Причины перехода к новым формам обученияЭкономика прошлого века была ориентирована на копирование образца. Сделать каждую следующую пару ботинок (копию) было почти также трудно, как сделать первую - образец. Соответственно, ценились люди, способные воспроизводить действия, которым их научили. Соответственно, и школа стремилась поставлять тех, кто был способен осваивать и выполнять шаблонную работу.
В наше время копирование образца может практически ничего не стоить: создать и раскрутить Windows – миллиарды долларов, скопировать диск – несколько центов. Создать процессор и наладить производство - дорого, растиражировать - копейки. И даже построить дом физически малозатратно: тут договариваться сложно, а не строить.
Проблема сегодняшнего дня - создать что-то новое и, главное, продать. Сложно разработать новый продукт - чтобы был и функциональным и удобным, еще сложнее объяснить потребителю, что именно этот продукт ему нужен…
Соответственно, теперь ценятся личности, способные творить и мотивировать, и не ценятся те, кто умеет выполнять рутинные действия по заданному шаблону. Соответственно, и начальная школа интуитивно это чувствует и меняет свои приоритеты. Шаг вперед – два шага назад
И вот мы начинаем учить детей решать нестандартные задачи, и переходим на новые методики. Вот мы начинаем учить детей самостоятельно находить и решать проблемы.
Мы даем образцовые уроки по проблемному обучению, и показываем, как классно занимаются наши ученики. Но сами подчас начинаем замечать, что не всё так благополучно, как нам хотелось бы, что в чем-то, быть может, в очень существенном, мы сделали два шага назад.
Ухудшение дисциплины в классе, ухудшение почерка, снижение грамотности, – увы, это наблюдается подчас. И это не случайно – это прямое следствие пересмотра приоритетов, недооценки того, чего нельзя недооценивать.
Какие новые ошибки мы начали делать? Как совместить преимущества нового и классического подходов?
Наша статья ни в коем случае не о том, что не надо делать шаг вперед - она о том, как, делая шаг вперед, не сделать два шага назад! Очевидные преимущества проблемного обучения
Детей учат находить проблемы и их решать. Это развивает способности к нестандартному мышлению и творчеству. Интерес на занятиях держит внимание, и, когда занятия интересны, дети меньше устают. Достоинства классического обучения
В вопросе формирования творческого человека, нужно помнить, что и базовые умения для творческой личности совершенно необходимы. Это фундамент. Нет фундамента – не будет архитектурного шедевра. Что есть базовые умения?
Это умение читать, писать красиво и грамотно, соблюдать режим (отступы, абзацы), пересказывать, считать, слушать, не перебивать, не отвлекаться, не ёрзать на стуле, держать внимание на рутинной работе, работать самостоятельно, выполнять задания, отвечать за свою работу, и так далее…
Эти умения не приходят сами собой. Внимание учителя всегда должно отслеживать, всё ли с этими умениями в порядке у ученика. И работать надо в первую очередь над ними, во вторую - над творческими сверхспособностями. Уровни работы
(1) Раппорт с собой (со своим конструктивом)
(2) Раппорт с учениками
(3) Мотивирование
(4) Постановка правильных движений
(5) Наработка навыков
(6) Творческая работа, умение ставить и решать проблемы… (1) Раппорт с собой (со своим конструктивом)
Раппорт - контакт, на подобие того, что возникает между гипнотизером и гипнотизируемым: взаимонастроенность, синхронность, когда ведущий и ведомый становятся единым целым.
Нужно иметь образ хорошей работы. Нужна настроенность на этот образ. Нужно установить раппорт с Мастером в себе. Сначала нужно настроить себя, чтобы потом можно было настроить других.
