Главная
Блоги
  Войти
Регистрация
 
Главная> Карьера и Успех>Молодой специалист: плюсы и... плюсы

Молодой специалист: плюсы и... плюсы


Instagram: @alexandr__zubarev
Молодой специалист: плюсы и... плюсы
Время поиска работы - тяжелое и беспокойное время для всех. Опытные профессионалы и начинающие специалисты волнуются, стремятся произвести благоприятное впечатление на работодателя, с надеждой ожидают результатов собеседования. Конечно, соискатели, имеющие солидный профессиональный опыт, тревожатся меньше. Они уже состоялись как специалисты и почти уверены: не сегодня так завтра работу себе обязательно найдут. Для них смена работы, как правило, связана с поиском лучших условий труда, более высокой заработной платы и интересной работы.

Сложнее приходится тем, у кого, кроме желания работать и зарабатывать, ничего нет - выпускникам училищ, техникумов, вузов. Буквально в каждом объявлении о вакансии содержится требование к опыту работы по специальности "от года, трех, пяти лет". Отсутствие опыта представляет серьезную проблему для этой категории соискателей не только в практическом, но и в психологическом плане. Поэтому подробнее остановимся на настроении молодых специалистов в период поиска работы.

Все познается в сравнении

Требование обязательного опыта работы по специальности вызывает у некоторых соискателей не только отчаяние, но и возмущение в адрес работодателя: "Откуда я возьму этот опыт? Ведь я только окончила институт. Вот пусть они примут меня на работу, тогда и появится опыт".

Остается вспомнить золотое советское время, когда в стране вообще не существовало безработицы и каждому выпускнику техникума или вуза было гарантировано рабочее место. Сейчас родители наших молодых соискателей с грустью вспоминают это, глядя на своих детей, вынужденных обивать пороги кадровых агентств и фирм-работодателей. А когда-то сами родители по окончании учебного заведения стремились всеми правдами и неправдами "откосить" от распределения в какой-нибудь "почтовый ящик", потому что где работать, в какой должности и за какую зарплату, решал кто угодно кроме самого молодого специалиста.

Как быстро забывается, что время, отпущенное государством на профессиональную адаптацию, совершенствование полученных в институте знаний и навыков, было потрачено на службу в качестве посыльного у старших коллег и спасение урожая на бескрайних полях и овощных базах Родины. Помню, как через год работы по распределению меня вызвал начальник и сказал: "Решай сама: если мы сейчас прибавим тебе 3 рубля к зарплате, то уже не сможем прибавить 5 через 2 года, когда у тебя закончится распределение". Почти как у Карцева про раков, не правда ли? Возможно, при моей тогдашней зарплате 3 рубля сегодня или 5 рублей завтра казались руководству великим счастьем. Я этой точки зрения не разделяла, но уйти было некуда, да и невозможно - надо мной висели еще два года "обязаловки". И все это время во второй половине воскресенья у меня при мысли о завтрашнем рабочем дне настроение портилось с завидной регулярностью.

Возможно, кому-то повезло больше, чем мне, и все с самого начала сложилось удачно: мудрые наставники, интересная работа, хорошая зарплата и блестящие карьерные перспективы, но таких счастливчиков в то время было немного. Как, впрочем, и сейчас не все ищут работу через кадровые агентства или по объявлению - папа, мама, тетушка или дядюшка не оставят "ребенка" на произвол судьбы.

Что плохого в сегодняшней ситуации - вы знаете и сами, а задумывались ли вы, что в ней хорошего? Два месяца назад руководство солидной (как утверждается в ее рекламных объявлениях) фирмы, в которой я проработала без малого 8 лет, "осчастливило" меня 6-рублевой прибавкой к жалованью, первой после кризиса 1998 года. Как известно, наша жизнь проходит по спирали, но не все в ней повторяется, как в зеркале. Мы расстались по-английски - без объятий и поцелуев, но и без скандалов, конечно. Я почти спокойна за своих бывших работодателей (им еще предстоит искать специалиста на мое место) и совершенно спокойна за себя (работу себе я нашла задолго до увольнения и подала заявление, сообразуясь с собственной выгодой и удобством).

