Мы все любим своих детей и желаем видеть их счастливыми. Какого счастья мы желаем своим детям и что мы понимаем под счастьем? Попробуйте сами ответить на этот вопрос. Ответили? А теперь посмотрим, что понимают под счастьем дети. Хорошая семья, дружба, взаимопонимание, взаимопомощь и любовь составляют 51 % высказываний детей о счастье, 18 % связаны с успехами в учебе и работе, 17 % - с материальным обеспечением и 13% - это высказывания, связывающие счастье с эмоциональным состоянием. Эти данные являются результатом опроса 7-16-ти летних детей, который проводился мною три года назад.
Как видим, не материальное обеспечение и карьера являются основными условиями счастья наших детей. Для детей приоритетными являются человеческие отношения. Совпадают ли наши представления о счастье с представлениями детей? Думаю, что в большинстве случаев нет. Но очень хочется надеяться, что совпадают. Вот за этим, на первый взгляд безобидным несовпадением, и скрываются проблемы, которые могут стать причиной различных бед. И если мы не хотим быть врагами собственных детей, то должны хотя бы попытаться разобраться не только в банковских счетах, марках машин, в том, где и как провести время, а и в том, что может произойти или уже происходит в душах наших детей. Мне бы очень хотелось поделиться своим опытом матери и психолога, научить наших детей и подростков, может быть, от чего-то предостеречь, о чем-то предупредить. Одним из важнейших свойств человека является его способность различать добро и зло, черное и белое, выработать отношение к себе, к людям, к их поступкам и поведению. Это необходимо для того, чтобы не потеряться в мире человеческих отношений, иметь дружную семью, близких людей, а значит быть счастливыми. Эта способность лежит в основе представлений о том, каким должен быть человек. В психологии это называется образом человека.
Как происходит формирование представлений о человеке? Откуда берутся образы, которые впоследствии могут стать собственной системой представлений о себе, людях, мире? Когда ребенок появляется на свет, родители его растят и воспитывают. Они говорят ему, что это делать хорошо, а вот это - плохо, давая свою оценку, читают книжки, где герои являются носителями добра и зла. Так постепенно начинают выстраиваться зачатки представлений о человеке, о добре и зле. Главным же носителем этих представлений для детей дошкольного возраста являются родители. Они - образец для подражания. Затем ребенок идет в школу. Он уже научился читать. Вот здесь и начинаются или могут начаться проблемы. Родители уже не читают детям книжки, дети, как показывает опыт, тоже; уроков литературы как основного источника образов в лице героев произведений нет, нет положительных примеров для подражания. Их уже нет и в лице родителей. Да, есть уроки этики, на которых рассматриваются этические проблемы, представляющие собой «голое» обсуждение тех или иных понятий, не затрагивающее детей эмоционально, не несущее образы, что превращает этику в систему отвлеченных, не затрагивающих душу представлений.
Такие уроки носят в основном информационный характер и не могут заменить уроки литературы, которые несут образы и на примере героев учат ребенка, проникают в душу, затрагивают его эмоционально. Вы не задумывались, почему все люди читают художественную литературу? Откуда такая потребность? Людям нужна постоянная сверка, сравнение с тем, что тождественно их душе, что в ней находит отклик. Эта идеальная связь обеспечивает ей стабильность и дает силы и возможность действовать в соответствии со своими идеальными представлениями. Это чисто человеческое качество, отсутствующее у животных, позволяет человеку жить в соответствии со своими принципами, идеальными образами, ценностями. Детям, особенно подросткам и юношам, которые еще не научились этому, особенно необходим такой образ, образец для подражания, идеал, без которого они не могут нормально развиваться. Формированием идеалов специально никто не занимается, а как известно, «свято место пусто не бывает», вот и берет на себя главную воспитательную функцию современное информационное пространство в виде телевидения, рекламы, компьютера и других медиумов, которые «прекрасно» справляются с функцией создания идеалов.
Какие идеалы несет нам медиум, ясно даже непосвященному при одном взгляде на рекламу, журналы, газеты, за которые иногда становится стыдно перед детьми. Однако это ясно далеко не всем. Как-то я обратила внимание одного папы на рекламу, где было устрашающее изображение смерти. На что он сказал: «Ну и что? Я на это не обращаю внимания». Он-то не обращает внимания, а дети обращают. Еще один случай. Недавно наблюдала, как несколько 11-12-летних детей остановились перед рекламой, где изображен голый дядя, едва прикрывающий свои «достоинства». Дети, хихикая, показывали пальцами на указанное место. Значит, это позорно, стыдно. А ведь именно чувство стыда отличает людей от животных. И как показывает современный медиум, именно это чувство часто отсутствует у взрослых. Мера прикрытости тела пропорциональна мере стыда, а соответственно мере человечности у людей, делающих эти картинки. Но является ли это достаточным основанием, оправдывающим растление детских душ? Как-то мой 16–летний сын рассказал мне, что в школе им было предложено следующее задание: оценить и проанализировать плохое сочинение, т.е. найти в нем недостатки. Он сказал, что не увидел в сочинении ничего плохого. Почему? Ответ он нашел сам: «Если бы нам дали сначала образец хорошего сочинения, тогда бы я смог увидеть недостатки плохого, иначе я их не вижу».
