В 1989 г. в Советском Союзе все только и обсуждали новость: в стране появился первый легальный миллионер. Сегодня и миллионеры, и олигархи стали обычным явлением. Многие считают, что миллионер — это верх бизнес-карьеры. Сам же Артем Тарасов (первый советский миллионер) утверждает, что карьеру никогда не делал, о миллионах не помышлял, а уж книги о том, как стать богатым, и вовсе в руках не держал. По словам Артема, для того чтобы стать миллионером, нужно обзавестись идеей, затем — раздобыть начальный капитал, а все остальное придет в процессе ведения бизнеса.Из досье: Родился в 1950 г. в Москве. В 1973 г. окончил Московский горный институт, в 1975 г. — факультет повышения квалификации МИЭМа, в 1978 г. — факультет повышения квалификации МВТУ им. Н. Э. Баумана, в 1982 г. — Высшие экономические курсы Госплана СССР. Кандидат технических (1982 г.) и экономических наук (MBA «Wharton School», 1993 г.), доктор экономических наук (PhD, Лондонский университет, 2000 г.), академик МАИ. Один из первых кооператоров в СССР. Скандальную популярность получил после того, как в программе «Взгляд» объявил себя первым в стране легальным миллионером (1989 г.). На следующее утро Тарасов проснулся не только знаменитым, но окруженным полчищем врагов в лице Министерства финансов, конфисковавшего его доходы, и множества завистников. В 1990 г. избран депутатом Верховного Совета РСФСР. В 1991 г. в результате разногласий с Президентом СССР Михаилом Горбачевым был вынужден уехать за границу. В 1993 г. стал депутатом Госдумы и принял участие в выборах на пост Президента России (1996 г.). С 1996 по 2002 г. руководил английскими и швейцарскими компаниями за границей. С 2002 г. живет в Москве.
— Артем, большинству людей в России вы известны как первый легальный советский миллионер. Такое звание сегодня вам больше мешает или помогает?
— Мешает. В России миллионеры не в почете. Миллионер у нас — синоним слов «вор», «бандит» и «аферист». Это клеймо, которое ставит на человеке народная молва.
— Однако свою книгу вы назвали «Миллионер»...
— Таков мой вызов обществу. Я дал понять, что без богатых людей, которые вкладывают свои деньги, например, в производство, общество развиваться не может. «Обогащайтесь!» — в свое время сказал Бухарин, за что был репрессирован Сталиным. С тех пор в советском сознании человек с деньгами стал отрицательным персонажем. Если герой кинофильма в СССР доставал пачку денег на экране, то он обязательно был или бандитом, или подпольным дельцом. В России слово «миллионер» — ругательное.
— Говорят, что вы любите эпатировать общественность, чтобы получить дозу адреналина...
— Скорее сама жизнь мне помогает и с вызовами, и с адреналином. А мне всегда приходилось либо бороться, либо адаптироваться, либо бежать. На самом деле так постоянно жить неинтересно, сложно и всегда рискованно.
— Миллионер для вас — человек, достигший верхней ступени карьерной лестницы?
— «Миллионер» — это слово-цифра, которое отражает состояние принадлежащего кому-то капитала. Но оно еще не подразумевает наличия богатства. В России самые богатые люди — те, о ком не говорят, люди власти. Карьеру я никогда не делал. Если бы являлся карьеристом, то работал бы в правительстве.
— Слово «карьерист», по-вашему, тоже ругательное?
— «Карьерист» — слово неплохое. Речь идет о людях, которые стремятся к успеху и поэтому всегда активны в жизни. Самое страшное — когда человеку ничего не надо, когда он перестает творить, чего-то желать. А карьерист хотя бы думает о продвижении по службе! Не самая лучшая мотивация, но тоже неплохо. Если он сам по себе хороший, то действует правильными методами, а если «плохиш» — использует неправедные приемы.
— Если вы не карьерист, то какова ваша мотивация?
— Мне всегда хотелось прожить свою жизнь интересно. Конечно, я стремился заработать деньги, но они никогда не были для меня самоцелью. Главное для меня — заниматься увлекательным делом. Сегодня я нахожусь в поиске такого дела.
— Ищите в России?
— Да.
— А как же Англия?
— И в Англии, и в Америке у меня есть маленькие компании. Но работать, получать зарплату хочется в России. Последнее время я внедрял изобретения российских ученых, пытался сделать так, чтобы наши светлые головы не уезжали за рубеж. Но люди, которые финансировали данную деятельность, решили, что вкладывать деньги в инновационные проекты не выгодно. До них не дошло, что если новшество будет внедрено в практику, то они станут монополистами в мире.
— А чем бы вы хотели заниматься? У вас есть идеи на сей счет?
— Мне кажется, что я уникальный для России специалист, которому удалось восемь лет проработать за рубежом в условиях той экономики, какую здесь только пытаются построить. Я сумею сегодня вывести на международный рынок любую фирму, которая хочет глобализации. Или если бы я стал губернатором, допустим, Брянской области, то за три-четыре года превратил бы ее в такой же процветающий край, каким является, скажем, Латвия. Думается, я знаю, что для этого надо делать, хотя, может быть, мое заявление звучит нескромно. У меня есть свои методы, подходы, потенциальные инвесторы. Но губернаторов скоро станут назначать, поэтому придется заниматься «мани-менеджментом». Я не прочь открыть паевой инвестиционный фонд или пойти в банк консультантом по внешнеэкономическим связям. Сейчас я в поиске и работы, и зарплаты.
— Какова планка вашей зар-платы, ниже которой вы не опуститесь?
— На зарплату меньше 12 тысяч долларов в месяц плюс премии я не соглашусь. Если за год работы я принесу фирме несколько миллионов долларов прибыли, то, думаю, ее руководству не жалко будет отстегнуть мне от данной суммы три-пять процентов.
— Предложения уже есть?
— Есть, но я пока не принял решения — выбираю. Здесь важно не ошибиться. Мне 54 года — значит, на активную трудовую деятельность осталось шесть лет. И все эти годы я хочу нормально работать в России, не пользуясь своим западным капиталом. Глупо приехать в Россию и потратить здесь деньги, которые с таким трудом заработал на Западе!
— А после шестидесяти лет чем планируете заниматься?
— Буду на вторых ролях, стану реализовывать, а не генерировать идеи. Мозг стареет, и после шестидесяти люди используют в основном прежние наработки.
— А с чего вы взяли, что шестьдесят лет для вас — это рубеж?
— Конечно, есть старики, которые до семидесяти-восьмидесяти лет в строю. Но мой организм подорван, потому что нервная система находилась долгие годы в постоянном напряжении. А большинство болезней, как известно, от нервов. Я готов к тому, что к шестидесяти у меня откроется множество болезней.
— Неужели вы собираетесь вести жизнь обычного пенсионера?!
— Мне хорошо, у меня есть хобби. Я люблю рыбу ловить. Поэтому в шестьдесят я хотел бы поселиться там, где рыба клюет. Например, в Адлере или Сочи. А еще у меня мечта — построить в Москве океанариум. Я придумал очень красивый проект. Но чтобы его реализовать, надо собрать 360 подписей-согласований. Такое вряд ли удастся, но если все-таки получится, то согласен до конца жизни быть директором океанариума. Для меня это потолок, верх удовольствия.
— Сегодня вы можете сказать, что ваша жизнь удалась?
— Смотря с какой стороны. Конечно, моя жизнь была полна всяких несчастий, но я объехал весь земной шар, у меня много друзей повсюду, я опубликовал множество статей за рубежом, имею изобретения в России, патенты США и Англии. Кто-то может сказать: «Но у тебя же в России ничего нет! Ни дачи в Николиной горе, ни яхты на Клязьме, ни дома с забором, равным по величине забору Березовского». Ну и что? Для того чтобы чувствовать себя счастливым, ничего этого не требуется. Лишние вещи, лишние идеи и лишние мысли мешают человеку быть свободным. Чтобы ощутить себя счастливым, надо начать с гардероба: оставить только те вещи, которые носишь. Затем пересмотреть свои жилищные условия: оставить ровно столько комнат, сколько необходимо для жизни, а от избыточной жилплощади освободиться. Наконец, следует привести в порядок финансы.
— Вам удается жить по этим правилам?
— Пока нет, но я хотя бы нашел ответ, как надо жить. Это уже полдела. В моем шкафу несметное количество костюмов. Многие из них даже на животе не застегиваются! Часть из них я отдал в учебный театр Щукинского училища: ребята используют их для своих постановок. Так радостно, когда вижу, как кто-то в моем костюме выходит на сцену! А еще у меня море книг, которые я, наверное, даже никогда не открою. А вот квартиру в Москве купить надо (сейчас я снимаю жилье). Максимум двухкомнатную. Хороший ремонт, большой телевизор, мощный компьютер — вот все, что надо.
— Вы член Международного общества миллионеров. Что вам сегодня это дает?
— Ежегодно я получаю книгу со списком членов Международного общества миллионеров и их адресами. Это дает мне возможность выходить на первых лиц делового мира, людей, которые контролируют все сферы современной жизни. Каждый человек, занесенный в такую книгу, имеет более ста миллионов долларов. Однако в нашем обществе нет ни одного российского олигарха, их туда никто не рекомендовал. Я могу поехать в любую страну, позвонить любому человеку, чье имя вписано в книгу, и просто сказать: «Я приехал». И в ответ услышу: «Высылаю за тобой автомобиль». Если ко мне кто-то обратится с подобной просьбой, я тоже вышлю машину. Так работает эта организация, все члены которой помогают друг другу.
— На прилавках книжных магазинов можно увидеть книги о том, как стать миллионером. На ваш взгляд, действительно ли можно сделаться миллионером, стоит только захотеть?
— По собственному желанию — можно, а вот по книжке или по инструкции — вряд ли. Такие пособия пишут люди, которые хотят заработать. Они-то, а не читатели, и становятся миллионерами.
— Что прежде всего нужно, чтобы стать миллионером?
— Идея и некий начальный капитал, который поможет вам раскрутиться. Как-то я общался с одной женщиной из Международного общества миллионеров. Ее история — лучший ответ на ваш вопрос. Эта американка была домохозяйкой, ее муж получал 10–20 тысяч долларов в месяц. Однажды она купила йогурт и совершенно случайно поставила его в морозилку. В итоге йогурт замерз. Незадачливая хозяйка не стала ждать, пока он разморозится, и стала есть его ложкой. И так он ей понравился, что через какое-то время дама пришла в банк и заявила: «Я хочу выпускать новый продукт — замороженный йогурт. Дайте мне денег, и я построю завод». Знаете, что ей ответили? «Если мы удовлетворим вашу просьбу, вы станете монополистом. А монополистов мы плодить не имеем права. Найдите двух посторонних людей, которые тоже захотят построить по такому же заводу». Не долго думая, предприимчивая женщина рассказала о своей идее подругам, живущим в других штатах. И всем им банк выдал необходимую сумму. Сегодня у бывшей домохозяйки 45 заводов, производящих мороженое-йогурт, она имеет патент на данный продукт. Ее ежегодный доход — 18 миллионов долларов. Подружки тоже оперились. Они разделили штаты на сферы влияния. Поэтому стать миллионером можно, но научить «миллионерствованию» нельзя. Успех бизнеса зависит от умения личности реализовать свою идею.
— А вас кто-нибудь учил бизнесу?
— Азы экономики и финансового дела я изучал. А дальше была полная импровизация. Бизнесу надо учиться в процессе самого бизнеса. Как учат езде на велосипеде? Человек садится на велосипед, его в это время поддерживают, он крутит педали и постепенно начинает катиться самостоятельно. А если ему прочитать курс езды на велосипеде, не подкрепляя теорию практикой, он на первом же занятии по вождению упадет. Меня сама жизнь посадила на бизнес-велосипед, и мне пришлось вовсю крутить педали.
— Но цель стать миллионером вы перед собой ставили?
— Нет. Больше того: никто не верил, что это возможно. Мы же начинали в Советском Союзе! А заработали 100 миллионов!
— А о деньгах вредно думать?
— Деньги — это результат работы. Если вы будете думать только о них, то ничего не заработаете. Некоторые мечтают о богатстве — и становятся бандитами. А вот размышлять, как сделать свой бизнес прибыльным, необходимо. И если дело принесет успех — деньги придут сами собой.
— Сколько времени вы проводите в Москве?
— С 2002 года я постоянно живу здесь. За рубеж езжу лишь в короткие командировки — на три-четыре дня в месяц.
— Что держит вас в Москве?
— Корни, прошлое. К тому же в Москве гораздо интереснее работать, здесь есть чем заняться. А за границей все уже придумано, там можно рассчитывать лишь на какую-то долю успеха.
— Помимо Московского горного института вы закончили факультеты МИЭМа, МВТУ им. Н. Э. Баумана, Высшие экономические курсы Госплана СССР, аспирантуру Пенсильванского университета. Что вас постоянно побуждало учиться?
— После окончания горного института я решил написать диссертацию по приборостроению для горной промышленности. Захотел разобраться, как вообще строят эти приборы, и пошел в МИЭМ. Проучился там два года без отрыва от производства. Это мне так понравилось (два дня в неделю меня отпускали с работы на лекции), что после окончания вуза поступил в Бауманский на факультет приборостроения. Но учеба в МИЭМе и МВТУ — это не второе и третье образование, а повышение квалификации (я был инженером-акустиком). В результате в 1982 году я удачно защитил диссертацию. Дальше были курсы Госплана СССР (по существу, экономическая аспирантура) и курсы для высших руководителей Пенсильванского университета. Там я защитил диссертацию на тему «Как переустроить Россию». Таким образом я стал кандидатом технических и экономических наук. Позже читал лекции в Лондонском университете, где мне присвоили звание профессора и степень доктора экономических наук. Безо всяких взяток или блата!
— Может, вам просто не давала покоя былая известность вашего дедушки Николая Тарасова — мецената Московского Художественного театра и его брата — писателя Анри Труайя (он же Лев Тарасов)? Вы хотели быть достойны их имен?
— Ну что вы, нет! Это далекое семейное прошлое, а человек, хотя и думает о прошлом и будущем, живет всегда настоящим.
— Помимо всего прочего вы еще и изобретатель СССР. Что именно вы изобрели?
— У меня 27 патентов в разных сферах жизни. Так, я придумал новые способы: хранения засоленной черной икры, лечения простатита с помощью специального прибора, передачи закодированной информации по телефонным линиям, которую нельзя расшифровать... А остальные 23 патента — изобретения приборов для акустического контроля машин. У меня есть несколько медалей ВДНХ (хвастаться, так до конца!).
— В 1989 году в программе «Взгляд» вы публично объявили себя первым легальным миллионером. До сих пор пишут, что вы заплатили годовой партийный взнос 90 тысяч рублей. Однако я слышала, что в партии вы никогда не состояли.
— Действительно, партийные взносы — это легенда. Платил не я, а мой заместитель. Таким был месячный взнос с зарплаты в 3 миллиона рублей.
— А в партию почему не вступали?
— В КПСС? Интеллигентов туда не пускали. Даже разнарядка была: на семь принятых рабочих брать одного инженера. Я честно стоял в очереди! По молодости мне очень хотелось сделать карьеру, а для этого надо было попасть в партию.
— В 1990 году вы решили заняться политикой...
— Даже и не думал о политике — меня выдвинули кооператоры. Крыша у них поехала.
— А вам самому хотелось?
— Я не знал, что такое политика. А когда включился — стало интересно. Выступления, поездки по России, известность... Но через год, сразу после путча, я написал заявление о выходе из депутатского сообщества.
— После неудачных попыток баллотироваться на пост Президента РФ, губернатора Ленинградской области, губернатора Красноярского края вы решили покончить с политикой — окончательно и бесповоротно?
— В политике должны быть молодые люди. А я уже не могу работать по 20 часов в день. Вечером хочется поехать домой, сесть в кресло и включить телевизор. Но не зарекаюсь. В губернаторы с удовольствием пошел бы, а в Госдуму и в партию — ни за что.
— Каким поступком в своей жизни вы гордитесь, а за какой вам стыдно?
— Я горжусь тем, что я был инициатором амнистии людей, которые сидели за предпринимательство, — бывших директоров заводов, колхозов, которые построили у себя цех по переработке продукции, и других. Шел 1994 год, статьи закона уже не действовали, а люди должны были отсиживать еще по пять-семь лет. Мой проект приняли в Думе — и из тюрьмы вышла 101 тысяча человек! А стыдно за то, что я столько времени провел вне Родины. Хотя… что бы я доказал, оставшись здесь?! Где было бы лучше сейчас сидеть Ходорковскому — в тюрьме или на юге Франции? Я революционером никогда быть не хотел.
— Ваша жизнь — бесконечная череда взлетов и падений, удач и разочарований, преследований, покушений и предательств. Что помогло вам не пасть духом?
— Почему вы думаете, что я не падал духом? Я не считаю себя двужильным. Все, что случилось со мной, могло произойти с каждым. А спасение я находил в религии и в хороших людях, которые мне попадались на жизненном пути.
— Вы считаете себя сегодня богатым человеком?
— По российским меркам я состоятельный человек (я же вижу, как бедно здесь живут люди). А вот для Запада я скромный бизнесмен. У меня нет миллиардов.
— Ваша книга «Миллионер» предельно откровенна. Не повлечет ли она за собой судебные иски, вызванные недовольством сильных мира сего? Почему вы сознательно решили пойти на потенциальные конфликты?
— Потому что я не боюсь сильных мира сего и потому, что в свое время они сознательно испортили мне жизнь. Я имею право на ответ. Все, что я пишу, — правда. Думаю, они побоятся пойти в суд: у меня есть доказательства многих их нелицеприятных поступков. К тому же если думать, как бы кого не обидеть, то книга будет неинтересной.
— Некоторые говорят: то, что вы пишете, надо делить на 28...
— Почему на 28, а не на 204? Гайдару не понравилось, как я про него написал в книге, он сказал в интервью «Известиям»: «Я не сидел в Белом доме, как об этом рассказывает Тарасов». Согласен: я в то время был в Лондоне и не знал, что он переехал. Но остальные же события происходили! И почему в таком случае надо делить на 28?
— Кто является для вас примером успешной карьеры в России?
— Олигархи для меня не герои: они оказались в нужное время в нужном месте. Просто взяли и присвоили себе государственную собственность за копейки (впрочем, не всегда нарушая законы). Для меня герой-предприниматель в России — тот, кто создал что-то с нуля. Но я, как человек, выпавший из системы (много лет провел за границей), не знаю имен таких людей. Разве что Новиков, который открыл рестораны «Елки-палки», «Белое солнце пустыни» и др. Думаю, он оригинальный человек, хотя мы не знакомы. В Англии мой кумир — Ричард Бренсон, мой приятель, ровесник, миллиардер. Его скульптура стоит в Музее восковых фигур мадам Тюссо. Вот это карьера!
Instagram: @alexandr__zubarev