Мы будем следовать оптимистической гипотезе (гипотезе Мастера): дети не хуже, чем были когда-то, и с нами всё в порядке. Если что-то идет не так, значит ошибка не в учениках и не в учителе, а в подходе. Надо увидеть проблему и найти ее решение. Проблем не так много, их все можно формально описать, и к ним можно подобрать стандартные способы решения, которые подойдут всем педагогам, а не только особо продвинутым. Решение - это ключ, которым можно открывать двери без усилий - что не пойдет легко, не пойдет вообще. (2) Раппорт с учениками
Внутренняя уверенность и позитивный настрой транслируются вовне. Со всем положительным в классе создаем раппорт. Отрицательное - ждем, пока успокоится. Вовлекаем учеников… Учитель - одно целое с коллективом. Нарушители не на стороне коллектива против учителя, а против коллектива и учителя - и задача учителя сделать так, чтобы ученики воспринимали ситуацию именно так.
Чтобы построить раппорт с учениками, нужно иметь внутренний раппорт с собственным конструктивом, то есть, на втором уровне будет порядок только при условии, что он есть на первом уровне. (3) Мотивирование
Мотивирование возможно только тогда, когда построен положительный раппорт, то есть, всё в порядке с уровнем 2.
В процессе работы, детям надо объяснять, что и зачем им понадобится в жизни. Настраивать и на освоение конкретных навыков, настраивать и на освоение управления собой.
Необходимо, чтобы ученики понимали:
Важность самодисциплины.
Важность оформления работы и важность качественного интерфейса вообще, потому что это понадобится в работе с клиентами, инвесторами, менеджерами и так далее.
Важность поиска оптимальных движений (как аппликатура в музыке или слепой печати).
Важность наработки оптимальных движений.
Самая нудная работа - это самая творческая работа, потому что это работа над собой - это программирование себя.
Мотивация - это, конечно, не единственный способ поддержания дисциплины - переборы с мотиваций также не желательны. Малыши неплохо работают в поле, созданном учителем: им сказали - они делают, и «зачем» их мало интересует. Но внешнее поле - это явление временное, и надо научить детей создавать собственное поле - то есть, научить волевому поведению. И понимание, что и зачем осваивается, тут лишним не окажется.
Мотивация - это не только «хорошо учиться, чтобы поступить в институт». Дети должны понимать, зачем им нужен этот конкретный навык.
Спросите детей, а зачем нужно писать грамотно? Что они ответят? Чтобы двойку не поставили? Есть ведь и иные мотивы. Если дети не видят, что эти навыки им будут очень даже нужны по жизни, то класса с третьего они почувствуют, что обучение - это насилие и вписывание во враждебную бессмысленную систему, наподобие солдатской муштры.
Кстати, забегая вперед на шестой уровень, - вопросы типа «зачем нужно писать грамотно?» - это интереснейшие проблемы. Пусть ученики сами попробуют дать на них ответ. (4) Постановка правильных движений
Если что-то у ученика не получается, дело, скорее всего, не в том, что он плохой, а в том, что он использует неправильные алгоритмы в работе. Итак, нужно дать правильный алгоритм, чтобы закрепить его путем многократных повторений, но наработка - это уже пятый уровень.
Вот примеры использования учениками неправильных алгоритмов:
Ребенок пишет неровно. В чем дело? Видим, что для него один крючок - это не одно движение, и что он останавливается посередине крючка, чтобы посмотреть, что делать дальше. Объясняем ему, что приостанавливаться можно перед написанием следующего крючка, чтобы посмотреть, где крючок должен закончиться, но что один крючок - это одно движение, как взмах качелей
Диктуем: «сэ-кэ-лэ точка». Ученик пишет «ск. л». Почему он так пишет? Потому что тупой? Нет, просто он воспринимает исключительно на слух, и ему трудно не запутаться (у него сильная близорукость, кстати). У него нет понимания, что «скл» - это склонение, и что точка ставится после сокращений, но зато у него есть страх сделать ошибку и ощущение вечной путаницы в голове. И ошибка, конечно, делается. Нашему ребенку надо показать, что вещи можно не только слышать, но и понимать. Ребенок должен уметь работать во всех 4 «субмодальностях» - то есть, во всех четырех измерениях: аудио, видео, кинестетика, понимание. Если он пытается выполнять любую работу, оставаясь в одном только измерении - используя только одну свою ведущую «субмодальность» (как сказали бы психологи от Нейролингвистического Программирования, НЛП), у него будут проблемы.(5) Наработка навыков
Пятый уровень - это многократные повторения правильного движения. Повторение - мать учения, но только в том случае, если каждый следующий раз движения выполняются лучше, ровнее, увереннее, чем в прошлый раз. Скорость сама придет со временем.
