Главная
Блоги
  Войти
Регистрация
     


Психология жизни

Последние 7, 30 поступлений.
Как полюбить себя и обрести успех в жизни
Вернись я все прощу
Переизбыток полезности
Как перестать есть на эмоциях?
Шесть причин слабости
Как увеличить пространство интерьера
Как создать мощный поток клиентов
 Дневник мудрых мыслей  Общество успешных  Страница исполнения желаний  Анекдоты без цензуры  Генератор Позитива
Партнеры проекта
 







Партнеры проекта
Главная> Магия, гадания, непознанное>Работа со сновидениями

Работа со сновидениями


Instagram: @alexandr__zubarev
Работа со сновидениями
Мой подход к работе со сновидениями сформировался под влиянием многих психологических течений. Пожалуй, даже не только психологических, но и философских, и, отчасти, эзотерических. Ведь, чтобы говорить о том, какова цель сновидений и, как она ими достигается, надо иметь представление о душевном устройстве человека. А в моем случае это представление носит скорее философско-мистический характер, чем строго психологический. Психолог работает со сновидениями, всегда опираясь на свое представление о структуре и динамике психики. Надо сказать, что не существует правильной теории сновидений, как не существует в психологии и правильной теории личности. Каждый психолог разрабатывает ее для себя сам, конечно, основываясь на более фундаментальных разработках. У меня тоже к сновидениям свой собственный подход. Я не говорю, что придумал что-то новое. Нет, мой вариант - это солянка из того, что мне понравилось в чужих подходах и, что удалось приспособить для себя.

Как и положено, все эксперименты по началу ставились на самом себе - именно мои собственные сновидения были первичным материалом для анализа. Рассказывать о том, каким мне видится устройство души, не буду - это предмет отдельного разговора. Скажу лишь, что, по моему представлению, психика стремится к равновесию, и когда человек чрезмерно развивает или, наоборот, подавляет какой-то аспект своей личности, то разными способами психика стремится вернуть человека на "путь истинный". Сновидения - это первая ласточка. Сначала душа через сновидения тихонечко подсказывает человеку, что идет не так в его жизни. А если человек намеков не понимает, душа использует более мощное средство - тревожные сны, а на следующем этапе - кошмары. Можно сказать, что цель сновидения - удержать человека от впадения в крайности и помочь реализовать заложенный в него потенциал. С такой позиции, вполне очевидно, что, понимая язык своих сновидений, человек может обойти очень многие мели на своем пути. Анализом и работой со сновидениями мы и займемся. Сновидения я рассматриваю, как тщательно поставленные спектакли с глубоким метафорическим смыслом.

Действующие лица и отдельные объекты таких постановок - это отдельные аспекты личности, а разыгрываемая ими драма - это иллюстрация к связям и взаимоотношениям между этими аспектами, рассказанная эзоповым языком. Пользуясь другой терминологией, можно сказать, что каждый образ сновидения (персонаж или пассивный объект) - это метафорическая персонализация какой-то психической структуры. То есть, все происходящее в сновидении - это отображение происходящих в душе процессов. Поэтому, я очень осторожно отношусь к "вещим" снам. Я не говорю, что их не бывает - бывают, но только редко. Когда во сне мы видим, допустим, смерть знакомого человека, это ничего не говорит о состоянии здоровья того человека и не предупреждает о надвигающейся беде. Это может означать, что, в метафорическом смысле, для нас "умерла", то есть, утратила значение, какая-то наша часть или установка, которая изображен а в сновидении в виде знакомого человека. Ну, или что-то подобное. Для меня, сон - это обратная связь со своей душой. Очень эффективная связь. Как и любой спектакль, сновидение имеет свой сценарий - последовательный динамический сюжет. Во сне мы видим не статическую картинку, а события, разворачивающиеся на той или иной сцене.

Как я уже говорил, для понимания сновидения нам важны, во-первых, отдельные значимые образы, во-вторых, динамика и смысловая нагрузка их взаимоотношений. Я рассматриваю каждое сновидение, как повествование, у которого есть завязка, кульминация и развязка. Кульминация - самое важное, что происходит во сне; завязка - это предыстория событий, а развязка - это последствия, которые, вероятно наступят, если человек ничего не изменит в своей жизни. Структура сюжета может быть и другой, но, так или иначе, изучение и анализ структуры - это первый этап при моей работе со сновидением. Только, узнав структуру сюжета и описав основные связи между образами сновидения, можно продолжить работу - поиск смысловой нагрузки. Забыл упомянуть важную деталь - для понимания сновидения очень важны те эмоции и чувства, которые человек испытывал во сне и сразу после того, как проснулся. Эмоции и чувства - гораздо более важны для понимания смысла тех или иных образов сновидения, чем их визуальное изображение. Например, совершенно жуткого вида чудовище, при всем при том может вызывать чувство спокойствия и безопасности, а, безобидно выглядящая телефонная трубка, вызывать панический ужас. Поэтому говорить о сновидении, не обращая внимания на испытанные человеком чувства, - это трата времени.

