Все большее количество новых сотрудников, приходящих в передовые российские и широко известные западные компании сталкивается с новым для них понятием - корпоративная культура. Отрадно отметить, что в большинстве случаев это хотя и неожиданная, но приятная встреча.ЧТО ЭТО?
Корпоративная культура - это система принятых в организации единых правил и норм поведения в процессе выполнения повседневных трудовых обязанностей. В некоторых случаях ее действие распространяется и за пределы производственной сферы - при проведении общественных и социальных мероприятий в масштабах всей организации, таких как вечеринки, неформальные встречи вне стен компании.
Основные элементы подлинной корпоративной культуры - единые ценности и стандарты, которых придерживается компания в своей деятельности. Как правило, в их число входят:
* Профессионализм
* Высокие стандарты обслуживания или производства - полная ориентация на клиента
* Методы командной работы
* Стремление к лидерству и высокой конкурентоспособности на рынке
* Обеспечение стабильных и безопасных условий труда
* Опора на сотрудников и забота о них как важнейшем звене производства
* Высокие стандарты деловой этики и культуры производства
* Ориентация на коммерческую выгоду компании
ЗАЧЕМ ОНА?
Корпоративная культура разрабатывается и внедряется отнюдь не из филантропических намерений. Она имеет сугубо практическую направленность и если построена грамотно и умело, то способна решать две важнейшие задачи:
* Во-первых, способствовать успешному развитию бизнеса путем завоевания рынка за счет предоставления профессиональных услуг с соблюдением высоких стандартов или создания качественной продукции; параллельно создается высокая репутация предприятия на рынке.
* Во-вторых, получить максимальную отдачу от человеческого капитала компании за счет создания благоприятного производственного микроклимата, обеспечения безопасных, комфортных, этичных условий труда, его достойной оплаты, предоставления сотрудникам возможности развиваться, получать дополнительные льготы и привилегии.
В такой направленности корпоративной культуры заинтересованы обе стороны - как новичок, приходящий в компанию, так и ее руководитель или владелец.
АДАПТАЦИЯ ИЛИ ОТТОРЖЕНИЕ?
Наш опыт показывает, что адаптироваться в такой культуре способно большинство новых сотрудников. Адаптация проходит особенно быстро, если они прошли тщательный первичный отбор, организованный службой персонала, сотрудники которой сами являются носителями этой культуры.
Следует честно признаться, что носителями подлинной, позитивной корпоративной культуры в настоящее время являются, как правило, западные и крупные российские компании, стремящееся предоставлять услуги или производить товары, соответствующие мировому уровню.
Когда и в какой форме новичок сталкивается с подлинной, а не мнимой корпоративной культурой, что он при этом ощущает, как происходит процесс адаптации или отторжения?
Впервые новый сотрудник сталкивается с проявлением корпоративной культуры компании при собеседовании (интервью) в службе персонала. Интервью, проведенное профессионально, по четко составленному плану, в ходе которого кандидата знакомят с письменно сформулированными служебными обязанностями, предоставляют достаточно сведений о самой копании, выслушивают заинтересованно, задают вопросы, для ответа на которые приходиться думать, стимулируют подробно и грамотно рассказать о своих умениях и навыках - уже создает приятное впечатление о серьезных намерениях потенциального работодателя. У большинства кандидатов ощущения такие: "Грамотно работают, культурно и профессионально".
Более глубоко новый сотрудник соприкасается с элементами этой культуры в первые дни работы. Прежде чем допустить новичка к работе, его знакомят с правилами этичного ведения бизнеса, стандартами обслуживания клиентов и нормами поведения, нормами делового этикета, установленными в компании. Как правило, они формально изложены в Положении о персонале, в различных процедурах и инструкциях. Так, например, Положение о персонале нашей компании содержит не только правила трудового распорядка, но и регламентирует практически всю трудовая деятельность сотрудника, его социальное обеспечение, вопросы развития и обучения, принципы работы с клиентами, требования к внешнему виду вплоть до одежды и прически.
Обычно в течение первой-второй недель работы сотрудник отдела обучения проводит с новичками занятия по трем базовым темам:
* Ориентация - где их знакомят с историей и структурой компании, ее традициями и культивируемыми ценностями, особенностями бизнеса. В ориентации принимают участие руководители и представители основных подразделений компании.
* Основные навыки работы с клиентами.
* Правила общения по телефону.
Как правило, новички с удовольствием знакомятся с новыми для них понятиями, активно участвуют в решении групповых заданий. Эти занятия дают им полное представление о компании, ее ценностях и стандартах работы, оставляют глубокий след в восприятии производственной культуры работодателя. Некоторые из них открывают для себя совершенно новую сторону взаимоотношений работника и работодателя: отношения построенные на высоком профессионализме и деловой этике.
Более глубокое знакомство с корпоративной культурой происходит на рабочем месте в ходе совместной работы с коллегами и общения с клиентами. Именно здесь корпоративная культура проверяется на прочность и определяется на практике: что это - декларируемые заповеди или устоявшаяся система с реальными, на деле воплощаемыми ценностями.
При истинной, а не мнимой корпоративной культуре вновь пришедшие сотрудники адаптируются к новой среде в короткие сроки. Воистину, к хорошему привыкаешь быстро и перестаешь его замечать, а его отсутствие ощущаешь мгновенно и отвыкаешь от хорошего очень медленно. Лишь в исключительных случаях новичок "не вписывается" в здоровую и этичную корпоративную культуру. Как правило, это происходит с теми, кто не имеет достаточно высокого общего уровня развития и общей культуры.
Instagram: @alexandr__zubarev