|
|
|
Главная> Личные взаимоотношения>Конфликтная ситуация. Методы решения
Конфликтная ситуация. Методы решения
Instagram: @alexandr__zubarev
Конфликтная ситуация. Методы решения |
КОНФЛИКТ. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
вверх
В современных условиях, когда общение людей становится более интенсивным и напряжённым, возрастает роль науки по преодолению конфликтов - конфликтологии.
Конфликтология включает в себя изучение возникновения, развития и протекания различных конфликтов: от конфликтов в абстрактных системах до конфликтов между социальными группами и отдельными людьми.
В научной литературе нет единого общепризнанного определения понятия "конфликт".
В основе определений этого понятия достаточно часто используется понимание конфликта как столкновения, вызванного противоречием установок, целей и способов действия по отношению к конкретному предмету или ситуации.
Рассматривая конфликт как сложное взаимодействие ряда объективных и субъективных факторов, исходной причиной конфликта необходимо признать всё же объективные предпосылки, которые создают потенциальную возможность его возникновения.
Иногда конфликтную ситуацию представляют через её элементы: участников с их несовпадающими целями и объект конфликта. При этом анализ конфликтной ситуации - это анализ потенциального конфликта, когда противоборство ещё не началось. Представление о существующем конфликте, о самом себе и своём оппоненте называется "ситуацией конфликта".
Введение в анализ конфликтов понятия "ситуация конфликта" необходимо прежде всего потому, что достаточное количество фактов указывает на многовариантность понимания одних и тех же явлений, поступков и действий человека. Понятие "ситуация конфликта" акцентирует внимание на необходимости овладения способами адекватного понимания партнёра по общению по внешне наблюдаемым признакам. При этом можно выделить три группы факторов, обусловливающих этот процесс: факторы, относящиеся к личности человека; факторы, относящиеся к оппоненту; факторы, относящиеся к ситуации. Особую значимость проблема приобретает при конфликтном взаимодействии в случае маскировки противодействующей стороной своих действительных целей.
Обычно в анализе конфликтов выделяют четыре основных категории: структуру конфликта, его динамику, функции и типологию.
Рассмотрим кратко каждую из них.
Существует различное понимание структуры конфликта. Так, выделяются следующие понятия: стороны (участники) конфликта, условия его протекания, образы ситуации, возможные действия участников, исходы конфликтных действий.
В психологической структуре конфликтов выделяют несколько компонентов.
1. Познавательные компоненты. Взаимное восприятие особенностей каждой из конфликтующих сторон; интеллектуальные способности переработки информации и принятия решения; степень включённости личности в конфликтную ситуацию на различных этапах её развития; уровень самоконтроля участников конфликта; опыт работы с людьми и профессиональная подготовленность; самосознание, самопонимание и объективность в оценке своих возможностей.
2. Эмоциональные компоненты конфликта представляют собой совокупность переживаний его участников.
3. Волевые компоненты проявляются как совокупность усилий, направленных на преодоление разногласий и иных трудностей, возникающих в результате противоборства сторон, и на достижение целей, преследуемых участниками конфликта.
4. Мотивационные компоненты конфликта образуют его ядро и характеризуют сущность несовпадения позиций участников противоборства.
Кроме того, в структуру конфликта включают и предмет конфликта, под которым понимается всё то, по поводу чего возникло противоборство. Предмет конфликта характеризуется следующими особенностями.
Во-первых, он может быть как материальным, так и психологическим.
Во-вторых, он всегда достаточно значим для участников противоборства, хотя эта значимость может быть чисто ситуативной.
В-третьих, с практической точки зрения преодоление значительных трудностей при определения предмета в реальном конфликте обычно оправдывается и компенсируется возможностью относительно точно спрогнозировать поведение противоборствующей стороны, так как предмет конфликта является одним из факторов, определяющих это поведение.
Динамика конфликта. В общей схеме динамики конфликта выделяют семь стадий его развития:
1) предконфликтная стадия;
2) стадия, связанная с возникновением объективной конфликтной ситуации;
3) интеллектуальный этап развития;
4) критический этап развития;
5) спад напряжённости в противодействии;
6) сопоставление официальных и неофициальных оценок поведения;
7) разрешение конфликта либо выход из него одной из сторон.
Функции конфликта. Обычно выделяются две функции конфликтов: деструктивную и конструктивную. При определении функций реального конфликта необходим конкретный подход, поскольку один и тот же конфликт может быть деструктивным в одном отношении и конструктивным в другом, играть негативную роль на одном этапе развития, в одних конкретных обстоятельствах и позитивную - на другом этапе, в другой ситуации.
Конструктивным конфликт бывает тогда, когда оппоненты не выходят за рамки этических норм, деловых отношений и разумных аргументов. Разрешение такого конфликта приводит к развитию отношений между людьми и развитию группы (в соответствии с одним из законов диалектики, утверждающим, что борьба противоположностей - источник развития).
Деструктивный конфликт возникает в двух случаях: когда одна из сторон упорно и жёстко настаивает на своей позиции и не желает учитывать интересы другой стороны; когда один из оппонентов прибегает к нравственно осуждаемым методам борьбы, стремится психологически подавит партнёра, дискредитируя и унижая его.
Причины конструктивных конфликтов:
- неблагоприятные условия работы;
- несовершенная система оплаты труда;
- недостатки в организации труда;
- неритмичность работы;
- сверхурочные работы;
- упущения в технологии (особенно те, от которых страдает заработок работника, причём не по его вине);
- несоответствие прав и обязанностей;
- отсутствие чёткости в распределении обязанностей, в частности, неэффективные, слишком расплывчатые или устаревшие должностные инструкции;
- низкий уровень трудовой и исполнительной дисциплины;
- конфликтогенные (т.е. способствующие возникновению конфликтов) организационные структуры.