Возьмем для примера такой сюжет: девушке снится, что она находится в центре огромного города; вокруг много людей; в какой-то момент она поднимает голову и видит, что в небе висит прекрасный белоснежный дворец; она испытывает радостные чувства, восхищается этим дворцом; потом она поворачивается к людям, которые находятся рядом и пытается привлечь их внимание к этому дворцу, поскольку никто на него не обращает внимания; люди реагируют прохладно и в тот момент, когда девушка снова смотрит на дворец, она видит на его месте скучное желтое здание; дворец исчез; девушка испытывает разочарование и опустошение. Сначала рассмотрим структуру сюжета. Девушка видит, что-то прекрасное волшебное воодушевляющее, потом по какой-то причине она хочет привлечь внимание окружающих, а, когда ей это удается, видение сменяется на что-то малопривлекательное. Еще короче - есть положительный образ, девушка совершает действие, образ сменяется на нейтральный. Завязка - большой город, дворец в небе, воодушевление, кульминация - попытка привлечь внимание и трансформация дворца в простой дом, развязка - разочарование и опустошение.

Проделав такую работу, мы уже прошли половину пути к пониманию послания, которое душа хочет донести до сознания. Во многих случаях, можно остановиться на этом этапе, поскольку дальше все становится очевидным. С нашим примером тоже можно сделать некоторые выводы - девушка совершает ошибку, желая поделиться своим видением с людьми. Она хочет, чтобы все вокруг радовались и восхищались так же, как она (материал для дальнейшего анализа). А, передав свое видение посторонним людям, она вдруг обнаруживает потерю его ценности. Когда она пытается рассказать всему миру о том, что видит у себя в душе, она растрачивает энергию. Ее ошибка в желании поделиться, в неумении довольствоваться единоличным переживанием своего видения. Вместо того чтобы отдаться ему полностью, она бросается к людям с восклицанием - "Смотрите! Смотрите!", а в результате, ни люди не видят ничего особенного, ни она сама. И приходит разочарование и опустошение.

Кратко можно сказать, что, вероятно, девушка в жизни пытается донести до окружающих ее людей свои внутренние переживания и образы, а, проделав это, она обесценивает их для себя и утрачивает с ними связь. Пытаясь словами выразить невыразимое, человек тратит силы и теряет то, что он пытается выразить. То, что казалось важным и волшебным (дворец), после попыток объяснить и передать это другим, превращается в пустую бессмыслицу (простой дом). Оговорка - в данной трактовке сделано допущение, что люди из сновидения соответствуют реальным, пусть не конкретным, людям. Может быть и другой вариант - люди могут указывать, скажем, на общественное мнение, в глазах которого девушка и пытается "оправдать" ценность своего видения. Чтобы определиться более точно, нужно учитывать жизненный контекст сновидицы. На многие вопросы можно ответить, просто зная, какую жизнь ведет человек, чем занимается и, что с ним вообще в данный момент происходит. Однако надо учитывать, что далеко не всегда сюжет разбирается так просто. Чаще, без дополнительной работы над отдельными образами к пониманию сновидения прийти не получается. Кстати, вполне надежным критерием правильной трактовки сновидения может быть реакция сновидца на сделанные выводы. Если реакция отсутствует - то есть человек не чувствует внутри никакого отклика на предложенную трактовку, значит что-то в ней не так, что-то упущено или понято не верно. Так вот, если "инсайт" не наступает сразу, приходит время следующего этапа. После того, как определена структура и выделены основные действующие лица и их взаимоотношения, можно приступить к их анализу.

Тут есть два дополняющих друг друга подхода. Первый - поиск индивидуального смысла каждого отдельного образа, второй - определение смысла с точки зрения коллективного символизма. В обоих случаях, каждый образ изучается, сначала, отдельно, а потом во взаимосвязи со всеми остальными образами и общим течением сюжета. При поиске индивидуального смысла, обычно пользуются техникой ассоциаций на образ (это отличается от психоаналитической техники свободных ассоциаций). Не надо понимать поиск ассоциаций буквально, как подбор слов-ассоциаций к слову-образу. На самом деле все может происходить иначе (хотя и подбор слов-ассоциаций тоже может быть эффективным). Напомню, что за каждым образом сновидения стоит некая психическая структура - это может быть установка, комплекс, какое-то чувство или любая другая заморочка. Так вот, понять смысл образа - значит, докопаться до того, на что этот образ указывает. Поскольку жизненный опыт у каждого человека свой, один и тот же образ сновидения может у разных людей указывать на совершенно разные вещи.

Например, у кого-то образ собаки связан с преданностью и дружбой, а кого-то с волками и опасностью. Поэтому, поиск индивидуального, вытекающего из личного опыта, смысла - второй по важности момент при анализе сновидения. Чтобы нащупать глубинный индивидуальный смысл образа я, обычно, предлагаю человеку закрыть глаза и погрузиться в созерцание этого образа, а потом описать те чувства и мысли, которые он вызывает. Часто, эффективным бывает другой подход - поиск для образа параллелей из реальной жизни, того, что созвучно этому образу или как-то его напоминает. И тот, и другой подход в итоге приводят к личной смысловой нагрузке образа. Гештальтисты здесь предлагают еще один вариант, который мне кажется интересным - человека просят рассказать свое сновидение с точки зрения каждого отдельного образа и попытаться описать все те чувства, которые он (образ) испытывает. Как и все остальные практики в гештальт-терапии, такое проговаривание должно происходить в такой форме, как если бы сюжет сновидения развивался в данный момент. Сам я этой техникой еще не пользовался, но чувствую, что она может быть очень эффективной.

Когда индивидуальный смысл всех образов (различные взаимодействия между объектами сновидения - это тоже образы; с ними надо проделывать ту же работу) более-менее ясен, можно посмотреть на них с точки зрения коллективной символики. Отличие здесь в том, что смысл коллективных символов не зависит от опыта отдельного человека. Многие образы могут иметь общечеловеческий смысл. Подробно об этом надо читать К. Г. Юнга - это его область исследований. Таких символов не очень много. Юнг группировал их по соответствию тому или иному архетипу (суть этого понятия тоже смотрите в работах Юнга). Возьмем еще раз наш пример. В нем можно увидеть два ярких образа, созвучных по смыслу - это центр большого города, в котором происходит действие и волшебный дворец. Подробно расписывать символику этих образов не буду - по этому вопросу можно книгу написать целую книгу. Ну, а вкратце, эти образы указывают на центр психики (Самость, по Юнгу) - самую глубинную сердцевину человеческой души.

То, что девушка оказалась в центре города и стала свидетельницей волшебного зрелища, возможно, указывает на то, ей удалось наладить какую-то связь со своей Самостью (в христианстве это назвали бы связью с Богом), но в силу совершаемой ей ошибки, она постоянно эту связь обрывает. Обычно, анализ коллективного символизма сновидения приводит к проблемам более глобальным, к каким-то экзистенциальным вопросам, которые стоят перед человеком (об тоже разговор отдельный и долгий). А поиск индивидуального смысла выводит на поверхность актуальные (текущие) психологические проблемы человека. Примерно таким вот образом происходит моя работа со сновидениями. Осталось упомянуть только несколько деталей, которые надо учитывать. Часто одно и то же сновидение повторяется несколько раз в течение жизни - это надо расценивать, как указание на особую важность того сообщения, которое оно пытается передать. Кошмары - это более жесткое предупреждение, которая психика делает сновидцу. А если кошмар заканчивается тем, что человек просыпается от страха - это говорит о том, что психика начинает терять терпение. Здесь уже можно начинать волноваться за свое душевное благополучие.

Многие сновидения на столько мимолетны, что не оставляют следа после просыпания или запоминаются отрывочно, или в них нет сюжета а только отдельные пустые образы. Такие сновидения можно считать не важными, но только в том случае, если они не вызывают тревожного состояния у сновидца. Отсутствовать вообще сны могут по одной причине - душевная тупость или, если угодно, черствость. Если вам не снятся сны, значит, вы их слишком долго учились игнорировать. Короче, это плохо. По идее, у человека постоянно должен идти диалог со своей душой с помощью сновидений.

Конечно, есть люди, которые со временем находят более эффективные средства для ведения такого диалога, но это люди редкие. В этом смысле, важно такой диалог налаживать и поддерживать. Сновидец и его душа - это, как два собеседника. Если один не внимателен к другому, то беседа быстро заходит в тупик. Кому от этого хуже, догадайтесь сами. Вариантов и техник налаживания продуктивного сотрудничества со своей душой тоже много. Например, можно сны зарисовывать или, хотя бы, просто записывать. В принципе, подобные техники можно использовать и в тех случаях, когда человеку "не снятся" сны или их сюжет слишком запутан и не ясен. Когда общение налажено, язык сновидения становится простым и понятным. Сложность и навороченность сюжета - признак того, что слишком много накопилось такого, что душа хочет сказать человеку. Все. Хватит. Есть масса других тонкостей и важностей, но расписывать их все - лень. И без того масса книг по этому вопросу уже написана. А для тех, кто еще только хочет попробовать анализировать свои сны, намек - оно того стоит! Приз велик.

