В нашей стране больше знают его однофамильца — Дейла Карнеги, автора множества популярных книг по так называемому искусству человеческого общения. Эндрю Карнеги тоже написал несколько интереснейших книг, но известен он прежде всего как богатейший американский сталепромышленник и филантроп, много сделавший для Британии и США.Эндрю Карнеги родился 25 ноября 1835 года в шотландском городке Дюнфермлине. Необходимо отметить, что то десятилетие было выдающимся в плане появления на свет будущих супербогатых людей. Через два года после Эндрю родится Джон П. Морган, а еще через два года — Джон Д. Рокфеллер. Надеемся, в особом представлении они не нуждаются: их имена уже стали нарицательными. А имя Эндрю Карнеги большинству из нас ничего не говорит. Попробуем восполнить этот неоправданный пробел.
Разница между Морганом, Рокфеллером и Карнеги заключается в том, что они родились в семьях с различным, мягко говоря, уровнем достатка. Нельзя сказать, что отец Эндрю Карнеги был совсем нищим: он занимался ручным ткачеством и первое время даже неплохо зарабатывал. Карнеги-старший был также чартистом (финансовым аналитиком, специализирующимся на прогнозах биржевых курсов), неоднократно выступал за права рабочих. Он относился к тому типу людей, для которых прогресс становится бедствием. Отец Эндрю до конца своей жизни так и не смог понять, зачем его любимый ручной станок заменили машинами. Для него это означало только одно — бедность. Когда Энди было одиннадцать лет, отец сказал ему, что уже не сможет получить работу. В результате в 1848 году семья в поисках лучшей доли иммигрирует в Америку. Там Карнеги присоединились к шотландской колонии родственников и друзей в поселке Слэбтаун (ныне часть Питсбурга), штат Пенсильвания.
В отличие от отца мать Эндрю была женщиной с железной волей и решимостью. Приехав в этот серый дощатый прообраз города, она знала одно: нужно трудиться. Маргарет пошла к сапожнику и договорилась о надомной работе. Двенадцатилетний Эндрю тоже нашел место: он стал «мальчиком при бобинах» на текстильной фабрике с зарплатой 1,25 долл. Кто бы мог подумать, что такой низкий старт в карьере не будет помехой для амбициозного и энергичного белобрысого шотландского мальчишки! Отец устроился на ту же фабрику, но так и не привык к шуму машин. В конце концов Карнеги-старший вернулся к своему любимому занятию — ручному ткачеству. Может, возраст, может, пессимистичный настрой, но для него Америка не стала той «страной новых возможностей».
Его старший сын Эндрю, напротив, буквально вдохнул в себя ветер перемен, и уже ничто не могло его остановить. Он самостоятельно научился писать и читать, прислуживая в вечерней школе. Отработав смену на фабрике, занимался у местного бухгалтера и проявил незаурядные способности к математике. Затем юноша устроился посыльным в телеграфную компанию «О’Рейли», где его зарплата выросла до 11,25 долл. в неделю. Он также самостоятельно обучился телеграфии, в чем достиг совершенства: никто не владел ключом быстрее. Жалование Эндрю выросло до 25 долл. в неделю. Мальчик впитывал все, как губка: в качестве внештатного корреспондента он сообщал новости в газеты Питсбурга, так как узнавал их первым!
Энергичного, смышленого, легкообучаемого, оптимистично настроенного Карнеги замечает суперинтендант Пенсильванской железнодорожной компании Томас Скотт. Буквально с первых дней он берет шефство над мальчиком и делает его своим секретарем и персональным телеграфистом. Благодаря Скотту Эндрю становится вхож в высшие круги Пенсильвании, а это немаловажно для молодого человека, начинающего карьеру. Вера в «малыша Эндрю» быстро оправдала себя. На Восточном железнодорожном участке произошла авария. Не найдя мистера Скотта, Карнеги решил справиться с ситуацией сам. Когда появился Томас Скотт, ему оставалось только доложить обстановку. Вскоре после этого случая Эндрю был представлен президенту Пенсильванской железной дороги и стал преемником суперинтенданта.
