великие дела.
- Большинство людей раздражают меня, потому что они слишком эгоистичны.
- Прикосновение к чему-либо склизкому вызывает во мне омерзение.
- У меня часто бывают яркие, сюжетные сновидения.
- Я убежден, что если буду неосторожен, люди воспользуются этим.
- Я не скоро замечаю дурное в людях.
- Когда я читаю или слышу о трагедии, это не слишком трогает меня.
- Когда есть повод рассердиться, я предпочитаю основательно все обдумать.
- Я испытываю сильную потребность в комплиментах.
- Сексуальная невоздержанность отвратительна.
- Когда в толпе кто-то мешает моему движению, у меня иногда возникает желание толкнуть его плечом.
- Как только что-нибудь не по-моему, я обижаюсь и мрачнею.
- Когда я вижу окровавленного человека на экране, это почти не волнует меня.
- В сложных жизненных ситуациях я не могу обойтись без поддержки и помощи людей.
- Большинство окружающих считают меня очень интересным человеком.
- Я ношу одежду, которая скрывает недостатки моей фигуры.
- Для меня очень важно всегда придерживаться общепринятых правил поведения.
- Я склонен часто противоречить людям.
- Почти во всех семьях супруги друг другу изменяют.
- По-видимому, я слишком отстраненно смотрю на вещи.
- В разговорах с представителями противоположного пола я стараюсь избегать щекотливых тем.
- Когда у меня что-то не получается, мне иногда хочется плакать.
- Из моей памяти часто выпадают некоторые мелочи.
- Когда кто-то толкает меня, я испытываю сильное негодование.
- Я выбрасываю из головы то, что мне не нравится.
- В любой неудаче я обязательно нахожу положительные стороны.
- Я терпеть не могу людей, которые всегда стараются быть в центре внимания.
- Я почти ничего не выбрасываю и бережно храню множество разных вещей.
- В компании друзей мне больше всего нравятся разговоры о прошедших событиях, развлечениях и удовольствиях.
- Меня не слишком раздражает детский плач.
- Мне случалось так разозлиться, что я готов был перебить все вдребезги.
- Я всегда оптимистичен.
- Я чувствую себя неуютно, когда на меня не обращают внимания.
- Какие бы страсти не разыгрывались на экране, я всегда отдаю себе отчет в том, что это только на экране.
- Я часто испытываю чувство ревности.
- Я бы никогда специально не пошел на откровенно эротический фильм.
- Неприятно то, что людям, как правило, нельзя доверять.
- Я готов почти на все, чтобы произвести хорошее впечатление.
- Я никогда не бывал панически испуган.
- Я не упущу случая посмотреть хороший триллер или боевик.
- Я думаю, что ситуация в мире лучше, чем полагает большинство людей.
- Даже небольшое разочарование может привести меня в уныние.
- Мне не нравится, когда люди откровенно флиртуют.
- Я никогда не позволяю себе терять самообладание.
- Я всегда готовлюсь к неудаче, чтобы не быть застигнутым врасплох.
- Кажется, некоторые из моих знакомых завидуют моему умению жить.
- Мне случалось со зла так сильно ударить или пнуть по чему-нибудь, что я неумышленно причинял себе боль.
- Я знаю, что за глаза кое-кто отзывается обо мне дурно.
- Я едва ли могу вспомнить свои первые школьные годы.
- Когда я расстроен, я иногда веду себя по-детски.
- Мне намного проще говорить о своих мыслях, чем о своих чувствах.
- Когда я бываю в отъезде и у меня случаются неприятности, я сразу начинаю сильно тосковать по дому.
- Когда я слышу о жестокостях, это не слишком глубоко трогает меня.
- Я легко переношу критику и замечания.
- Я не скрываю своего раздражения по поводу привычек некоторых членов моей семьи.
- Я знаю, что есть люди, настроенные против меня.
- Я не могу переживать свои неудачи в одиночку.
- К счастью, у меня меньше проблем, чем имеет большинство людей.
- Если что-то волнует меня, я иногда испытываю усталость и желание выспаться.
- Отвратительно то, что почти все люди, добившиеся успеха, достигли его с помощью лжи.
- Нередко я испытываю желание почувствовать в своих руках пистолет или автомат.
Ключи Шкала | № вопроса (подсчет только ответов «да») | А - Отрицание | 1, 16, 22, 28, 34, 42, 51, 61, 68, 77, 82, 90, 94 | В - Подавление | 6, 11, 19, 25, 35, 43, 49, 59, 66, 75, 85, 89, | С - Регрессия | 2, 14, 18, 26, 33, 48, 50, 58, 69, 78, 86, 88, 93, 95, | D - Компенсация | 3, 10, 24, 29, 37, 45, 52, 64, 65, 74, | Е - Проекция | 7, 9, 23, 27, 38, 41, 55, 63, 71, 73, 84, 92, 96, | F - Замещение | 8, 15, 20, 31, 40, 47, 54, 60, 67, 76, 83, 91, 97 | G - Интеллектуализация | 4, 13, 17, 30, 36, 44, 56, 62, 70, 80, 81, 87, | H – Реактивное образование | 5, 12, 21, 32, 39, 46, 53, 57, 72, 79, |
Instagram: @alexandr__zubarev
|