Артем Кримнус


Instagram: @alexandr__zubarev



Работа со сновидениями
добавлено : 13.07.2007
обращений к странице: 14830
автор: www.gilbo.ru || комментарии [2] || распечатать || обсудить в форуме
загрузка...
Ваше мнение о статье
Ваше имяЕmail 
Сообщение

комментарий: 07.11.2007 2:14:18

А что, если видишь сразу два сна параллельно? читать

Mari

комментарий: 13.07.2007 10:02:26

Очень интересная статья, мне очень понравилась. Нечасто можно встретить хороший, продуманный, четкий рассказ на такую сложную тему, обычно или что-то несерьезное или очень неясное. Спасибо читать

Наташа



Партнеры проекта
Другие сейчас читают это:
Партнеры проекта
Это интересно
Партнеры проекта
 
 
ГРЕХИ и СОЖАЛЕНИЯ ЕСТЬ МЕЧТА? ЦЕЛЬ? Я БЛАГОДАРЮ ДНЕВНИК МУДРОСТИ
  • Не горожусь тем, что я такая лицемерка. Хожу в школу, всем улыбаюсь и говорю какие они хорошие, а на самом деле ненавижу их всех до одного! Что учителей, что о...
  • завидую всем,кто чего-то добился и как-то реализовался.называю людей дураками и везунчиками,хотя понимаю,что они много работают и получают то,чего хотят,а я сиж...
  • Я хочу покончить с жизнью... и я это сделаю
  • Ya ochen xochu viiti zamuj za bogatogo oligarxa I jit s nim dolgo I shastlivo!!! Da budet tak!!! Amen!!!
  • хочу взаимной и искреной любви
  • A rllonig stone is worth two in the bush, thanks to this article.
  • Я благодарю Господа Бога, Пресвятую Богородицу, всех Святых, АНГЕЛОВ-ХРАНИТЕЛЕЙ за сына, за то, что он приехал , всё благополучно. Спасибо, Господи, за всё. Спа...
  • Вселенная я благодарна тебе за то что, у меня уже сегодня сейчас есть деньги полностью расчитаться с Лешей Ковалевым за офис, я смогла забрать всю свою мебель и...
  • Я благодарю Господа Бога за всё,чем он меня облагодетельствовал в ответ на мои молитвы! Спасибо большое и Ангелам нашим-хранителям.
  • Лидерству нельзя научить, ему можно только следовать! ...
  • Существует Она, которую я называю Прекрасная Женщина.
    Ее главный талант- способность любить.Она страдает, умирает от любви, чтобы воскреснуть и начать все в......

  • You"ve gotten one of the better webpages.|...
  • КНИГИ НА ФОРУМЕ АНЕКДОТЫ ТРЕНИНГИ
  • Как дважды два Основы пикапа...
  • Слова...
  • Посланник...
  • Неудачник...
  • Практика магов...
  • 09.09.2021 23:32:36 Кто кончил в меня вчера?...
  • 09.09.2021 22:57:46 как бросить пить пиво после работы?...
  • 03.09.2021 15:11:17 Как похудеть на 5-12 кг за месяц...
  • FraGGod: Прикинь, мне мыло от премьер-министра UK пришло
    Ti: Что, предлагает увеличить?
    читать все анекдоты
    Партнеры проекта
    Подписка
     Дневник мудрых мыслей  Общество успешных  Страница исполнения желаний  Анекдоты без цензуры  Генератор Позитива
    PSYLIVE - Психология жизни 2001 — 2017 © Все права защищены.
    Воспроизведение, распространение в интернете и иное использование информации опубликованной в сети PSYLIVE допускается только с указанием гиперссылки (hyperlink) на PSYLIVE.RU.
    Использование материалов в не сетевых СМИ (бумажные издания, радио, тв), только по письменному разрешению редакции.
    Связь с редакцией | Реклама на проекте | Программирование сайта | RSS экспорт
    ONLINE: Техническая поддержка и реклама: ICQ 363302 Техническая поддержка 363302 , SKYPE: exteramedia, email: psyliveru@yandex.ru, VK: psylive_ru .
    Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика