Не так давно в нашей стране большинство людей стремились уйти в бизнес. Однако для директора школы такой шаг все же был нехарактерен. Видимо, поэтому при слове «карьерист» Татьяна Гостенина до сих пор только морщится, о деньгах говорить не любит и диссертацию защищает не для себя, а больше для своих учеников. И все это, между прочим, не помешало ей сделать карьеру. Сегодня Татьяна Гостенина — владелец и генеральный директор российской управляющей компании Hospitality Management Group Ltd., генеральный директор отеля «Татьяна» и преподаватель Плехановской академии.Из досье:
Родилась в Москве. Образование высшее, педагогическое, факультет иностранных языков. После окончания института работала в общеобразовательной школе, пройдя путь от учителя английского языка до директора. С 1987 по 1989 год занимала должность заместителя проректора — директора СУНЦ МГУ (механико-математический факультет) в МГУ им. М. В. Ломоносова. С 1989 года и по сей день трудится в индустрии гостеприимства: девять лет в Pullman — International и Accor (французская управляющая компания) заместителем генерального директора гостиницы Sofitel в Москве (прошла обучение в академии «Аккор» в Париже). Затем была коммерческим директором гости-ницы «Протон», принадлежащей ГКНПЦ им. Хруничева; генеральным директором гостиниц Katerina и Iris-Congress-Hotel. В настоящее время владелец и генеральный директор Российской управляющей компании Hospitality Management Group Ltd. (ООО «Управление гостиничными предприятиями»), генеральный директор отеля «Татьяна», член международных ассоциаций SKAL, JATA, AMFORHT, Eurodip и т. д.
Лауреат премии «Хрустальная ладья» в области гостинично-туристического бизнеса за 2002 год от правительства Москвы. Обладатель «Оскара» за 2003 год от A.D.I.R.H. (Association Internationale des Diplomes de la Restauration et de L’Hotellerie). В 2004 году — председатель государственной экзаменационной комиссии РЭА им. Плеханова и Международной школы бизнеса «Мирбис». Лауреат национальной премии «Гостеприимство» — октябрь 2004 г.
— Сегодня вы довольно известный отельер в среде гостиничного бизнеса. Ваша карьера удалась или хочется большего?
— Карьера удалась, но большего хочется всегда. К тому же я человек беспокойный, постоянно ищущий новизну. Именно поэтому я с удовольствием берусь за новые проекты. Развитие карьеры возможно только тогда, когда человек не застаивается на одном месте. Сейчас я занимаюсь двумя новыми проектами в Москве (среди них — строительство новых гостиниц с нуля) и тремя — в регионах.
— Вы можете назвать себя карьеристкой?
— Нет.
— «Карьерист» для вас — ругательное слово?
— В какой-то степени оно даже неприличное, особенно если произносится в женском роде. Мною движет не желание сделать карьеру (хотя доля честолюбия у меня есть), а стремление заниматься интересным делом.
— Недавно вы защитили диссертацию на тему «Менеджмент в гостиничном бизнесе». Что вам это дало?
— Мою диссертацию уже используют работники образовательной сферы в гостиничном бизнесе для обучения студентов, в частности в Плехановской академии. Также у нас с Александром Федулиным, директором Института туризма и гостеприимства, есть общий проект: мы создаем команду менеджеров среднего звена для будущих гостиниц. Вот я и посчитала, что своими знаниями необходимо поделиться с учениками. Помимо всего прочего диссертация — это некий итог моего труда.
— Однако обычно люди защищают диссертацию прежде всего для себя...
— Я не только работаю со студентами, но и веду круглые столы с преподавателями института. Не «остепениться» было бы неприлично. Так что правила хорошего тона теперь соблюдены. А в плане карьеры без кандидатской степени в экономике я вполне могла бы обойтись.
— Кроме того, что вы генеральный директор отеля «Татьяна», вы еще владелец и генеральный директор российской управляющей компании «Управление гостиничными предприятиями» (Hospitality Management Group — HMG Ltd). Что входит в ваши обязанности?
— Так как я являюсь единоличным владельцем этой компании, то в мои обязанности входит управление, развитие, контроль, обучение и продвижение карьеры людей, которые со мной работают.
— Получается, что у вас три должности...
— А я везде успеваю. Вот и в жизни могу одновременно читать, смотреть телевизор, писать письмо и слушать музыку.
— Кто вас этому научил?
— Люди обычно читают построчно, а я зигзагом — вижу всю страницу. Но я не обучалась технике скорочтения — это с рождения. Мне необходимо иметь много дел, иначе не интересно. Когда я начинала свою карьеру в Pullman — International, то французы ежемесячно подводили итоги работы менеджеров. Для этого мы заполняли специальную анкету. В результате получалось, что я умею находить выход из любой нестандартной ситуации.
— Какая из ваших должностей отнимает сегодня наибольшее количество времени?