Именно Томас Скотт объяснил бедному иммигранту, что деньги должны делать деньги. По всей видимости, он и одолжил первые 610 долл. на инвестирование в компанию, представившую спальный вагон на американских железных дорогах (пульмановский патент). Вложение оказалось удачным и легло в основу того огромного состояния, которое сделало впоследствии бедного шотландского иммигранта поистине одним из самых богатых людей Америки… Затем были и другие успешные инвестиции в индустриальные концерны. Эндрю Карнеги смог бы сделать отличную карьеру на финансовом рынке, потому что у него был великолепный нюх на деньги. Но он, по его же словам, всегда отдавал предпочтение производству: «Я желал создавать нечто материальное».
Это желание начало приобретать реальные очертания в 1872 году, когда молодой Карнеги сконцентрировал все свои усилия на производстве стали, поскольку железным дорогам был нужен прочный материал для рельс. А что может быть прочнее стали? В 1875 году новая компания «Дж. Эдгар Томпсон Стил Воркс», в дальнейшем «Карнеги Стил», cтроит сталелитейный завод Эдгара Томсона. Компания использует современное оборудование, отличное сырье и бессемеровский процесс производства. Карнеги не экономит, считая: чем больше объем производства, тем дешевле продукция. Секрет своего бизнеса он выразил так: «Cнизьте цены, захватите рынок, держите полные портфели заказов… Уменьшите затраты, а прибыль появится». Хотелось бы к этому добавить, что покупка месторождений угля и железной руды, удачная их транспортировка до заводов, использование новейших достижений в производстве стали, то есть полный контроль над всем процессом, а также талантливые специалисты, которых нанял на работу Эндрю Карнеги, сделали его самой заметной фигурой в мировом бизнесе.
Его карьера, подгоняемая кипучей энергией, летела, как мчащийся поезд. И казалось, он ни на минуту не останавливался. Однако это не совсем так. В возрасте Христа Эндрю, будучи в гостиничном номере Нью-Йорка, занес в актив баланса свои инвестиции — 400 тыс. долл. Ну чем не воплощение американской мечты: простой рабочий стал одним из самых богатых людей! Но тут он понял, что не в деньгах счастье… Все, кто его окружал, думали только о деньгах. Карнеги написал: «Нет ничего отвратительнее культа денег. Мне следует проявлять предельную осторожность, ведь, чем бы я ни занимался, я должен буду преуспеть в этом. Поэтому я обязан выбрать жизненный путь, который облагородит меня». Может быть, впервые Эндрю Карнеги по-настоящему задумался о благотворительности: «Не стоит прилагать усилий для увеличения своего состояния, но стоит тратить все излишние доходы каждый год на благотворительные цели».
Думаете, после таких размышлений он остановился? Ничуть не бывало! Компания «Карнеги Стил» стремительно набирала обороты, она отлично себя чувствовала даже во время депрессии 1892 года. Этот год был отмечен жуткой, кровавой забастовкой на сталеплавильном заводе Карнеги в Хомстеде. И тут опять проявилась противоречивая сущность ее владельца. Он, открыто выступающий за права профсоюзов, фактически удалился в свой шотландский замок, отдав бразды правления далеко не сентиментальным управляющим, для которых все средства были хороши. И это не единственный случай, когда слова Карнеги расходились с делом. Может, причиной тому — противоречие между «быть» и «казаться»? А может, соединение в одном человеке столь непохожих характеров родителей — романтичности отца и практицизма матери? Как бы там ни было, факт остается фактом: в 1901 году Эндрю Карнеги продает корпорацию Джону П. Моргану за 480 млн. долл. и полностью посвящает себя благотворительности.
Когда Морган приехал к Карнеги, чтобы обменяться рукопожатиями по поводу заключения самой крупной в истории сделки, он сказал: «Господин Карнеги, я хочу поздравить вас! Отныне вы самый богатый человек в мире!» Многим очень богатым и известным людям кажется, что если они добились такого успеха в одном виде деятельности, то могут и все остальное делать так же гениально. Вспомните хотя бы последние годы Генри Форда: он высказывался по любому поводу, не только по автомобилестроению. На протяжении двух десятилетий помимо благотворительности Эндрю Карнеги посвящает себя борьбе… за мир во всем мире. Кого же он выбирает в качестве эталона миротворца? Кайзера Германии Вильгельма II, человека, который, как утверждают историки, спал в военных сапогах! По меньшей мере, странный выбор. Ну чем не единство и борьба противоположностей?
