1. Знай врага в лицо, но имей зеркало!
2. Практикум
3. Ещё одна «скороварка для мысли»
4. Итоги и выигрыш проигравших
Чего мы хотим достичь? Чтобы наши слова и образы трогали струны внутри нам подобных и побуждали их приобретать то, что им, в общем, нужно. Иногда не очень нужно, но не помешает.
Что мы для этого имеем по ту и по эту сторону баррикад?
14 миллиардов нервных клеток в черепной коробке, благодаря премудрости Создателя или опытам природы (кому как удобнее себе это представлять) пребывающих в комфортной водной среде (96% воды и 4% нервной ткани по массе), спасающей от внешнего перегрева или от внутреннего трения между извилинами, когда ими приходится "пошевелить". Костей, чтобы их вывихнуть, там тоже вроде не обнаружено, а потому травматология и психиатрия довольно отдалённые медицинские специализации.
14 миллиардов нервных клеток мозга - это население и цивилизация планеты по имени homo sapiens. Сам мозг - вот собственно форма разумной жизни на нашей планете (о степени её разумности и дельфинах сегодня не будем. Маленький беспомощный космонавт в головной части корабля, который предназначен для обеспечения его жизни... прямо как осьминогоподобный марсианин в романе "Война миров" Г. Уэллса.
7 миллиардов человек - население Земли. Мир масштабируется в обе стороны. На слона можно смотреть в упор, а можно и с самолёта, просто смотреть при свете дня или сквозь стакан минералки. Мысли масштабируются тоже и видоизменяются в зависимости от точки и способа зрения. Вот и вся философия. Люди на Земле - это тоже клетки мозга, которые, как и в эмбрионе стремятся найти и занять своё место в системе. Это единый (в проекте) в масштабе Земли организм, уже сегодня стремящийся объединить свои мозговые ресурсы в сеть. Рано или поздно обмен мыслями будет происходить буквально «из мозга в мозг» быстро и без потерь.
Какие шаги на этом пути уже пройдены?
Сигнальные костры, пешие и конные гонцы, голубиная и авиапочта, телефон, спутниковый интернет. Сегодня это глобальная сеть, которая, однако, всё ещё передаёт мысли из мозга в мозг через крайне медлительные промежуточные ступени: мысль преобразуется в абстракции слов, мозжечок координирует движения пальцев, набивающих эти строки. Потом секунды электромагнитных колебаний и этот текст уже перед Вами. «Фантазия не по теме» - скажете Вы. Не совсем. Я хотел не пофантазировать, а донести вот какую мысль: Ваши знания, вся Ваша жизненная память, опыт, ощущения – пока Вы не знаете цены этому состоянию, оно для Вас неизбежный жизненный багаж в голове. Но если научиться к одной пришедшей на ум мысли присоединить цепочку синонимов, антонимов, ассоциаций, цифр, формул, то становится понятен механизм творчества. Чем гуще мозг, как Интернет, пересечен гиперссылками, тем больше точек зрения Вы сможете себе позволить.
«Карандаш»
Вот Вы и представили себе обычный (для Вас) карандаш. Он повис перед Вами в Вашем воображении, в воздухе в сантиметрах 15 ото лба, перед глазами или чуть поверх очков. Но Вы всё же точно не знаете, какой именно карандаш я имел ввиду: "Конструктор", "Кохинор", косметический карандаш или механический Pilot.
Попрактикуемся?
Не забывайте про карандаш.
- Дался ему этот нахронизм! - скажете Вы. Но если у Вас нет карандаша, то Вы ещё, не сегодня-завтра, остановитесь у витрины канцтоваров! Сейчас я изменю Ваше мнение о карандашах.
1. Зима. Ручка замёрзла. Аккумулятор в телефоне сел. Списать расписание на платформе нечем.
2. Лето. Жара. (Знаю, что уже догадываетесь «о чем там дальше в строке за скобкой»! :) Чернила потекли и испортили и день, и новую рубашку.
3. Вечер. Диван. "Какая классная мысль! Вот бы её рядом на полях черкнуть, чтобы не потерять связь с контекстом... Черт! Ручки в 21 веке все ещё вверх ногами не пишут, да и карандашом бы лучше. Книга всё же."
