Не мною подмечено – в Северной Америке не жалуются на жизнь, на судьбу. Человек не вешает груз своих проблем на чужие плечи. Я как-то на работе на вопрос “How are you today?” ответил “Extremely bad”. Надо было видеть лицо собеседника. Он просто не знал что делать и что сказать. Я объявил, что пошутил и сказал «все вы тут все время говорите - OK. Дай думаю, скажу что мне плохо». Потом мы довольно весело над этим посмеялись. Часто приходится слышать мнения и жалобы: мы умные, мы хорошие специалисты, но мы не востребованы. Мы приехали, а правительство Канады не предоставило нам рабочие места.
Добро пожаловать в капиталистическую экономику! Побеждает сильнейший.
В «правительстве» довольно правильно считают, если человек умный и энергичный – то разберется что к чему и найдет свое место под солнцем. Если не найдет – то такой вроде как и не нужен здешней системе. В конце концов эмиграция – это всегда тяжелое испытание для первого поколения переселенцев. Вспомните хотя бы И.Сикорского. Первые годы в США дались ему очень непросто.
В Канаде официальная безработица сейчас на уровне 6-7%. И это официальные цифры. Реальная безработица в 1.5- 2 раза выше. То есть в любой компании, где есть хотя бы 10 человек, с большой вероятностью может быть 1-2 безработных.
Причем в высокооплачиваемых областях конкуренция очень высокая. Они под давлением снизу. Многие, особенно молодежь стремятся выбраться с неквалифицированных работ «наверх». Я как-то слышал в метро взволнованный разговор двух молодых ребят. Что их товарищ, такой-то такой-то, работал за 7 долларов в Burger King. После того как сдал на MCSE - he is making 40 K in a year!
Многие фирмы сознательно избегают «только что прибывших» – ставят барьер – 3 года канадского опыта. Понять их можно. Хозяева фирмы платит деньги и не хотят рисковать. Я могу по своему опыту сказать, что в многонациональном коллективе, работать с людьми с канадским опытом гораздо легче.
А нам приехавшим, приходится прикладывать экстраординарные усилия чтобы преодолеть этот первый барьер – первая работа по специальности.
Бег с барьерами – это довольно точная аналогия для IT профессионала в Северной Америке. Для тех кто не знаком с аббревиатурой IT – Information Technology. «Специалист по компьютерам». Надо действительно все время бежать. И периодически прыгать через барьеры – устраиваться на новую работу или открывать новую компанию, новый проект.
Технологии и версии продуктов сыплются как из рога изобилия. Только казалось появилось семейство так называемых Visual продуктов, как выстрелили HTML, Потом DHTML, Java, JavaScript, ASP, OLE, СOM, ActiveX, CORBA.
Сейчас наступил новый виток гонки вооружений – интернетизация + вэбификация всей страны. Microsoft вдруг обнаружила, что ее казалось бы навечно завоеванный рынок Desktop Computers – вдруг уплывает. Кто знает и кому интересно, какой сервер и какая платформа оправила на ваш компьютер HTML интерфейс? И вдруг пророческим оказался девиз SUN – Computer is Network.
Но за майкрософтом – не заржавеет – получите .Net. Sun уже ответил J2EE и обещает проект One.
Отголоски этих сражений небожителей постоянно досаждают «пролетариям умственного труда». Кто интересовался объявлениями работы в интернете по компьютерным специальностям – видел объявления рекрутеров, где перечисляется добрый десяток требуемых технологий. На первый взгляд – совершенный бред. Человек, который владеет ими всеми - стоит миллион долларов в год.
Мой канадский знакомый на мой недоуменный вопрос сказал – Take it easy, just apply.
Я следую простому, много раз описанному, рецепту при поиске работы – как можно больше контактов с людьми (рекрутеры, знакомые, знакомые знакомых) и стараюсь разослать как можно больше резюме. Есть даже общая статистика – на 100 разосланных – 10 ответов, 2 интервью. У меня она правда несколько лучше.
Даже работая, раз в месяц или в раз в два месяца я стараюсь попасть на интервью. Просто для тренировки. Просто чтобы не забыть как это делается и чувствовать пульс рынка. Удовольствие это обычно ниже среднего.
Нужна некоторая психологическая подготовка. Потому что ты уже знаешь, что это барьер. Что на тебе какой-нибудь human resource manager может проверять последнюю вычитанную методику. Но это условия игры. Как в хороших компьютерных играх фирмы Sierra – перед дверями или воротами куда-нибудь стоит какой нибудь goon или goblin.
Как правило, тебя пытаются экзаменовать. Что с настоящим программированием не имеет ничего общего. Причем уровень экзаменующих достаточно невысокий. Даже по их вопросам видно, что они сами плохо понимают о чем спрашивают. И тут ты оказываешься в щекотливом положении. Надо ответит так, чтобы человека не обидеть.
Несмотря на все неприятные ощущения, полезной информации от такого похода очень много. Узнаешь достаточно много о фирме, что они делают, какие технологии используют.
Интересно, что тогда, когда я получал job offer, меня никто не пытал. Просто я рассказывал где работал и что делал. Специалист специалиста всегда распознает. И в конце этих интервью меня спрашивали, когда я могу приступить... .
Первый раз мне про такой эффект рассказал мой знакомый авиационный инженер из Югославии. Когда приехал в Канаду - ходил без работы год, как проклятый. Везде от ворот поворот. И вдруг в одном фирме - говорим как на одном языке. Знаешь это? Знаю. Как делать? Вот так. – Все, принят. Это говорит, как будто я дождался своей электрички.
Другой мой русский знакомый жаловался - сегодня был на интервью и опять попал на придурка.
-Я ему сказал - «это не твоя электричка была».
- ???
Когда я ему объяснил, что к чему. Вопрос был задан такой. «А здесь мои электрички вообще ходят?»
Здесь, конечно, иногда происходят удивительные вещи. Я знаю истории программистов с опытом, которые не смогли устроится по специальности и пошли на стройки. А их жены за 2 года с нуля осваивали какую-нибудь технологию и устраивались и работали.
Только, господа. Не надо обижаться на страну. Постарайтесь понять, почему так происходит, если, конечно, есть настоящий интеллект. А не декларируемый.
Григорий Федоров
Instagram: @alexandr__zubarev