Карнеги много писал на политические и социальные темы: «Вокруг света», «Американский галстук Англии», «Торжествующая демократия», «Империя бизнеса», «Джеймс Уатт», «Проблемы наших дней», «Автобиография». Его занимала тема бедности и богатства: первые наиболее известные статьи так и называются «Богатство» (1889) и «О пользе бедности» (1891). Идеи этих публикаций положили основу сборника эссе «Евангелие богатства». Изложенная в данном сочинении теория несколько напоминает современный анекдот о том, как умер один наш олигарх и Господь Бог спросил его на небе: «Это ваш замок в Швейцарии? — Да. — Это ваши яхты на Лазурном берегу? — Да. — Это ваш…» — и так далее, а затем говорит: «Простите, но у нас в раю таких условий нет». Ну, а если серьезно, помните: попасть богатому в рай так же трудно, как верблюду пройти сквозь игольное ушко. Эндрю Карнеги считал, что тот, кто смог сколотить огромное состояние, просто обязан использовать его для усовершенствования человечества: «Человек, который умирает богатым, умирает опозоренным».
C Эндрю Карнеги, к счастью, этого не случилось. Его пожертвования составили 350 млн. долл., 62 млн. — в Британской империи и 288 млн. — в США. Попробуем перечислить хотя бы основные благотворительные фонды: Институт Карнеги в Питсбурге, Институт Карнеги в Вашингтоне, Траст Карнеги для университетов Шотландии, Траст Карнеги в Дюнфермлине, Британский траст Карнеги, Карнеги-фонд Героев, Фонд Карнеги для развития обучения, Вклад Карнеги для Международного мира, Корпорация Карнеги в Нью-Йорке. Последняя является самым большим его фондом, который был основан в 1911 году и предназначен для развития и распространения знаний и взаимопонимания между народами в США, а с 1917 года — в Канаде и британских колониях. Эта организация помогает колледжам, университетам и библиотекам, а также финансирует исследования и стажировки в области юриспруденции, экономики и медицины.
Одним из интересов, заслуживающих особого уважения, прошедших буквально через всю жизнь Эндрю Карнеги, было основание бесплатных публичных библиотек. Он никогда не забывал о том, что ему, рано начавшему работать, тоже приходилось самообразовываться. Корпорация Карнеги построила около 2,5 тыс. таких библиотек в англоговорящей части земного шара! Этому человеку обязан своим возникновением и Международный суд ООН в Гааге. Карнеги пожертвовал немалые средства и на создание Палаты Мира. Дело мира он считал одним из самых важных. Великодушие Эндрю Карнеги напрямую связано с его мировоззрением.
И именно здесь он продемонстрировал полное единство слов и дела…
Наше повествование о великом бизнесмене и филантропе было бы неполным без рассказа об истории его личной жизни. К сожалению, долгие годы у Карнеги не было ни дома, ни своей семьи. Огромное влияние властной матери не оставляло ему никакой возможности ввести в свою жизнь другую женщину. Женился Эндрю только на следующий год после ее смерти. Его избранницей стала Луиза Витфилд, которая была младше на 21 год. В 61 год Карнеги стал отцом. Его единственную дочь назвали, как и покойную матушку, Маргарет.
В родной Шотландии Эндрю Карнеги восстановил буквально из руин замок Скибо. Сооружение получилось величественное. Оно служило летней резиденцией для семьи Карнеги. Сейчас оно полностью модернизировано и служит клубом для состоятельных людей. Кстати, именно там состоялось бракосочетание певицы, актрисы и писательницы Мадонны. Но скончался великий Эндрю Карнеги не в своем замке, а в Леноксе (штат Массачусетс) — 11 августа 1919 года. Однако память о нем останется жить, пока будет существовать все то, что создано этим противоречивым и в то же время очень цельным человеком.
Instagram: @alexandr__zubarev