4. Вы забыли вкус полусгрызенного карандаша, которым написали в школе своё первое "Люблю" на клочке, оторванном от последней страницы тетради?
5. Ваш педантизм, привычка или склонность к ритуалам погребены под тяжелой стопой технического прогресса. А руки соскучились по мягкой податливости шестигранного дерева под самурайской остротой лезвия.
6. Вы так ни разу артистично и не воспользовались крохотным, изящным швейцарским перочинным ножом за 50 долларов.
7. Иногда Вы рисуете, когда размышляете... Прямо как Пушкин, но шариковая ручка не понимает эмоций, силы нажима... Ничего кроме ровной линии шириной 0,5 мм.
8. Вы не чувствуете себя готовым ко всему в этой жизни, если в дипломате пустует гнездо между Паркером и лазерной указкой.
9. У всех Паркеры, а Вы зато знаете, что специалисты из NASA потратили десятки тысяч на исследования по созданию ручки, пишущей в невесомости, а наши писали безотказными карандашами, которые могли бы писать и при температуре, близкой к той, при которой останавливается броуновское движение атомов. Что после этого надпись на часах "Выдерживают погружение на 200 метров"?!
10. Карандаш - родственник обгоревшей в костре ветки, которой 30000 лет назад был создан один из первых рисунков, а позже и первое рисованное письмо, и этот рисунок дошел до нас.
11. Инструменты письма, начиная со ассирийского стилуса, меняли принцип, прошли и гусиное перо, и стальное, и шарик, и капилляры и вернулись к стилусу от карманного компьютера Palm, на экране которого мы снова пишем интуитивно запоминаемыми и понятными иероглифами. А послушный уголь карандаша не изменялся и не изменял хозяину.
12. Каллиграфия - это искусство, традиция и религия.
13. Мой карандаш можно согнуть кольцом и он не сломается!
Вот уже и целых 13 пунктов! "Давай остановимся на этом волшебном числе!" ((c) к/ф "Чародеи")
Мы не собирались сегодня говорить о простых вещах. Нет! Мы будем говорить об ОЧЕНЬ простых вещах. Пойти, купить карандаш, изучить его… Требуется физическое усилие. Но можно заняться делом и не сходя с места.
Есть три способа думать.
1. Смотреть на предмет и думать.
2. Закрыть глаза, представить себе предмет и начать мысленную игру с ним.
3. Проанализировать доступную информацию и заняться ДРУГИМ ДЕЛОМ. Решение придёт позже, само: Мозг не перестанет работать над Вашей задачей незаметно для Вас до тех пор, пока предмет мысли не станет абсолютно неактуальным для Вас, безразличным, или пока не станет Вас. Но не будем о грустном!
Предлагаю закрыть глаза.
Лучше всего начинать «разгон мозгов» вечером, когда уже «У меня на плите нет никакого молока!»
Далеко позади лёгкий ужин, душ. Впереди мрак ночи и рассвет мысли. Вставляем любимый компакт-диск, надеваем наушники, делаем нераздражающую громкость, накрываем глаза мягкой тканью, пресекая доступ последних квантов света даже от светящихся табло электронных будильников. Кроме того, на уровне ощущений, осязания, эта ткань создаст Вам экран кинотеатра, на который Вы будете проецировать Ваши мысли. Есть одно, но обширное ограничение: музыка должна быть не только любимой, но и иметь богатую аранжировку, мелодию.
Это может быть и АББА, и Томас Андерс, и Жан Мишель Жарр, Металлика, ДиДюЛя (бесподобные гитарные композиции в арабском и испанском стиле), ранние записи Дмитрия Маликова и многое другое. Выбирайте!
Лягте на спину, руки свободно вдоль корпуса, мягкая подушка как профильный футляр поддерживает голову и ни одна мышца не напряжена. Через 10 минут Вы вообще забудете, что у Вас есть тело, почти исчезнет гравитация, а Ваше «Я» останется и сконцентрируется только в пространстве между левым и правым каналами наушников.
