Главная
Блоги
  Войти
Регистрация
 
Главная> Наши дети>ШКОЛА БЕЗ СТРЕССА

ШКОЛА БЕЗ СТРЕССА


Instagram: @alexandr__zubarev
ШКОЛА БЕЗ СТРЕССА
Как сберечь здоровье школьника в нелегком процессе обучения? Как учеба воздействует на мозг ребенка? Эти и другие вопросы школьного обучения с учетом особенностей детской психологии стали центральной темой "круглого стола", организованного на прошлой неделе Московским центром развития русского языка. Дискуссия была организована в рамках проекта "Школа без стресса", который центр осуществляет с прошлого года. Проект "Школа без стресса" адресован образовательной среде.

Его целью является поиск путей создания в школе комфортных условий для всех участников образовательного процесса, позволяющих не только достичь высоких результатов в сфере обучения, но и сберегающих физическое и психическое здоровье. В рамках проекта его участники вырабатывают меры профилактики и коррекции трудностей обучения детей, связанных с особенностями формирования их психики, профессиональной подготовки и переподготовки учителей в свете новейших научных представлений о развитии мозга ребенка. Педагоги и психологи обсуждали, полезно ли загружать ребенка учебой или излишние нагрузки могут повредить психику ученика. Помимо специалистов "узкого профиля" в мероприятии приняли участие министр образования Андрей Фурсенко, ректор Государственного университета Санкт-Петербурга Людмила Вербицкая и другие руководители учебных заведений. В современной школе ребенок уже к концу первого класса утрачивает свойственный этому возрасту оптимизм, а виноваты здесь не только слишком озабоченные продвижением новых методик педагоги, но и родители, которые хотят всего и сразу.

Директор Института мозга РАН Святослав Медведев рассказал, что перегрузки в учебе могут иметь для ребенка самые плачевные результаты. "Яркий тому пример - олимпийцы. Эти люди к тридцати годам абсолютно больные просто потому, что подвергаются несвойственным для человека нагрузкам", - поведал Медведев. Ситуация со школьным обучением, заметил он, совершенно аналогичная - в случае перегрузок в школе ребенок может запросто "заработать" невроз, а в отдельных случаях даже сойти с ума. С ним согласился и заведующий лабораторией нейрофизиологии Института психики РАН Юрий Александров. По его словам, у человеческого мозга есть свойство "отбирать" резервы из других сфер - вплоть до сфер физического развития, и направлять их на сферу наибольшей нагрузки. Специалисты также рассказали, что ребенка ни в коем случае нельзя "вырывать" из естественного жизненного ритма - это чревато повреждением психики и проблемами со здоровьем. К примеру, рассказали ученые, известен такой факт. Индейцы с Аляски, которых буквально насильно обучали в университете и заставляли работать на заводе, жили всего по 30 - 35 лет.

"Организм построен на сбалансированности, а любое отклонение от нее гарантирует болезнь", - в один голос заключили специалисты. Резюме пятичасового разговора: школьные учителя почти ничего не знают об особенностях мозга ребенка, не учитывают их и школьные программы. "Советская педагогика тоже мало опиралась на знания физиологов, - сообщила директор Института возрастной физиологии РАО, доктор биологических наук Марьяна Безруких. - Она строилась в основном интуитивно, часто методом проб и ошибок. Получился такой многолетний естественный эксперимент. А вот в дореволюционные гимназии брали учеников с 9 лет, и это было, с нашей точки зрения, правильнее". Безруких процитировала Ушинского, который еще в 1875 году сетовал на то, что воспитание мало "черпает из источника" научных знаний об организме ребенка. Сегодня этих знаний достаточно лишь для того, чтобы указать на ошибки. О применении их на практике говорить пока не приходится.

До сих пор российское образование держится на устойчивых мифах, давно опровергнутых наукой. На них опираются и простые учителя, и педагоги-новаторы, и чиновники. Каждый выбирает то, что ему по душе. Начнем с банального - "повторенье - мать учения" (немногие, кстати, знают завершение - "и прибежище ослов"). Наука говорит, что повторение может быть совершенно бесполезным и даже произвести обратный эффект. "Все зависит от того, спустя какое время после первого запоминания ученик будет повторять материал, - объясняет известный психофизиолог, профессор Юрий Александров. - На разных этапах консолидации памяти этот процесс может протекать по-разному. Ученым еще предстоит установить, с какими перерывами должны обучаться дети". Оказывается, полностью противоречат физиологии ребенка скорочтение и безотрывное письмо (когда учатся писать, не отрывая руки от бумаги), которые сегодня активно практикуются в начальной школе.

Оптимальная скорость чтения - 80 слов в минуту, ученику же предлагают прочитать 120. "Кто высчитал эти 120 слов, когда?! Кто внес это в программу?" - недоумевает Марьяна Безруких. Она рассказала и о более стойких мифах, которые укоренились не только в школьной практике, но и в сознании людей. Главный - о том, что существуют "возрастные окна", когда мозг лучше всего воспринимает информацию, и поэтому интенсивное обучение иностранным языкам нужно начинать как можно раньше - между 2 и 6 годами. Современные исследования говорят об обратном - мозг в это время еще не сформировал навыков, необходимых для усвоения второго языка. Этот факт подтвердила и профессор СПбГУ, заместитель руководителя кафедры общего языкознания Татьяна Черниговская, лингвист и биолог. Кстати, спешка проявляется не только в образовании. Ученые уверены: к 18 годам мозг молодого человека "функционально не готов справиться с ситуацией, которая его ожидает в армии, но если оттянуть призыв на два года, то многих проблем просто не было бы". Еще один миф - о безграничных возможностях мозга - развенчал директор Института мозга человека, член-корреспондент РАН Святослав Медведев: "Компьютер при выполнении некорректной задачи выдает сообщение об ошибке, а человеческий мозг продолжает работать. Но работает он уже в совершенно другом режиме, пытаясь преодолеть возникшее противоречие.

Это может привести к неврозу и более серьезным нарушениям работы нервной системы". Мнение специалистов обязательно будет учтено при корректировке методик обучения. Таким образом, у российских школьников появляется шанс на то, что после получения аттестата зрелости им не потребуется бороться с последствиями чрезмерного стресса.

Олег Радюк


Instagram: @alexandr__zubarev



ШКОЛА БЕЗ СТРЕССА
добавлено : 31.10.2007
обращений к странице: 10309
автор: www.controllingstress.com.
загрузка...
Ваше мнение о статье
Ваше имяЕmail 
Сообщение


PSYLIVE - Психология жизни 2001 — 2017 © Все права защищены.
Воспроизведение, распространение в интернете и иное использование информации опубликованной в сети PSYLIVE допускается только с указанием гиперссылки (hyperlink) на PSYLIVE.RU.
Использование материалов в не сетевых СМИ (бумажные издания, радио, тв), только по письменному разрешению редакции.
Связь с редакцией | Реклама на проекте | Программирование сайта | RSS экспорт
ONLINE: Техническая поддержка и реклама: ICQ 363302 Техническая поддержка 363302 , SKYPE: exteramedia, email: psyliveru@yandex.ru, VK: psylive_ru .
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика