Каждому из нас случалось проводить или проходить кошмарные собеседования. Чтобы ступить на тропу просвещения и выяснить, как правильно вести себя на интервью, попробуйте узнать себя в одном из нижеприведенных типов:
Боязнь предварительной подготовки
Если вы подвержены этому страху, вы приходите на собеседование, не прочитав резюме и сопроводительное письмо и ничего не зная о кандидате. Вы задаете общие вопросы о его жизни, типа: «Расскажите о себе». Без предварительной подготовки вы обрекаете себя на искусственные вопросы и теряете возможность больше узнать о кандидате. Не планируя интервью заранее, вы показываете ему, что собеседование не интересует вас и вы не готовы тратить на кандидата время.
Разговорчивый малый
Вместо того, чтобы задавать продуманные и провокационные вопросы, на протяжении всего собеседования вы говорите о себе. Такое интервью ни к чему не приведет: вы показываете, что интересуетесь только собой и не пытаетесь нормально вести собеседование. В конце концов вы ничего не узнаете о кандидате, а вот он о вас узнает слишком много.
Нервный тип или миротворец
Некоторые руководители чувствуют себя неловко, когда им приходится спорить с кандидатами. Есть миротворцы, которые боятся расстроить или рассердить кандидата и стремятся сгладить все острые углы на собеседовании. Это люди, которые не уверены в себе и часто много говорят, чтобы заполнить паузы в разговоре. Проходить собеседования с ними трудно, потому что они больше прислушиваются к собственным эмоциям и реакциям кандидата, чем к тому, что нужно для работы. Если вы такой, постарайтесь отстраниться от ситуации и смотреть на вещи объективно. Ваша нервозность может быть заразной.
Работать здесь трудно, почти невыносимо
Некоторые думают, что на собеседовании нужно быть жестким и грозным и описывать работу в компании в самых мрачных красках. Цель этого – отпугнуть робких кандидатов и привлечь активных. Но действуя таким образом, вы можете потерять по-настоящему квалифицированных соискателей. Говоря о компании и вакансии, которую вы предлагаете, постарайтесь нарисовать реалистическую картину, сделав акцент на ее плюсах. Запугивание не приводит к хорошим результатам.
Пессимист и скептик
Иногда руководители предпочитают задавать кандидату провокационные вопросы, стремясь «поймать» их на чем-нибудь и заставить отчаянно защищаться. Это не слишком хороший способ получить информацию о соискателе и продать ему вакансию: вынуждая человека защищаться, вы заставляете его нервничать. Попытайтесь сбавить обороты и дать кандидату расслабиться.
Хочу нанять... самого себя!
Многие хотят работать со своим «братом-близнецом» – это распространенная ловушка. Легче всего общаться с человеком, который думает и действует так же, как вы. Однако нанимая похожих людей, вы можете навредить бизнесу: разнообразие делает любую компанию более гибкой. Помните, что, нанимая своего «близнеца», вы берете на работу не только свои достоинства, но и свои недостатки. Хуже микро-менеджера, помешанного на контроле, может быть только целый отдел таких микро-менеджеров. Избавьтесь от желания нанять самого себя и стремитесь к разнообразию.
Сторонник спонтанных решений
Такой человек формирует свое мнение о кандидате в первый же момент и принимает решение, основываясь на первом впечатлении. Это несправедливо. Может, вы хотите нанять самого себя, или вам не нравятся ботинки соискателя или его одеколон. Помните: не стоит судить о людях поверхностно; многие руководители теряли отличных кандидатов, потому что делали слишком поспешные выводы. Каждому кандидату надо уделить максимум внимания и задать максимум вопросов, каким бы ни было ваше первое впечатление.
Слишком опытный ловкач
Ловкач – это тот, кто проводил слишком много собеседований в своей жизни и уже устал от этого. Он знает вопросы, на которые трудно ответить, и задает их, чтобы «завалить» кандидата. Излюбленный вопрос: «Как вы готовились к собеседованию?» Такому человеку важнее выяснить, готов ли кандидат к интервью, и поймать его на слове, чем понять, каковы его навыки и таланты. Конечно, если соискатель не подготовился к собеседованию, это свидетельствует о том, что у него низкая мотивация и нет интереса к работе в вашей компании. И все же любой опытный руководитель скажет вам, что приходя на собеседование с желанием «потопить» человека, вы обычно получаете то, чего хотите.
Лесли Уитт
Instagram: @alexandr__zubarev