— Наибольшее количество времени отнимает скорее не должность, а человеческий фактор. В гостиничном бизнесе очень важна атмосфера, коммуникативная функция. А поскольку атмосферу создают люди, то необходимо поддерживать в них азарт, если хотите, кураж, который позволит держать планку на высоте и, что самое главное, болеть за свое дело. Когда у человека есть кураж, то его отношение передается людям, с которыми он общается, и ради которых работает. Больше всего я трачу время на обучение. Так, всем своим поведением, всей своей деятельностью я учу сотрудников, воспитываю их.
— После окончания школы вы поступили в пединститут на факультет иностранных языков. Вы действительно хотели стать учителем?
— Нет, я просто хотела изучить иностранный язык. А тогда необыкновенно трудно было поступить в университет на факультет иностранных языков. А когда началась практика, я вдруг поняла, что владею классом, что совершенно спокойно чувствую себя среди детей, и что мне это интересно. Так я стала преподавать в школе английский.
— Дослужившись до директора школы, вы вдруг в 1987 году ушли в МГУ на должность заместителя проректора механико-математического факультета. Кто вас пригласил?
— Меня пригласил декан факультета. В то время была разработана новая программа, по которой, как говорится, физиков хотели сделать чуть-чуть лириками. Вот мне и предложили расширить кругозор математиков. Я преподавала английский язык и психологию.
— Вы сразу согласились на предложение перейти в МГУ?
— Я очень тяжело уходила из Министерства среднего образования. А должность директора школы тогда просто невозможно было оставить! Сейчас я с ужасом все это вспоминаю. В конце концов пришлось вмешаться секретарю парторганизации МГУ: он написал письмо в Министерство среднего образования, и только после этого мне разрешили уйти.
— А вам самой очень хотелось в МГУ?
— Да, мне хотелось расти, делать что-то новое и интересное, хотелось изменений. Для меня это было продолжение карьеры. Я ни с кем не советовалась, решение приняла самостоятельно. Но я поступила по отношению к школе абсолютно порядочно, никакого предательства не было. Судите сами: я подготовила себе замену, и этот директор школы до сих пор работает.
— А почему пригласили в МГУ именно вас?
— Как человек творческий, я могла перейти от одного дела к другому. А им как раз и нужна была творческая личность.
— Но о вас же нужно было узнать. Как вышли на вас?
— Мы познакомились с проректором в научных кругах. Когда ему понадобился новый заместитель, он вспомнил обо мне.
— Проработав в МГУ два года, вы вдруг ушли в гостиничный бизнес. Почему?
— Меня в эту историю втянула подруга, которой очень хотелось работать в первом российско-французском совместном предприятии. А поскольку английский она знала плохо, то попросила меня заполнить за нее анкету. Это пришлось делать перед французами (с собой они не давали). Поэтому, чтобы никто ничего не заподозрил, я заполнила и свою. Указать неправильные данные мне тогда и в голову не пришло. В результате пригласили меня, а не подругу. Я, естественно, отказалась. Потом подруга говорит: «Давай еще раз съездим. Тебя же приглашают, вот ты как-нибудь на меня все переведи. Мне же хочется у них работать». Подруга близкая — отказать невозможно, и я опять поехала. А там мне предлагают уже занять должность заместителя директора по приему и размещению. В ответ на это начинаю придумывать всевозможные отговорки. Придираюсь к зарплате — они ее тут же повышают, не устраивает еще что-то — они и этот вопрос решают. На этом французы не успокоились и через какое-то время подключили Святослава Николаевича Федорова (Pullman-Iris был его проектом с российской стороны). Ситуация стала неприличной. Наконец мне сказали: «Возьмите отпуск на десять дней, и мы вам покажем, чем занимается наша компания».
— Чем вы их так заинтересовали, что они в вас буквально вцепились?
— Знанием иностранного языка, МГУ, обаянием, внешними данными, опытом управления — всем вместе. Первый год мне было ужасно трудно. Пока я не создала собственную систему ценностей и систему руководства, я держалась только на характере. Очень многие тогда сломались и ушли. А я через некоторое время (как и в школе) поняла, что мне все это нравится.
— Правда, что ваши родители не знали, что вы занялись гостиничным бизнесом?
— Да, родителям я сказала, что просто работаю у Святослава Николаевича Федорова. Мои родители — научно-технические работники, и слово «гостиница» у них ассоциировалось с темным бизнесом. Я не стеснялась своей работы, но они бы этого не поняли. И лишь через пять лет, когда перестройка пошла полным ходом, когда появились новые отношения и приоритеты, я сказала родителям про гостиницу. Но я тогда так их запутала, что у них не сложилось впечатление, что я их обманываю. Это была не ложь, а недосказанность.
— Перед тем как заняться бизнесом, вы все хорошенько обдумали или действовали на авось?
— На авось я никогда не действую. Я умею поставить цель и рассчитать пути ее достижения. Главное при этом — преодолеть собственные страхи и настроить себя на рабочий лад.
— У вас есть особые приемы в борьбе с собственными страхами?
— А просто не надо думать о трудностях и препятствиях, они будут всегда. Иначе ничего не получится. Надо не тонуть в сомнениях, а принять решение и двигаться к цели.
— На чем основывалась ваша уверенность, что все получится?
— У меня было хорошее образование, голова на плечах, опыт управления, вера в собственные силы, желание сделать карьеру, честолюбие. Все это вместе, на мой взгляд, должно было дать положительный результат.
— Вы начали с заместителя директора по размещению отеля. Вы уже тогда преследовали цель стать генеральным директором?
— То, что я стала директором по размещению, вообще нонсенс. Со мной просто-напросто поделились. Все значимые должности в бренде не могли занимать национальные кадры. Поэтому такой задачи у меня по определению быть не могло.
— Вы прошли обучение в академии «Аккор» в Париже. Что вы там изучали?
— Академия «Аккор» — это не высшее учебное заведение, а профессиональное. Просто слово «академия» многих сбивает с толку. Поэтому я там не училась, а принимала экзамены у студентов. Помню, мы тогда встретились с директором академии, и он мне так задумчиво говорит: «Чему же мы будем учить вас после университета?» Затем провел, показал, как учатся студенты, и предложил принимать экзамены. Для меня это была не учеба, а скорее, обмен опытом. Директор академии составил для меня специальный план, и я индивидуальными методами прошла «Аккор».
— А зачем вам все это было нужно?
— Мне это было не нужно, меня французы в самом начале моей карьеры туда послали. В гостиничном бизнесе я все познавала на практике. Меня кинули в океан и пришлось самостоятельно учиться плавать. Первое, что я сделала, — занялась отбором кадров, затем принялась за обучение. В итоге я одновременно и учила, и училась.
— Вы — член Координационного совета Федерации рестораторов и отельеров. Что вам это дает?
— Для меня это прежде всего расширение личных связей. Например, я могу обратиться за помощью к другим членам совета. Вот недавно мне понадобилось оборудование. Я позвонила человеку, и буквально через пять минут все было решено.
— Гостиницу «Татьяна» вы начинали с нуля. Это вы дали ей свое имя?
— Это не я назвала, а владелец гостиницы (а я владею компанией, которая управляет этой собственностью). Его дочь тоже Татьяной зовут.
— Говорят, бизнес — дело не женское, скидок слабому полу никаких. Как вы думаете, может ли женщина успешно заниматься бизнесом, не имея за спиной сильного плеча?
— Может. У меня никакого сильного плеча не было. Да и в бизнесе это не поможет. Сильное плечо должно поддерживать в жизни.
— Считается, что у женщин, достигших успехов в бизнес-карьере, часто не все в порядке в личной жизни. Как в вашем случае?
— У меня двое детей: сын Иван и дочь Анна. Это моя семья. Мужа сейчас нет. Это не из-за того, что я в бизнесе, просто не сложилось. Но я не одна и не несчастна.
— Чем занимаются ваши дети?
— Анна закончила филологический факультет университета, но работает не по специальности — дизайнером (сейчас уже член Международной ассоциации дизайнеров). А Иван после экономического факультета МГИМО трудится в солидной компании (сейчас он в Брюсселе), довольно успешно делает свою карьеру. Дети меня очень любят, но в гостиничном бизнесе со мной работать не хотят.
— А если бы вдруг захотели, то вы бы не стали их отговаривать?
— Не стала бы. Я приемлю и проторенные пути, и свои. Главное, должно быть желание, стремление участвовать в чем-то.
— Как выглядит ваш самый обычный трудовой день?
— Я встаю в 6 утра, в гостиницу приезжаю в 8.30, а домой возвращаюсь в 21–22 часа. Зато в выходные я куда-нибудь выбираюсь, стараюсь полностью устраниться от дел. Однако мобильный телефон никогда не отключаю.
— Что изменилось в вас самой после занятия бизнесом?
— Как ни парадоксально, но я стала мягче и терпимее. Особенно за последние годы. Еще решительности больше появилось.
— Что является вершиной Олимпа для карьеры отельера?
— Признание клиентов. Когда президент компании «Бритиш Петролеум» сказал, что мы помогли им создать компанию «ТНК-ВР», мне было необыкновенно приятно.
— Вы сами себя считаете состоятельным человеком?
— Мои потребности не опережают мои возможности. Материальных трудностей я не испытываю, но никаких вилл за границей не имею (у меня даже дачи нет).
— А деньги вы любите?
— Я так воспитана, что деньги — не самое главное в моей жизни. Деньги для меня — это оценка моих способностей, деятельности, профессионализма. Это средство, а не цель.
Instagram: @alexandr__zubarev