"Ну да, конечно, - скажете вы. - Хорошо говорить о свободном выборе, когда есть опыт работы, приобретенный пусть не там, где хотелось, но все-таки без проблем. Попробовали бы вы на нашем месте". Пробовала, меняя не только работу, но и профессию. Дважды начинала "с нуля", без опыта работы, профессиональных навыков и связей и страшно сомневалась: справлюсь ли? Справилась, иначе бы вы не читали эту статью. Так что у меня, как и у многих других в наше время, есть основания утверждать: "Отсутствие выбора работы - страшная штука!", но это кому как нравится.

Давайте не будем отчаиваться и считать свое положение безнадежным, что-то хорошее в нем безусловно есть и обязательно будет, если вы сумеете разумно подойти к ситуации и понять своего будущего работодателя.

Кто же кого выбирает и почему?

Если вам нужна работа, забудьте о своих обидах, возмущении и потребительском подходе к трудоустройству: "Они должны принять меня на работу, обучать, платить зарплату и т.д." Ничего они вам не должны (хотя КЗоТ утверждает обратное), так как в долг у вас не брали, поэтому постарайтесь просто принять завышенные, с вашей точки зрения, требования к опыту работы по специальности. Так будет легче для вас.

Ну разве не понятно, что не у каждого работодателя в современной рыночной ситуации есть время и возможность обучать вас азам профессии? Ну не может он, не может ждать вас месяц, два, год. Ведь в это время кто-то, более квалифицированный, практически будет работать вместо вас, принимая на себя ответственность за вашу работу, исправляя ошибки и улаживая недоразумения с партнерами и руководством. Кому же нужны два специалиста с разным профессиональным уровнем, но с одинаковыми обязанностями и на одной должности?

Конечно, очень неприятно сознавать, а тем более слышать от работодателя, что отсутствие опыта - ваша, а не его проблема. Но это правда, и с ней приходится считаться, как бы горько и цинично она ни звучала. Поэтому постарайтесь сконцентрироваться и убедить работодателя, что и при отсутствии опыта работы вы прекрасно справитесь. Сделайте упор на свою работоспособность (два дня перед экзаменом - прямое тому доказательство), умение осваивать и применять на практике полученную разными путями информацию, легкообучаемость, самостоятельность в решении различных проблем. Да мало ли какие другие полезные качества вы сумели приобрести во время обучения и работы над дипломом!

И пусть вам поможет молитва придуманная американцами: "Господи, дай мне силы пережить то, что я не в состоянии изменить; изменить то, что я не в состоянии пережить и не спутать первое со вторым". Вот и не ратуйте - переживайте, а лучше меняйте и ищите пути решения проблемы сейчас, если не начали искать их еще раньше.

"Хочу быть экономистом..."

Мне не раз приходилось в своей преподавательской практике спрашивать студентов первого и последующих курсов, кем они собираются стать после окончания учебного заведения. Поверьте, ответы были удручающими: "Буду экономистом, юристом, менеджером". Просьба конкретизировать, специалистами в какой области деятельности, в какой организации и должности они предполагают работать, вызывает недоумение. Одна юная особа даже расплакалась: "Я не понимаю, чего вы от меня хотите. Вы не справедливы ко мне и просто придираетесь". Придираюсь не я, "придираются" время и рынок труда, а я терпеливо объясняю, что времена Леонардо да Винчи, великого живописца, скульптора, архитектора, инженера и ученого, прошли. Что юристы, например, бывают разные: "уголовники" и "цивилисты", т.е. специалисты по уголовному и гражданскому праву. Что специалисты с высшим и средним специальным юридическим образованием могут работать на различных должностях в адвокатуре, суде, органах внутренних дел, в государственных и коммерческих организациях, учебных заведениях, журналах и т.д. Что квалифицированный специалист по трудовому праву вряд ли согласится консультировать организацию по правовым вопросам, возникающим в процессе международных морских перевозок или визировать кредитный договор банка. Конечно, юристу фирмы или того же банка приходится заниматься всеми правовыми проблемами деятельности организации - от производственных до проблем персонала. Но, хочет он этого или нет, приоритет отдается основной специальности, все остальное - дополнительно, иначе просто не хватит времени и сил.