Погрузитесь в мир звуков и перед Вами всплывёт такой ряд кадров из всего, что Вы когда-либо видели, что клипы самых известных поп-звёзд померкнут перед фантазийностью Вашего собственного восприятия. И не судите строго большинство телевизионных творений: им просто ещё лет сто «не светит» точно отобразить на реальном экране все свои задумки чисто по техническим причинам (Збигнев Рыбчинский). Начните с самого простого: человек всегда знает как согнуты пальцы на его руке, хотя не смотрит на неё. Представьте (только представьте!) себе свою руку, мысленно изобразите себе несколько движений, соответствующих ритму и рисунку мелодии. Вот и первый образ. Позже, обычно без особого труда удаётся отстроиться от навязчивого желания банально представлять себя едущим под хорошую музыку в «крутой тачке», летать, падать, петь со сцены перед бушующим стадионом поклонников. Не надо уходить от этого совсем, но это не основное. Голоса инструментов, национальная окраска мелодии, спецэффекты сами подскажут то, что Вам суждено увидеть и пережить. Ваша магия в этом мире всевластна.
«Так это так просто и многие этим заниМАЮТСЯ! Тоже мне первооткрыватель!» - вновь скажете Вы! А я и не борюсь за памятник «себе любимому и просветлённому».
Смысл вот в чем: ритм и «рисунок» музыки увлекает, гипнотизирует и не даёт остановиться мысли. Сколько раз в жизни Вы видели людей, которые начинают отвечать на любой вопрос с протяжного «Эээээээ… Ну Вы знаете… я полагааааю…» Вот с эти мы и будем бороться.
Снимая этот и подобные барьеры с мысли, мы не становимся хуже, развязаннее (в смысле «распоясаннее»), а только учимся быстрее и многограннее мыслить.
Вот тогда-то мир и начинает сверкать всем богатством красок! Не от рождения люди способны к мгновенным, нестандартным интерпретациям. Вот читаем вопрос в конференции:
«Если бы Вы были бессмертны, как бы Вы проводили время?»
Ему отвечают:
«Если Вы бессмертны, значит время Вы уже ПРОВЕЛИ!»
Самое время материализовать наши желанные карандаши в графике:
конный рыЦАРЬ с карандашом наперевес, легендарная «катюша», заряженная карандашами, самурай, в позе удара рукой, показывает нам внутреннюю сторону ладони с шестигранным символом и черной точной посередине (вид карандаша с торца), нож и шестигранная колбаса, нарезаемая ломтиками…
И самое время материализовать наши желанные карандаши в звуке:
Сочиняйте слоганы только глядя на товар или на полученные постеры (из массива готовых слоганов годные для ВАШЕЙ целевой аудитории отберёте потом!):
Заточено «на славу»!
АРТподготовка
Хрупкость в умелых руках.
Ну и на видео, для коллекции, хотя карандашами очень трудно окупить телерекламу:
Плотники делают сруб дома из гигантских карандашей. Дед в ушанке и с самокруткой из обычной избы комментирует «Большим людям подавай всё натуральное»
На моих ошибках, чужих для Вас ошибках, доказано:
1. Когда я снова создам нечто подобное или даже лучшее? Может и не скоро, если тщетно искать грань, разделяющую искусство и ремесло. Гончар владеет техникой работы с глиной и производит любые предметы из глины, и Айвазовский владеет техникой акварели и воспроизводит любые морские пейзажи. Гончар может вылепить трубку для курения, а Айвазовский может написать сельский пейзаж. О «похожих» анекдотах уже подумали? Копите приёмы мышления, а не удачные наброски.
2. Важнее всего направление творчества, а с целевой аудиторией разберётесь потом «что из придуманного им будет понятно».
3. СТЕРЕОТИПЫ – ТЮРЬМА МЫСЛИ. В пределах инстинкта самосохранения стереотипы надо гнать из головы!
4. Если Вас победил конкурент, то Ваш выигрыш – приобретённый опыт. Нельзя победить, не открыв карты. Радуйтесь и поражениям!
P.S. Когда статья была написана...
...я пошел на кухню подкрепиться бутербродом да выпить чаю... В свете фонаря у соседнего дома падал снег, а перед моим окном ветер, причудливо завихрившись, дул вверх. И снег падал снизу вверх. Волшебное зрелище, и, кроме того, кажется ещё никем не обыгранное в ролике.
Итак: За лёгкость мысли и чтобы наши творения нравились и нам самим!
Герасимов М.Н.
Instagram: @alexandr__zubarev