В этом понимании и заключается основная суть воспитания: для того чтобы оценить происходящее и окружающее, необходимо дать пример хорошего, точку отсчета, которая позволит заметить все негативные отклонения, даст возможность увидеть плохое и отличить его от хорошего. Как в случае с плохо написанным сочинением. Без этого ребенку трудно разобраться в ситуации, людях, самом себе. Особенно опасным в этом отношении является юношеский возраст, так как в этом возрасте идет формирование мировоззрения, поиск себя, своего образа, как говорят психологи, своей идентичности. В современном обществе с распространением плюрализма мнений этот поиск осложнен многоликостью мнений, точек зрений, что может привести либо к кризису, либо к неразвитой идентичности, либо затяжному поиску себя вплоть до наступления старости. Одной из характеристик зрелого человека является сформированный образ себя, сообразный с основными жизненными ценностями и позициями, соответствующими здоровой, неискаженной душе. Этот вопрос особенно важен в наше безобразное время, которое требует от нас особого внимания. Те образы, которые предлагаются сейчас современным информационным пространством через рекламу, телевидение, печатные издания, являются носителями весьма сомнительных смыслов и ценностей. Они вбирают в себя все виды потребления: товары, секс, удовольствия и в то же время насилие, агрессию и даже смерть. Общество сейчас не выполняет воспитательные функции. Общество берет на себя в основном функции информационные и образовательные или, в крайнем случае, коррекционные.
Поэтому семья является единственным институтом, воспитывающим детей и ответственным за развитие их личностей. На чем же должно сосредотачиваться наше внимание? Прежде всего, на осмыслении того, что нас окружает, и того, что вокруг нас происходит. Давайте попробуем вместе разобраться, например, в том, что дети даже дошкольного возраста, не говоря уже о школьниках, отказываются смотреть наши «старые» добрые сказки, детские фильмы и мультфильмы, предпочитая им яркие, динамичные зарубежные. Это характерно не только для детей, живущих в Германии, но и для детей бывшего Советского Союза. Почему? Ответ прост: для того чтобы увидеть внутреннюю красоту, ее оценить и понять, нужна внутренняя работа, которая без помощи родителей может не состояться. Мы сами, собственными руками ставим детей в ситуацию выбора между внешней и внутренней привлекательностью. Детской психике свойственно заражаться внешней привлекательностью и делать ее центром внимания. Как известно, внутренняя красота всегда сокрыта взору из-за своей скромности и деликатности, нежелания навязываться своей эксцентричностью и яркостью красок.
Поэтому свобода выбора здесь очень сомнительна, это скорее привлечение, иллюзия свободы, которая завораживает детей не только яркостью красок и динамизмом, но и внешне благопристойным сюжетом, который, как правило, строится на борьбе со злом. Но как? Отнюдь не через сострадание и мужество, любовь и прощение, а через борьбу, убийства и разрушение. А в соответствии с методами предлагаются и соответствующие образы. Я предвижу сомнения и вопросы со стороны родителей. Нужно-де адаптироваться к тому обществу и той культуре, в которой ребенок живет; иначе ему будет трудно, он должен уметь работать не только головой, но и «локтями». Однако ни одному из родителей не хотелось бы, чтобы эти локти толкали его или его детей. В чем же должна заключаться адаптация к новым условиям? Как это ни парадоксально звучит, но самая лучшая адаптация к новой культуре – это усвоение родной. Ведь успешная адаптация - не разрушение прежних ценностей и создание новых, как правило, это невозможно, а создание внутренне гармоничного устроения. На языке психологии это называется созданием психически здоровой личности. К сожалению, существует глубочайшее заблуждение в том, что адаптация к новой культуре заключается в усвоении ее культурных норм и ценностей, растворении, замене старых представлений новыми. Но это же не механизм, где старый винт можно заменить новым. Духовные ценности обладают свойством стабильности. Даже если согласиться с новыми истинами, старые не заменяются, а вытесняются. Они будут давать о себе знать какой–либо осознанной или неосознанной неудовлетворенностью, внутренним разладом, чувством, что что-то не так. Вроде бы всё хорошо, а всё-таки что-то не так. Большинство культурных программ и тренингов, целью которых является адаптация иммигрантов к новой культуре, построены на насаждении новых культурных норм, правил и ценностей без учета специфики родной культуры. Идет ломка прежних культурных норм и насаждение новых. Вместо гармонизации личности через укрепление ее основ, фундамента идет выстраивание мозаичной системы представлений.
Так называемая маргинальная психика приводит к раздвоенной системе ценностей, двойной морали и соответственно к легко управляемой личности. Как дерево не может жить без корней, так и человек не может полноценно существовать без стабильных и устойчивых представлений, которые являются фундаментом цельной и целостной личности. Эти представления закладываются уже в 7-8 летнем возрасте. Только внутренняя цельность и гармония поможет человеку преодолеть возникшие трудности, с уважением и пониманием отнестись к особенностям новой культуры, понять неизбежность культурных различий и без боязни действовать. Смысл успешной адаптации подобен иммунитету, который защищает организм от болезнетворных, не свойственных организму тел. Так и наши ценности и представления дают возможность не рассыпаться нашей личности, делают ее более жизнестойкой, дают возможность действовать в соответствии с ними, сохранив неповрежденной ее целостность. Первое, что необходимо сделать, это создать в семье пространство родной культуры: говорить на родном языке, читать, смотреть фильмы, не соблазняя детей сомнительным выбором. Эта свобода выбора тем сомнительнее, чем более внешне привлекательна альтернатива. Какой же здесь выбор, это не выбор, а привлечение. Насаждаемые образы могут заполнить пустоту. А когда есть усвоенная истина, не так легко туда проникнуть. Несите своим детям то, что так свойственно душе человека: доброту и свет, мужество и скромность, любовь и сострадание. В своем лице, в образах героев литературы. Это те качества, которыми хотел бы обладать каждый человек без исключения. А если не он сам, то хотел бы видеть их в своих близких. Эта именно та полнота, которая и позволит человеку сделать правильный выбор.
Ирина Коган (Мюнхен)
Instagram: @alexandr__zubarev