Существует расхожее мнение: для того чтобы сделать успешную карьеру, необходимо иметь высшее образование, а желательно — и не одно. Однако жизненный путь Александра Гафина свидетельствует об обратном. Судите сами: помимо средней школы этот человек закончил один-единственный драматургический семинар, но стал известнее своего начальника — президента «Альфа-банка» Петра Авина. Подобный феномен один из лучших PR-менеджеров страны объясняет силой самообразования и некоторым везением.Из досье:
Родился в 1954 году. Окончил драматургический семинар, которым руководил М. Шатров. Работал корреспондентом «Литературной газеты». С 1985 года трудился в Московском молодежном центре, организовывал выставки «Оттепель», «Шедевры еврейского искусства», «Афганская война» и др. С 1994 года работает в «Альфа-банке» в должности вице-президента по связям с общественностью. Занимался организацией гастролей в Москве звезд мировой поп-музыки: Тины Тернер, Элтона Джона, Пола Маккартни и других.
— Вы — вице-президент «Альфа-банка» по связям с общественностью. На ваш взгляд, карьера удалась?
— Удалась, безусловно. Я доволен, что имя «Альфа-банка» у всех на слуху.
— Это ваш «правильный размер» или надеетесь взлететь повыше?
— Размер бывает у костюма или у ботинок, а у человека — планка. Мы стремимся не сбить ее, когда берем очередную высоту. Кому-то удается, кому-то нет. А надежды есть у всех.
— Благодаря активному общению со СМИ и участию в светских мероприятиях вы известны даже больше президента «Альфа-банка» Петра Авина. Он не обижается?
— У меня дружеские отношения с Петром Олеговичем, и они только помогают в работе. Вопрос же о том, кого больше знают, следует адресовать прессе. Мне кажется, вы немного заблуждаетесь и преувеличиваете мою известность. Впрочем, быть публичным деятелем — моя профессиональная обязанность.
— Как известность влияет на вашу жизнь?
— Она помогает и мешает одновременно. В сфере культурных и благотворительных инициатив, безусловно, идет на пользу, легче находить общий язык с деятелями культуры, искусства, да и чиновниками. А в частной жизни это скорее помеха.
— Год назад вас наградили за открытость перед прессой и доброжелательное отношение к журналистам. Вы в самом деле такой или лишь по долгу службы?
— У меня действительно хорошие отношения с журналистами. В принципе мы делаем с ними одно дело — выстраиваем взаимоотношения с общественностью. К сожалению, среди них попадаются недобросовестные люди, которые ради заработка готовы идти на клевету, дезинформацию. С такими я предпочитаю не общаться, разве что во время награждения учрежденным нами призом «Золотая утка». А с откровенными лжецами мы общаемся только на правовом поле — в суде.
— Вас очень часто можно увидеть на различных вечеринках. Вы любитель светской жизни или лишь отбываете повинность?
— Сложный вопрос. Где-то это действительно работа, поскольку во время таких мероприятий можно встретить нужных людей, обговорить в неформальной обстановке какие-то проекты. Но, бесспорно, есть и элемент повинности — положение обязывает.
— На должности вице-президента вы уже 10 лет. Каким своим проектом гордитесь больше всего?
— Концерты Пола Маккартни в Москве и Санкт-Петербурге. Миссия оказалась выполнима, хотя мало кто верил, что это возможно.
— Вы окончили драматургический семинар, руководимый Михаилом Шатровым. Чем был обусловлен ваш выбор?
— Это было интересное время, время нашей молодости. Семинар стал для нас местом, в котором честолюбие сплавлялось с талантами. А выбор ли то был или случай — дело прошлое.
— Кем хотели стать после окончания?
— Драматургом. Да я и стал им, собственно.
— А почему в таком случае вы не закончили вуз?
— Советская власть, как и все, что с ней связано, вызывала у меня далеко не радужные чувства. А уж сдавать экзамен по истории марксизма-ленинизма для меня и вовсе было бы сплошным наказанием. Вместо этого я играл в клубах на гитаре и слушал «Битлз». Всю свою жизнь я занимался самообразованием, запоем читал художественную литературу и публицистику, общался с интересными людьми. И, как видите, на дно жизни не опустился.
— Вы до сих пор считаете, что для успешной карьеры высшее образование необязательно?
— Необязательно, но желательно. Хотя, на мой взгляд, жизненный опыт, а не теория является движущей силой.
— После окончания семинара вы стали работать корреспондентом «Литературной газеты»... Почему ушли оттуда?
— Тогдашняя «Литгазета» ничего общего с нынешней не имеет. Это два совершенно разных издания. Вообще-то и в те годы люди не настолько были жестко привязаны к одному месту работы, как сейчас может показаться.
— С 1985 года вы организовывали выставки в Московском молодежном центре. Как туда попали?
— Я сам придумал и организовал выставки «Хрущев. Те 10 лет», «Афганская война», «Президент Кеннеди» и другие злободневные акции.
— Кто предложил вам должность в «Альфа-банке»?
— На работу меня принимал председатель правления. Им был Сергей Раппопорт. Он многому меня научил, в том числе тому, как трудиться в большой компании. А Петя Авин, который пришел работать с Егором Гайдаром в правительство, был моим другом юности. Я увлекся их идеями, стал активно помогать различным политическим движениям. А когда Петр ушел в отставку, нас пригласили в «Альфа-банк».
— Сколько людей трудится под вашим руководством? Вы строгий начальник?
— У меня работает около тридцати человек от Владивостока до Калининграда. Нет нужды быть строгим начальником, потому что это высококлассные профессионалы, отличная команда, которой все по плечу и которая не нуждается в понукании.
— Насколько для вас сладок вкус власти?
— Ее вкус сладок для людей ущербных, не понимающих, что власть — это огромная ответственность.
— Вы производите впечатление уравновешенного человека. Всегда владеете собой?
— Стараюсь. Но иногда, бывает, и сорвешься. Люди не роботы, а в жизни всякие ситуации случаются. Слишком напряженный у нас ритм жизни.
— Вы не только вице-президент «Альфа-банка», но и проректор Независимого института политтехнологий и связей с общественностью. Зачем вам понадобилась вторая должность?
— Мы обязаны заботиться о своей смене, о том, чтобы воспитать профессионалов. После нас должен остаться цветущий сад, а не выжженная земля.
— Что именно вы преподаете?
— Все, что знаю и умею. Я практик. Стараюсь поделиться опытом с действующими молодыми специалистами, чтобы они не набивали себе тех шишек, которые пришлось набить моему поколению, и не танцевали на тех граблях, по которым мы в свое время напрыгались. У меня есть несколько любимых тем, которых нет в учебниках: они связаны с практическим навыком проведения мероприятий, антикризисными программами и социальной ответственностью.
— Вы еще и профессиональный литератор, автор книг и пьес. Занятие литературой осталось в прошлом?
— Кто знает, муза иногда является без приглашения. Хотя, надо сказать, моя работа в своем роде тоже является творчеством.
— Считается, что люди, имеющие отношение к банковской деятельности, обязательно должны любить деньги. Как в вашем случае?
— Деньги — всего лишь атрибут успешной деятельности. И моя работа является высокооплачиваемой.
— А деньги любят вас?
— У бумажек не бывает чувств.
— Вы состоятельный человек? Есть ли что-то такое, чего вы очень хотите, но не можете себе позволить?
— Со временем учишься соизмерять собственные возможности и потребности. Мои потребности не опережают возможностей. И я, безусловно, живу достойно.
— Что, на ваш взгляд, требуется для успешной карьеры в России?
— Упорство, терпение и немного удачи. Необходим непрерывный процесс обучения. Нужно постоянно держать себя в хорошей интеллектуальной и психологической форме: тот, кто стремится сделать карьеру, не должен чувствовать себя ущербным по сравнению с окружающими. Это очень важно.
Еще одно основное условие — знание иностранных языков. Сейчас для России оно гораздо более значимо, чем для других государств, поскольку наша страна активно интегрируется в открытое мировое сообщество в политической и гуманитарной сферах и, что еще важнее, в области экономики и финансов. Не случайно сразу после распада Советского Союза многие преподаватели английского сделали успешную карьеру в различных зарубежных компаниях, фирмах, представительствах, банках. Их учредителями были люди, владеющие языком.
В то же время не следует идти к цели напролом — должны существовать определенные внутренние ограничители. Ни при каких обстоятельствах нельзя терять чувства собственного достоинства. Если стоит выбор: сохранить его или сохранить карьерную перспективу — первое, несомненно, лучше. В противном случае вы потеряете самоуважение. А не имея уважения к самому себе, трудно добиваться успеха. Понятно, что оплошность может допустить каждый — никто не застрахован от неудач. А люди, настроенные на инициативную работу, подчас ошибаются даже больше других. Но надо избегать поступков, за которые было бы стыдно.
— Чем вам приходится жертвовать ради карьеры?
— Временем. И его ничем не выкупить обратно. И еще, безусловно, общением с родными и близкими — это абсолютный факт, один из законов жанра. Нельзя работать только от звонка до звонка, проводить праздники и выходные с семьей и при этом рассчитывать на серьезный успех.
Instagram: @alexandr__zubarev