Если бы соискатель, пришедший на собеседование в рекламное агентство, был одет в строгий консервативный костюм, говорил на правильном, ясном русском языке без включений и был степенен, как собственный дедушка, то работодатель подумал бы, что имеет дело с… юристом или банкиром.А теперь представим себе, что в адвокатскую контору вошел некий молодой человек в модных пуловере и джинсах, свободно сел на диван, положив ногу на ногу на американский манер, и сказал примерно следующее: «Я креативный и раскрученный, у меня классный промоушн, я умею разводить клиента». Работодателю-адвокату, вероятно, пришлось бы попросить секретаря принести стакан воды, чтобы прийти в себя.
А если наоборот? Вторым соискателем заинтересовались бы рекламисты. Если же он дополнил бы рассказ о себе отличным портфолио и знал странные слова вроде «мультимедиа» и «копирайтер», то его шансы трудоустроиться оказались бы значительными.
Первый же, элегантный обладатель классических манер и хорошей речи, просто обречен на успех в юриспруденции. Во всяком случае, его исчерпывающее резюме и прекрасное образование этому весьма способствуют.
Работодатели в первую очередь обращают внимание на то, насколько человек соответствует климату фирмы, называемому ныне корпоративной культурой. Корпоративная культура, то есть культура организации — кредо, закрепленное в этическом кодексе фирмы, внутренний пиар, стиль управления, философия, а также внутрифирменные стандарты, которые призваны создавать микроклимат в коллективе, а значит, поддерживать репутацию и конкурентоспособность компании на рынке профессиональных услуг.
Почему же в рекламных агентствах и других творческих организациях корпоративная культура одна, а в адвокатуре — другая? Чем отличается корпоративная культура разных рекламных агентств? Что определяет это отличие?
Рассмотрим примерные истоки корпоративной культуры. Что самое главное в бизнесе? Прибыль и рост прибыли. В рекламном агентстве прибыль приносят творческие молодые мозги. Быть может, это звучит несколько странно, но вспомните термин «утечка мозгов». От них зависит возможность выиграть тендер.
Выиграл тендер — получил клиента, а значит, и прибыль. Поэтому кредо рекламного агентства могло бы звучать так: «Творческую энергию — клиенту! Наш интеллектуальный капитал принадлежит клиенту. Поэтому мы 24 часа в сутки генерируем творческие идеи, которые помогают клиенту продвигать свой продукт на рынке и позволяют ему попасть в первые ряды в мире бизнеса». А фирменные (корпоративные) стандарты можно выстроить по определенной схеме, например:
# отношение к клиенту;
# поведение при клиенте (вежливое);
# отношения с коллегами (уважительные);
# рабочее место (аккуратное);
# имидж сотрудника (креативного и менеджера) и т. п.
Одно из правил для креаторов (или, как их еще называют, творцов) можно сформулировать так: «Делай все в срок. Не ссылайся на отсутствие вдохновения». Поведение при клиенте: «Говори на языке, понятном ему». Отношения с коллегами: «Старайся создавать благоприятную атмосферу уважительным и добрым отношением к другим сотрудникам». Имидж: креатор может позволить себе свободный стиль, но при встрече с клиентом должен выглядеть опрятно. Менеджер идет на встречу с клиентом в галстуке.
Это, разумеется, лишь примеры стандартов, какие могли бы сформироваться в рекламном агентстве. Главное — подчеркнуть сущность организации в оформлении офиса, в стиле одежды, в мобильном реагировании и т. п. Реклама — бизнес молодых, энергичных, творческих людей. Это в полной мере должна отражать корпоративная культура.
Вернемся теперь к юноше-юристу. Зачем молодому человеку носить солидный костюм? Почему бы не надеть джинсы и не развалиться на стуле? Не пообщаться на студенческом сленге? Потому что он может не вписаться в корпоративную культуру, а это значит — не получит работу.
Специалисты в области банковского дела, юриспруденции, служащие госструктур традиционно консервативны в одежде и поведении, что объясняется необходимостью внушить общественности уверенность в стабильности, основательности, каменной незыблемости своего дела.
Как-то я повстречала знакомого, с которым мы некогда были членами одной молодежной компании. Теперь это солидный немногословный человек, одетый в дорогой классический костюм. И когда я заговорила с ним как и прежде, запросто, он поставил меня на место: попросил обращаться на «вы» и по имени-отчеству и любезно предоставил визитную карточку. Взглянув на последнюю, я поняла, с кем имею дело: передо мной был адвокат, носитель корпоративной культуры своего клана.
Человек, обращающийся за помощью к юристам, рассчитывает прежде всего на надежность и гарантии. Поэтому кредо адвокатского бюро могло бы звучать так: «Клиенту — надежную защиту! Где бы он ни был, мы всегда поддержим его, потому что у нас работают профессионалы высокого класса, честные, нравственные, прекрасно знающие закон и с уважением относящиеся к правам любого вне зависимости от его национальности, пола, цвета кожи, места жительства…». Такая формулировка подчеркивает надежность, неспешность, уважение к человеку, оказавшемуся в неординарной ситуации.
Приходя в банк, мы хотим быть уверены, что здесь сохранят наши сбережения. Этому должно способствовать абсолютно все: внешность сотрудников, стиль их общения между собой и, главное, с клиентом, интерьер, — одним словом, фирменные стандарты, разработанные администрацией и коллективом.
О госструктурах и говорить нечего. Государственные служащие обязаны внушать уважение всей стране и всему миру. Однако наши депутаты выглядят отнюдь не блестяще. Остается только разводить руками, глядя на мохеровые кофты на шестидесятилетних женщинах и на пышные банты в их волосах, на расстегнутые пиджаки и короткие галстуки на мужчинах. А уж речи и манеры… Короче, имиджмейкеры отдыхают.
Сделаем вывод: корпоративная культура во многом зависит от сферы профессиональной деятельности фирмы. Творческая она или консервативно-классическая? Подвижная как ртуть или зиждется на каменном основании? Шоу-бизнес или банк? Физики или лирики?..
Instagram: @alexandr__zubarev