Положительное разрешение конструктивного конфликта - это прежде всего устранение недостатков, причин, к нему приведших. А поскольку причины эти - объективные. отражающие несовершенство организаций управления, то устранение их означает усовершенствование самой организации.
Деструктивные конфликты порождаются чаще всего субъективными причинами, к которым относят неправильные действия руководителя и подчинённых, а также психологическая несовместимость отдельных людей.
ТИПОЛОГИЯ КОНФЛИКТОВ
вверх
Типология конфликтов играет не только методологическую, но и практическую роль. В настоящее время существует большое количество различных типологий и классификация конфликтов, отражающих различные взгляды и позиции авторов. Представляет интерес типология конфликтов, в основу которой положены характер объективной ситуации противоречия и понимание данной ситуации сторонами.
1. Подлинный конфликт.
2. Случайный или условный конфликт.
3. Смещённый конфликт.
4. Неверно приписанный конфликт.
5. Латентный (скрытый) конфликт.
6. Ложный конфликт.
Кроме того, целесообразно выделить "деловой" и "позиционный" конфликты.
Деловые конфликты относятся к предметному содержанию конфликтного взаимодействия.
Позиционные конфликты направлены на изменение взаимоотношений участников конфликтного общения.
Таким образом, для понимания сущности конфликтов мы имеем два важных понятия.
1. Конфликтная ситуация - это представления человека о существующем противоречии, о самом себе (своих целях, возможностях и т.п.), об оппоненте - его целях, индивидуальных и личностных особенностях в конкретных условиях, а также о том, каково представление оппонента о его представлениях.
2. Конфликт - психологическое противоборство людей, имеющих несовместимые цели и интересы.
Итак, конфликт - это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов двух или нескольких человек. В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, противоположные цели или средства их достижения, либо несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов и т.д. Конфликт разрастается, когда одна из сторон начинает действовать, ущемляя (пусть даже неумышленно) интересы другой стороны.
Чаще всего конфликт возникает из-за мелочи: неудачно сказанное слово, незначительный инцидент - и вот уже конфликт. Инцидент приводит к конфликту только при наличии противоречий, ждущих своего решения. Инцидент может спровоцировать любое неосторожное сказанное слово, какое-то действие.
Разрастание, "эскалация" конфликтов происходит по такой схеме:
Межличностный конфликт, Межгрупповой конфликт, Общеколлективный конфликт.
Это объясняется тем, что участник конфликта ищет поддержки у окружающих, завоёвывает себе сторонников. Особенно стараются завлечь на свою сторону руководителя. Исходный конфликт обрастает новыми, отражающими интересы новых участников и противоречия между ними. При этом эмоции нарастают.
По направленности конфликты делятся на "горизонтальные", "вертикальные", и "горизонтальные" составляющие.
Конфликты, имеющие "вертикальную" составляющую (то есть "вертикальные" и "смешанные", составляют в среднем 70-80% от общего числа конфликтов в коллективе организации.
Конфликты различаются и по сфере их разрешения - деловой или личностно-эмоциональной. Полное разрешения конфликта заключается в устранении объективных причин, породивших его, и в восстановлении нормальных личных отношений. Взаимосвязи между причинами, характером конфликта и сферой его разрешения можно наглядно отобразить в виде схемы.
Данная схема может служить инструментом анализа конфликтов.
ПРИЧИНЫ КОНФЛИКТА
1. Объективные причины /1. Субъективные причины 2. Конструктивные конфликты /2. Деструктивные конфликты 3. Деловая сфера/ 3. Личностно-эмоциональная сфера
Из Объективных причин вытекают Деструктивные конфликты.
Из Конструктивных конфликтов вытекает Личностно-эмоциональная сфера.
В других разделах, будут рассмотрены особенности общения в конфликтных ситуациях и одна из методик преодоления конфликтов.
Instagram: @alexandr__zubarev
Ваше мнение о статье | Ваше имя | | Еmail | | | Сообщение
| | комментарий: 09.06.2014 11:30:08 Я думаю что...не хватает списка источников, откуда бралась информация! читать аноним |
комментарий: 25.01.2014 13:10:30 знайти пару конфліктів читать аноним |
комментарий: 08.02.2013 0:03:01 Я думаю, что в статье отсутствует пункт о методах решения. Печально:( читать аноним |
комментарий: 31.10.2011 23:54:01 Я думаю что... это не то что я искал... читать аноним |
комментарий: 28.03.2011 12:56:46 Я думаю что...если бы вы думали, то нашли бы решение конфликта сами! А не можете, так зайдите на другой сайт! читать аноним |
комментарий: 20.02.2011 20:47:33 и где решение конфликта........??????????????????? читать аноним |
комментарий: 11.06.2010 16:14:42 дуры о... читать аноним |
комментарий: 28.05.2010 20:11:58 все конечно хорошо написано,но я не нашла методы решения конфликта... читать Ксения |
комментарий: 28.01.2010 18:16:35 Я думаю что ты ... читать аноним |
комментарий: 04.12.2009 12:31:22 да... а о методах решения конфликтных ситуаций я так ничего и не увидел(: читать аноним |
|
|
|
Партнеры проекта |
|
Другие сейчас читают это: |
| | |
|
Партнеры проекта |
| Это интересно |
| | |
|
|