"Мы все это будем проходить, - продолжают сопротивляться студенты. - И преподаватель нам все объяснит и расскажет". Хорошая позиция - ждать от преподавателя конкретного решения, кем же я хочу и должен работать! А потом начинается: "Мне скучно и неинтересно, это абсолютно бесперспективное дело. Я выбрал не ту специальность". Кто выбрал, когда и какими критериями при этом руководствовался - вот вопрос. Конечно, преподаватель оценивает своих студентов и может дать дельный совет, какая сфера деятельности вам больше подходит. К этому совету стоит прислушаться, но не стоит забывать, что педагог прежде всего дает знания, и свойство этой профессии таково, что высокий уровень квалификации преподавателя предполагает увлеченность, умение "заразить" своих слушателей или студентов делом своей жизни. Именно оно самое важное, самое нужное и самое интересное - такова жизненная позиция любого хорошего преподавателя.

А вот станет ли она вашей - зависит только от вас. Это вам предстоит решать, обладаете ли вы необходимым для этой работы набором знаний, деловых и личных качеств, сможете ли успешно работать по этой специальности долгие годы, куда и как сможете устроиться на работу, в конце концов.

Меня восхищает строгость и стройность бухгалтерского учета. У нас был прекрасный преподаватель, практик и умница, влюбленный в свое дело, с огромным профессиональным опытом. Я получила "отлично" на экзамене, найдя и исправив ошибку в экзаменационной задаче. Остается добавить, что бухгалтер - одна из самых высокооплачиваемых и востребованных на рынке труда профессий. И что же? Я никогда не буду работать бухгалтером и получать такие деньги. Обидно? Нисколечко. Я точно знаю, что при своей хорошей памяти, усидчивости и обязательности совершенно не умею работать с цифрами. Сдачу при покупках проверяю от случая к случаю, собственный бюджет веду как придется и не слишком планирую свои расходы: сегодня деньги есть - чудесно, завтра не будет - придумаем, как их заработать. Ну какой из меня финансист с таким отношением к жизни? Я слишком экстраверт, меня интересуют люди, а не цифры. К тому же я безумно люблю свою работу и вполне ею довольна.

Только для того, чтобы найти "дело своей жизни" мне потребовалось 15 лет, чего никому из своих студентов, слушателей и вам, дорогие читатели, я не пожелаю, потому что вас

Торопит время

Выступая недавно перед профессорско-преподавательским коллективом и студентами МГУ, один из членов правительства пожелал студентам "побольше учиться и поменьше работать". Прекрасное пожелание. Ничего хорошего в том, что наши студенты вынуждены сочетать напряженную учебу с не менее напряженной работой, нет ни для самих студентов, ни для нашей экономики. Первые подрывают свое здоровье, вторая получает недоученных специалистов, так как жертвовать в этой ситуации приходится качеством и количеством получаемых знаний.

Пожелание не только прекрасное, но и практически невыполнимое в современных условиях. Дело здесь не только в стипендии, на которую невозможно прожить. От 18-20-летних выпускников учебных заведений требуется опыт работы по специальности, хотя бы от года. Когда же приобретать этот опыт, если не во время учебы? Поэтому самые дальновидные и настроенные на карьеру студенты начинают работать с первых курсов, занимая по окончании института довольно солидные должности. Конечно, найти работу студенту вечернего отделения (что уж говорить о "дневниках"!) сегодня очень сложно. Российский работодатель предпочитает брать не только состоявшихся специалистов, но и тех, кто способен работать полный рабочий день и при необходимости надолго задерживаться сверх установленного времени. И все-таки работу курьера, оператора ПК, помощника бухгалтера, преподавателя-почасовика или переводчика найти можно. Даже если эта работа не соответствует вашим профессиональным амбициям, помните, что это всего лишь первая ступень вашей карьеры и вы работаете не только ради денег (которых, чем больше, тем лучше), но и ради адаптации в профессиональной среде, расширения деловых и личных контактов, приобретения опыта. Курьером на втором курсе работать не стыдно, все прекрасно понимают, что вы всего лишь подрабатываете. Значительно сложнее начинать с подобной должностной позиции по окончании учебного заведения - ведь вы уже почти готовый специалист, но без опыта работы нигде не берут.

