|
|
|
Главная> Карьера и Успех>Экономика Таланта Или Креативное Крепостничество?
Экономика Таланта Или Креативное Крепостничество?
Instagram: @alexandr__zubarev
Экономика Таланта Или Креативное Крепостничество? |
"Мы живем в эпоху экономики таланта", "компании конкурируют за талант", "капитал пляшет под дудку двух лысых шведских педиков" - этим "талантливым нонсенсом" нас изрядно кормит деловая литература и "дурналистика" (жаль, что не я слово придумал). Между тем братцы, "экономика талантов" это отнюдь не безобидная штука.
Я люблю наблюдать за панками. Панки придумали такое детски-наивное движение DIY (do it yourself). Типа, когда все делаешь сам. Сам записываешь, сам фоткаешь, сам дизайнишь кавер, сам печатаешь сидюки и сам и продаешь. Все сам.
DIY, по большому счету, оказался мертворожденным и быстро обыдлятился, как и многое в панке. Многих панкам больше интересно обсирать чужую (но более качественную) музыку, потому что запись студийная, фотографии профессиональные (да еще и постановочные), с лейблом подписан контракт, и вообще на концерт за портвейн не пускают больше. Поэтому это сэлауты, которые не достойны носить гордое имя панков.
Естественно, и дураку понятно, что DIY - это просто отмаз, чтобы самому выпускать низкокачественное говно, но утешать себя, что ты лучше Наива, потому что у Наива есть клип на МТВ, а ты свою душу корпоративному дьяволу не продал (хотя как-то неудачно я привел Наив, как пример хорошего панка, Наив говно еще то).
Но панки поставили интересный и правильный вопрос - а что если ты ПО НАСТОЯЩЕМУ ТАЛАНТЛИВ?
Согласно корпоративной мифологии, ты достаешь дудку, капиталисты под нее пляшут и резко начинают конкурировать между собой. Но, как точно подметил Сет Годин the people who most want to be your clients are the people you should least want to represent. Другими словами, чем ты креативней, тем больше риск нарваться на некреативного работодателя или клиента (если речь о фрилянсерах).
Чисто небольшое наблюдение из журналистской практики. Региональная журналистика - жалкое зрелище. Чтобы выделиться, ничего особого делать не надо. Многие неплохие журналисты, которых я знал по прошлой работе, теперь плотно сидят в пресс-службах.
Кто-то пошел в рулить губерской пресс-службой в администрации области, кто-то работает в РЖД, кто-то в торговых сетях, кто-то в порту, кто-то в райадминистрации, кто-то вообще стал настолько неизбирательным, что работает на Единую Россию (простите за каламбур).
Если журналистами они были "overworked and underpaid" (пахали как волы за копейки), то теперь ситуация обратная - людям нормально платят, но работы фактически нет - получай зарплату и пиши пресс-релиз два раза в месяц.
Я отлично понимаю мотивацию наших региональных руководителей Лукойла или РАО ЭЕС. Бабла немеренно. Пихать его некуда. Херли брать безмозглую студенку, которая получила диплом по "Связям с общественностью" очередной "Балтийской Финансовой Академии", когда можно переманить самого лучшего журналиста в регионе, чтобы он или она всегда на изготове сидели в соседнем кабинете, на случай, когда нужно написать пресс-релиз про то, что в детский дом Солнышко контора перевела двести тысяч рублей и подарила DVD-плеер?
Вот она, казалось бы, война за таланты. Но что это дает самому журналисту (кроме зарплаты)? Да ничего, только деградацию. Креатив может проявляться только в решении проблемы - делать нехера, чем бы себя занять, чтобы не сдохнуть со скуки?
Есть такое понятие - "обесчеловечивание труда". Оно всегда применялось к ручному труду. Дело в том, что человек всегда должен иметь в труде "vested interest". Крестьянский труд тяжел, но фермеру понятно, почему он встает в пять утра, почему надо делать то-то и то-то. Почему он пошел коров кормить, а не поле пахать или наоборот.
Когда человека и его труд разделяют, пытаясь превратить его в биомашину, это всегда приводит к обесчеловечиванию. Тебя ставят на конвейер и говорят - делай то-то, делай так-то. И ты делаешь. Проблема только в том, что ты не можешь "выключить" человека в себе. И этому человеку внутри скучно и непонятно, какого хера ты стоишь и восемь часов делаешь одно и то же, если нет никакой внутричеловеческой потребности делать это? Э-э-й, человек?
Теперь мы живем в "постиндустриальном обществе". Ручного труда все меньше. Бизнесу требуется "креатив", чтобы создавать и что бы продавать. Но не надо покупаться на эту хуйню про "экономику таланта". Бизнес, как отлаженный механизм, который стремиться к регулярности и предсказуемости, просто пытается наладить "поточный креатив".
Де факто, "экономика таланта" это попытка механизации творческого труда. Естественно, сделать это как с работягами на сборке пылесосов не получается. Организм восстает. Поэтому корпорации пытаются найти другой выход. Меньше плавил. Свободный график. Больше независимости. Возможность работать дома. И так далее. Но талант ОБЯЗАН обслуживать бизнес.
Но что происходит по сути. В России много талантливых программистов и за них борятся. Допустим, вы талантливый программер. Кто вас сделал талантом? Майкрософт? Да не смешите мои тапочки, Майкрософт не делает таланты, он их покупает.
На поверхности может выглядеть так, что Майкрософт конкурирует за таланты с Гуглом или HP или еще кем. И поэтому талантливому программеру предлагают высокую зарплату, хорошие условия и "человеческое отношение".
Но какая конкуренция происходит НА САМОМ ДЕЛЕ? На самом деле бизнес конкурирует с вами ЗА ВАС ЖЕ. За ваше время и ваши навыки. И знаете что, большинство талантов очевидно проигрывают эту конкуренцию, если судить по рапортам об открытии оченедного "Интел-центра" или "HP-Лаборатории". Потому что корпорации предлагают условия, которые кажутся лучшими (а иногда и являются лучшими), чем талантливый человек способен создать для себя сам.
Если мы разведем весь талант на две группы - реальный талант (которого очень и очень мало) и креативный класс, то "экономика таланта" изымает самых самых творческих людей из оборота и создает вечно мучающий подкласс креативщиков, которые измывают от бессмысленности своего труда в рекламных агенствах и корпорациях ничуть не меньше, чем ивановские ткачихи.
И вместо экономики талантов мы получаем креативное крепостничество, потому что кажущаяся свобода "не нравиться - уходи" в реальности означает всего лишь, уходи к другому барину или уходи фрилянсером и получай просто больше бабла за креативную работу для некреативного нанимателя (вариант - управляющий поместьем)
Так что ерунда все это, а не экономика таланта, потому что человека из человечества не вытравишь. И выход тут один - учиться маркетингу, чтобы в конкуренции между вами и корпорацией, у корпорации не было бы ни малейшего шанса.Дмитрий Давыдов
Instagram: @alexandr__zubarev
|
|
Партнеры проекта |
|
Другие сейчас читают это: |
| | |
|
Партнеры проекта |
| Это интересно |
| | |
|
|