|
|
|
Главная> Страница лидера. Уверенность и цель>Учитесь властвовать собой
Учитесь властвовать собой
Instagram: @alexandr__zubarev
Учитесь властвовать собой |
Прежде чем управлять другими людьми, менеджеру нужно научиться управлять самим собой. Об этом - интервью руководителя компании "Психология и бизнес он-лайн" Игоря Ниесова, опубликованное в последнем номере еженедельника "Элитный персонал". - Игорь, Ваша мысль понятна – начинать нужно с себя. Но что конкретно надо делать? Хотелось бы услышать от Вас каких-то советов и рекомендаций в адрес управленцев разных уровней. - Начать с себя означает понять себя. Ведь невозможно управлять Чем-то, не понимая, как Это работает. И как Этим управлять. Мы же пытаемся управлять другими, не понимая себя и то, как управлять собой. Управлять - значит изменять. А ведь изменять поведение другого человека можно только изменяя свое собственное поведение. Но чтобы изменять себя, нужно понимать себя. Вот так. А чтобы понимать себя, необходимо обладать такими навыками, как внимательность, рефлексия, проницательность и решительность. Совет очень общий, но, боюсь, что по части простых конкретных советов я Вас разочарую. - ??? - Человеку свойственно искать панацею, лекарство от всех болезней. Поэтому в любой книжке по практической психологии вы найдете конкретные советы как "перестать беспокоиться и начать жить" и т.д. и т.п. Только советы эти, почему-то, не очень работают. И не случайно не работают. Не бывает универсальных советов на все случаи жизни. Это слишком упрощенный, линейный подход. А жизнь и бизнес и коммуникация - системы сложные и отнюдь не линейные. В них действуют другие законы и закономерности. И нужен системный подход, чтобы понять, как все происходит и решать проблемы, которые возникают. - Можете привести пример? - Вот, например, стандартный вопрос психологу по управлению стрессами: что лучше – жить разумом или дать волю эмоциям? Типичная проблема, только вопрос поставлен некорректно. Ведь эта проблема не может быть решена в рамках привычного причинно-следственного мышления, типа "Живи разумом и все будет хорошо". Для того чтобы попытаться найти ее решение, нужно изменить мышление. Нужно думать не "или - или", а "и - и", выйти за пределы системы, посмотреть на ситуацию шире и задаться другим вопросом – а ради чего все это? Как в анекдоте: "Доктор, я жить буду?", - "А смысл?"… Каждый из нас может быть абсолютно разным в разных ситуациях. И у каждого из нас есть масса ресурсов, которые либо работают, либо не работают - в зависимости от того, "есть ли смысл".. - А что-нибудь из жизни? - Пожалуйста! Помните фильм «Экипаж»? У одного из пилотов была жена-стерва, которая его постоянно изводила. После развода она снова вышла замуж и стала совершенно другой – счастливой, заботливой, радостной. Один и тот же человек продемонстрировал совершенно другое поведение, другое отношение к жизни, другое направление движения и другой результат. Какой совет Вы бы дали ей как психолог, если бы она пришла к Вам до развода и спросила "Что лучше - жить разумом или эмоциями…?" - Потому что у нее появилась любовь и то, "ради чего"? - Да. Когда у человека возникает некая цель, идея - это позволяет совершенно иным образом «переконфигурировать» его качества и получить принципиально новое состояние. Не в обиду психодиагностике будь сказано, предсказать поведение человека в соответствии с его качествами, какие бы они не были, можно лишь процентов на 30. Все остальное – результат взаимодействия этих качеств в конкретной ситуации. Вспомните, в фильме «Пятый элемент», чтобы разрушить темные силы, нужно было собрать воедино энергию Земли, Воды, Воздуха, Огня. Для этого был необходим «пятый элемент», которым стала Любовь. Таким образом, благодаря объединяющей идее, цели, разрозненные элементы обрели силу. Так и с психологическими качествами человека, который может быть и коммуникабельным и умным, но менеджером никаким, потому что это его "не греет". - Как системный подход может быть применим в плане подготовки менеджеров, развития их управленческих качеств и навыков? - Само понятие «успешный менеджер, лидер» подразумевает систему, состоящую из четырех основных элементов: управление собой (personal skills), управление другими (communications skills), управление целями (systemic/analytic skills), управление процессами (executive skills). Управление другими людьми весьма активно представлено на рынке образовательных услуг: тренинги продаж, переговоров, презентаций, командообразования и т.д. Управлению процессами – планированию, мотивации, делегированию полномочий, а также управлению целями (основам системного мышления), учат на программах МВА. Что касается системного мышления в целом, то этот пласт навыков почему-то не очень представлен. Про персональные же навыки руководителя (внимательность, рефлексию, проницательность и решительность) по-моему, пока вообще еще никто по-настоящему не говорил и не учил, хотя попытки приблизиться к этой теме, безусловно, есть. Часто бывает, что руководитель умеет планировать, организовывать, контролировать, но недостаточно владеет коммуникативными или персональными навыками. И тогда он ущербен. Ведь неразвитость любого из этих четырех элементов, прежде всего персональных навыков, ведет к ущербности менеджера. - А разве в компании не существует «разделения труда»? Бывает же, что исполнительские функции несет на себе один менеджер, а стратегические – другой. Мы говорим о каком-то универсальном менеджере? - Машина, у которой четыре колеса, плохо ездит, когда даже одно приспущено. Для успешного выполнения любой из менеджерских функций необходимо, чтобы у руководителя были в достаточной степени развиты все четыре блока навыков, которые образуют пространство лидерства. Когда это есть, менеджер в балансе, гармоничен и органичен. И успешно реализует лидерскую функцию. Ведь любой менеджер, под которым есть персонал или клиенты, чем бы он ни занимался в компании конкретно, должен быть лидером. Чтобы вести за собой. Ведение - это движение. А движение - это развитие. Есть лидеры в команде - есть развитие. Нет - извините. По мнению современных "гуру" менеджмента, развитие организации происходит только на основании лидерского потенциала ее менеджеров. - Видимо, лидерство бывает разного качества? - Конечно. Все мы лидеры в той или иной степени. Лидер – это человек, за которым идут. Если мы говорим о владельце бизнеса, то все развитие его компании должна определять «генеральная линия партии», общая стратегия. Если мы говорим о руководителе подразделения, он должен вести за собой людей, транслируя общую идею на своем уровне. Ведь общую идею должен разделять каждый рядовой сотрудник. По-своему, по-простому, но разделять. Так кто же, если не его руководитель, линейный менеджер, доведет эту идею до него, чтобы повести за ней. Никаких HR-ов не хватит, чтобы делать это регулярно и с каждым человеком. Регулярно и с каждым это должно "производиться" через лидерство, наличествующее у менеджеров. Через лидерский потенциал организации. - Вернемся к персональным навыкам. Почему они так важны для менеджеров? - Потому что на них держится все остальное. Управление другими (communications skills) - мы уже говорили об этом - основывается на управлении собой. Нельзя управлять собой, не обладая такими персональными навыками, как внимательность и рефлексия, то есть способность заметить, что с вами происходит и как. Системное мышление (systemic/analytic skills) невозможно без проницательности, а исполнительские навыки (executive skills) напрямую связаны с решительностью. - Можно немного подробнее раскрыть, что включают в себя эти персональные навыки? - Первое – это внимательность, умение замечать детали, видеть, что происходит с вами, с другими людьми, фокусироваться на разных сторонах проблемы, воспринимать различные точки зрения. Невозможно быть эффективным, если вы невнимательны. Второе– рефлексия, осмысление той информации, которая к вам поступает, работа со своим бессознательным, со всем своим опытом. Очень важно уметь не решать проблему сию секунду, а уметь "полюбопытствовать" на тему, подключить к ее решению свой опыт и интуицию. Кстати, мудрый человек – будь то представитель восточных единоборств или брокер на фондовой бирже, знает - для того чтобы быть быстрым, не надо суетиться. Движений, в том числе и управленческих, должно быть мало, но все они должны быть точными. Третье качество – проницательность. Мало получить какое-то решение, включив весь свой опыт, хорошо бы еще уметь различать, сравнивать варианты решений между собой, находить главное - тот организующий принцип, который стоит за всем и определяет стратегически верное направление, из которого ваше решение уже вытекает само собой. Наконец, четвертое качество - это решительность, приверженность