Как быстро вы продвинетесь по служебной лестнице - зависит от вас, от того, насколько сфера деятельности фирмы близка к вашей будущей специальности, а также от взглядов руководства на карьерные перспективы своих сотрудников. В некоторых фирмах предпочитают "мариновать" своих, предлагая более-менее приличные должности людям "со стороны". Проработав на незначительной должности около полугода, вы вполне можете поставить перед руководством вопрос о своих дальнейших профессиональных перспективах или, оценив их самостоятельно, поискать себе другую работу, где ваше повышение более реально. "Снова курьером?" - ехидно спросите вы. Не менее ехидно повторяем, что это зависит от вас, точнее от вашего умения убедить руководителя, что время, проведенное на работе, и знания, полученные в учебном заведении, не пропали для вас даром.

Закоренелым "ботаникам": даже не помышляющим о работе во время учебы: рекомендуем "на полную катушку" использовать

Золотое время практики и стажировки

Я была поражена юностью и расторопностью медицинской сестры: умудрявшейся во время "драматического" двухчасового удаления зуба (все мы откладываем визит к стоматологу) держать в поле зрения врача, подавая ему инструменты, и одновременно следить за моим состоянием, считая пульс и уговаривая меня "немного потерпеть". Когда этот ужас закончился, она ласково погладила меня по голове и сказала: "Так вас жалко было. Но вот видите, я же говорила, что все будет хорошо". Через несколько дней я пришла в себя и острожно поинтересовалась, как давно она работает и как попала в эту престижную коммерческую клинику: "Ведь здесь, наверное, все "свои"?" - "Нет,- сказала она.- Я пришла "с улицы"." Во время практики в медицинском училище я работала медсестрой в обычной районной поликлинике. Стоматологический центр арендовал там помещение на 6-м этаже. Я заглянула узнать, что и как. Потом стала присматриваться к ним, а они - ко мне. После окончания училища пришла к руководству центра, и меня взяли на стажировку. Два месяца я стояла за креслом, смотрела, как работает врач. Зарплату мне, конечно, не платили - кормили родители, но это время я бы все равно потратила на поиск работы". "И почему они все-таки выбрали именно вас?" - "Говорят, я очень шустрая оказалась". Это точно, сама видела и могу подтвердить. Более подробный комментарий в данном случае, думаю не нужен.

Остается посоветовать молодым специалистам по окончании стажировки или практики запастись рекомендациями руководителя организации или своего непосредственного начальника по месту работы. Эти рекомендации, а также рекомендации институтского руководителя, могут вам пригодится при дальнейшем трудоустройстве.

Теперь рассмотрим самый сложный и, казалось бы, самый безнадежный случай: образование есть, практика оказалась совершенно бесперспективной, опыт работы отсутствует.

Невостребованность специалиста или неумение искать работу

Уверяю вас, безнадежность подобной ситуации только кажущаяся. "Вот вам хорошо рассуждать, а инженеры- железнодорожники сейчас никому не нужны, и я уже полгода после окончания Академии путей сообщения не могу найти работу по специальности. Разве только мастером по ремонту путей или сцепщиком вагонов",- заявил мне слушатель коммерческих курсов. Далее возникла полемика на тему, есть ли смысл сегодня получать высшее техническое образование, тратить силы и время, чтобы благополучно бросить диплом в ящик стола и забыть о нем навсегда. Речь, понятно, шла не об образовании вообще, а о получении коллегой высшем техническом и, с моей точки зрения, очень неплохом образовании.

Полемика бысто зашла в тупик ("Нет, вы меня не убедили. Ну, что железные дороги - важная составляющая экономики страны? Все равно специалисты моего профиля остаются невостребованными"), и ее продолжение было отложено до следующего дня. Напоследок я спросила, какие организации в городе, кроме Министерства путей сообщения, вокзалов, билетных касс и самих железных дорог (шпалы, рельсы, поезда) заняты проблемами железнодорожных перевозок. Молодой человек затруднился ответить, а я пришла домой и сразу сняла с полки городской телефонный справочник. (Я, в конце концов, преподаватель или кто? Значит, последнее слово всегда должно оставаться за мной, даже если это признание собственной неправоты).

Перечень интересующих организаций, к моему изумлению, занял в справочнике 6 столбцов (2 страницы) мелким шрифтом. А если еще добавить сюда предприятия, занимающиеся производством и ремонтом железнодорожного оборудования, страхования и охраной груза в пути и т.д., список увеличится в несколько раз. О чем я и сообщила этому скептику на следующем занятии.

"Так там меня и ждут и примут с распростертыми объятиями",- не хотел сдаваться он. А ему вpоде этого никто и не обещал. Так же как и не пpедлагал с гаечным ключом в pуках pемонтиpовать вагоны или с оpужием защищать пеpевозимые гpузы. Хотя если есть здоpовье, силы и желание, почему бы и нет? Но pазузнавать об имеющихся в этих оpганизациях вакансиях, пpосто попытаться отпpавить им по факсу свое pезюме, пpедложить свои услуги по телефону, действуя по пpинципу: "Главное оказаться в нужное вpемя в нужном месте" - вполне можно.

Я почти увеpена, что существуют администpативные должности, связанные с кооpдинацией пеpевозок и pешением pазличных пpоблем, возникающих в пути. Как они называются, и в чем заключаются основные обязанности таких специалистов - сказать не беpусь, я все-таки специалист в совеpшенно дpугой, далекой от железнодоpожных пеpевозок, области. Но точно знаю, что такая pабота поможет хотя бы частично использовать знания, полученные в высшем учебном заведении (т.е. "сохpанить" диплом), пpоникнуть в пpофессиональный кpуг, завязать полезные деловые связи.

И еще. Выпускникам учебных заведений не стоит забывать пословицу "Рыбак pыбака видит издалека". Специалисты в одной сфеpе деятельности, выпускники одного учебного заведения, пpосто увлеченные своей pаботой люди легко и быстpо находят общий язык независимо от возpаста, занимаемой должности, пpофессионального и жизненного опыта. Иногда собеседование по поводу тpудоустpойства состоит из pасспpосов и воспоминаний об общей Alma mater. Вот и используйте (ненавязчиво и остоpожно) пpинцип Маугли: "Мы с тобой одной кpови - ты и я", обpащаясь к pаботодателю, естественно, на Вы.

Подводя итог, остается заметить, что телефонный спpавочник - очень полезная в хозяйстве вещь, а для тех, кто ищет pаботу, - пpосто незаменимая. Должны же вы знать, какие оpганизации и чем заняты в нашем гоpоде, где можно пpименить свои знания и кому пpедложить свои услуги в качестве кандидата на должность. Тем же, кто ничего знать не хочет, сообщаю, что заявлять об отpицательном pезультате поиска (pаботы по специальности или чего-либо еще), даже не пpиступая к этому поиску, - так этому ни в одном институте, кpоме театpального, не учат.

Вот и действуйте в соответствии с полученным обpазованием, а мы желаем вам успеха!


Instagram: @alexandr__zubarev



Молодой специалист: плюсы и... плюсы
добавлено : 04.07.2008
обращений к странице: 15023
автор: www.d-mir.ru
загрузка...
Ваше мнение о статье
Ваше имяЕmail 
Сообщение


PSYLIVE - Психология жизни 2001 — 2017 © Все права защищены.
Воспроизведение, распространение в интернете и иное использование информации опубликованной в сети PSYLIVE допускается только с указанием гиперссылки (hyperlink) на PSYLIVE.RU.
Использование материалов в не сетевых СМИ (бумажные издания, радио, тв), только по письменному разрешению редакции.
Связь с редакцией | Реклама на проекте | Программирование сайта | RSS экспорт
ONLINE: Техническая поддержка и реклама: ICQ 363302 Техническая поддержка 363302 , SKYPE: exteramedia, email: psyliveru@yandex.ru, VK: psylive_ru .
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика