Издательский дом «Деловой мир» при поддержке кафедры государственной службы и кадровой политики Российской академии государственной службы при Президенте РФ провел актуальное социологическое исследование на тему «Роль самоменеджмента в процессе профессионализации личности». Что такое самоменеджмент? Нужно ли вводить такую дисциплину в учебно-образовательные программы? Что необходимо знать человеку, который хочет не ошибиться в выборе профессии и сделать достойную карьеру?Самоменеджмент — это последовательное применение практических методов управления в повседневной деятельности, направленное на оптимальное и осмысленное использование персональных ресурсов человека (интеллект, воля, способности и т. д.).
То, что эффективная организация деятельности любой личности возможна и необходима, убедительно доказывают теория и практика управления. Особенно это касается процессов социализации и профессионализации. Но, к сожалению, на сегодняшний день новейшие достижения науки в области изучения управления являются достоянием достаточно узкого круга специалистов. Между тем, как показывает практика, персональный менеджмент способствует значительному повышению эффективности деятельности не только профессиональных управленцев, но и практически любого специалиста в любой сфере жизни общества.
Изучая мнения многочисленных посетителей московских ярмарок вакансий и специализированных выставок, посвященных трудоустройству (всего было опрошено 1230 человек), авторам исследования удалось выяснить, насколько велика роль знаний и навыков самоменеджмента на разных этапах развития карьеры. Необходимо подчеркнуть, что посетители таких выставок относятся к активной части соискателей, в большей степени использующих навыки самоменеджмента.
Результаты исследования структурированы по возрастным категориям в соответствии с основными этапами карьеры.
Сравнительный анализ ответов соискателей разных возрастных групп показывает, что подавляющее большинство участников опроса считает свой уровень самоуправления скорее высоким, чем низким. Респонденты от 25 до 30 лет наиболее самокритичны — всего 11 % называют личный уровень самоменеджмента высоким. Среди лиц старше 30 лет число опрашиваемых, придерживающихся аналогичного мнения, составляет 44 %. Интересно, что низким свой уровень самоуправления наиболее объективно считают соискатели, принадлежащие к возрастной категории от 25 до 30 лет (11 %). Оптимизм молодежной аудитории связан, на наш взгляд, скорее с тем, что им свойственно меньше задумываться о сущности самоменеджмента (всего 6,6 % участников исследования затруднились ответить). Среди старших соискателей сомневающихся гораздо больше (от 25 до 30 лет — 22 %, от 30 лет — 8 %) (рис. 1).
Один из важнейших вопросов исследования — оценка значимости функций самоменеджмента. Безусловное первенство принадлежит самоорганизации (до 25 лет — 63 %, от 25 до 30 лет — 50 %, от 30 лет — 58 %). С возрастом уменьшается значимость самоконтроля (от 45 % в категории до 25 лет и до 16 % в категории после 30 лет). Молодежь сильнее заботит самооценка (40 %) и самомотивация (21 %). Структурированием персональных планов больше склонны заниматься представители возрастной группы от 25 до 35 лет (рис. 2).
Необходимость планирования на всех этапах развития карьеры понимают в большей степени соискатели старше 30 лет. Самым актуальным для представителей данной категории является планирование должностного развития (40 %). При выборе профессии планирование видится наиболее значимым лицам в возрасте до 25 лет.
Данные результаты представляют особенный интерес для гипотезы исследования, предполагающей внедрение специальных учебно-образовательных программ по самоменеджменту именно в средних, средних специальных и высших учебных заведениях. Нельзя оставлять без внимания недооценку планирования в процессе трудоустройства в группах до 30 лет (рис. 3).
Получать знания и навыки самоуправления нужно в школе — полагают 50 % респондентов до 25 лет. С ними согласны многие представители возрастной группы после 30 лет. То, что самоменеджмент следует изучать в вузе, признают практически в равной степени опрошенные всех возрастных категорий (33, 33, 20 % соответственно). В то же время они справедливо отмечают необходимость самообразования (30, 27, 30 %) (рис. 4).
Интересным образом распределились ответы, касающиеся эффективности форм обучения. Лидирующее положение занимают тренинги (43, 11, 46 %). Молодые люди от 25 до 30 лет довольно скептично относятся к активным формам образовательного процесса (11 %). Данный факт может свидетельствовать как об определенном разочаровании в инновационных процессах в сфере образования, так и об отсутствии позитивного опыта прохождения тренинговых программ у выпускников вузов. Устойчивый интерес к активным формам обучения проявляют юноши и девушки до 25 лет. Они отдают предпочтение тренингам, деловым играм, семинарам (43, 35, 30 % соответственно). Их мнение поддерживают респонденты возрастной категории после 30 лет: тренинги, семинары и деловые игры выбирают 46, 42, 26 % соответственно (рис. 5).
Самый значимый критерий оценки учебного заведения — качество преподавания (83, 50, 68 %). Форма собственности (государственное или негосударственное учебное заведение) важна для тех, кто еще не достиг 25 лет (33 %), и тех, кому уже исполнилось 30 лет (22 %). Для граждан, относящихся к средней возрастной группе, она практически не имеет значения (6 %). Молодежная аудитория в большей мере обращает внимание на престижность вуза (23 %). Об эффективности рекламы высших учебных заведений респонденты высказались почти единодушно (1,5; 0; 2 % соответственно) (рис. 6).
Большинство опрошенных при выборе места работы руководствуются прежде всего заработной платой (60, 50, 62 %). Существенное значение имеет статус должности в социальной иерархии (60, 38, 42 %). Однако чем старше соискатель, тем меньшую роль играет статус должности. На начальных этапах карьеры престижность организации также весьма значима для дальнейшего продвижения (26, 27, 14 %) (рис. 7).
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:
1. Знания и навыки самоменеджмента необходимы соискателям в процессе трудоустройства и на других этапах развития карьеры.
2. Учебно-образовательные программы по курсу «Основы персонального менеджмента» следует внедрять в средних и высших учебных заведениях.
3. Службы управления персоналом государственных и коммерческих организаций должны уделять больше внимания развитию навыков самоуправления сотрудников в процессе управления карьерой.
4. Оптимальной формой обучения признаны тренинги и деловые игры, в ходе которых слушатели приобретают и совершенствуют практические навыки управления собой. Кроме того, нужно искать новые информационно емкие технологии для осуществления образовательного процесса.
Можно с уверенностью сказать, что навыки самоменеджмента помогут людям не ошибиться в профессиональном выборе и достигнуть определенных карьерных высот.
Instagram: @alexandr__zubarev