Если работа идет правильно, то процесс выполнения задания и процесс развития способностей становятся единым целым. Если неправильно, то дети выполняют задание, а процесс развития способностей идет сам по себе, как ему хочется. А, может быть, вообще не идет. (6) Творческая работа, умение ставить и решать проблемы…
Этот уровень сейчас очень неплохо разрабатывается. Если бы только мы не забывали, что научиться усаживать себя за рутину - это тоже проблема, и одна из самых интересных.
Итак, внимание номер один – к базовым навыкам, перечисленным выше. Постановка и решение проблем – это почти факультатив. Проблемы шестого уровня Импринтинг (запечатление долгого пути)
Тут, на шестом уровне (как и на любом другом уровне), есть свои подводные камни. Учитель может спросить: зачем мне объяснять за тридцать минут через постановку проблем то, что можно объяснить за две минуты напрямую? Ведь ученики, особенно слабые, могут запомнить проблему, а не решение, просто потому, что первое запоминается сильнее и навсегда (импринтинг, как у цыплят в первый раз увидевших свою маму). Ребенок запоминает путаницу в голове, а не ответ на вопрос. И, в худшем случае в голове останется только путаница, а в лучшем случае, мышление будет повторять долгий путь, а не идти по прямому, и не так просто будет потом этот путь спрямить. То есть, работая на шестом уровне, мы можем разладить четвертый (постановки правильных движений). Противоестественность двух путей сразу, когда есть короткий путь
Открывать велосипед самостоятельно не очень хочется, когда знаешь, что он уже открыт. Задача - это одно, метазадача - это другое. Если нужно разобраться в использовании скобок, то и заниматься желательно скобками, а не решением метазадачи: как решали древние люди проблему упорядочения действий, когда у них не было скобок. Естественно делать одно дело - разбираться со скобками, а не два дела сразу - и разбираться со скобками и разбираться с тем, как древние люди должны были прийти к скобкам. Разобрались со скобками - можно и сказку про древних придумать. Работают только сильные
Мы можем получить ситуацию, когда в классе работают только сильные ученики, а слабые только запутываются. КВН
Перевести обучение в режим КВН может быть не очень просто - еще сложнее вернуть класс к самостоятельной работе. Переход от КВН к рутинной работе может бессознательно восприниматься как насилие над психикой (потому что так оно и есть). Попытка делать быстро то, что требует времени
Творческий процесс - это процесс, требующий времени. Попытка делать быстро то, что требует времени, - это попытка работать в противоестественном темпе. Как это всегда и бывает, кто пробует двигаться со скоростью более быстрой, чем его естественная скорость, у того происходит снижение естественной скорости. А кто двигается не торопясь, у того его естественная скорость растет. Невозможно опросить всех
Попытка выслушать всех обречена на неудачу. Если мы только делаем вид, что выслушали всех, то это и того хуже. Если ученик предлагает свое решение, то выслушать - это не кивнуть и сказать «хорошо» - это отнестись с полным вниманием. А реальное внимание - это то, что требует времени. Вопрос, который напрашивается
Может не всегда надо ставить проблемы в момент объяснения новой темы? В заключение
Всё, сказанное выше, относится не только к преподаванию в младшей школе, но ко всякому конструктивному общению. Потому, анализируя свое общение, всегда стоит спросить себя, а как у меня обстоят дела с каждым конкретным уровнем.
Раньше образование почти никогда не выходило на шестой уровень, и как результат, мы видим, что на шестом уровне люди практически не общаются друг с другом: не умеют выходить на проблемы и их решать, но умеют только применять наработанные навыки. Между тем, шестой уровень - самый интересный. Он самый интересный, но с ним не всё так просто.
Шальнов Илья Вячеславович
Instagram: @alexandr__zubarev