Проблемы создают стресс для бизнесмена, если эти проблемы достаточно важные для него, а решение ищется-ищется, да не находится. Это такая же очевидная истина, как «зимой без штанов холодно» или «в кипятке можно свариться».Бизнесмен высокого полёта чувствует, что компания не расширяется нужными темпами. Он приглашает консультанта, чтобы подтянуть гайки тут и там, «перебрать движок», «прокачать» контору на эффективность и т.д. И, если консультант знает своё дело, он может сам стать неразрешимой проблемой для того, кто находится рядом с бизнесменом и стремиться (втихаря) перетянуть одеяло на свою сторону.
Кругом, короче, проблемы.
В этой статье я бы хотел рассказать вам о том, откуда вообще берутся неразрешимые проблемы в бизнесе. Нужно великолепно понимать анатомию проблем, чтобы уметь вызывать их исчезновение.
А проблем у людей великое множество. И неспроста. Расскажу вам об этом поподробнее. Если у кого-то из вас вообще нет неразрешимых проблем — вы можете дальше не читать, почитайте что-нибудь другое. Более позитивное.
Начну с истории вопроса. Л. Рон Хаббард разработал очень интересную философию игр. И он был тем самым человеком, который первым обнаружил связь игр и проблем.
Кстати, когда я завожу речь об играх, люди часто вспоминают разные клише: весь мир театр, вся жизнь — игра, и т.д. Или морщат лоб и говорят: «А-а, это что-то из психологии, Эрик Берн...». Для справки: Рон Хаббард разработал свою философию игр и опубликовал на «Конгрессе Игр» в 56-м году, за восемь лет до выхода книги Берна «Игры в которые играют люди». Эта философия не просто была первым завершенным исследованием жизни как игры, но и содержала в себе (и по сей день содержит) мощнейшие практические шаги, позволяющие человеку жить полноценно, достигать выдающихся результатов и испытывать самое настоящее счастье от наполненного глубоким смыслом существования.
Я подробно изучил обе упомянутые философии, и вот мой вывод (любой из вас может его сделать самостоятельно): ничего общего между ними, кроме одного слова в названии, нет. Психиатр и психолог Берн старается классифицировать при помощи аналогии с ролевыми играми различные способы того, как именно люди отклоняются от рациональности в сторону безумия, и при этом даёт очень туманный намёк на «сложнейшую» технологию анализа и налаживания межличностных отношений, которая (если применить её на практике) сводится к элементарным манерам и вежливости. Профессиональный же писатель, путешественник, философ и администратор Хаббард, пользуясь технологией научного анализа, которую он изучал на факультете ядерной физики, представляет ряд строго научных исследований, обобщающих всю человеческую деятельность с точки зрения компонентов игры и законов игр, которые он открыл, «лично изучив 21 примитивную народность, включая белую расу». Научный подход физика сдобрен таким тонким юмором, что искушенный читатель получит подлинное удовольствие.
Но давайте поговорим об играх и о проблемах. Анатомия проблемы проста – намерение против намерения.
К примеру, ребёнок хочет игрушку. Он просит родителей её купить, но игрушка дорогая, и мама отказывает малышу. Ребёнок не прекращает хотеть игрушку, но не имеет её, так как столкнулся с противоположным намерением мамы. Он достаточно сильно хочет получить игрушку, поэтому проблема остаётся. Если бы он расхотел – никакой проблемы бы не осталось, не так ли? Вопрос решен: покупка не состоялась. Если бы он нашёл другой способ получить желаемое — тоже. Но проблема остаётся нерешённой только лишь в том случае, если и намерение и противоположное намерение достаточно сильны, чтобы продолжать существовать вместе. Ситуация требует решения, но решения быть не может.
Именно эта ситуация приводит к ранней седине многих бизнесменов и чиновников. Только игрушки, как правило, чуть более дорогие.
Теперь давайте рассмотрим игру. Неотъемлемый компонент игры — противник. Можно конечно играть в шахматы самому с собой, но вряд ли это очень интересно, если вы сражаетесь за призовое место.
Футболисты выходят на поле. Но на поле нет никакой команды противников. Либо игра не состоится, либо парни разделяться на две команды и сыграют. В игре должен быть противник. Играть с пустыми воротами скучно.
Так что в игре есть как минимум два противника. Есть намерение и противоположное намерение, не так ли? Понимаете, к чему я клоню? Анатомия игры и анатомия проблемы одинакова.
Может ли игра превратиться в проблему? Представьте себе спортсмена, который вышел на площадку с намерением обыграть противника. Если он не принимает результаты соревнований слишком близко к сердцу, если его дух игры ещё не погиб в требовательных «давай, ты обязан, если ты его не сделаешь, ты вылетишь из клуба», он может просто ухмыльнуться и играть. Никакой излишней серьёзности, понимаете меня? Он может выиграть или проиграть, что зависит от его квалификации. И он не повесится и не утопится в водке после проигрыша.
А вот другой участник соревнований. Он понимает, что эти игры — его последний шанс, понимаете? Он знает, что если не выиграет, то всё! И при этом он очень-очень хорошо осознаёт, насколько серьёзен его противник, насколько он силён и опытен. Этот спортсмен знает, что шансов мало. Но желание выиграть уже не просто желание - это производственная необходимость... Это уже проблема, не так ли? Это уже не игра.
И вот одно из интереснейших наблюдений: каждая проблема была когда-то просто игрой, которая потом стала слишком серьёзной. Серьёзной — значит угрожающей.
То есть вопрос лишь в отношении. Однако, судя по всему, изменить отношение не всегда легко.
Хаббард сформулировал множество способов разрешения проблем и методов выхода из игр, в которых вы уже не хотите участвовать. Я не собираюсь перечислять их все на следующих ста страницах моей статьи, расскажу лишь об одном.
Закон, касающийся игр, гласит: для того, чтобы игра была игрой, требуется некоторое притворство. Девиз состояния, которое называется «дух игры»: давайте притворимся! И действительно, вы не найдёте ни одной игры, в которой бы игроки не играли какую-то роль. И чем лучше получилось притворство, тем больше кайфа и драйва!
С этим связан один закон, касающийся неразрешимых проблем: для того, чтобы проблема продолжала существовать, она должна содержать в себе ложь. Ведь любая проблема — это «опустившаяся» игра. А ложь — это просто искажение. Притворство в игре можно было бы назвать ложью. Это как бы «всем известная ложь». Как у актёра на сцене.
Человек любит игры, даже серьёзные дядьки. Именно поэтому проблемы буквально окутывают самых сильных из нас.
Почему человек не может решить свои проблемы? Он не может распознать ложь, которая в них содержится, чтобы выйти из игры. Почему он не может распознать ложь? Потому что привык к ней настолько, что не отличает её от истины.
Что такое истина? Можно долгими зимними вечерами обсуждать это за чашкой кофе в философическом кружке. Но истина — это просто факты, которые мы видели, и в наблюдении которых мы имеем мужество признаться. «Я видел это!». Вот вы и приблизились к истине. Однако это не так просто сделать в отношении сложных проблем, как может показаться на первый взгляд. Большинство людей слишком сильно погрязли в искажениях. И уже не способны глядеть на что-то и видеть то, что они видят.
Я как-то смотрел на лицо своего заместителя. И думал: милая, красивая девушка (это было в конце 90-х). Котёнка не обидит. Мне казалось, что я вижу именно это, хотя я видел просто черты лица и улыбку. Это и называется — не видеть очевидного. А очевидным была плюс ко всему её непродуктивность и неспособность обучаться, вкупе с низким коэффициентом интеллекта. И где были мои глаза, когда я выбирал себе зама?
Потом эта «очаровашка» чуть не развалила мне всю работу. Она отвечала за кадры и постоянно обвиняла меня, что в кадровой области бардак! Пришлось уволить (статистика дохода компании тут же выросла в пять раз). Она устроилась в одну очень уважаемую мной контору, в которой быстро получила руководящий пост. Я было подумал — зря плохо думал о человеке, может сам чего не так сделал... Однако девушка быстро развалила работу и на новом посту, вышла замуж за одного из перспективных специалистов компании и ушла из организации вместе с мужем, оставив высшее руководство в недоумении, где же были их глаза во время рекрутинга.
Неспособность смотреть и видеть создаёт проблемы, а берёт начало в играх. Ведь если в игре называть все вещи своими именами, игры не получится и всем станет грустно.
Будучи полностью погруженным в проблему, практически невозможно найти приемлемое решение. Как образно выразился один из моих друзей, «когда голова в помойном ведре, а ты пытаешься найти решение, то ищешь только среди того, что вокруг тебя». Нужно быть способным отстраниться от проблемы, «вынуть голову из помойки», чтобы глядеть чуть шире. Если отнестись к проблеме, как к игре, можно разделить её на компоненты, найти ложь и, после этого, найти хорошее решение.
Есть масса видов помощи для людей, которые хотят обрести описанную точку зрения на проблемы. Они идут по порядку от простого к сложному. Простые решения быстры и недороги, те, которые посложнее требуют больше временных и финансовых затрат. Но могу гарантировать — ситуация полностью решаема, любой из вас может обрести более высокие чем сейчас способности в этой области, было бы желание.
Образование — один из недорогих шагов. Кому-то может просто помочь моя статья. Если так произойдёт, напишите мне, пожалуйста. Я очень люблю получать такие письма, и рад, что последнее время их поток увеличился.
Instagram: @alexandr__zubarev