идее, решению, цели. Готовность быть честным с собой и с другими. Готовность решительно двигаться к той цели, которую вы определили. - Можно ли научить быть внимательным, рефлексирующим, проницательным, решительным? - Конечно. Все это можно отработать на тренингах до уровня бессознательной компетенции. К примеру, если вернуться к вопросу о том, что лучше - управлять разумом или дать волю эмоциям, то первое, что нужно, это уметь быть внимательным к себе и замечать, что с вами происходит. Если что-то происходит не то, нужно уметь "автоматически" задуматься: «Что это со мной?» Дальше отрефлексировать: «А с чем это связано? Что бы это значило?». Включить свою проницательность «Что за этим стоит? Ради чего я так нервничаю? Что произойдет, если я не буду так нервничать?» И затем, получив ответ на эти вопросы – решительно действовать. К примеру, часто причиной негативных эмоций бывает несоответствие ожиданий и того, как реально протекает коммуникация. Вы подсознательно ожидаете благодарности и похвалы, а вас грузят новыми задачами. Вы свирепеете, начинаете возбуждаться и почему-то возмущаться, в общем, беда. Если в этот момент вы способны заметить, что с вами происходит, понять, как это происходит и то, что за вашим возмущением и негативной эмоцией стоит желание похвалы, вы можете об этом честно сказать – «Иван Иванович, похвалите меня, и я вам все сделаю». Все, вопрос с вашей негативной эмоцией снят. Вместо того чтобы переживать или даже кричать на другого человека, вы переходите к управлению собой, вы контролируете ситуацию и управляете другим человеком. Если вы можете быть внимательным, "любопытствовать" на тему "а что это со мной происходит", вычленять главное, видеть и понимать мотивы своего поведения, честно признаться в них самому себе и, исходя из этого, принимать решения, то у вас не будет про блем с эмоциями. - Вероятно, тот же механизм работает и в отношении бизнеса. Можете привести какие-то примеры? - Безусловно. Так, вице-президент одного банка, который действует на фондовом рынке, заметил, что 90% времени сотрудников его департамента уходит на индивидуальных клиентов, имеющих крупные портфели. Но в департаменте было еще и такое направление, как ритейл, операции с которым в сумме способны были принести больший доход, если бы все внимание сотрудников переключить именно на этот «фронт». Отследив ситуацию, банкир принимает решение – сконцентрироваться исключительно на ритейле. И твердо, решительно сворачивает "индивидуальное" направление. Департамент, сбавив поначалу обороты, через какое-то время резко пошел в гору. И прямо противоположный пример. Компания, занимающаяся программным обеспечением, - на грани банкротства. Как оказалось, ее лидер был невнимателен - он не заметил, что рынок изменился, он не отрефлексировал ситуацию - не смог "полюбопытствовать" на эту тему, уловить какие-то тенденции, не смог выделить главного, "проинтуичить", что за этим стоит, ну и, конечно, он не смог принять адекватные решения. Легко видеть, что успех одного и неудача другого - результат различного уровня развития персональных навыков лидера. - А лидеру может кто-то помочь? - Может. Если он сам действительно хочет найти решение проблемы. В противном случае ему никто и ничто не поможет. Здесь как раз должен включиться «пятый элемент» - то, что наполняет действия человека каким-то смыслом. Приведу пример. У одного бизнесмена несколько лет назад умерла жена. До этого момента ему было понятно, ради чего он работает, зачем ему весь этот бизнес. И вот цель исчезла, нет идеи, незачем зарабатывать. Кстати, частая проблема для тех, кто заработал достаточно. Что делать? В нашем случае, было принято довольно неожиданное решение: бизнесмену предложили отдать квартиру дочери. Ведь ему самому-то надо где-то жить. Так появился стимул, цель, ради которой нужно работать. Кто-то из таких людей находит идею в другом - в политике, в искусстве, в меценатстве, в религии, наконец. - Значит, главное в персональных навыках - все-таки умение ставить цель? - Главное – все. Но цель – это тот самый «пятый элемент», который цементирует, объединяет ваши навыки в одну систему и задает этой системе определенное направление. Наверное, этот элемент действительно можно назвать "главным".
Instagram: @alexandr__zubarev
|
|
Партнеры проекта |
|
Другие сейчас читают это: |
| | |
|
Партнеры проекта |
| Это интересно |
| | |
|
|