Главная> Образование. Развитие памяти и навыков мозга>Приобретение впечатлений
Приобретение впечатлений
Instagram: @alexandr__zubarev
Как было сказано в одной из предшествовавших глав, подсознательные функции нашего разума принимают каждое впечатление и складывают его в свою огромную кладовую. Но сущность получаемых впечатлений очень различна. Некоторые очень живы и сильны; другие слабые; третьи очень неясны и поверхностны. Сила впечатления зависит от интереса, с которым относится к нему наш разум в момент его восприятия, и от количества осознанного внимания, сосредоточенного на нем. Интересный предмет или предмет, к которому отнеслись со вниманием, оставляет более сильное впечатление, чем предмет, возбуждающий незначительный интерес или вовсе не возбуждающий такового, и оно воспроизводится гораздо скорее при потребности в этом.
Придерживаясь нашего сравнения с кладовой подсознания, мы можем сказать, что внимание, с которым относимся к предмету, проникающему в. наш разум через посредство органов чувств, определяет размер и значение вещи, которая отдается на сохранение. Интерес же пробуждающийся в момент получения впечатления, дает ему окраску. Помните: внимание определяет размер; интерес определяет окраску.
Когда человек желает вынести на свет вещь, спрятанную в кладовой, ему гораздо легче отыскать большой предмет, чем маленький, легче разглядеть ярко красный, чем бесцветный. Конечно, хорошие вещи сложены порядком и систематично, а остальные беспорядочно. Заботливое и аккуратное хранение имущества, конечно, облегчает розыск требуемого предмета, но размер и окраска делают вещь саму по себе более заметной.
Частые извлечения предмета не только ведут к ознакомлению с местом, где он хранится, но увеличивают его размер и усиливают окраску, т. к. каждый раз как он извлекается - на нем сосредоточивается известное количество интереса и внимания. Внимание определяется как. Сознание может отбрасываться на ряд предметов, как солнце отбрасывает лучи на бесчисленное количество вещей, и может быть сосредоточено на определенном предмете, как и солнечные лучи могут быть собраны при помощи стекла в одной точке Ясно видно, что степень внимания есть мера впечатления, произведенного на нашу подсознательную область мышления.
Психологи различают произвольное и непроизвольное внимание. Непроизвольное внимание - это такое внимание, которое сосредотачивается с минимумом усилия, или, по-видимому, без всякого усилия воли. Произвольное внимание это такое, которое сосредоточивается усилием воли. Животные и неразвитые люди обладают небольшим запасом произвольного внимания или вовсе не обладают им, но непроизвольное внимание присуще им во всем своем объеме. Развитые люди обладают высокой степенью произвольного внимания, способность развивать которое, по-видимому, одно из первых различий между человеком и животными; степень произвольного внимания указывает на занимаемую человеком ступень развития. Многие редко идут дальше порога произвольного внимания.
Непроизвольное внимание - прирожденное свойство животных и людей, в различной степени. Произвольное внимание - результат развития воли. Животные, дети и неразвитые люди должны заинтересоваться предметом, чтобы удержать на нем свое внимание больше секунды. Развитой человек может усилием воли направить свое внимание на предмет неинтересный и удержать его пока не закрепит в своей памяти нужные сведения. И, точно так же, он может перенести свое внимание с более интересного предмета на другой, менее интересный, одним усилием воли. Правда, что развитый человек находит что-либо интересное почти в каждом предмете, что облегчает сосредоточение внимания, между тем как человек неразвитый не интересуется тем же предметом. Следовательно, развитый человек обладает способностью устранять из области своего внимания лишний в данную минуту предмет и, таким образом, очищать поле своего сознания.
Этого результата он достигает с помощью волн, которая играет здесь такую же роль, как в деле сосредоточения внимания на интересном предмете. Неразвитый человек, едва обладающий произвольным вниманием, все время во власти сторонних впечатлений и находится в положении ребенка, который, глядя на представление в цирке, забывает родителей, окружающее и следит за происходящим, пока оно но кончится.
Впечатления получаются через посредство пяти органов чувств. Они могут быть разделены на контактные (вкус, обоняние и осязание), когда необходимо взаимодействие воспринимаемого предмета с рецепторами. И дистантные (слух и зрение), когда стимул передается посредством колебаний воздуха и
Впечатления, передаваемые непосредственными органами чувств, не легко приходят на память, между тем как впечатления, получаемые посредством косвенных органон чувств, легко припоминаются и эта легкость доводится до высших пределов при помощи разумного упражнения. В данный момент вы не можете быстро вспомнить точный вкус, запах или впечатление от прикосновения, однако, вы легко припомните время и место вкусового, осязательного или обонятельного впечатления, так что вы узнаете предмет, встретив его вторично. Эта способность узнавать может быть высоко развита и усовершенствована, вспомните, например, знатоков чая, вина, сортировщиков шерсти, различных экспертов. У них высоко развито чувство вкуса, обоняния, осязания и они быстро вызывают в памяти первичные впечатления в самых мельчайших подробностях в момент, когда новое впечатление достигает их мозга. Но трудно вызвать первоначальное впечатление вкуса, обоняния, осязания усилием воображения так, чтобы оно напоминало действительность. Некоторыми писателями приводятся исключения; они рассказывают о некоторых лакомках, знатоках вина и т. д., которые усилием воображения и памяти могут вызвать точное впечатление вкуса своих любимых блюд или вина. Сомнамбулы, по-видимому, могут воспринимать такие впечатления через внушение.
Но, обыкновенно, трудно вообразить вкус, запах или прикосновение, как мы воображаем звук или зрительное впечатление.
Но затруднения подобного рода не встречаются при впечатлениях, получаемых через посредство органов зрения и слуха, т. к. вы можете не только припомнить явления, но живо нарисовать себе вид, или услышать звук при помощи воображения, подкрепленного памятью. У некоторых эта способность сильно развита, и они могут представить себе какое-нибудь зрелище и услыхать звук так же отчетливо, как в действительности. Примером могут служить художники и музыканты.
Легко понять, что при уходе за памятью приобретение ясных и отчетливых впечатлений - очень важное условие Если припоминать нечего - память бесполезна Если вы вспомните наше описание психической кладовой, с различными товарами всех размеров, форме и цветов, - вы легко поймете важность обладания психическими предметами такого размера, формы и цвета, чтобы их легко было найти, когда нужно.
Органы чувств не только должны быть приучены к быстрому и ясному восприятию впечатлений, так чтобы их легко было вызвать, но надо приучить разум направлять внимание и интерес на свою работу, чтобы при случае можно было вспомнить мыслительный и психический процесс. Приобретение впечатлений идет часто двумя или более путями. Например, при чтении печатного столбца, глаза воспринимают впечатления от слов, изречений, страниц, между тем как в то же время другие части вашего разума воспринимают впечатления от мыслей и мнения автора, мыслей и идей читателя; заключение получается читателем переработкой и ассимиляцией рассуждений автора и сопоставлением их с познаниями, сведениями и мнениями, находящимися уже в его памяти. Все впечатления могут быть вызваны памятью, соответственно степени развития ее в остальных личностях.
Совершенствование внимания и интереса давало удивительные результаты и каждый может приобрести это искусство, так что будет удивлен сам и поразит окружающих.
Роберт Удэп, знаменитый французский маг, лучшие фокусы которого зависели исключительно от его быстрой и точной наблюдательности, удивительной памяти, развил свои способности быстротой наблюдательности и внимания также, как и память, годами усидчивых упражнений. Рассказывают, что в дни своей юности он быстро проходил мимо какого-нибудь магазина, поспешно и зорко взглядывая в окно, а затем отворачивался. Пройдя несколько шагов, он останавливался и старался припомнить и описать возможно большее число виденных предметов. Он нашел, что постоянная практика настолько увеличила остроту его внимания, что с каждым днем он запоминал все большее и большее количество выставленных в витрине предметов; таким образом, он постоянно развивал те части своего разума, которые сохраняли и снова вызывали впечатления. Говорят, что со временем он мог пробежать мимо громадной витрины, в которой выставлены маленькие предметы, и получить такое полное, ясное и сильное впечатление, что несколько часов спустя он почти безошибочно описывал любой предмет. Эта способность сделала Удэна тем, чем он был, и доставила ему состояние. Его память как бы уподобилась фотографической пластинке и запечатлевала подряд все так, что ему оставалось вызвать впечатление и переименовать предметы, стоящие перед его внутренним взором. Р. Киплинг описывает в своем прелестном рассказе подобный случай: старый учитель Лурган Саиб готовил мальчика к тайному
Служению, в котором быстрое и ясное запоминание предметов равносильно успеху, и, следовательно, жизни. Старик вынул из ящика горсть драгоценностей, украшений и т. д. и приказал Киму смотреть на них сколько он желает, чтобы постараться потом припомнить их. Тут же находился туземный мальчик, некоторое время подготовлявшийся таким образом. Ким нагнулся над подносом и стал смотреть на пятнадцать лежащих там драгоценностей. Он думал, что это легко. Затем поднос закрыли и туземный мальчик быстро записал то, что помнил., поспешно сказал Ким. Но дальше дело не шло.. - спокойно спросил Лурган Саиб.. Ким почувствовал себя очень униженным превосходством маленького туземца. - спросил он.. Я советую вам прочесть эту книгу (в ней много полезного) и посмотреть, как воспользовался Ким уроками старого учителя. Упражнение, изложенное в мастерском описании Киплинга, очень любимого на Востоке, где производится в совершенстве многими, как производилось и Удзном. Многие из вас могут сделать то же, если вы не пожалеете труда и времени для приобретения навыка.
Рассказывают об одном знаменитом художнике, что при первом сеансе он часто просто смотрел в течение часа на оригинал, а затем отпускал его, говоря, что ему не надо возвращаться. Затем он месяцами писал портрет без дальнейших сеансов, смотря время от времени па пустой стул, где до этого сидел оригинал, и перенося черты его на полотно. Он говорил, что действительно видел оригинал на стуле, гак что впечатление, по-видимому, глубоко врезалось в его память Это, конечно, исключительный пример, но и другие художники развивали в себе ту же способность, но не в столь удивительной степени. Китайцы имеют отдельные буквы или знаки для каждого слова и китайский ученый накапливает большой запас этих знаков в своей памяти, без малейшего затруднения. Наши дети проделывают то же, только в меньшем размере, в виду новой системы обучения чтению. Когда мы научились читать-, мы начинали читать слово по слогам и употребляли много времени, чтобы разобрать, теперь же наши дети мысленно запоминают длину или общий вид слова вместо отдельных букв или слогов, и для них прочесть так же легко, как (а прочесть по слогам одинаково трудно и ).
Подобные же результаты достигаются музыкантами; многие из них обладали способностью воспроизводить страницу за страницей, услышанной ими раз или два музыки. Один знаменитый композитор, будучи ребенком, слушал в монастыре знаменитую мессу, подлинник которой хранился монахами тайно. Возвратившись домой, он записал всю мессу, не сделав ни одной ошибки. Монахи простили ему, восхищенные его дарованием. Менее крупные музыкальные дарования не редки. И не только способность памяти делает возможным подобные вещи, но развитая способность слышать и видеть ясно и отчетливо.
Некоторые евреи могут наизусть повторить с любого указанного места весь Талмуд, который сам по себе представляет целую библиотеку. Лаланд написал рассказ, где говорится об одном индусе, который совершенно не понимал по-английски, но когда ему прочитали пятьдесят строк, повторил с поразительной точностью, затем произнес их наоборот.
В прежние времена, когда книги были дороги, люди зависели от своей памяти и многие развили память, присущую каждому изучающему что-либо. В XIII и XIV веках студенты тысячами направлялись в университеты. Книги были редки, дороги. Преобладал старый обычай запоминать целые сочинения. Шлиман говорит, что его память была плоха, но он так усовершенствовал ее с помощью непреклонной воли и упорного труда, что в конце концов, он изучал новый язык через каждые полгода, настолько, что в совершенстве говорил и писал на нем. И все это в то время, как он был занят в торговом предприятии.
Японские дети, по крайней мере, в течение двух лет изучают простые знаки или буквы раньше, чем начнут читать. Это труднее того, что делают в школах и достигается исключительно упражнением памяти. Такого рода практика - причина удивительной памяти японцев. Один из писателей, Хирита Атсутона, написал большое исследование о мифах и легендах своей страны: говорят, что первые три тома самого исследования и некоторые тома введения он составил, не прибегая ни к одной книге, из которой он почерпнул свои сведения.
Гротиус и Паскаль, как говорят, никогда не забывали того, что читали или о чем думали хоть раз. Кардинал Меццо-фонто, который будто бы владел сотней различных языков, утверждал, что никогда не забывал раз выученного слова. Существует рассказ об одном старом деревенском могильщике, который помнил день каждого умершего и имена присутствующих на похоронах.
Сенека мог повторить две тысячи отдельных слов, услыхав их только раз, в таком же порядке, как они были произнесены, благодаря своей природной памяти. Его друг Порций Латий никогда не забывал речей, произнесенных им. Его память удерживала каждое слово. Кинес, посол даря Пирра в Риме, в один день так хорошо изучил имена собравшихся, что на следующий день мог приветствовать сенаторов и народ, называя каждого по имени. Плиний говорит, что Пирр знал имя каждого из своих солдат. Франциск Луарийский мог прочесть наизусть все сочинения Св. Августина, приводя цитаты и указывая страницу и строчку этих цитат. Фемистокль знал по имени всех 20.000 граждан Афин. Муреций говорит об одном молодом корсиканце, который мог повторить в прямом и обратном порядке 36.000 несогласованных слов, услыхав их лишь раз. Он говорит, что способен на большее, но читавшие уставали. К этому корсиканцу пришел однажды юноша, обладавший плохой памятью. Корсиканец занялся с ним так успешно, что через одну или две недели ученик мог повторить 500 слов, в прямом и обратном порядке.
Меглиабеци, великий флорентийский библиофил, имел замечательную память на книги и рукописи. Он знал место, полку и номер каждой книги в собственной большой библиотеке и других известных библиотеках. Однажды великий герцог Тосканский спросил его, где он может найти экземпляр одной известной редкой книги, он ответит, что существует только одни экземпляр, который находится н библиотеке Великого Патриарха к Константинополе, на седьмой полке третьего шкафа, направо от входа. Иосиф Скалиджер выучил наизусть Илиаду и Одиссею менее чем в месяц, а в три месяца выучил всех греческих поэтов. Говорят, что этот человек часто жаловался на свою слабую память!
Упражнениями каждый может развить способность сосредоточения и внимания по отношению к мыслям и предметам. Та же причина и то же правило применимы к каждому случаю. В последующих главах, мы коснемся этого вопроса, но прежде всего наше внимание будет направлено на приобретение впечатлений через посредство органов зрения и слуха.
Instagram: @alexandr__zubarev
|